Научная статья на тему 'О современном образе преподавателя физической культуры'

О современном образе преподавателя физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
IMAGE / TEACHER / PHYSICAL CULTURE / HEALTHY LIFESTYLE / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Наталья Викторовна, Кремнева Виктория Николаевна

В данной работе мы говорим о требованиях, которые в конечном итоге создают представление о имидже преподавателя физической культуры в глазах обучающихся. Цель нашей работы определить, какими внешними и внутренними личностными качествами должен обладать современный преподаватель физической культуры.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this paper we are talking about requirements that ultimately create an idea of the image of a teacher of physical culture in the eyes of students. The purpose of our work is to determine what external and internal personal qualities a modern teacher of physical culture should possess.

Текст научной работы на тему «О современном образе преподавателя физической культуры»

УДК 378.12

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Соловьева Наталья Викторовна, старший преподаватель кафедры физической культуры Петрозаводский государственный университет,

г. Петрозаводск, e - mail: natalya-soloveva@mail. ru Кремнева Виктория Николаевна, кандидат педагогических наук, Петрозаводский государственный университет, e - mail: kremnevavictoria8@gmail.com

О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Аннотация: В данной работе мы говорим о требованиях, которые в конечном итоге создают представление о имидже преподавателя физической культуры в глазах обучающихся. Цель нашей работы - определить, какими внешними и внутренними личностными качествами должен обладать современный преподаватель физической культуры.

Ключевые слова: имидж, педагог, физическая культура, здоровый образ жизни, обучающийся.

Annotation: In this paper we are talking about requirements that ultimately create an idea of the image of a teacher of physical culture in the eyes of students. The purpose of our work is to determine what external and internal personal qualities a modern teacher of physical culture should possess.

Keywords: image, teacher, physical culture, healthy lifestyle, student.

В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым учебным заведением ставится задача - вести подготовку учащихся на высоком уровне, с применением современных методов организации учебно-

воспитательного процесса, направленных на использование здоровьесберегающих технологий. Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации, и главная задача в формировании ЗОЖ возлагается на преподавателей физической культуры. Но привлечь внимание и заинтересовать студентов классическими уроками физической культуры становится все сложнее. Поэтому одной из задач современного преподавателя физической культуры является создание своего положительного имиджа.

Целью нашей работы было определение того, какими внешними и внутренними личностными качествами должен обладать преподаватель физической культуры.

Для достижения поставленной цели мы наметили несколько задач для данного исследования:

- определить виды профессиональных компетентностей преподавателя физической культуры;

- дать определение слову «имидж» и наметить принципы создания образа преподавателя;

- определить, что включает в себя имидж учителя физической культуры;

- составить анкету - опрос на основе ранее выявленных компонентов имиджа преподавателя физической культуры;

- выявить, какие качества личности преподавателя физической культуры выделяют участники опроса.

В данной работе мы говорим о требованиях, которые в конечном итоге создают имидж преподавателя физической культуры в глазах обучающихся. Имидж - это образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной [2].

Какими же внешними и внутренними качествами должен обладать преподаватель физической культуры, в глазах студентов и самих преподавателей?

Мы выделили основные качества личности и профессиональные черты преподавателя физической культуры. Например, он должен быть образцом поддержания собственного здоровья, вести здоровый образ жизни, показывать положительный пример. Преподаватель должен следить за своим внешним видом, так как он - пример для обучающихся. Преподавателю следует соблюдать речевую культуру для эффективного взаимодействия с учениками. Необходимо следить и за тем, чтобы не ущемлять самолюбие обучающегося, конечно же, речь идет об уважении. Важным аспектом является речь. У преподавателя физической культуры она быть четкой, не сбиваться во время демонстрации упражнений, то есть она связана с речедвигательной координацией. Кроме этого, необходимо уметь сопереживать понимать эмоциональное состояние обучающихся посредством проникновения в их внутренний мир. Важными качествами являются контроль и самоконтроль при общении [1]. Среди внешних проявлений - доброжелательное выражение лица, располагающее к общению и взаимодействию; движения тела должны быть спокойными, точными, уверенными. Помимо вышесказанного, преподаватель должен уметь анализировать специальную литературу как по психологии и педагогике, так и непосредственно по физическому воспитанию и спорту, обращаться к педагогическому опыту предшественников. Необходимые для преподавателя умения это: частно-методические умения, коммуникативно-организационные умения и исследовательские умения.

Для проведения исследования была создана анкета, в которой мы отразили самые важные, на наш взгляд, аспекты преподавательской деятельности и его личностные качества.

В анкетировании приняли участие: 21 ребенок школьного возраста (5 класс), чтобы получить представление о том, каким видят учителя физкультуры непосредственно обучающиеся школ; 54 студента ПетрГУ, из которых 18 -

студенты института физической культуры спорта и туризма (ИФКСиТ); 36 -студенты других институтов; 6 преподавателей физической культуры.

Стоит отметить, что помимо возрастного критерия учитывался и биологический пол респондентов. Так же, кроме студентов ИФКСиТ, были опрошены и другие студенты ПетрГУ, чтобы сравнить, чем отличаются представления об идеальном преподавателе физической культуры у будущих учителей физической культуры и у тех, чья будущая деятельность не будет связана с этой профессией.

По результатам опроса должен был получиться образ, близкий к идеальному образу преподавателя физической культуры у представителей различных возрастных категорий. Были выбраны три (или более, в зависимости от совпадения количества выбранных ответов) требования, которые, по мнению респондентов, обязательны для преподавателя физической культуры.

Результаты анкетирования среди детей школьного возраста (юноши) оказались такими: I (21,4%) - доброжелательность; II (17,8%) - любовь к детям; III (14,3%) - следование здоровому образу жизни.

Дети школьного возраста (девушки) ответили на вопросы данной анкеты так: I (20,8%) - доброжелательность, следование здоровому образу жизни; II (16,6%) - эмпатия; III (12,%) - уважительное отношение, педагогический такт, организаторские способности. Преобладающим требованием к учителю является «доброжелательность», а так же «любовь к детям» и «эмпатия».

Среди будущих преподавателей физической культуры, в отличие от предыдущей группы респондентов, мнения разошлись. У юношей и девушек на первый план вышла любовь к детям и знание своего предмета.

ИФКСиТ (юноши): I (12,9%) - любовь к детям и знание своего предмета; II (9,6%) - доброжелательность, уверенность в собственных силах, речь, умение находить общий язык с детьми; III (6,5%) - организаторские способности, дисциплинированность, способность находить индивидуальный подход, внешний вид.

ИФКСиТ (девушки): I (25%) - знание своего предмета; II (16,6) - умение находить общий язык с детьми; III (12,5%) - доброжелательность, уважительное отношение, педагогический такт

Ответы обучающиеся институтов университета различных специальностей были такими у юношей: I (25%) - следование здоровому образу жизни; II (16,6%) - дисциплинированность.

У девушек: I (19,7%) - доброжелательность; II (10,5%) - уважительное отношение, педагогический такт, любовь к детям, умение находить общий язык с детьми; III (7.9%) - знание своего предмета.

Как вы можете заметить, мнения у молодых людей и девушек в разные, если для юношей важнее здоровый образ жизни, то девушки отдают предпочтение доброжелательности.

Преподаватели физической культуры ответили на вопросы анкеты так: I (37,5%) - знание своего предмета; II (12,5%)- организаторские способности, доброжелательность.

По результатам опроса можно сделать следующие общие выводы:

1. Преподаватели и студенты ИФКСиТ среди главных черт преподавателя физической культуры называют знание своего предмета. Этот ответ присутствует в тройке самых часто встречающихся во всех трех выборках, вне зависимости от половой принадлежности респондентов.

2. «Доброжелательность» входит в тройку необходимых качеств преподавателя физической культуры в шести выборках из семи (и в половине случаев этот вариант ответа занимает первое место по популярности).

3. «Любовь к детям» и «умение находить общий язык с детьми» отметили в тройке приоритетных качеств студенты ИФКСиТ и студентки других институтов. В выборках студенток ИФКСиТ в тройку входит только последний вариант, в ответах преподавательниц отсутствуют оба.

4. Школьники (обоих полов) и студенты (обоих институтов) отметили либо «внешний вид», либо «следование здоровому образу жизни». В выборках

студенток и преподавательниц ни один из этих вариантов не входит в число приоритетных.

5. Во всех «женских» выборках (школьниц и студенток) в тройку входит вариант ответа «уважительное отношение, педагогический такт».

6. Организаторские способности вошли в тройку в выборках ответов преподавательниц, студентов ИФКСиТ и школьниц.

7. Варианты «уверенность в собственных силах», «речь», «дисциплинированность», «способность находить индивидуальный подход» входят в тройку приоритетных менее чем в половине выборок и являются самыми редкими среди приоритетных.

Самый популярный вариант ответа (по общему числу опрошенных) -«доброжелательность». На втором месте - «знание своего предмета».

Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества «идеального учителя», как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

Библиографический список:

1. Курганский, С. М. Психологический портрет учителя / С. М. Курганский [Текст] // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2014. - № 10. -С. 56-67.

2. Степанова, О. Н. Профессиональный имидж учителя физической культуры и пути его совершенствования / О. Н. Степанова, В. А. Шарый [Текст] // Наука и школа. - 2016. - № 5. - С. 68-76. - ISSN 1819-463X. - (Наука -образованию) (Проблемы педагогического образования). - Библиогр.: с. 74-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.