НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Аэромеханика и прочность
УДК 629.7.083
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ВС НА ОСНОВЕ ПРОГРЕССИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
С.В. ДИОГЕНОВ, И.Г. КИРПИЧЕВ, В.С. ШАПКИН По заказу редакционной коллегии
Описываются разрабатываемые в НЦПЛГВС ГосНИИ ГА информационные технологии, применяемые при проведении технического обслуживания самолетов в центре ТОиР
Двухлетний опыт работ, выполняемых ОАО «Туполев», ГосНИИ ГА и ГосНИИ АН в соответствии с решениями Ространснадзора от 19. 01.2005 г. № 5.9-19ГА, от 21.04.2006 г. № 5.9152ГА и от 19.01.2006 г. № 5.9-8ГА по поддержанию летной годности самолетов Ту-154 ОАО «Аэрофлот-РАЛ» и ОАО «ЮТэйр» и самолетов Ту-134 ОАО «Аэрофлот-РАЛ» с использованием перспективных технологий подтвердил эффективность внедренных данными решениями организационно-технических мероприятий. В результате был обеспечен государственный и авторский контроль и научно-техническое сопровождение работ, минимизирован простой самолетов, за счет чего Эксплуатант существенно увеличил среднегодовой налет на экземпляр ВС.
Вместе с тем, узким местом в выполнении комплекса работ по поддержанию летной годности ВС остается длительное время подготовки доказательной документации, ее согласование и утверждение. До сих пор в отрасли основным источником информации является информация на бумажном носителе, что не обеспечивает автоматизацию процесса сопровождения технической эксплуатации авиационной техники (ТЭАТ) и минимизацию роли человеческого фактора.
ГосНИИ ГА совместно с ОАО «Туполев», ГосНИИ АН, ОАО «ВАРЗ-400», ЗАО «АТБ «Домодедово», ОАО «АК «ЮТэйр» и ОАО «Аэрофлот-РАЛ» начаты работы по внедрению информационных технологий в процессы ТЭАТ и подготовке доказательной документации. При этом исполнители последовательно решают несколько взаимосвязанных задач.
1. Разработка алгоритма формирования и движения информационных потоков между участниками процесса ТЭАТ с использованием цифровых информационных технологий.
2. Разработка (уточнение) технологии подготовки электронно-цифровых аналогов (электронных копий) документов, формируемых участниками работ при подготовке и в процессе технического обслуживания ВС в Центре ТОиР, подготовка и утверждение которых осуществляется на бумажном носителе. Перевод информации с бумажных носителей в электронный вид.
3. Оптимизация движения информационных потоков между участниками процесса поддержания летной годности ВС на основе цифровых информационных технологий.
4. Обеспечение легитимности формирования, согласования, утверждения и перемещения доказательной документации.
Первым промежуточным итогом решения данных задач явилась разработка алгоритма формирования и движения информационных потоков между участниками процесса ТЭАТ, который представлен в виде сетевого графика на рисунке.
Все основные работы показаны на фоне шкалы времени и условно разделены на три этапа: предварительный (с момента подачи эксплуатантом заявки за 60 дней до прибытия ВС в центр ТОиР), непосредственно выполнение ТО и подготовка доказательной документации (10-14 дней) и заключительный, завершающийся оформлением Заключения о сохранении летной годности ВС (далее - Заключение) (Д+14) и формированием электронного дела ВС (Д+16).
Рисунок. Сетевой график выполнения работ технического обслуживания и подготовки доказательной документации летной годности ВС
:луживания И ПОДГОТОВКА доказательной документации
заключительный
1
5 *
о £5 * а О-
£6?
о 0 Ї
о о I
І- Ш і Ї 0 ■ < ^
ІЇІІ
і !<* т 1 -11
10 к1 ® с о I
г.51 Є з 8І > 1 , О
°4
?!
(О ф
Ї
И
н
.1
а
«I
II
-л
с I
(О ф
Ї
°4
-л
с I
(О ф
г
II
і
О и Ь
фн ф Т ]) 5
5 й о
I- I- с
Ї 20 • аИ
Л о 5
55
Я ^ I
I
0 • НО
Игв«
іІйз? > ? а Е ® =
і с ^ 2 5
5 2 о і А
о”05
Продолжение рисунка
Состав документов (информационных потоков), циркулирующих между участниками, показан прямоугольниками. Направления движения информационных потоков и степень участия исполнителей в их анализе и обработке показаны стрелочками.
Состав и содержание информации по всем потокам (документам) раскрывается отдельными приложениями, порядковые номера которых показаны внизу рисунка в непосредственной близости от шкалы времени.
Документы могут оформляться как в электронном виде, так и дублироваться на бумажном носителе. Документы, которые необходимо дублировать на бумаге, на рисунке выделены жирным цветом.
Основным исполнителем работ на предварительном этапе является организация-эксплуатант, которая формирует информационный образ воздушного судна и направляет участникам работ, как приложение к заявке, перечень актуальных исходных данных по экземпляру ВС. Представление той или иной информации может быть распределено по времени в целях обеспечения ее актуальности. Критическими работами, определяющими максимальные сроки (за 60 дней до начала непосредственно работ по ТО) являются работы (их трудоемкость) по оценке аутентичности компонентов ВС.
ГосНИИ ГА, получив от Эксплуатанта с использованием обменного файла необходимые данные по компонентам ВС, в течение 40-45 дней осуществляет электронную сверку паспортов изделий с их изготовителями, формирует и согласовывает Акт оценки аутентичности компонентов ВС.
Наиболее ответственным и сложным этапом работ является выполнение технического обслуживания и подготовка доказательной документации в условиях Центра ТОиР. Сложность заключается в параллельном выполнении этих двух функций с целью сокращения общего времени работ, а также в необходимости оперативно принимать технические и организационные решения в реальном масштабе времени при обнаружении недостатков АТ. Основной исполнитель на данном этапе работ - Центр ТОиР. Он же формирует доказательную документацию для Акта оценки технического состояния ВС (далее - Акт) при активном участии НИИ ГА и ОАО «Туполев», которые анализируют оперативно поступающую информацию и готовят предложения по устранению недостатков и формированию содержательной части Акта и Заключения.
Отдельным блоком на графике выделены работы по формированию отчета документирования технического состояния ВС с использованием АСДТС ВС как подсистемы внедряемой в отрасли информационно-аналитической системы мониторинга летной годности технического состояния воздушных судов (ИАС МЛГ ТС ВС).
Итоговым документом на данном этапе работ является Акт оценки ТС ВС, который согласовывается с Эксплуатантом, утверждается Центром ТОиР и рассылается всем участникам работ. С этого момента условно начинаются работы на заключительном этапе.
Утвержденный Акт является основанием для подготовки, согласования и утверждения Заключения Главного конструктора. В свою очередь Заключение является основным в перечне доказательных документов для оформления Сертификата летной годности экземпляра ВС Центром сертификации.
Одновременно ГосНИИ ГА на основе результатов анализа статистических параметров типового полета ВС готовит Заключение о соответствии его основных ЛТХ.
Создатели алгоритма формирования и движения информационных потоков между участниками процесса ТЭАТ предполагают, что все выходные документы, выделенные на графике жирным цветом, исполненные в электронном виде, будут согласовываться и утверждаются исполнителями с использованием электронно-цифровой подписи (ЭЦП).
На основе представленного выше типового алгоритма выполнения работ, характеризующего систему электронного документооборота при подготовке и в ходе технического обслуживания ВС в Центре ТОиР, а также на завершающем этапе подготовки доказательной документа-
ции, уточнена технология формирования электронно-цифровых аналогов документов на бумажных носителях путем создания электронных копий РОБ формата.
Одной из наиболее актуальных задач по внедрению информационных технологий в процессы ТЭАТ является оптимизация движения информационных потоков между участниками процесса поддержания летной годности ВС с использованием цифровых технологий и организация обмена необходимой информацией в реальном масштабе времени.
В этих целях ГосНИИ ГА совместно с ОАО «Туполев», ГосНИИ АН, ОАО «ВАРЗ-400», ЗАО «АТБ «Домодедово», ОАО «АК «ЮТэйр» и ОАО «Аэрофлот-РАЛ» ведут работы по:
1. Разработке автоматизированной подсистемы мониторинга технического состояния экземпляра ВС Центра ТОиР, обеспечивающей:
• накопление, обработку и обмен данными о техническом состоянии ВС, повреждениях и недостатках, выявленных на элементах конструкции авиационной техники при выполнении работ по периодическому и специальному техническому обслуживанию ВС и в процессе эксплуатации;
• мониторинг жизненного цикла компонентов воздушных судов авиакомпании и оценку аутентичности;
• оперативную автоматизированную подготовку доказательной документации по результатам оценки технического состояния ВС для принятия решения по допуску ВС к дальнейшей эксплуатации, увеличению ресурсов и сроков службы, выдаче сертификата летной годности и подготовки производства при безремонтной эксплуатации.
В процессе разработки и внедрения автоматизированной системы выполняется уточнение перечня решаемых задач, состава полей таблиц базы данных и состава, формы представления доказательной документации о техническом состоянии ВС ГА.
2. Доработке автоматизированной системы документирования технического состояния ВС (АС ДТСВС), обеспечивающей:
• накопление, сопровождение, обработку и обмен дополнительными данными об установленных ремонтных накладках и о коррозионном состоянии (в объеме “Паспорта коррозионного состояния ВС”) элементов конструкции ВС, выявленных на элементах конструкции авиационной техники при обслуживании в условиях ЦТОиР;
• оперативную автоматическую подготовку выходной доказательной документации в формате “Паспорта коррозионного состояния ВС”.
3. Разработке Электронного Паспорта технического состояния конструкции планера ВС -совокупности документированной информации о состоянии конструкции планера ВС, полученной при выполнении работ по периодическому и специальному техническому обслуживанию ВС в процессе эксплуатации и введенной в базу данных (в составе ИАС МЛГ ВС) в заданном формате, в соответствии с определенным перечнем.
Введение электронного паспорта технического состояния конструкции планера ВС позволит:
• оперативно обеспечивать заинтересованные стороны объективной и документированной информацией о фактическом техническом состоянии конструкции планера ВС;
• проводить обработку и автоматическую подготовку выходной доказательной документации о состоянии конструкции планера ВС по результатам для индивидуального увеличения ресурсов и сроков службы, сертификации экземпляра;
• вести накопление, сопровождение и обмен данными о техническом состоянии планера ВС, повреждениях, выявленных на элементах конструкции при выполнении работ по периодическому и специальному техническому обслуживанию ВС в процессе эксплуатации;
• оптимизировать состав доказательной документации путем устранения дублирования сведений о техническом состоянии конструкции планера в различных документах.
4. Разработке (доработке) программы подготовки специалистов Центра ТоиР по направлениям деятельности (п.п. 1-3 настоящего раздела).
5. Установке и освоению всеми участниками работ программного обеспечения поддержки электронно-цифровой подписи (ЭЦП) электронных документов.
6. Разработке проектов ряда нормативных документов (положений, распоряжений, указаний и т.д.), определяющих внедрение в практику ТОиР автоматизированной подсистемы мониторинга технического состояния экземпляра ВС Центра ТОиР.
Решение поставленных выше задач позволит:
- повысить эффективность технического обслуживания ВС;
- сократить время подготовки и согласования доказательной информации при подготовке, в ходе и на завершающем этапе ТОиР;
- обеспечить объективность принимаемых решений о возможности дальнейшей эксплуатации ВС;
- обеспечить условия для создания авторизованных центров ТОиР.
THE ANALYSIS OF THE TECHNICAL CONDITION OF THE PARK OF AIRPLANES TY - 154 AND DEVELOPMENT OF PROPOSALS OF A SOFTWARE TO INCREASE OF EFFICIENCY OF
THEIR OPERATION
Diogenov S.V., Kirpitchev I.G., Shapkin V.S.
Are described developed in "НЦПЛГВС ГосНИИ ГА" information technologies used at realization of maintenance service of planes at the centre of the preventive maintenans.
Сведения об авторах
Диогенов Сергей Витальевич, 1955 г.р., окончил ВВА им. Ю.А. Гагарина (1985), кандидат военных наук, старший научный сотрудник, заместитель начальника отдела поддержания летной годности НЦПЛГ ВС ГосНИИ ГА, автор 26 научных работ, область научных интересов - поддержание летной годности воздушных судов.
Кирпичёв Игорь Геннадьевич, 1960 г.р., окончил МИИГА (1986), кандидат технических наук, начальник отдела Научного центра по поддержанию летной годности воздушных судов ГосНИИ ГА, эксперт Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России, эксперт Межгосударственного авиационного комитета, автор 30 научных работ, область научных интересов - информационные системы, организация и сервисное сопровождение эксплуатации воздушных судов.
Шапкин Василий Сергеевич, 1961 г.р., окончил МИИГА (1984), доктор технических наук, профессор кафедры АКПЛА МГТУ ГА, генеральный директор ГосНИИ ГА, эксперт федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России, Межгосударственного авиационного комитета, автор более 150 научных работ, область научных интересов - эксплуатация воздушного транспорта, прочность летательных аппаратов.