122
№ 1 (4) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
УДК 351.753 В. И. Сургутское
V. Surgnt.skov
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ПОЛИЦИИ) В СФЕРЕ ОБОРОТА ОРУЖИЯ
В статье рассматриваются основные проблемы, возникающие в правоприменительной деятельности органов внутренних дел по контролю за соблюдением законодательства в области оборота оружия. Для преодоления существующих проблем автор предлагает разработать Концепцию государственной политики Российской Федерации в области оборота оружия.
Ключевые слова: оборот оружия, контроль, профилактика, административная ответственность. органы внутренних дел, полиция, концепция.
IMPROVING LEGAL REGULATIONS AND ORGANIZATION OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES ACTIVITY IN WEAPON TRAFFICKING
The article discusses the main problems of law enforcement agencies while monitoring the legislation on weapon trafficking. To overcome the existing problems the author proposes to develop the Concept o f State Policy of the Russian federation in the field of weapon trafficking.
Keywords: weapon trafficking, control, prevention, administrative responsibility, law enforcement agencies, police, concept.
В настоящее время административное законодательство об обороте гражданского и служебного оружия формируется исключительно на федеральном уровне. За последние несколько лет законодательные изменения привели к ужесточению контроля за оборотом оружия в сторону его индивидуальной профилактической составляющей, недопущению утрат и хищений оружия, повышенной юридической ответственности за несоблюдение требований разрешенной деятельности.
По плотности нормативного регулирования, высокой степени упорядоченности правоотношений посредством административных процедур сфера оборота оружия близка к сфере безопасности дорожного движения. Вместе с тем «дорожное движение представляет собой один из способов удовлетворения общественной потребности в территориально-пространственном перемещении людей, а также предметов, средств и продуктов их труда» 11, с. 761. Потребности же человека в оружии далеко не всегда объективно обусловлены и в основном нс связаны с общественной необходимостью. Психологическая разрядка посредством развлечений (охота, стрельба по мишеням) и повышение чу вства собственной безопасности - вот главные причины, побуждающие граждан обращаться в органы вну тренних дел (полицию) с заявлениями о получении лицензии на приобретение оружия.
Конститу ционный Суд Российской Федерации в одном из своих решений отмстил, что право
граждан на приобретение оружия нс относится к закрепленным в Конституции Российской Федерации правам, не является абсолютным и может быть ограничено |31. Действительно, слово «оружие» в Основном законе нашей страны упоминается лишь дважды: в статьях 31 и 71. В первом случае у становлен запрет на ношение оружия на собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. Во втором случае определены пределы ведения Российской Федерации по поводу порядка продажи и покупки оружия.
Спрос на оружие неу клонно растет, и это обстоятельство в первую очередь влияет на характер особого режима правового регулирования оборота оружия, сопряженного с ограничениями, необходимыми для эффективной охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Как источник повышенной общественной опасности, оружие должно находиться под постоянным контролем государства в лице его компетентных органов. Для у спешной реализации контрольной функции полиции в сфере оборота оружия последней предоставлены соответствующие права, детальным образом конкретизированные в пп. 22-24 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» 121.
Санкционирование государством права граждан на вооруженную самооборону направлено на снижение уровня насильственной преступности. Однако доля зарегистрированных
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 1 (4) 2015
123
в 2013 г. преступлений, совершенных с применением зарегистрированного огнестрельного оружия в общем количестве преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия составляет 15,51%. |4|. Почти четверть фактов неправомерного использования гражданского и служебного оружия совершается в состоянии алкогольного и иного опьянения 151.
Основными проблемами, негативно влияющими на действенность контроля за оборотом оружия со стороны органов внутренних дел (полиции), остаются:
1. Низкая правовая культура владения граждан оружием. Особенно это характерно в вопросах правомерности его применения в качестве средства самообороны. Слабые навыки огневой и психологической подготовки владельцев оружия нередко становятся причиной превышения пределов необходимой обороны либо причинения вреда их жизни или здоровью нападавшими преступниками. Средства массовой информации (в основном сетевые), используя повышенный общественный интерес к обозначенной проблеме, практически ежедневно выносят в свои заголовки вопиющие случаи неправомерного применения зарегистрированного на законных основаниях оружия, фиксируемые во всех уголках нашей огромной страны, тем самым неосознанно или специально создают негативный фон правоохранительной деятельности полиции. А это, в свою очередь, отрицательно влияет на уровень общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества как основополагающих принципов полицейской деятельности.
2. Неэффективность предпринимаемых органами внутренних дел профилактических мер, направленных на предупреждение утрат и хищений оружия. С целью профилактики правонарушений, связанных с оборотом оружия, а также его хищений органами внутренних дел проводятся комплексные оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции («Арсенал», «Динамит-Баланс», «Караван-Авто», «Пиротехника» и др ). Ежегодно во всех су бъектах РФ проводятся мероприятия по добровольной сдаче гражданами незаконно хранящегося у них ору жия. Однако, только в 2013 г. было у теряно 6080, а украдено 1761 единица оружия |7|. Количество утрат и хищений оружия в расчете на 10 тыс. единиц оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел, оценивается в 11,94 условных единиц |4|.
Снижение качества организации индивиду альной профилактической работы негативно влияет
на рост количества правонару шений со стороны владельцев оружия.
3. Серьезну ю проблему в настоящее время составляет большое скопление изъятого ору жия в местах его хранения в органах вну тренних дел, что отрицательно сказывается не только на действенном контроле за его сохранностью, но в первую очередь на возможность наиболее полно использовать такие меры воздействия на правонарушителя, предусмотренные законодательством, как аннулирование разрешений на оружие. После аннулирования разрешения подвергнутый наказанию владелец остается собственником оружия, т. е. сам решает вопрос о его дальнейшей судьбе. Он может выставить оружие на продажу в специализированном магазине, самостоятельно найти поку пателя, подарить или вообще не предпринимать никаких действий. Изъятое ору жие органы внутренних дел нс вправе уничтожить без письменного заявления собственника.
Су ществуют по меньшей мере три выхода из сложившейся ситу ации. Во-первых, восстановить содержавшуюся в КоАП РСФСР норму, предусматривавшую административную ответственность за у клонение от реализации оружия. По нашему мнению, лицо, нарушившее правила перерегистрации оружия и у клоняющееся от его добровольной сдачи или прину дительного изъятия в течение года с момента окончания срока действия разрешения, должно считаться незаконно владеющим оружием.
Во-вторых, возможно выдавать разумну ю компенсацию собственнику за его изъятое имущество посредством выплаты из спецназьного фонда, формируемого субъектом Российской Федерации, определенной суммы денежных средств по примеру возмездного изъятия находящегося в незаконном обороте оружия.
В-третьих, следует шире использовать таку ю меру административного наказания, как конфискация ору дия совершения или предмета административного правонарушения. К сожалению, порядок исполнения административного наказания в виде конфискации оружия в настоящее время нормативно нс урегулирован, что вызывает значительные трудности у правоприменителя.
4. Гарантированное Конституцией Российской Федерации право на неприкосновенность жилища связано с недопустимостью проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании су дебного решения.
124
№ 1 (4) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
Осмотр места хранения оружия - мера принудительного характера. Сотрудник полиции имеет право осмотра мест хранения в соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 13 Федератьного закона «О полиции», однако принудительность этой меры нс обеспечена в полной мере правовыми гарантиями со стороны государства. Лицензионно-надзорный режим может существовать только при условии непрерывного контроля за соблюдением правил соответствующей деятельности. По нашему мнению, даже однократное непрсдоставление сотрудник} полиции, выполняющему контрольные функции, места хранения оружия для проверки должно быть квалифицировано как грубое нарушение установленных правил разрешенной деятельности, влекущее лишение специального права на хранение и ношение оружия. В связи с этим предлагаем включить в Федеральный закон «Об оружии» в качестве основания для аннулирования разрешения невыполнение собственником оружия обязанности предоставления места его хранения сотрудникам органов внутренних дел для производства осмотра. В данном случае уместно, на наш взгляд, использовать аналогию с привлечением к административной ответственности за невыполнение законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Максимальным наказанием за это административное правонарушение в КоАП РФ предусмотрено лишение права управления транспортным средством.
Подчеркнем, идея, высказанная нами, нс нова. Более двадцати лет назад Ю. П. Соловей указывал: «...поскольку неповиновение сотруднику милиции водителей транспортных средств, владельцев огнестрельного оружия и специальных средств самообороны, т. е. лиц, в распоряжении которых находятся источники повышенной опасности, создаст для правопорядка более весомую угрозу, в качестве дополнительного административного взыскания необходимо предусмотреть лишение права управления транспортными средствами, права хранения огнестрельного ору жия или специальных средств самообороны» |6, с. 3311.
5. Недостаточное организационное взаимодействие служб и подразделений органов внутренних дел и прежде всего подразделений лицензионно-разрешительной работы полиции и у частковых у полномоченных полиции, осуществляющих контроль за оборотом оружия. Причина кроется в широком объеме задач, которые на них возложены. Для подразделений лицензионноразрешительной работы полиции, к слову, являющихся одними из самых малочисленных
подразделений в системе МВД России, актуальной и первоочередной задачей в настоящее время является повышение качества предоставления госу дарственных у слуг гражданам и организациям. что, в свою очередь, негативно влияет на осу ществление контрольно-надзорной функции. Широкий спектр контрольно-надзорных и юрисдикционных полномочий, традиционно возложенных на участковых уполномоченных полиции, также не позволяет последним в полной мере вести профилактическую работу с владельцами оружия. Важная роль в предупреждении утрат и хищений ору жия принадлежит у частковым уполномоченным полиции. Анкетирование 160 сотрудников подразделений по лицензионно-разрешительной работе полиции и 250 участковых уполномоченных полиции (милиции), проведенное нами в 2009-2014 гг. в Алтайском и Красноярском краях. Новосибирской, Омской и Челябинской областях, показало, что лишь 33% из числа опрошенных положительно оценивают эффективность взаимодействия между ними. При этом 69% у частковых уполномоченных милиции (полиции)нс считали одним из основных направлений своей работы надзорные полномочия, связанные с оборотом оружия, а также частной детективной и охранной деятельностью. 65% опрошенных сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы полиции оценивают организацию взаимодействия с другими службами и подразделениями органов внутренних дел как неэффективную и нуждающуюся в значительном совершенствовании. Основными причинами называли чаще всего незаинтересованность этих служб и подразделений в связи с большой загруженностью иными функциональными обязанностями, пробельностью законодательства в вопросах взаимодействия и отсутствием справедливых критериев оценки качества проверочных мероприятий. Помимо слабого взаимодействия были названы и иные факторы, негативно влияющие на осуществление надзора, а именно: недостаточная правовая основа указанной деятельности, отсутствие обоснованных нормативов штатной численности подразделений по лицензионно-разрешительной работе полиции, отвлечение ее сотрудников от своих непосредственных обязанностей, плохая техническая оснащенность, а также слабый у ровень подготовки сотрудников, ответственных по линии лицензионно-разрешительной работы.
Инструкцией к приказу МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288 определена обязанность участковых у полномоченных полиции и сотрудников по лицензионно-разрешительной работе
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 1 (4) 2015
125
полиции проверять владельцев оружия по месту жительства не реже одного раза в год. В связи с этим показателен следующий пример:
В 20 10 г. в полицию с заявлением об утрате газового ору.жш обратился гр. Ш. В ходе проведения проверки было установлено, что данный гражданин утратил оружие в 1998 г., в органы внутренних дел с заявлением не обращался, а в 1999 г. эмигрировал в Германию.
Таким образом, 12 лет оружие находилось вне поля зрения правоохранительных органов, розыск его нс велся. Очевидно, что в данном случае должный контроль полностью отс\тствовал. При этом подобные случаи нс редкость в правоприменительной практике.
Решение названных проблем видится в совершенствовании правового регулирования соответствующих правоотношений, возникающих по поводу оборота оружия, в том числе контроля за ним со стороны органов внутренних дел. Необходима разработка Концепции государственной политики Российской Федерации в области оборота оружия на среднесрочный период (до 2020 г.), содержащей План мероприятий, направленных на совершенствование правового регулирования и организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в области оборота оружия. Ответственным за разработку Концепции, а также за се утверждение могло бы стать Министерство внутренних дел Российской Федерации.
В качестве основных разделов Плана предлагаем включить следующие:
1. Система мер по сокращению незаконного оборота оружия и правонарушений, связанных с его использованием. В частности, в содержании данного раздела целесообразно предусмотреть
комплекс мер по борьбе с незаконным оборотом оружия, по контролю за легальным оборотом оружия, а также вопросы укрепления международного сотрудничества.
2. Система мер, направленных на повышение правовой культуры владения оружием и сокращением его спроса. К этим мерам следует отнести: проведение постоянного мониторинга с целью определения уровня опасности, вызываемой противоправными действиями с оружием, которую испытывает население, профилактику правонарушений в сфере оборота оружия, а также меры, направленные на обучение владельцев оружия правомерному его использованию.
3. Совершенствование организации и правового обеспечения деятельности органов внутренних дел по контролю в сфере оборота оружия.
Кроме того, полагаем, что в настоящее время сложились предпосылки для формирования самостоятельного института отрасли административного права, регулирующего общественные отношения, складывающиеся по повод) оборота оружия. Систематизация и кодификация соответствующих административно-правовых норм, содержащих в т. ч. процедуры предоставления лицензий и разрешений на владение оружием, вопросы осуществления государственного контроля (надзора) за ним со стороны компетентных органов, основания и порядок приостановления и аннулирования разрешительных документов, в одном нормативном правовом акте - Оружейном кодексе Российской Федерации, - станет, по нашему мнению, логическим завершением реформы, направленной на совершенствование организации и правового регулирования оборота оружия в нашей стране.
*
Примечания
1. Майоров В. И. К вопрос) о необходимости уточнения законодательного определения безопасности дорожного движения // Проблемы права. - 2009. - № 2. - С. 76.
2. О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (рсд. от 22 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
3. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Квасова Василия Андреевича на нарушение его конститу ционных прав отдельными положениями статей 3, 4, 12, 13 и 15 Федерального закона «Об оружии»: определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2006 г. № 626-0 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 345. - http://\v\v\v.pravo.gov.ru
5. Пояснительная записка к проект) Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия» (паспорт проекта Федерального закона № 171032-6) // Справ.-правовая система « Консул ьтантП л юс».
126
№ 1 (4) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
6. Соловей Ю. П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. -Омск, 1993. - С. 331.
7. Фалалесв М. Не бросайтесь пистолетами // Рос. газета. -2014.-18 февр.
СУРГУТСКОВ Вадим Игоревич, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел, Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации.
E-mai I: Surgutskov55 'r/.mail .ш
SURGUTSKOV Vadim, Candidate of Law, Senior Lecturer, Chair of Administrative Law and Administrative Activities of Law Enforcement Agencies, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.
E-mai I: Surgutskov55 'r/.mail ,ш