Научная статья на тему 'О совершенствовании информационного обеспечения оперативных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации'

О совершенствовании информационного обеспечения оперативных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1008
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PENAL CORRECTION SYSTEM / OPERATIONAL DIVISIONS / INFORMATION SUPPORT / INFORMATION SYSTEMS / INFORMATION TECHNOLOGIES / SEARCH / EFFICIENCY / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РОЗЫСК / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усова И.И., Конькова М.В.

Статья посвящена исследованию вопросов совершенствования информационного обеспечения оперативных подраз-делений уголовно-исполнительной системы и определению основных направлений развития, внедрения и использования современных информационных технологий в их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Усова И.И., Конькова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On improvement of information support of the operational divisions of institutions and bodies of the penal system of the Russian Federation

The article is devoted to research of the issues of improvement of information support of operational divisions of penal correction system and definition of the main directions of development, introduction and use of modern information technologies in their operation.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании информационного обеспечения оперативных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»

И. И. УСОВА I. I. USOVA

начальник отдела информационно-справочного обеспечения центра организации межведомственного информационного взаимодействия и информационно-справочного обеспечения ФКУ НИИИТ ФСИН России, подполковник внутренней службы

М. В. КОНЬКОВА M. V. KONKOVA

заместитель начальника отдела информационно-справочного обеспечения центра организации межведомственного информационного взаимодействия и информационно-справочного обеспечения ФКУ НИИИТ ФСИН России, подполковник внутренней службы

О совершенствовании информационного обеспечения оперативных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

On improvement of information support of the operational divisions of institutions and bodies of the penal system of the Russian Federation

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопросов совершенствования информационного обеспечения оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы и определению основных направлений развития, внедрения и использования современных информационных технологий в их деятельности.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, оперативные подразделения, информационное обеспечение, информационные системы, информационные технологии, розыск, эффективность.

Annotation. The article is devoted to research of the issues of improvement of information support of operational divisions of penal correction system and definition of the main directions of development, introduction and use of modern information technologies in their operation.

Key words: penal correction system, operational divisions, information support, information systems, information technologies, search, efficiency.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2019

65

Информационные и коммуникационные технологии стали частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка» [1].

В современных условиях информация становится мощнейшим ресурсом государства, а доступ к информационным ресурсам - необходимым фактором совершенствования оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

Процессы развития информационного общества, наличие большого числа информационных систем создают предпосылки для комплексного, рационального использования сил и средств различных служб, обеспечивающих безопасность в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (УИС).

Успешная реализация Федеральной службой исполнения наказаний технической политики информатизации возможна только при условии изучения современных технических возможностей, а также обобщения передового опыта аналогичных подразделений правоохранительных органов России и зарубежных стран.

Законодательством Российской Федерации на ФСИН России возложены различные функции, одной из которых является оперативно-розыскная деятельность.

Правом осуществления оперативно-розыскной деятельности (ОРД) в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [2] наделены учрежде-

ния, исполняющие наказания. Кроме того, Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [3] право осуществлять данный вид деятельности наряду с другими субъектами предоставлено всем оперативным подразделениям ФСИН России.

Оперативные подразделения учреждений и органов УИС (далее также -оперативные подразделения УИС) реализуют общие задачи ОРД, закрепленные в статье 2 Федерального закона № 144-ФЗ, в рамках полномочий, определенных для них федеральным законодательством и ведомственными нормативными актами. ФСИН России в числе других функций осуществляет и организует ОРД в учреждениях, исполняющих наказания, принимает меры по ее совершенствованию, взаимодействует с оперативными, следственными и другими территориальными подразделениями органов внутренних дел в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений.

На законодательном уровне (статья 10 Федерального закона № 144-ФЗ) также закреплена норма, наделяющая органы, осуществляющие ОРД в рамках решения задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации, правом создавать и использовать информационные системы. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [4] информационная система -это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

«Информационные системы оперативных подразделений УИС, осуществляющих ОРД, формируются в зависимо-

66

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

сти от назначения, способа организации, ведения, объектов учета» [5].

Оперативно-справочный учет УИС представляют собой структурированные и организованные определенным образом наборы данных о лицах, предметах, событиях и других объектах и процессах, способствующих предотвращению и раскрытию совершенных преступлений, розыску преступников, осуществлению профилактической, оперативно-разыскной и иной деятельности по охране правопорядка, защите прав и законных интересов граждан.

Обладая оперативно значимой информацией, оперативные подразделения УИС имеют возможность:

- изучать состояние оперативной обстановки на конкретной территории или объекте;

- планировать оперативные меры реагирования;

- вносить коррективы в расстановку сил и средств;

- организовывать взаимодействие с оперативными службами иных правоохранительных органов;

- своевременно принимать управленческие и оперативно-тактические решения.

Организация оперативно-розыскной работы в целях оперативного принятия управленческих решений должна базироваться на объективной оценке результатов деятельности учреждений и органов УИС. Эффективное проведение оперативно-розыскных мероприятий невозможно без использования сведений об осужденных, лицах, заключенных под стражу, а также о лицах, освобожденных от отбывания наказания условно-досрочно (спецконтингент учреждений УИС), получаемых из информационных ресурсов и систем.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2019

Информационное обеспечение учреждений и органов УИС должно включать в себя сведения о результатах оперативно-служебной деятельности, получаемые из форм ведомственного статистического наблюдения различной периодичности, и информацию о лицах, находящихся в розыске.

Приоритетным направлением работы по повышению эффективности деятельности оперативных подразделений УИС, от которой во многом зависит успешное выполнение возложенных на ведомство задач и функций, является внедрение в их деятельность современных инновационных информационных технологий, а также совершенствование информационного обеспечения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» при создании российских информационных и коммуникационных технологий необходимо обеспечивать актуальность научно-исследовательских приоритетов и последовательное развитие прикладных решений на основании передовых фундаментальных научных исследований, осуществлять стимулирование фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере информационных и коммуникационных технологий, выполняемых научно-исследовательскими организациями, а также разработку инновационного высокотехнологичного оборудования в указанной сфере.

Между тем инновации требуют значительных финансовых вложений. В настоящее время в УИС для решения оперативных задач, возложенных на ведомство, часто используется про-

67

граммное обеспечение, приобретение которого у сторонних организаций потребовало значительных затрат средств федерального бюджета Российской Федерации.

Кроме того, что закупка программных продуктов у коммерческих организаций является дорогостоящей, поставляемые комплекты программного обеспечения не всегда совместимы с используемыми оперативными подразделениями УИС программными средствами, что влечет за собой определенные сложности при их администрировании. Например, в деятельности оперативных подразделений УИС длительный период используется программное средство ИСУБД «CronosPRO», разработанное научно-производственной компанией «Кронос-Информ». В ходе проведенных ФКУ НИИИТ ФСИН России исследований установлено, что стоимость доработки ИСУБД «CronosPRO» для дальнейшей работы в операционной системе Astra Linux составит порядка 60 миллионов рублей.

Повысить конкурентоспособность ведомственных информационных технологий, сократить расходы федерального бюджета, а также оказать существенное влияние на развитие научно-технического потенциала в области информационного обеспечения оперативных подразделений УИС позволит разработка новых программных средств силами научных организаций УИС.

На современном этапе оперативные подразделения УИС все еще имеют огромное количество информации на бумажных носителях, что по объективным причинам не позвлояет эффективно использовать ее для анализа оперативной обстановки и работы по предотвращению и раскрытию преступлений.

Как отмечалось ранее, эффективность ОРД во многом зависит от использования оперативными подразделениями УИС в своей деятельности оперативно-справочного учета.

В целях повышения эффективности деятельности оперативных подразделений УИС по розыску осужденных, внедрения инновационных технологий в оперативно-служебную деятельность по заявке главного оперативного управления ФСИН России федеральным казенным учреждением «Научно-исследовательский институт информационных технологий Федеральной службы исполнения наказаний» разработано программное средство «Розыск-контингент» (ПС РК).

В соответствии с распоряжениями ФСИН России от 29.11.2016 № 158-р «О проведении опытной эксплуатации программного средства „Розыск-контингент"» и от 22.06.2017 № 144-р «О внесении изменений в распоряжение ФСИН России от 29.11.2016 № 158-р „О проведении опытной эксплуатации программного средства ,Розыск-контин-гент' "» с 19.12.2016 в территориальных органах ФСИН России, имеющих доступ к программному средству, осуществляется его опытная эксплуатация.

Программное средство «Розыск-контингент» предназначено для формирования и ведения единой базы данных (БД) о лицах, находящихся в розыске.

Назначением ПС РК является:

- формирование оперативной БД о лицах, находящихся в розыске;

- поиск информации в БД;

- формирование отчетности по заданным параметрам.

Целями создания ПС РК является:

- информационное обеспечение оперативных подразделений территориаль-

68

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

ных органов и главного оперативного управления ФСИН России;

- повышение качества оперативной работы в учреждениях и органах УИС;

- дистанционное внесение сведений о лицах, находящихся в розыске;

- снижение временных затрат на поиск сведений о лицах, находящихся в розыске;

- совершенствование учета лиц, находящихся в розыске, и аккумуляция информации о них в единой базе данных.

Программное средство «Розыск-контингент» позволяет осуществлять формирование единой БД с доступом к ней пользователей в режиме on-line через Web-приложение. Также ПС РК дает возможность выполнять розыскные мероприятия, используя содержащуюся в БД информацию: предъявлять гражданам для опознания карточки-ориентировки на разыскиваемых; производить идентификацию проверяемых лиц и сопоставлять их с данными о лицах, находящихся в розыске; устанавливать факт нахождения проверяемых граждан в розыске, возможное местонахождение разыскиваемых, сведения об инициаторе розыска и тому подобное.

Первоначально промышленная эксплуатация ПС РК планировалась в подразделениях розыска, оперативных подразделениях территориальных органов и главном оперативном управлении ФСИН России и «предусматривала два уровня иерархии: федеральный и территориальный» [6]. В настоящее время проводятся мероприятия по вводу в опытную эксплуатацию программного средства «Розыск-контингент» в следственных изоляторах УФСИН России по г. Москве и УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2019

Таким образом, промышленная эксплуатация ПС РК будет предусматривать трехуровневую систему.

Ввод ПС РК в промышленную эксплуатацию позволит создать единую информационную базу данных лиц, находящихся в розыске, автоматизировать систему сбора, обработки и использования накапливаемой в БД программного средства статистической оперативно-розыскной информации; осуществлять проверку лиц, поступающих в следственные изоляторы и учреждения, исполняющие наказания, на предмет нахождения в розыске; будет способствовать рациональному распределению сил и средств иных подразделений уголовно-исполнительной системы, привлекаемых территориальными органами ФСИН России для проведения розыскных мероприятий.

Необходимо отметить, что определенные трудности при внедрении в деятельность оперативных подразделений УИС инновационных информационных технологий вызывает обеспечение защиты используемой ими конфиденциальной информации. К категории конфиденциальной информации (документированной информации, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации) относятся и представляющие важный и востребованный оперативными подразделениями УИС информационный ресурс персональные данные спецконтингента учреждений УИС, обработка которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

69

Многократно возрастающий объем используемой в деятельности оперативных подразделений УИС информации конфиденциального характера, в том числе статистических данных, требует усиления ответственности при автоматизированной обработке оперативно значимой информации ограниченного доступа.

Внедрение в деятельность оперативных подразделений УИС инновационных информационных технологий и информационных систем, содержащих персональные данные спецконтингента учреждений УИС, требует проведения комплекса правовых, организационных, технических и методических мероприятий в области информационной безопасности, в том числе по защите информации от утечки по техническим каналам. Так, обязательным условием для возможности обработки персональных данных спецконтингента учреждений УИС в информационных системах персональных данных УИС является получение соответствующих лицензий Федеральной службы безопасности Российской Федерации, а также выполнение обширного круга требований Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, предъявляемых к защите информации, содержащей персональные данные.

Таким образом, совершенствование информационного обеспечения оперативных подразделений УИС, внедрение в их деятельность инновационных информационных технологий - достаточно длительный процесс, требующий принятия обоснованных правовых решений и их последовательной реализации.

В процессе осуществления мероприятий, направленных на совершенствование информационного обеспечения оперативных подразделений и органов

УИС, необходимо уделить внимание следующим вопросам [7]:

- анализу информационной потребности руководителей и сотрудников оперативных подразделений;

- повышению уровня профессиональной подготовки сотрудников, осуществляющих работу по накоплению, регистрации и обработке оперативно-розыскной и иной информации;

- оптимизации информационных массивов, банков данных оперативно-справочного назначения;

- совершенствованию организации обмена оперативно-розыскной информацией с другими субъектами ОРД;

- созданию оптимальной структуры сетей связи и внедрению эффективных средств передачи данных, обеспечивающих качественный и своевременный обмен информационными сведениями;

- разработке и внедрению программно-технических средств и современных инновационных технологий в ОРД оперативных подразделений УИС, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие учреждений и органов УИС и федеральных органов исполнительной власти;

- формированию интегрированных банков данных оперативно-розыскной и справочной информации на базе современной вычислительной техники;

- развитию ведомственных информационных систем оперативно-справочного учета УИС;

- повышению уровня защищенности информационных ресурсов, расширению спектра мер по обеспечению информационной безопасности, в том числе при организации защищенного обмена

70

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

информацией с федеральными органами исполнительной власти;

- формированию четкой правовой основы для регламентации порядка управления информационными системами.

Немаловажное место в совершенствовании информационного обеспечения занимают контроль и координация деятельности оперативных подразделений УИС. Возложенная на уполномоченные структурные подразделения ФСИН России функция контроля по вопросам, входящим в их компетенцию, играет координирующую роль в эффективном исполнении управленческих решений. Кроме того, она позволяет использовать информацию не только для определения содержания их предупредительной деятельности, но и для соблюдения законности в данной сфере.

Подводя итоги сказанному, важно подчеркнуть, что совершенствование информационного обеспечения оперативных подразделений учреждений и органов УИС неразрывно связано с автоматизацией процессов сбора и обработки оперативно значимой информации, необходимой для реализации эффективного выполнения задач и функций, возложенных на оперативные подразделения УИС.

Мы согласны с мнением С. А. Куту-кова [8], что задачами автоматизации процессов сбора и обработки оперативно-значимой информации и внедрения инновационных информационных технологий в деятельность оперативных подразделений УИС являются:

- получение полной и достоверной информации об интересующих объектах учета, о состоянии оперативной обстановки на подведомственных участках работы;

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2019

- оперативное получение персонифицированной и статистической информации;

- анализ сущности аналитической работы и ее отдельных элементов и создание условий для постоянной актуализации информационной базы;

- изучение процессов, динамики и тенденций, происходящих в криминогенной среде, с целью предупреждения преступлений и иных противоправных действий;

- планирование проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, разрабатываемых в рамках дел оперативного учета;

- организация оперативно-розыскных мероприятий в отношении осужденных, состоящих на профилактическом учете;

- надежная защита информации от несанкционированного доступа в процессе получения, обработки и передачи данных.

Таким образом, создание и внедрение новых информационных систем оперативно-справочного учета, баз и банков данных, модернизация имеющихся с учетом современных и перспективных разработок в области 1Т-технологий, связи и коммуникаций, а также интеграция их с единым информационным пространством - неотъемлемая часть совершенствования информационного обеспечения оперативных подразделений учреждений и органов УИС, которое требует решения большого количества задач, создания новых и модификации существующих технологий, совершенствования методической базы и нормативного правового регулирования, регламентирующего обработку оперативно значимой информации в УИС.

71

Необходимо отметить, что единое информационное пространство должно создаваться в рамках существующих межведомственных нормативных правовых актов по информационному обмену ФСИН России с федеральными органами исполнительной власти с учетом информационно-технологической совместимости информационных систем и банков данных участников межведомственного взаимодействия. ф

1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : указ Президента Рос. Федерации от 09.05.2017 № 203. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : закон Рос. Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 28.12.2016). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Об оперативно-розыскной деятельности : федер. закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016). Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

4. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 23.04.2018). Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

5. Смирнов М. П. Комментарии законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации и за рубежом : учебное пособие (постатейный). 5-е изд., 2012. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

6. Программное средство «Розыск-Контингент» (ПС РК) : руководство администратора территориального уровня // ФКУ НИИИТ ФСИН России : [сервер]. URL: http://ps-rk.ipt. fsin.uis/download/Руководство админ. ТУ ПС P^pdf (дата обращения: 05.06.2018).

7. Кудрявцев В. Н. и др. О перспективах создания оперативно-справочных учетов и состоянии автоматизации специальных учетов во ФСИН России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 6.

8. Кутуков С. А. Организационно-правовые проблемы информационного взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний с другими правоохранительными органами по противодействию преступности // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. № 5.

72

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.