Научная статья на тему 'О совершенстве правового регулирования в сфере охраны окружающей среды и благоустройства территорий муниципального образования'

О совершенстве правового регулирования в сфере охраны окружающей среды и благоустройства территорий муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
768
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИЙ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Измайлова Ирина Александровна

В статье предложено усовершенствование правового регулирования в сфере охраны окружающей среды и благоустройства территорий муниципального образования для осуществления полномочий органов местного самоуправления в указанной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О совершенстве правового регулирования в сфере охраны окружающей среды и благоустройства территорий муниципального образования»

22. Россия перевела Красному кресту $1 млн для жителей юго-востока Украины//Интерфакс. // URL:http://www.interfax.ru/russia/413802.

23. Саммит «Группы восьми». [Электронный ресурс]. URL: www.g8russia.ru.

24. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения. [Электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/governance/eb/who_constitution_ru.pdf.

25. Устав Общероссийской Общественной Организации «Российский Красный Крест» (Утвержден XI съездом Общества Красного Креста РСФСР 30 мая 1991 года в новой редакции XII съездом Российского общества Красного Креста 26 ноября 1996 года. В новой редакции XIII съездом Общероссийской Общественной организации «Российский Красный Крест» 28 ноября 2001 года. В новой редакции - XIV съездом Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» 28 ноября 2006 года) // Российский Красный Крест. // URL:http://www.redcross.ru/?pid=37.

26. Шелков О. М., Баряев А. А., Бадрак К. А., Евсеева О. Э. Анализ итогов выступления сборной команды Российской Федерации на XI Паралимпийских зимних играх 2014 года в Сочи // Адаптивная физическая культура, 2014. № 2. С. 51-53.

27. WorldHealthOrganization. [Электронный ресурс]. URL:www.who.int.

0 совершенстве правового регулирования в сфере охраны окружающей среды

и благоустройства территорий муниципального образования

Измайлова И. А.

Измайлова Ирина Александровна / Izmailova Irina Aleksandrovna — магистрант, кафедра государственного и муниципального управления, Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Аннотация: в статье предложено усовершенствование правового регулирования в сфере охраны окружающей среды и благоустройства территорий муниципального образования для осуществления полномочий органов местного самоуправления в указанной сфере.

Ключевые слова: благоустройство территорий, муниципальное образование, охрана окружающей среды.

Качество жизни в современном городе напрямую зависит от экологической обстановки, уровня благоустройства и качества текущего содержания территории города, состояния зеленых насаждений.

По нашему мнению, деятельность по охране окружающей среды и благоустройству муниципалитетов целесообразно рассматривать комплексно, потому как эти сферы тесным образом взаимоувязаны между собой, основными задачами благоустройства территорий является сохранение и воспроизводство зеленых насаждений, улучшение экологической обстановки и оздоровление населения, соблюдение принципов рекреационного и природоохранного использования земельных участков. Следовательно, под благоустройством следует понимать комплекс мер, основанных на принципах рекреационного и природоохранного использования и осуществляемых для создания здоровых, удобных и культурных условий жизни населения на территории проживания, обеспечивающие оздоровление окружающей среды, улучшение санитарно-гигиенических условий территорий муниципалитетов.

Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года гарантированы экологические права граждан РФ. Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, статьей 58 Конституцией Российской Федерации предусмотрена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам [1].

Обязанность организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа предусмотрена в соответствии с пунктом 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2], организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах городского округа и т. д. регламентирована пунктом 11 ч.

1 ст. 16 того же закона, [3] в Федеральном законе от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» закреплены основные требования к охране окружающей среды, а также экономические правоотношения, возникающие в результате негативного воздействия на окружающую среду.

Кроме того, ввиду приоритетности природоохранной сферы, каждый субъект Российской Федерации имеет свои законы, регулирующие сферу охраны окружающей среды. В некоторых субъектах Российской Федерации действуют законы об охране окружающей природной среды

(Новосибирская и Томская области, Москва и Московская область), в других - принимались экологические кодексы (Башкортостан, Татарстан) [4, с. 198].

Законодательство Российской Федерации и ее субъектов в сфере охраны окружающей среды и благоустройству территорий муниципальных образований осуществляется нормативными правовыми актами всех уровней законодательства, но диссипативно и недостаточно самостоятельно, отсутствует целостный подход к реализации полномочий органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды, отсутствует комплексный подход в правовом регулировании экологических отношений. Законодательство в рассматриваемой сфере достаточно объемно, разветвлено и противоречиво.

По некоторым оценкам сейчас число нормирующих состояние охраны природной среды документов превышает 2,5 тыс. [5, с. 3]. Однако в сфере благоустройства территорий городов и поселений на федеральном уровне отношения практически не регламентировану, федеральный закон о благоустройстве территорий муниципальных образований отсутствует.

Существует необходимость принятия закона о благоустройстве территорий, направленный на обеспечение комфортного и безопасного проживания граждан, формирования единого подхода и определению единых критерий к отбору объектов благоустройства для проведения работ, утверждения порядка определения закупочных процедур и выбора подрядных организаций для проведения благоустроительных работ муниципалитетов в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», формирования единого внешнего вида зданий, сооружений муниципалитетов, обеспечение сохранности объектов благоустройства и установления ответственности физических и юридических лиц за нарушенное благоустройство.

Эффективная деятельность органов местного самоуправления для создания условий экологически комфортного и безопасного проживания граждан возможна только путем систематизации системы законодательных актов, объединения уже принятых законов, регулирующих указанную сферу деятельности, наиболее оптимальным образом выраженном в возможном принятии Экологического Кодекса Российской Федерации, способного закрепить права и обязанности участников природоохранной деятельности, регламентировать и упорядочить указанную сферу отношений, устранить дублирующие положения, что приведет к дальнейшему развитию и способствует ввести новые правовые институты.

Итак, в целом можно отметить, что государство занимает особое положение в ряду субъектов экологического права, которое определяется его ролью в правообразовательном процессе, когда государство осуществляет правовую регламентацию природоохранной деятельности, определяя состояние и качество управления правового регулирования общественных отношений в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, виды правовых норм экологического и других отраслей законодательства, их взаимодействие. Все это позволяет разрабатывать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию управления и правового регулирования и осуществлять их реализацию на практике для достижения целей по охране окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.

Литература

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос. газ., 2009. 21 янв.

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Рос. газ., 2003. 6 окт.

3. Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Рос. газ. 1999. 6 апр.

4. Каурова З. /".Современное состояние системы экологического нормирования загрязнения окружающей среды в Российской Федерации. // Естественные и математические науки в современном мире, 2014. № 20. [Электронный ресурс]. URL: sostoyanie- sistemy- ekologicheskogo-normirovaniya zagryaznemya-okruzhayuschey-sredy-v-rossiyskoy-federatsii. (дата обращения: 18.05.2016).

5. Хворостов А. Ю. Источники права как нормативная основа Российского экологического законодательства. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение // Вопросы теории и практики, 2012 № 8-2. С. 198-203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.