Научная статья на тему 'О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ УЧАСТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ'

О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ УЧАСТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
804
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специальная военная операция (СВО) / участники СВО / члены семей участников СВО / социальные гарантии / социальная поддержка / жилищная обеспеченность / трудовые гарантии / образовательные гарантии / гарантии в сфере медицинской помощи. / special military operation (SVO) / SVO participants / family members of SVO participants / social guarantees / social support / housing security / labor guarantees / educational guarantees / guarantees in the field of medical care.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобков Вячеслав Николаевич, Одинцова Елена Валерьевна, Чащина Татьяна Викторовна

Цель работы – подготовка предложений по развитию социальных гарантий участникам специальной военной операции (СВО) и членам их семей, актуальность дополнения которых обусловлена возрастающей потребностью в поддержке данной категории населения со стороны государства. При подготовке предложений были проанализированы действующие социальные гарантии, принятые для участников СВО и членов их семей, а также учтены проблемные аспекты, связанные с уровнем и качеством жизни. Сделан вывод: практическое применение результатов данного исследования будет способствовать совершенствованию системы поддержки участников СВО и членов их семей на федеральном и региональном уровнях. Реализацию действующих и дополнительных социальных гарантий участникам СВО и членам их семей (в том числе предложенных авторами) рекомендовано в дальнейшем осуществлять в рамках национального проекта – специально разработанной государственной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бобков Вячеслав Николаевич, Одинцова Елена Валерьевна, Чащина Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOCIAL GUARANTEES FOR PARTICIPANTS IN A SPECIAL MILITARY OPERATION AND THEIR FAMILY MEMBERS

The purpose of the study was to prepare proposals for the development of social guarantees for participants in a special military operation (SVO) and their family members, the relevance of which is due to the increasing need for state support for this category of the population. In preparing the proposals, the authors relied on an analysis of the existing social guarantees adopted for the SVO participants and their family members and also took into account current problematic aspects in the field of standard and quality of life. The study concluded that the practical application of the research results will help improve the system of support for the SVO participants and their family members at the federal and regional levels. It is recommended to ensure the implementation of existing and additional social guarantees for the SVO participants and their family members (including those proposed by the authors) within the framework of a national project a specially developed state program.

Текст научной работы на тему «О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ УЧАСТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2024-54-1-138-146 УДК 36 JEL138

О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ УЧАСТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

В.Н. Бобков, Е.В. Одинцова, Т.В. Чащина

Институт экономики Российской академии наук, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Цель работы - подготовка предложений по развитию социальных гарантий участникам специальной военной операции (СВО) и членам их семей, актуальность дополнения которых обусловлена возрастающей потребностью в поддержке данной категории населения со стороны государства. При подготовке предложений были проанализированы действующие социальные гарантии, принятые для участников СВО и членов их семей, а также учтены проблемные аспекты, связанные с уровнем и качеством жизни. Сделан вывод: практическое применение результатов данного исследования будетспособствовать совершенствованию системы поддержки участников СВО и членов их семей на федеральном и региональном уровнях. Реализацию действующих и дополнительных социальных гарантий участникам СВО и членам их семей (в том числе предложенных авторами) рекомендовано в дальнейшем осуществлять в рамках национального проекта - специально разработанной государственной программы.

Ключевые слова: специальная военная операция (СВО); участники СВО; члены семей участников СВО; социальные гарантии; социальная поддержка; жилищная обеспеченность; трудовые гарантии; образовательные гарантии; гарантии в сфере медицинской помощи.

Для цитирования: Бобков В.Н., Одинцова Е.В., ЧащинаТ.В.О социальных гарантиях участников специальной военнной операции и членов их семей. Социально-трудовые исследования. 2024;54(1):138-146. DOI: 10.34022/2658-3712-2024-54-1-138-146.

ORIGINAL PAPER

ON SOCIAL GUARANTEES FOR PARTICIPANTS IN A SPECIAL MILITARY OPERATION AND THEIR FAMILY MEMBERS

V.N. Bobkov, E.V. Odintsova, T.V. Chashchina

Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

ABSTRACT

The purpose of the study was to prepare proposals for the development of social guarantees for participants in a special military operation (SVO) and their family members, the relevance of which is due to the increasing need for state support for this category of the population. In preparing the proposals, the authors relied on an analysis of the existing social guarantees adopted for the SVO participants and their family members and also took into account current problematic aspects in the field of standard and quality of life. The study concluded that the practical application of the research results will help improve the system of support for the SVO participants and their family members at the federal and regional levels. It is recommended to ensure the implementation of existing and additional social guarantees for the SVO participants and their family members (including those proposed by the authors) within the framework of a national project - a specially developed state program. Keywords: special military operation (SVO); SVO participants; family members of SVO participants; social guarantees; social support; housing security; labor guarantees; educational guarantees; guarantees in the field of medical care.

For citation: Bobkov V.N., Odintsova E.V., Chashchina T.V. On social guarantees for participants in a special military operation and their family members. Social and laborresearch. 2024;54(1):138-146. DOI: 10.34022/2658-3712-2024-54-1-138-146.

ВВЕДЕНИЕ

Решение стратегических задач по обеспечению суверенного развития России, поставленных Президентом России целей проведения специальной военной операции (СВО) вывело в число ключевых вопросов национальной повестки заботу об участ-

© Бобков В.Н., Одинцова Е.В., Чащина Т.В., 2024

никах СВО и членах их семей. В 2022-2023 гг. на федеральном и региональном уровнях, на основе соответствующей нормативно-правовой базы, была начата, а в настоящее время продолжается работа по выстраиванию единой комплексной системы за-

В.Н. Бобков, E.B. Одинцова, T.B. Чащина

боты об участниках СВО и членах их семей.1 Она реализуется, в том числе через специально созданные институты. Так, с 2023 г. работает Государственный фонд «Защитники Отечества», который обеспечивает комплексное сопровождение ветеранов СВО и членов семей погибших (умерших) ветеранов, оказывает содействие в получении всех полагающихся мер поддержки, включающих медицинскую и социальную реабилитацию, лекарственное обеспечение, психологическую помощь, предоставление технических средств реабилитации и санаторно-курортного лечения, а также содействие в переобучении и трудоустройстве ветеранов.2

По поручению Президента России работа над развитием мер поддержки участников СВО и членов их семей продолжается.3 Соответствующие предложения на регулярной основе готовятся Рабочей группой по обеспечению взаимодействия органов публичной власти и организаций по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации, социальной и правовой защиты граждан Российской Федерации, принимающих участие в специальной военной операции, и членов их семей, созданной по поручению Президента России в декабре 2022 г.4

Обсуждаются и готовятся соответствующие предложения в научно-экспертном сообществе [1-13; и др.]. С началом проведения СВО вызванные ею процессы в различных отраслях экономики и сферах жизни общества вывели данную проблематику в актуальную российскую научную повестку, сформировав отдельное направление научных исследований. По данным Научной электронной библиотеки5, с 2022 г. по настоящее время вышло более 1 тыс. публикаций, в которых затрагиваются различные аспекты проблематики СВО, среди них - более 600 статей в научных журналах юридического, политического, эконо-

1 Поддержка участников СВО и членов их семей — приоритет весенней сессии ГД. URL: http://duma.gov.ru/news/S7723/ (дата обращения: 25.01.2024); Для участников СВО и их семей разработали единый стандарт мер поддержки. URL: https://www.pnp.ru/politics/semyam-uchastnikov-svo-okazhut-besplatnuyu-psikhologicheskuyu-pomoshh. html (дата обращения: 20.01.2024); Единый стандарт поддержки семей участников СВО принят в большинстве регионов. URL: https:// xn--90aivcdt6dxbc.xn--plai/articles/news/edinyy-standart-podderzhki-semey-uchastnikov-svo-prinyat-v-bolshinstve-regionov/ (дата обращения: 20.01.2024).

2 Государственный фонд «Защитники Отечества». URL: https:// gosfondveteranov.gov.ru/#sAbout (дата обращения: 21.01.2024).

3 Путин поручил представить предложения о мерах поддержки вдов участников СВО. URL: https://ria.ru/20240117/mery-1921801S73.html (дата обращения: 25.01.2024); Перечень поручений по итогам встречи с членами семей погибших участников СВО. URL: http://www.kremlin. ru/acts/assignments/orders/73318 (дата обращения: 26.01.2024).

4 Распоряжение о рабочей группе по обеспечению взаимодействия органов публичной власти и организаций по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации, социальной и правовой защиты участников специальной военной операции. URL: http://kremlin.ru/ acts/news/70155 (дата обращения: 21.01.2024).

5 Поиск ключевых слов//Научная электронная библиотека. URL: https://

elibrary.ru/keywords.asp (дата обращения: 24.01.2024).

мического, исторического, военного, социологического, медицинского и др. профиля.6 В частности, в публикациях большое внимание уделяется вопросам социальной защиты участников СВО и членов их семей: приоритетным направлениям государственной политики в области социальной защиты, подходам к формированию единого регионального стандарта мер поддержки участников СВО и членов их семей [1]; страхования жизни и здоровья военнослужащих [2]; особенностям пенсионного обеспечения [3], социально-психологической адаптации [4]; проблемным аспектам правоприменительной практики предоставления социальной поддержки [5] и др. Рассматриваются актуальные вопросы в сфере жилищного обеспечения и ипотечного кредитования: функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения [6], применения жилищного права к мобилизованным гражданам и членам их семей [7] и др. Затрагиваются проблемы в сфере труда и занятости: развитие трудовых отношений в период проведения СВО [8]; возможности трудоустройства ветеранов СВО [9]; действующие и дополнительные трудовые гарантии мобилизованным [10]; проблемы профессиональной (пере)подготовки лиц, получивших ранения в ходе СВО [11]; и др. Публикуются также результаты научных исследований в области медицины и здравоохранения в условиях СВО, анализируются особенности функционирования и развития этих институтов для сохранения жизни и восстановления здоровья военнослужащих и пр. [12; 13].

Актуальность общественной повестки повышения внимания к участникам СВО и членам их семей позволила авторам выдвинуть гипотезу о необходимости расширения мер по их социальной поддержке, дополнительным социальным гарантиям в сфере ипотечного кредитования и обеспечения достойных жилищных условий, а также трудовым и образовательным гарантиям, реабилитации и протезированию. В основу гипотезы положены многолетние исследования авторов по изучению уровня и качества жизни российских граждан.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ УЧАСТНИКАМ СВО И ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ

Забота об участниках специальной военной операции (СВО) и их семьях является важнейшей задачей для российских органов власти.7

6 Осуществлялся поиск публикаций по ключевому слову «Специальная военная операция».

7 Путин назвал заботу об участниках СВО важнейшей задачей властей.URL: https://iz.ru/1582879/2023-10-02/putin-nazval-zabotu-ob-uchastnikakh-svo-vazhneishei-zadachei-vlastei (дата обращения: 20.01.2024).

Это подтверждается широким перечнем социальных гарантий, установленных для участников СВО и членов их семей. На федеральном уровне установлены и действуют социальные гарантии, включающие социальную поддержку, гарантии в сфере ипотечного кредитования, обеспечения жильем, оплаты жилья и коммунальных услуг, налоговые и образовательные льготы, трудовые гарантии, гарантии в сфере пенсионного обеспечения и др. (табл. 1).

Федеральные гарантии дополняют меры, принятые на региональном уровне: внедрен Единый региональный стандарт поддержки участников СВО и членов их семей, включающий 20 наиболее востребованных мер8; также

8 Единый стандарт включает следующие меры поддержки: 1) Возможность приостановить исполнение обязательств участников СВО по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) из бюджетов субъектов РФ на период участия в спецоперации, а также продлить их срок для продолжения исполнения обязательств после демобилизации. 2) Обеспечение сохранности транспортных средств участников СВО на безвозмездной основе. 3) Предоставление участникам СВО льгот по уплате транспортного налога на одно транспортное средство.

4) Сохранение (возобновление) статуса многодетной семьи и права на

меры соцподцержки, связанные с этим статусом, в случае гибели од-

ного или нескольких детей, участвовавших в СВО. 5) Сохранение (возобновление) права граждан, имеющих от трех детей, на бесплатное предоставление земельного участка в случае гибели одного или нескольких участвовавших в СВО детей. 6) Компенсация семьям участников СВО части расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, а так-

же части платы за капремонт. 7) Включение участников СВО и членов их семей в число льготных категорий, имеющих право на субсидию на покупку газового оборудования и проведение работ на их земельных участках, в размере не менее 100 тысяч рублей на одно домовладение.

8) Бесплатные социальные услуги на дому в стационарной или полустационарной форме супругам и родителям участников СВО из числа инвалидов, признанных нуждающимися в социальном обслуживании.

9) Оказание бесплатной психологической помощи членам семей участников СВО (супруги, дети, родители), в том числе в случае гибели военнослужащего. 10) Предоставление льготного горячего питания детям участников СВО, обучающимся в 5-11-х классах, а также являющимися студентами по очной форме обучения. 11) Освобождение от платы, взимаемой с родителей, за присмотр и уход за детьми участников СВО в детских садах (в том числе в случае гибели участников СВО). 12) Зачисление детей участников СВО в группы продленного дня и круглосуточного пребывания в дошкольных образовательных организациях в первоочередном (преимущественном) порядке (в том числе в случае гибели участников СВО). 13) Преимущественное право участников СВО на перевод их детей в другие, наиболее приближенные к месту жительства семей дошкольные образовательные организации (в том числе в случае гибели участников СВО). 14) Освобождение от платы за присмотр и уход за детьми участников СВО в группах продленного дня в образовательных учреждениях (в том числе в случае гибели участников СВО). 15) Зачисление в первоочередном порядке в группы продленного дня детей участников СВО, обучающихся в 1-6-х классах (в том числе в случае гибели участников СВО). 16) Преимущественное право семей участников СВО на перевод детей участников спецоперации в наиболее приближенные к месту жительства образовательные организации (в том числе в случае гибели участников СВО). 17) Предоставление семьям участников СВО права бесплатного посещения детьми занятий в кружках и секциях (в том числе в случае гибели участников СВО). 18) Право зачисления в первоочередном порядке в спортивные группы (секции) детей участников СВО в региональные и муниципальные организации спортивной подготовки и выдача им спортивной экипировки, оборудования и инвентаря для занятий спортом бесплатно (в том числе в случае гибели участников СВО). 19) Предоставление детям участников СВО льготных путевок в детские оздоровительные лагеря и санатории (в том числе в случае гибели участника СВО). 20) Предоставление участникам СВО и членам их семей (супруги, дети, родители) права льготного посещения региональных и муниципальных культурных учреждений, развлекательных мероприятий (в том числе в случае гибели участников СВО). - См.: Для участников СВО и их семей разработали единый стандарт мер поддержки. URL: https://www.pnp.ru/politics/ semyam-uchastnikov-svo-okazhut-besplatnuyu-psikhologicheskuyu-pomoshh.html (дата обращения: 19.01.2024).

действуют дополнительные (помимо включенных в стандарт) меры поддержки.

Работа над уточнением и дополнением действующего перечня социальных гарантий продолжается с учетом обобщения опыта практической реализации, изучения обращений от участников СВО и членов их семей и других предложений.9

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ

СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ УЧАСТНИКАМ СВО И ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ

Авторами разработаны и предложены следующие дополнительные меры социальной поддержки и гарантии для участников СВО и членов их семей в сфере жилищной обеспеченности (включая ипотечное кредитование), занятости, образования и медицинской помощи.

Дополнительные меры социальной поддержки участников СВО и членов их семей. Для обеспечения достойного уровня жизни участников СВО (после завершения ими участия в СВО) и совместно проживающих членов их семей считаем целесообразным введение ежемесячного семейного пособия, которое доводило бы душевые денежные доходы семьи (после предоставления всех действующих социальных выплат; независимо от доходов от трудовой деятельности трудоспособных членов семьи) до уровня социально приемлемого душевого денежного дохода, соответствующего трехкратной величине регионального прожиточного минимума, т.е. до гарантированной покупательной способности семьи участника СВО [14]. Данное пособие предлагается на постоянной основе выплачивать семьям погибших участников СВО и полностью утративших трудоспособность в ходе проведения СВО (инвалиды I группы).

Детям участников СВО - сиротам и оставшимся без попечения родителей, - предлагается ввести ежемесячную выплату, которая доводила бы их доходы (после предоставления всех действующих социальных выплат) до трехкратной величины регионального прожиточного минимума. Выплату осуществлять до достижения детьми совершеннолетия; до 23 лет, если они учатся очно; в случае, если они стали

9 Рабочая группа по СВО предложила расширить льготы контрактников на добровольцев. URL: https://www.interfax.ru/russia/932828 (дата обращения: 26.01.2024); Путин поручил представить предложения о мерах поддержки вдов участников CBO. URL: https://ria.ru/20240117/mery-1921801573.html (дата обращения: 25.01.2024); Перечень поручений по итогам встречи с членами семей погибших участников CBO. URL: http://www.kremlin.ru/ acts/assignments/orders/73318 (дата обращения: 26.01.2024).

В.Н. Бобков, Е.В. Одинцова, Т.В. Чащина

Таблица 1/Table 1

Федеральные социальные гарантии участникам боевых действий в зоне СВО и членам их семей / Federal social guarantees to participants of military operations In the SVO zone and their family members

Виды социальных гарантий / Types of social guarantees Пояснения / Explanations

Федеральные бюджетные и страховые выплаты Единовременные выплаты Единовременная денежная выплата (195 ООО в) (мобилизованным и контрактникам, которые в период проведения СВО с 21 сентября 2022 г. заключили контракт на военную службу в ВС РФ сроком на год и более) Единовременное пособие при увольнении с военной службы (продолжительность военной службы менее 20 лет - в размере двух окладов, более 20 лет - семь окладов) Единовременное поощрение при награждении государственными наградами Российской Федерации или поощрении Президентом РФ, Правительством РФ (от 1 до 10 окладов месячного денежного содержания) Единовременная федеральная выплата в случае гибели участника СВО («президентская») (5 ООО ООО в, если умершему уже выплатили 3 ООО ООО в за ранение, то семья либо родственники получат 2 ООО ООО в) Единовременная страховая выплата в случае гибели участника СВО (4 908 986,09 в) Единовременная выплата в случае увечья участника СВО (3 ООО ООО в) Единовременная страховая выплата при увольнении в связи с признанием не годным к военной службе вследствие военной травмы (3 272 657,39 в) Единовременная страховая выплата в случае установления инвалидности в период прохождения военной службы (инвалидность 1 группы - 2 348 797,95 в, инвалидность II группы - 1 565 864,79 в, инвалидность III группы - 782 932,40 в) Единовременная страховая выплата в случае получения увечья в период прохождения военной службы (тяжелое увечье -313 172,95 [>, легкое увечье - 78 293,23 [>) Регулярные выплаты Ежемесячная социальная выплата (158 ООО в) мобилизованным, контрактникам и добровольцам, участвующим в СВО Ежемесячная компенсационная выплата (100% пенсии за выслугулет) Ежемесячная денежная компенсация военнослужащему (добровольцу) при установлении инвалидности вследствие военной травмы (21 922,12 В - инвалиду 1 группы, 10 961,05 В - инвалиду II группы, 4 384,42 В - инвалиду III группы) Ежемесячная денежная выплата ветерану боевых действий (3 896 в) Ежемесячное пособие на ребенка погибшего военнослужащего (2 942,02 в) (в отношении несовершеннолетнихдетей; детей до 23 лет, если учатся очно; детей старше 18 лет, если ребенок стал инвалидом до совершеннолетия) Пенсия по потери кормильца (50%отденежногодовольствия на каждого нетрудоспособного члена семьи (не включая социальную выплату в 158 ООО в)) Ежемесячная компенсация членам семьи в случае гибели (смерти) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы (22 908,62 в на всех членов семьи, проживавших вместе с военнослужащим)

Федеральные гарантии и льготы Трудовые гарантии Сохранение рабочих мест; период участия в СВО засчитывается в страховом стаже в двойном размере; отпуск в любое удобное время для граждан, поливших статус ветерана боевых действий; и др. Введены ряд трудовых гарантий для членов семей (при сокращении штата или численности родитель ребенка до 18-ти лет имеет преимущественное право оставления на работе; второго родителя ребенка до 14-ти лет, нельзя без письменного согласия направить в служебные командировки, привлечь к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни; и др.) Ипотека и кредиты Кредитные каникулы; запрет на арестденежных средств, выплачиваемых участникам СВО и мобилизованным; ослабление условий военной ипотеки; списание кредитных обязательств в случае смерти участника СВО либо инвалидности 1 группы; в рамках льготных ипотечных программ для участников СВО увеличен предельный срок регистрации по адресам построенного или купленного жилья и госрегистрации прав на дома; и др. Жилищная сфера Изменение правил обеспечения жильем семей погибших; дети родителей, принимавших участие в СВО, получили преимущественное право на обеспечение жильем переддругими лицами, включенными в списокдетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи военнослужащих и сотрудников силовых структур, переведенных в ДНР, ЛНР, Запорожскую и Херсонскую области, смогут остаться в служебных квартирах по прежнему месту службы с сохранением права на компенсацию съема жилья; и др. ПлатазаЖКУ Право на рассрочку коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт, а также освобождение от пени за просрочку оплаты коммунальных платежей; право на компенсацию платы за наем и содержание жилого помещения (50 %) Налоговые льготы Освобождение от госпошлины за восстановление потерянных или испорченных паспортов и водительских прав; отсрочка по уплате налогов, сборов и страховых взносов, продление сроков предоставления налоговыхдеклараций и отчетов о движении денежных средств по счетам; налоговый вычет; освобождение от НДФЛ и страховых взносов некоторых доходов; освобождение отуплаты налога на имущество; и др. Образовательные льготы Квота для детей участников СВО на бюджетное обучение в вузах; квоты для приема в вузы для участников СВО; бесплатное обучение или дополнительное профобразование по наиболее востребованным специальностям для участников СВО; право на получение в первоочередном порядке мест в детсадах, школах и летних лагерях для детей участников СВО; возможность перехода с платного обучения на бесплатное (при отсутствии академической задолженности, дисциплинарных взысканий и долга за обучение) для участников СВО и их детей; и др. Пенсионное обеспечение Участники СВО, включая добровольцев, получили статус ветеранов боевыхдействий, на них распространяются все льготы по пенсионному обеспечению, которые есть у бывших участников войн и вооруженных конфликтов; период участия в СВО засчитывается в страховом стаже в двойном размере; поправки в порядок перерасчета военных пенсий мобилизованных; Поддержка бизнеса Субсидии для работодателей в целях трудоустройства участников СВО и членов их семей; налоговые послабления для мобилизованных граждан, ИП и компаний, в которых мобилизовали единственного учредителя - директора; приостановление в отношении мобилизованных проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление нарушения законодательства о применении контрольно-кассовой техники; и др. Другие льготы Доходы мобилизованных не учитываются при оценке нуждаемости их семей в мерах соц.поддержки (пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, ежемесячная выплата на детей, выплата в связи с рождением ребенка); право на бесплатную юридическую помощь, пересылку писем; и др.

Исючник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

Примечание: составлено на основе нормативных правовых актов (федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных нормативных актов и др.), действующих по состоянию на 01 января 2024 г.

инвалидами до совершеннолетия, продолжать выплачивать и после 18 лет.

Введение данных выплат позволит гарантировать достойный уровень текущего потребления для наиболее уязвимых представителей целевой социальной категории. С научно-методологической точки зрения это будет способствовать развитию системы социальной поддержки с учетом опыта внедрения ее новых инструментов, гарантирующих определенный уровень доходов получателям [15 и др.].

Предлагается ввести ежемесячную денежную компенсацию военнослужащему (добровольцу) при установлении инвалидности вследствие военной травмы, полученной во время участия в СВО, из числа инвалидов II и III групп, имеющих ограниченную трудоспособность, устанавливать в размере не ниже 1,5 региональных прожиточных минимумов.10

Считаем целесообразным предусмотреть возможность предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта участникам СВО, трудоспособность которых ограничена вследствие получения увечий (ранения, травмы, контузии) во время СВО (инвалиды II и III групп), и членам их семей не зависимо от размера их среднедушевого дохода. Это позволит расширить возможности интеграции в занятость участников СВО и поддержать их семьи в трудной жизненной ситуации.

Предлагается также ввести индексацию пенсий работающим пенсионерам из числа участников СВО.

Дополнительные социальные гарантии в сфере ипотечного кредитования и обеспечения достойных жилищных условий. Жилищная обеспеченность является одной из базовых составляющих уровня жизни, потребность в которой, как показывают исследования, несмотря на позитивные тенденции в доступности жилья [16; 17], у большинства граждан (более 80%) [18], семей с детьми (более 70%) [19] не реализована на достойном уровне. Данная проблема частично решается (в случае наличия финансовых возможностей) гражданами через ипотечные инструменты.

В настоящее время для граждан, которые до участия в СВО взяли ипотеку, действуют

10 В настоящее время данная компенсация выплачивается в соответствие с Федеральным законом от 7.11.2011 № ЗОб-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и составляет по состоянию на 01.01.2024 г. 10 961,05 рублей - инвалиду II группы; 4 384,42 рублей - инвалиду III группы.

кредитные каникулы11. Списание кредитных обязательств предусмотрено в случае гибели или инвалидности (I группа) заемщика в ходе СВО.12

Считаем целесообразным расширить данную гарантию, распространив ее на граждан, взявших ипотеку до привлечения к участию в СВО (мобилизованных, добровольцев, контрактников) в 2022 г. (февраль-октябрь), оставшихся в живых и не получивших инвалидность I группы в ходе СВО. Введение для них дополнительной гарантии в виде погашения (частично или полностью) за счет государства ипотечного кредита будет отвечать принципу социальной справедливости.

Данная гарантия (доля ипотечного кредита, которая «гасится» государством) может быть увязана со сроками нахождения в зоне проведения СВО, выполняемыми задачами в ходе проведения СВО, составом семьи участника СВО (число и возраст детей, наличие инвалидов и т.п.) и др. Она может быть установлена для граждан, которые реально нуждались в улучшении жилищных условий (при этом состояли или не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях), для тех, кто ранее проживал в стесненных условиях, неблагоустроенном, небезопасном и т.п. жилище, не в отдельной квартире, а совместно с другими родственниками, в «коммуналке» и проч. То есть взятый ипотечный кредит позволил этим категориям граждан реализовать объективную базовую потребность.

Для участников СВО, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не брали ипотечный кредит до участия в СВО и не планируют продолжать службу по завершении контракта, т.е. не могут приобрести жилье через накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих, считаем

11 Федеральный закон от 07.10.2022 № 377-ФЭ «Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210070001 (дата обращения: 19.01.2024); Федеральный закон от 24.07.2023 № 348-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202307240007 (дата обращения: 19.01.2024).

12 Федеральный закон от 28.04.2023 № 160-ФЗ «О внесении изменений

в статьи 1 и 2 Федерального закона «Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202304280036 (дата обращения: 19.01.2024).

В.Н. Бобков, E.B. Одинцова, T.B. Чащина

целесообразным предоставление возможности приобретения жилья через ипотечное кредитование по льготной (пониженной) ставке (более низкой, чем для обычных льготных категорий), субсидируемой государством.

Для них (и членов их семьи) также необходимо предусмотреть «страховой механизм» (списание кредитных обязательств), аналогичный предусмотренному Федеральным законом от 28.04.2023 № 160-ФЗ.13

На наш взгляд, должны быть гарантированы права на улучшение жилищных условий семей погибших участников СВО, в том числе исключены случаи снятия с учета семей погибших участников СВО, которые были признаны нуждающимися в жилых помещениях, в связи с увеличением вследствие гибели члена семьи, участвовавшего в СВО, размера площади в расчете на члена семьи (превышения учетной нормы площади жилого помещения). Также необходимо, чтобы у семей погибших участников СВО, которые до момента их гибели соответствовали учетной норме площади жилого помещения, применяемой в целях признания нуждающимися в жилых помещениях, но не подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях, было право подать такое заявление после гибели участника СВО. При этом норма предоставления площади жилого помещения для них должна определяться исходя из состава семьи до гибели участника СВО.

Введение дополнительных гарантий для участников СВО в жилищной сфере позволит государству выполнить социальные обязательства перед гражданами, которые рискуют здоровьем и жизнью для обеспечения суверенитета государства, защиты и безопасности граждан Российской Федерации.

Дополнительные трудовые и образовательные гарантии участникам СВО и членам их семей. Предлагаем создать дополнительные условия для долговременной, устойчивой занятости вернувшимся участникам СВО (с учетом возможного снижения конкурентоспособности (инвалидность и пр.) на рынке труда) для минимизации рисков неустойчивой (прекаризованной) занятости вследствие ее негативных последствий (снижение

13 Федеральный закон от 28.04.2023 № 160-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 2 Федерального закона «Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202304280036 (дата обращения: 19.01.2024).

качества занятости, ухудшение материального положения домохозяйств и пр.) [20-22 и др.].

В настоящее время за гражданами, призванными на службу по мобилизации, и добровольцами сохраняются рабочие места; они смогут вернуться на прежние рабочие места после завершения службы.14 В случае длительного перерыва в работе по причине участия в СВО имеются риски устаревания навыков и утраты квалификации работников. Необходимо обеспечить возможность обучения, повышения квалификации для актуализации знаний и навыков по профессии, по которой гражданин работал до начала участия в СВО. В настоящее время обеспечены гарантии на бесплатное переобучение или получение дополнительного профессионального образования по наиболее востребованным на локальном рынке труда специальностям.15 Представляется целесообразным расширить данные гарантии на все гражданские специальности, которые имели и желают сохранить участники СВО, чтобы повысить результативность их интеграции в занятость.

Актуальной проблемой, требующей решения и находящейся в проработке по поручению Президента РФ16, является трудоустройство участников СВО - инвалидов и ветеранов. Решение задачи содействия их эффективному трудоустройству на долгосрочной основе требует комплексного подхода, включающего: систему мер стимулирования работодателей для создания/ оборудования рабочих мест (субсидии, льготы (по НДС, налогу на прибыль, имущественному и земельному налогам)); разработку методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности для участников СВО (инвалидов и ветера-

14 Федеральный закон от 07.10.2022 № 376-ФЭ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202210070004 (дата обращения: 19.01.2024).

15 Постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2023 № 669 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202305020024 (дата обращения: 19.01.2024); Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 № 800 «О реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года». URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202105280048 (дата обращения: 19.01.2024); Постановление Правительства Российской Федерации от 13.03.2021 г. № 362 «О государственной поддержке в 2023 году юридических лиц, включая некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан» (Наименование в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.2022 № 2134). URL: http://government. ru/docs/all/133363/ (датаобращения: 19.01.2024).

16 Перечень поручений по итогам расширенного заседания Президиума Госсовета. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/72657 (дата обращения: 19.01.2024).

нов); установление квоты для приема на работу участников СВО (инвалидов и ветеранов); определение прав и обязанностей работодателей, ответственности за неисполнение обязанностей по квотированию рабочих мест; контрольно-надзорные мероприятия за приемом на работу участников СВО (инвалидов и ветеранов) в пределах установленных квот.

Также считаем целесообразным установление гарантии оплачиваемого отпуска для работающих членов семьи участника СВО (супругов, взрослых детей, родителей или (в случае их отсутствия) других родственников) на период ухода за тяжелоранеными участниками СВО.17

Предлагается предусмотреть развитие сети дошкольных и школьных образовательных учреждений (включая ясли, детские садики, детские дома, дома-интернаты, общеобразовательные школы, летние лагеря и др.) с учетом полного удовлетворения потребностей детей участников СВО в обеспечении для них «социальных лифтов» для полноценного включения в трудовую и общественную жизнь.

Необходимо предусмотреть меры по полному и качественному обеспечению беременных жен участников СВО медицинскими и социальными услугами, а также содействие им в трудоустройстве после завершения декретных отпусков.

Гарантии участникам СВО в области реабилитации и протезирования. Для результативной реабилитации участников СВО, которые в ходе СВО получили увечья (ранения, травмы, контузии) и вследствие них инвалидность, необходима система их комплексного сопровождения, включающая: предоставление медицинских

17 Инвалидов — участников СВО хотят отправлять на реабилитацию без очереди. URL: https://www.pnp.ru/social/invalidov-uchastnikov-svo-khotyat-otpravlyat-na-reabilitaciyu-bez-ocheredi.html (дата обращения: 19.01.2024).

реабилитационных услуг, технических средств реабилитации и протезирования. Необходимо развертывание/развитие региональной сети медицинских учреждений, обеспеченных современной материально-технической базой и квалифицированными кадрами, чтобы гарантировать доступность предоставления данной помощи на бесплатной основе всем нуждающимся в ней участникам СВО в необходимом объеме и на современном уровне.

Предоставление данных гарантий по реабилитации и протезированию также целесообразно для лиц из числа гражданского населения, пострадавших в результате террористических актов, диверсий и приравненных к ним преступлений на территории России в период проведения СВО.

ВЫВОДЫ

Система социальных гарантий участникам СВО и членам их семей представляет собой «живой организм», который требует постоянного развития с учетом накопленного опыта, возникающих новых рисков и возможностей. В данной публикации авторами предложены дополнительные социальные гарантии участникам СВО и членам их семей, позволяющие усилить их социальную поддержку, способствующие решению жилищных проблем, развивающие трудовые и образовательные гарантии, а также в сфере медицинской помощи. Считаем, что уже созданный каркас институтов, позволяющих выявлять и аккумулировать потребности социальной защиты участников СВО и членов их семей, целесообразно объединить в рамках национального проекта - специальной государственной комплексной программы под условным названием «Забота государства - защитникам Родины».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Журавлева М.А., Берестова Л.И. Приоритеты государственной политики по организации социальной защиты участников СВО. Государственнаяслужба. 2023;25(4(144)):88-93. D0I: 10.22394/2070-8378-2023-25-4-88-93

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Назарова И.С., Шеншин В.М. К вопросу о совершенствовании института социального страхования жизни и здоровья военнослужащих и других работников силовых структур (краткий обзор изменений законодательства). Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2023;(10(315)):77-82.

3. Корякин В.М. Особенности назначения и выплаты военных пенсий лицам, проживавшим на территориях новых субъектов российской федерации до их вхождения в состав России. Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2023;(11(316)):54-63.

4. Лотова И.П. Психологическая помощь военнослужащим - участникам боевых действий, уволенным в запас или в отставку, и членам их семей: основные положения. Отечественныйжурнал социальной работы. 2023;(2(93)):97-103.

5. Фомин A.B. Проблемы назначения единовременных выплат детям погибших (умерших) участников специальной военной операции.Военное право. 2023;(3(79)):144-150.

6. Мананников Д.Ю. Актуальные вопросы функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в условиях проведения вооруженными силами Российской Федерации специальной военной операции на территории Украины. Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2023;(2(307):110-117.

7. Рассказова E.H. Особенности применения жилищного права в отношении мобилизованных граждан и членов их семей. ВестникРоссийскогоНового Университета. Серия: Человекиправо. 2023;(4):152-160. DOI: 10.18137/RNU.V9276.23.04.P.152

В.Н. Бобков, Е.В. Одинцова, Т.В. Чащина

8. Хабибуллина А.С. Особенности развития трудовых отношений в период проведения специальной военной операции. Кадровик. 2023;(6):14-24.

9. Алёшин А.А., Левкина А.А., Колосова Н.В. Проблема рекрутинга операторов гражданских БПЛА на рынке труда Российской Федерации. Экономика и предпринимательство. 2023;(8(157)):298-307. DOI: 10.34925/EIP.2023.157.8.052

10. Гальцова И.Ю. Особенности обеспечения трудовых прав работников в Российской Федерации, призванных в рамках частичной мобилизации. Современное общество и право. 2023;(1(62)):8-13.

11. Пробин П.С. Финансирование инклюзивного обучения инвалидов - участников специальной военной операции на базе дистанционных образовательных технологий. Экономика и предпринимательство. 2023;(3(152)):900-903. DOI: 10.34925/ EIP.2023.152.3.177

12. Тришкин Д.В Медицинское обеспечение вооруженных сил Российской Федерации в условиях проведения специальной военной операции и частичной мобилизации: итоги деятельности и задачи на 2023 год. Военно-медицинский журнал. 2023;344(1):4-24. DOI: 10.52424/00269050_2023_344_1_4

13. Щеголев А.В., Кузин А.А., Лахин Р.Е., Шустров В.В., Усольцев Е.А., Бирюков А.Н., Цветков В.Г., Чарторижский Е.В. Изменение подходов к анестезиологической помощи в условиях проведения специальной военной операции. Военно-медицинский журнал. 2023;433(9):19-24.DOI: 10.52424/00269050_2023_344_9_19

14. Бобков В.Н., Гулюгина А.А., Одинцова Е.В., Сафронова A.M. Социально приемлемая потребительская корзина. Уровень жизни населения регионов России. 2019;15(2):8-26. DOI: 10.19181/1999-9836-2019-10060

15. Bobkov V.N., Zolotov A.V., Odintsova E.V. Transition forms of universal basic income as a real prospect for Russia. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2021;14(4):33-47. DOI: 10.15838/esc.2021.4.76.2

16. Kosareva N., Polidi T. Housing affordability in Russia. Housing policy debate. Taylor and Francis Journals. 2021;31(2):214-238. DOI: 10.1080/10511482.2020.1800778

17. Minchenko M.M., Nozdrina N.N. The dynamics of housing affordability for the population of Russia in 2008-2014. Studies on Russian Economic Development. 2017;28(2):191-203. DOI: 10.1134/S1075700717020071

18. Бобков B.H., Гулюгина A.A., Колмаков И.Б., Одинцова Е.В., Рязанцев В.И., Чащина Т.В., Черных Е.А. Мониторинг доходов и уровня жизни населения России - 2022 год / отв. ред. В.Н. Бобков, А.А. Гулюгина. Вып. 1(202). M.: ИЭ РАН, 2023. 166 с. ISBN 978-5-9940-0736-5

19. Odintsova E.V., Chashchina T.V., Mochalov D.A. Features of the standard of living and labor situation in households with children and without them. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2023;16(5):155-171. DOI: 10.15838/esc.2023.5.89.9

20. Бобков B.H., Квачев В.Г., Колмаков И.Б., Лютов Н.Л., Локтюхина Н.В., Новикова И.В., Одегов Ю.Г., Одинцова Е.В., Павлова В.В., Шичкин И.А. Неустойчивая занятость в Российской Федерации: теория и методология выявления, оценивание и вектор сокращения / гл. науч. ред. В.Н. Бобков. 2-е изд. M.: КНОРУС; 2019. 342 с. ISBN 978-5-406-00369-5

21. Ouinlan M. The 'Pre-Invention' of Precarious Employment: The Changing World of Work in Context. The Economic and Labour Relations Review. 2012;23(4):3-23. DOI: 10.1177/103530461202300402

22. Lewchuk W. Precarious jobs: Where are they, and how do they affect well-being? The Economic and Labour Relations Review. 2017;28(3):402-19.DOI: 10.1177/1035304617722943

REFERENCES

1. Zhuravleva M.A., Berestova L.I. Priorities of state policy for organizing social protection for the SMO participants. Gosudarstvennaya sluzhba = Public Administration. 2023;25(4(144)):88-93. DOI: 10.22394/2070-8378-2023-25-4-88-93 (In Russ.).

2. Nazarova I.S., Shenshin V.M. On the issue of improving the institution of social insurance of life and health of military personnel and other employees of law enforcement agencies (a brief overview of legislative changes). Pravo v Vooruzhennykh Silakh - Voenno-pravovoe obozrenie. 2023;(10(315)):77-82. (InRuss.).

3. Koryakin V.M. Features of the appointment and payment of military pensions to persons who lived in the territories of the new constituent entities of the Russian Federation before they became part of Russia. Pravo v Vooruzhennykh Silakh - Voenno-pravovoe obozrenie. 2023;(ll(316)):54-63. (InRuss.).

4. Lotova I.P. Psychological assistance to military personnel - participants in hostilities, retired or retired, and members of their families: basic provisions. Otechestvennyi zhurnal sotsial'noi raboty = Domestic Journal of Social Work. 2023;(2(93)):97-103. (InRuss.).

5. Fomin A.V. Problems of assigning lump-sum payments to children of dead (deceased) participants in a special military operation. Voennoe parvo = MilitaryLaw. 2023;(3(79)):144-150. (InRuss.).

6. Manannikov D.Yu. Topical issues of the functioning of the savings-mortgage housing system for military personnel in the context of a special military operation carried out by the armed forces of the Russian Federation on the territory of Ukraine. Pravo v Vooruzhennykh Silakh - Voenno-pravovoe obozrenie. 2023;(2(307):110-117. (In Russ.).

7. Rasskazova E.N. Features of the application of housing law in relation to mobilized citizens and members of their families. Bulletin of the Russian New University. Series Human and Law = VestnikRossiiskogo Novogo Universiteta. Seriya: Chelovek i pravo. 2023;(4):152-160. DOI: 10.18137/RNU.V9276.23.04.P.152(InRuss.).

8. Khabibullina A.S. Features of the development of labor relations during a special military operation. Kadrovik = HR Manager. 2023;(6):14-24. (In Russ.).

9. Aleshin A.A., Levkina A.A., Kolosova N.V. The problem of recruiting civil UAV operators in the labor market of the Russian Federation. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and Entrepreneurship. 2023;(8(157)):298-307. DOI: 10.34925/ EIP.2023.157.8.052 (In Russ.).

10. Gal'tsova I.Yu. Features of ensuring the labor rights of workers in the Russian Federation called up as part of partial mobilization. Sovremennoe obshchestvo i pravo = Modern Society andLaw. 2023;(1(62)):8-13. (In Russ.).

11. Probin P.S. Financing of inclusive education of disabled participants of a special military operation on the basis of distance education technologies. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and Entrepreneurship. 2023;(3(152)):900-903. DOI: 10.34925/ EIP.2023.152.3.177 (In Russ.).

12. Trishkin D.VMedical support of the Russian Federation armed forces during the special military operation and partial mobilization: activities results and planning for 2023. Voenno-meditsinskii zhurnal = The Military Medical Journal. 2023;344(l):4-24. DOI: 10.52424/00269050_2023_344_1_4 (In Russ.).

13. Shchegolev A.V., Kuzin A.A., LakhinR.E., Shustrov V.V., Usol'tsev E.A., Biryukov A.N., Tsvetkov V.G., Chartorizhskii E.V. Changing approaches to anesthesia care in the context of a special military operation. Voenno-meditsinskii zhurnal = The Military Medical Journal. 2023;433(9):19-24.DOI: 10.52424/00269050_2023_344_9_19 (InRuss.).

14. Bobkov V.N., Gulyugina A.A., Odintsova E.V., Safronova A.M. The Socially Acceptable Consumption Basket. Uroven' zhizni naseleniya regionovRossii = Living Standards ofthe Population in the Regions ofRussia. 2019;15(2):8-26. DOI: 10.19181/1999-9836-2019- 10060 (In Russ.).

15. Bobkov V.N., Zolotov A.V., Odintsova E.V. Transition forms of universal basic income as a real prospect for Russia. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2021;14(4):33-47. DOI: 10.15838/esc.2021.4.76.2

16. Kosareva N., Polidi T. Housing affordability in Russia. Housing policy debate. Taylor and Francis Journals. 2021;31(2):214-238. DOI: 10.1080/10511482.2020.1800778

17. Minchenko M.M., Nozdrina N.N. The dynamics of housing affordability for the population of Russia in 2008-2014. Studies on Russian Economic Development. 2017;28(2):191-203. DOI: 10.1134/S1075700717020071

18. Bobkov V.N., Gulyugina A.A. (resp. eds.), Kolmakov I.B., Odintsova E.V., RyazantsevV.I., Chashchina T.V., ChernykhE.AMonitoring the income and standard of living of the Russian population - 2022. Iss. 1(202). Moscow, Institute of Economics RAS; 2023. p. 166. ISBN 978-5-9940-0736-5 (In Russ.).

19. Odintsova E.V., Chashchina T.V., Mochalov D.A. Features of the standard of living and labor situation in households with children and without them. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2023;16(5):155-171. DOI: 10.15838/esc.2023.5.89.9

20. Bobkov V.N. (sci. ed.), Kvachev V.G., Kolmakov I.B., Lyutov N.L., Loktyukhina N.V., Novikova I.V., Odegov Yu.G., Odintsova E.V., Pavlova V.V., Shichkin I.A. Precarious employment in the Russian Federation: theory and methodology for identification, assessment and reduction vector. 2nd ed. Moscow, KNORUS; 2019. p. 342.

21. Ouinlan M. The 'Pre-Invention' of Precarious Employment: The Changing World of Work in Context. The Economic and Labour RelationsReview. 2012;23(4):3-23. DOI: 10.1177/103530461202300402

22. Lewchuk W. Precarious jobs: Where are they, and how do they affect well-being? The Economic and Labour Relations Review. 2017;28(3):402-19. DOI: 10.1177/1035304617722943

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUTTHE AUTHORS

Вячеслав Николаевич Бобков - доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник, заведующий сектором социально-экономических исследований качества и уровня жизни Института экономики Российской академии наук, Москва, Россия

Vyacheslav N. Bobkov - Dr. Sci. (Econ.), Professor, Honoured Science Worker of the Russian Federation, Chief

Researcher, Head of the Department of Socio-Economic Research of Quality and Standard of Living at the Institute

ofEconomics of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0001-7364-5297

bobkown@mail.ru

Елена Валерьевна Одинцова - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник сектора социально-экономических исследований качества и уровня жизни Института экономики Российской академии наук, Москва, Россия

Elena V. Odintsova - Cand. Sci. (Econ.), LeadingResearcher of the Department of Socio-Economic Research of Quality and Standard of Living at the Institute ofEconomics of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-7906-8520 odin_ev@mail.ru

Татьяна Викторовна Чащина - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник сектора социально-экономических исследований качества и уровня жизни Института экономики Российской академии наук, Москва, Россия

Tat'yana V. Chashchina - Cand. Sci. (Econ.), Senior Researcher of the Department of Socio-Economic Research of Quality and Standard ofLiving atthe Institute ofEconomics of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-3384-3413 chashinatv@mail.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts oflnterest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 29.01.2024; после рецензирования 19.02.2024, принята к публикации 20.02.2024. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 29.01.2024; revised on 19.02.2024 and acceptedfor publication on 20.02.2024. The authors read and approved the final version ofthe manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.