УДК 343.8
https://doi.org/10.53993/2078-3914/2021/4(49)/108-115
Н. В. Ольховик О СОЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ
ПРИМЕНЕНИЯ (НАЗНАЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ)НАКАЗАНИЙ И ИНЫХ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ
Анализ уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в части применения (назначения и исполнения) наказаний и иных мер уголовно-правового характера без изоляции от общества свидетельствует о наличии проблем, обусловленных недостаточной разработкой социально-криминологических основ применения альтернативных санкций. Указанные проблемы проявляются как на стадии назначения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, так и на стадии их исполнения. Уголовное законодательство не учитывает криминологическую характеристику осужденных и не предоставляет суду возможность в достаточной степени индивидуализировать назначение наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы, применительно к отдельным уязвимым группам осужденных (несовершеннолетние, женщины, лица без определенного места жительства, иностранцы, лица, страдающие определенными видами заболеваний). Игнорирование возрастных особенностей несовершеннолетнего возраста, криминологической характеристики осужденных несовершеннолетних, отсутствие особенностей характерны для всего процесса исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, а также средств его обеспечения. Существуют проблемы организационно-обеспечительных средств, приводящих в движение весь комплекс правовых средств обеспечения исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера. Возникает вопрос о защищенности прав и законных интересов некоторых категорий осужденных без изоляции от общества.
Обосновываются и формулируются предложения по совершенствованию уголовного и уголовно-исполнительного законодательства и правоприменительной практики о применении альтернатив лишению свободы, направленные на решение обозначенных правовых и организационных проблем.
Ключевые слова: альтернативы лишению свободы; наказания без изоляции от общества; система наказаний; рецидивная преступность.
Для цитирования: Ольховик Н. В. О социально-криминологических основаниях применения (назначения и исполнения) наказаний и иных мер уголовно -правового характера, не связанных с лишением свободы // Вестник Кузбасского института. 2021. № 4 (49). С. 108-115. https: //doi.org/10.53993/2078-3914/2021/4(49)/108-115.
N. V. Olkhovik
ON SOCIO-CRIMINOLOGICAL BASES FOR THE APPLICATION (APPOINTMENT AND EXECUTION) OF PUNISHMENTS AND OTHER MEASURES OF A CRIMINAL-LEGAL NATURE WITHOUT ISOLATION FROM SOSIETY
An analysis of criminal and criminal-executive legislation in terms of the application (appointment and execution) of punishments and other measures of a criminal-legal nature without isolation from society indicates the presence of problems caused by insufficient development of socio-criminological foundations for the application of alternative sanctions. These problems are
© Ольховик Н. В., 2021 © Olkhovik N. V., 2021
manifested both at the stage of sentencing and other measures of a criminal-legal nature, and at the stage of their execution. Criminal legislation does not take into account the criminological characteristics of convicts and does not provide the court with the opportunity to sufficiently individualize the assignment of punishments and other measures of a criminal-legal nature not related to imprisonment in relation to certain vulnerable groups of convicts (minors, women, persons without a fixed abode, foreigners , persons suffering from certain types of diseases). Ignoring the age characteristics of minors, the criminological characteristics of convicted minors, the absence of features are characteristic of the entire process of the execution of sentences and other measures of a criminal-legal nature without isolation from society, as well as the means of ensuring it. There are problems of organizational and security means that set in motion the whole complex of legal means of ensuring the execution of punishments and other measures of a criminal law nature. The question arises about the protection of the rights and legitimate interests of certain categories of convicts without isolation from society.
Proposals are substantiated andformulated for improving criminal and penal legislation and law enforcement practice on the use of alternatives to imprisonment, aimed at solving the indicated legal and organizational problems.
Keywords: alternatives to imprisonment; punishment without isolation from society; punishment system; recidivism.
For citation: Olkhovik N. V. On socio-criminological bases for the application (appointment and execution) of punishments and other measures of a criminal-legal nature wIthout isolation from sosiety. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2021, no. 4 (49), p. 108-115. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2021/4(49)/108-115.
По данным официальной судебной статистики, количество лиц, осужденных к реальному лишению свободы, за последнее десятилетие хотя и постепенно снижается, но остается примерно на уровне 29-30 % [3]. Сложившаяся практика в принципе соответствует современной тенденции уголовной политики, направленной на сокращение применения реального лишения свободы, однако, несмотря на появление новых наказаний, не связанных с лишением свободы, (введение в действие в 2005 г. обязательных работ, в 2010 г. — ограничения свободы, в 2017 г. — принудительных работ), расширение практики их применения (назначения и исполнения) происходит крайне сложно.
Анализ уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в части применения (назначения и исполнения) наказаний и иных мер уголовно-правового характера без изоляции от общества свидетельствует о наличии проблем, обусловленных недостаточной разработкой социально-криминологических основ применения альтернативных санкций [5, с. 95-98]. Указанные отрицательные последствия проявляются как на стадии назначения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, так и на стадии их исполнения.
Во-первых, уголовное законодательство не учитывает криминологическую характеристику осужденных и недостаточно индивидуализирует назначение наказаний и мер, не связанных с лишением свободы, применительно к отдельным уязвимым группам осужденных (несовершеннолетние [4, с. 308], женщины, лица без определенного места жительства, иностранцы, лица, страдающие различными видами заболеваний [6, с. 272-276] и др.). Действующее уголовное законодательство не предусматривает никаких особенностей назначения уголовного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью несовершеннолетним, в том числе срока этого наказания и возможности его назначения в качестве дополнительного. Как представляется, срок уголовного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью, учитывая несовершеннолетний возраст виновного и особенности его личности, должен быть снижен по сравнению со сроком, установленным для взрослых лиц. А на регламентированную в УК РФ возможность назначения рассматриваемого наказания в качестве дополнительного не должно распространяться правило увеличения срока данного наказания до 20 лет в случаях, специ-
ально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.
В УК РФ отсутствуют особенности определения срока обязательных работ несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет, который в соответствии с ч. 3 ст. 88 УК РФ приравнен к взрослым лицам, отбывающим это наказание.
Нет каких-либо возрастных ограничений при назначении исправительных работ несовершеннолетним, хотя трудовым законодательством определяются особенности заключения трудового договора с несовершеннолетними в зависимости от их возраста.
Уголовное законодательство игнорирует принцип приоритетности образования (ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), требований обязательности среднего общего образования к конкретному обучающемуся до достижения им возраста 18 лет, положений ч. 6 ст. 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о том, что привлечение несовершеннолетних, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, к труду возможно только с их согласия на трудоустройство.
Дискриминационный характер носят пределы удержаний из заработной платы несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, которые не отличаются от удержаний, предусмотренных для взрослых осужденных к исправительным работам.
В уголовном законодательстве не учитываются возрастные особенности несовершеннолетних. Прежде всего это выражается в чрезмерности и непродуманности запрета посещать определенные места и массовые мероприятия, независимо от их предназначения и характера при назначении ограничения свободы несовершеннолетним, хотя посещение определенных мест (например, спортивных, религиозных, организационно-массовых мероприятий или мероприятий, связанных со знаменательными датами нашей страны) могло бы благотворно влиять на исправление несовершеннолетнего.
Об этом же свидетельствует и отсутствие в уголовном законодательстве дифференциации обязанностей, которые могут
возлагаться на взрослых и несовершеннолетних условно осужденных.
Во-вторых, игнорирование возрастных особенностей несовершеннолетнего возраста, криминологической характеристики осужденных несовершеннолетних, отсутствие особенностей характерны для всего процесса исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, а также средств его обеспечения.
На стадии привлечения осужденных к исполнению наказаний и иных мер уголовно-правового характера они выражаются:
- в нереальности существующего в уголовно-исполнительном законодательстве трехдневного срока для установления места работы осужденного, не являющегося в уголовно-исполнительную инспекцию, который трудоустроился в другое место, но не занимается запрещенной деятельностью, ибо не существует какого-либо механизма обеспечения явки осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию;
- в отсутствии особенностей привлечения несовершеннолетних, иностранцев, лиц, страдающих различными видами заболеваний, женщин, осужденных к обязательным и исправительным работам к исполнению требований приговора суда;
- в отсутствии порядка оформления осужденных к обязательным работам, в организации для исполнения этого наказания. Как представляется, основание возникновения отношений между организацией и осужденным по выполнению обязательных работ не должно быть облечено в форму трудового договора. Такой договор не будет соответствовать требованиям трудового законодательства по следующим основаниям: а) ст. 59 Трудового кодекса РФ, содержащая перечень лиц, с которыми может быть заключен срочный трудовой договор, и другие федеральные законы не предусматривают возможности заключения срочного трудового договора с осужденными к обязательным работам; б) срочный трудовой договор — это разновидность трудового договора вообще, следовательно, он должен содержать существенные условия трудового договора, указанные в ст. 57 ТК РФ. Среди существенных условий трудового договора ст. 57 ТК РФ называет
«условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника)». Таким образом, трудовой договор вообще и срочный трудовой договор в частности могут быть только возмездными. Обязательные работы заключаются в выполнении именно бесплатных общественно-полезных работ; в) трудовой договор, как и любой договор вообще, предполагает согласие работника на его заключение. Осужденный же к обязательным работам не может отказаться от заключения трудового договора;
- в неоднозначности определения срока привлечения условно осужденного к выполнению требований приговора суда;
- в отсутствии средств обеспечения привлечения осужденных к соблюдению установленного для них порядка и условий исполнения наказания (специальных средств обеспечения явки осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет).
Действующий механизм обеспечения исполнения осужденными требований порядка и условий исполнения наказаний без изоляции от общества, а также режима испытания при условном осуждении и отсрочке отбывания наказания также не лишен недостатков. Они выражаются:
- в фактическом неисполнении уголовного наказания в виде штрафа, назначенного несовершеннолетнему, не имеющему самостоятельного заработка, иного дохода или имущества, на которое может быть обращено взыскание, с согласия его родителей или иных законных представителей уплатить этот штраф, в случае если на стадии исполнительного производства была установлена невозможность взыскания с них штрафа в принудительном порядке;
- в отсутствии общих уголовно-правовых средств обеспечения порядка исполнения уголовного наказания в виде запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве основного наказания, так как действующее уголовное законодательство не предусматривает возможности замены этого наказания более строгим в случае злостного уклонения осужденного от исполнения требований приговора суда;
- в низкой эффективности некоторых специальных уголовно-исполнительных средств, обеспечивающих установленный для осужденных порядок исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы (угрозы не засчитать время неисполнения осужденным требований приговора суда в срок назначенного ему лишения права заниматься определенной деятельностью либо не засчитать в срок исправительных работ время, в течение которого удержания из заработной платы осужденного не производились, либо возложить на осужденного к исправительным работам, нарушившего порядок и условия отбывания наказания, обязанность являться для регистрации до двух раз в месяц) и режим испытания (угрозы вынесения предупреждения за неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 188 УИК РФ).
- в отсутствии средств обеспечения исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, которые опосредованно оказывают воздействие на обеспечение воспитательно-предупредительного процесса, поскольку они стимулируют поведение осужденных в ожидаемом со стороны государства направлении. Например, действующим уголовным законодательством не предусматривается возможность сокращения размеров штрафа либо условно-досрочного освобождения от отбывания от других наказаний без изоляции от общества.
В-третьих, существуют проблемы организационно-обеспечительных средств, приводящих в движение весь комплекс правовых средств обеспечения исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, которые выражаются:
- в неоправданном соединении контроля уголовно-исполнительной инспекции за несовершеннолетними осужденными без изоляции от общества и проводимой с ними профилактической работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
- в неопределенности действий уголовно-исполнительной инспекции по проведению воспитательной работы с осужденными к исправительным работам, ограничению свободы и лишению права заниматься определенной деятельностью;
- в постоянно увеличивающемся объеме социальной работы, которую уголовно-исполнительные инспекции обязаны проводить с осужденными.
В-четвертых, возникает вопрос о защищенности прав и законных интересов некоторых категорий осужденных без изоляции от общества. Соответствующие проблемы связаны:
- с игнорированием требований трудового законодательства в части возраста несовершеннолетнего, определения «по-сильности» труда для несовершеннолетних, женщин, лиц, страдающих различными видами заболеваний, обязательности прохождения осужденными при приеме на работу медицинского осмотра и дальнейшего ежегодного обследования (ст. 266 Трудового кодекса РФ) при исполнении обязательных и исправительных работ, а также условного осуждения с обязанностями, связанными с трудом;
- с определением времени, свободного от учебы при отбывании обязательных работ. Практика показывает, что уголовно-исполнительные инспекции исчисляют свободное от учебы время с момента окончания занятий в образовательном учреждении, тем самым не учитывая интересы несовершеннолетнего, и ограничивают его в праве на время, необходимое ему для самоподготовки, т. е. в праве на образование;
- с исчислением срока исправительных работ осужденным. Как известно, в срок наказания не засчитывается время, когда осужденный не работал, в том числе и по уважительным причинам. Применение этого правила к обучающимся несовершеннолетним, как представляется, может нарушить их право на образование, поскольку уважительные причины пропуска работы могли быть связаны с необходимостью посещения образовательного учреждения;
- с обоснованностью причин увольнения несовершеннолетнего, осужденного к исправительным работам, из организации. Положение ч. 3 ст. 40 УИК РФ не учитывает особенностей несовершеннолетнего возраста в части определения субъекта, проверяющего обоснованность причин увольнения. На наш взгляд, этим должна заниматься комиссия по делам несовер-
шеннолетних и защите их прав, которая лучше знает несовершеннолетних.
- с возмещением вреда при причинении осужденному увечья, связанного с выполнением обязательных работ. Ч. 3 ст. 28 УИК РФ указывает на то, что возмещение вреда осужденному производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. В то же время законодательство о труде не предусматривает этого порядка. Порядок возмещения вреда предусмотрен Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний». Исходя из смысла ст. 3, 4 рассматриваемого закона возмещение вреда по линии социального страхования возможно не только при наличии страхового случая, заключенного трудового договора, но и при установлении факта уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования из заработной платы лица. Но установить этот факт не представляется возможным, поскольку заработная плата осужденным к обязательным работам не выплачивается.
Развитие законодательства и правоприменительной практики о применении наказаний и иных мер уголовно-правового характера связаны с необходимостью решения вышеуказанных правовых и организационных проблем и должны выражаться в уголовном законодательстве:
- в сокращении сроков уголовного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью по сравнению со сроками, установленными для взрослых лиц, а также установлении запрета увеличения срока данного наказания, назначенного в качестве дополнительного в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, до 20 лет;
- в сокращении срока обязательных работ несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет, который в соответствии с ч. 3 ст. 88 УК РФ приравнен к взрослым лицам, отбывающим это наказание;
- в установлении запрета на назначение обязательных и исправительных работ несовершеннолетним, не достигшим возраста 16 лет;
- в уменьшении пределов удержаний из заработной платы несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, которые должны быть меньше удержаний, предусмотренных для взрослых осужденных к исправительным работам.
- в исключении запрета посещать определенные места и массовые мероприятия при назначении ограничения свободы несовершеннолетним;
- в закреплении в ч. 5 ст. 73 УК РФ требования о дифференциации обязанностей, которые могут возлагаться на взрослых и несовершеннолетних условно осужденных;
- в установлении норм, предусматривающих возможность замены назначенного наказания (обязательных и исправительных работ, ограничения свободы, лишения права заниматься определенной деятельностью) более строгим за злостное уклонение осужденного от исполнения обязанности явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет;
- в установлении возможности замены уголовного наказания в виде запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве основного наказания, в случае злостного уклонения осужденного от исполнения требований приговора суда;
- в наличии возможности сокращения размеров штрафа либо условно-досрочного освобождения от отбывания от других наказаний без изоляции от общества.
В уголовно-исполнительном законодательстве следует:
- предусмотреть, что в течение месяца после получения приговора суда уголовно-исполнительная инспекция обязана проконтролировать исполнение приговора по месту работы осужденного. Максимально возможным сроком обеспечения явки осужденного в инспекцию следует принимать месяц после постановки его на учет. В случае неустановления в месячный срок места нахождения осужденного уголовно-исполнительной инспекцией должны быть начаты первоначальные розыскные мероприятия.
- закрепить основание возникновения отношений между организацией и осуж-
денным по выполнению обязательных работ и порядок привлечения осужденного к исполнению этого наказания;
- признать взысканиями осужденного: «незачет времени неисполнения осужденным требований приговора суда в срок назначенного ему лишения права заниматься определенной деятельностью», «незачет времени, в течение которого осужденный к исправительным работам не работал и удержания из заработной платы осужденного не производились в срок исправительных работ», «возложение на осужденного к исправительным работам, нарушившего порядок и условия отбывания наказания, обязанности являться для регистрации до двух раз в месяц», «предупреждения за неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 188 УИК РФ условно осужденным»;
- установить последовательность действий уголовно-исполнительной инспекции по проведению воспитательной и социальной работы с несовершеннолетними, осужденными к исправительным работам, ограничению свободы и лишению права заниматься определенной деятельностью;
- предусмотреть бланкетную норму, отсылающую к трудовому законодательству в части возраста несовершеннолетнего, определения «посильности» труда, обязательности прохождения несовершеннолетними при приеме на работу медицинского осмотра и дальнейшего ежегодного обследования (ст. 266 Трудового кодекса РФ) при исполнении обязательных и исправительных работ, а также условного осуждения с обязанностями, связанными с трудом;
- включить органы службы занятости в число субъектов, участвующих в организации исполнения наказаний в виде обязательных и исправительных работ, в части определения организаций, в которых эти наказания могут отбываться;
- предусмотреть бланкетную норму, отсылающую к законодательству об образовании в части определения времени, свободного от учебы, при отбывании обязательных работ;
- закрепить правило о том, что в срок исправительных работ засчитывается вре-
мя, когда осужденный не работал по уважительным причинам, в том числе связанным с реализацией его права на образование;
- в ч. 3 ст. 40 УИК РФ предусмотреть комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая должна проверять обоснованность причин увольнения несовершеннолетних;
- в ч. 3 ст. 28 УИК РФ указать на то, что возмещение вреда осужденному, связанного с выполнением обязательных работ, производится в соответствии со ст. 1064, 1084-1094 ГК РФ. Данный способ возмещения ущерба является универсальным, ибо он действует не только в отношении лиц, исполняющих обязанности по договору, но и в иных установленных законом случаях. Ответственность при этом будет возлагаться на причинителя вреда;
- на федеральном уровне дополнить существующие Регламенты взаимодей-
ствия ФСИН России и МВД РФ [1; 2] механизмами взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел по вопросам паспортизации осужденных, контроля за осужденными — иностранцами; с уголовным розыском — по розыску осужденных, скрывшихся от контроля уголовно-исполнительных инспекций, со службой участковых уполномоченных — по посещению осужденных по месту жительства и месту работы, доставлению осужденных-нарушителей в инспекцию, в суд, с подразделениями по делам несовершеннолетних — исключить дублирование полномочий уголовно-исполнительной инспекции в части осуществления контроля за несовершеннолетними, осужденными без изоляции от общества, и проводимой с ними профилактической работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
Литература
1. Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений: приказ МВД РФ и ФСИН России от 04.10.2012 № 190/912 // ИПС Консультант Плюс.
2. Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний, Министерства внутренних дел Российской Федерации и их территориальных органов при исполнении принятых Министерством юстиции Российской Федерации решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, и вынесенных Федеральной службой исполнения наказаний (территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний) решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных за совершение умышленного преступления: приказ Минюста России и МВД России от 28.09.2018 № 198/633 // ИПС Консультант Плюс (дата обращения: 10.11.2021).
3. Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. — URL:http://www.cdep.ru/index.php?id=79&pg=1 (дата обращения: 10.11.2021).
4. Прозументов, Л. М. Уголовно-правовая охрана и ответственность несовершеннолетних в Российской Федерации. — Томск: Издательский дом Томского государственного университета, 2017. — 308 с.
5. Уткин, В. А. Система непенитенциарных санкций и ее социально-криминологические основы // Альтернативы юридической ответственности как способы продления правовых конфликтов. — Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2007. — С. 95-98.
6. Шеслер, А. В. Проблемы исполнения уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, в отношении лиц, страдающих различными видами заболеваний. // Уголовно-исполнительное право. — 2020. — Т. 15. — № 3. — С. 272-276.
References
1. Ob utverzhdenii Reglamenta vzaimodejstviya FSIN Rossii i MVD Rossii po preduprezhdeni-yu soversheniya licami, sostoyashchimi na uchete ugolovno-ispolnitel'nyh inspekcij, prestuplenij i drugih pravonarushenij [On the approval of the Regulation on interaction between the Federal Penitentiary Service of Russia and the Ministry of Internal Affairs of Russia to prevent the commission of crimes and other offenses by persons registered with criminal executive inspections]. The Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Federal Penitentiary Service of Russia dated October 4, 2012 No. 190/912 Moscow. IPS Consultant Plus (accesed 10/11/2021).
2. Ob utverzhdenii Reglamenta vzaimodejstviya Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij, Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii i ih territorial'nyh organov pri ispolnenii prinyatyh Ministerstvom yusticii Rossijskoj Federacii reshenij o nezhelatel'nosti prebyvaniya (prozhivaniya) v Rossijskoj Federacii inostrannyh grazhdan ili lic bez grazhdanstva, podlezhashchih osvobozhdeniyu iz mest lisheniya svobody, i vynesennyh Federal'noj slu-zhboj ispolneniya nakazanij (territorial'nym organom Federal'noj sluzhby ispolneniya naka-zanij) reshenij o nerazreshenii v"ezda v Rossijskuyu Federaciyu v otnoshenii inostrannyh grazhdan ili lic bez grazhdanstva, osuzhdennyh za sovershenie umyshlennogo prestupleniya [On approval of the Regulations for interaction of the Federal Penitentiary Service, the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and their territorial bodies in the execution of decisions taken by the Ministry of Justice of the Russian Federation on the undesirability of stay (residence) in the Russian Federation of foreign citizens or stateless persons subject to release from places of deprivation of liberty , and the decisions made by the Federal Service for the Execution of Punishments (a territorial body of the Federal Service for the Execution of Punishments) to deny entry to the Russian Federation in respect of foreign citizens or stateless persons convicted of an intentional crime]. Order of the Ministry of Justice of Russia and the Ministry of Internal Affairs of Russia of September 28, 2018 No. 198/633. IPS Consultant Plus (accesed 10/11/2021).
3. Oficial'nyj sajt Sudebnogo departamenta pri Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii [Official site of the Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation]. URL: http: //www.cdep.ru/index.php? Id = 79 & pg = (accesed 10/11/2021)
4. Prozumentov L. M. Ugolovno-pravovaya ohrana i otvetstvennost' nesovershennoletnih v Rossijskoj Federacii [Criminal legal protection and responsibility of minors in the Russian Federation]. Tomsk, Tomsk State University Publishing House, 2017 . 308 p.
5. Utkin V. A. Sistema nepenitenciarnyh sankcij i ee social'no-kriminologicheskie osnovy [The system of non-penitentiary sanctions and its socio-criminological foundations]. In: Al'terna-tivy yuridicheskoj otvetstvennosti kak sposoby prodleniya pravovyh konfliktov [Alternatives to legal responsibility as ways of prolonging legal conflicts]. Novokuznetsk, Novokuznetsk Branch of Kemerovo State University, 2007. P. 95-98.
6. Shesler A. V. Problemy ispolneniya ugolovnyh nakazanij, ne svyazannyh s izolyaciej osuzhdennyh ot obshchestva, v otnoshenii lic, stradayushchih razlichnymi vidami zabolevanij [Problems of the execution of criminal sentences, not related to the isolation of convicts from society, in relation to persons suffering from various types of diseases]. Ugolovno-ispolnitel'noepravo [Penal Law], 2020, vol. 15, no. 3, p. 272-276.
Сведения об авторе
Николай Владимирович Ольховик: Национальный исследовательский Томский государственный университет (г. Томск, Российская Федерация), заведующий кафедрой уголовного права Юридического института, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the author
Nikolay V. Olkhovik: National Research Tomsk State University (Tomsk, Russia), chief of the Chair of Criminal Law of the Law Institute, candidate of law, associate professor. E-mail: [email protected]