THE AUDITORY FUNCTION OF SCHOOL PUPILS N. M. Bondarenko
A study of the auditory sensitivity to various tones of school pupils of different ages showed it to increase up to the age of 11 yrs.
Dynamic autumn and spring investigations of auditory sensitivity of school pupils of 3 age groups detected no negative effect produced on it by school studies.
УДК 614.1:616.28-008.15-053. >
P. Я■ Алексикова, H. Б. Бушанская
О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ РЕЧИ
Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт
Изучению состояния здоровья учащихся школ различного типа посвящен ряд работ. Однако нам не встретились исследования, касающиеся состояния здоровья учащихся так называемых «речевых» школ, т. е. специальных школ для детей с тяжелыми расстройствами речи.
Нашей задачей было изучить особенности состояния здоровья 600 учащихся 3 «речевых» школ Ленинграда, по основным показателям (патологическая пораженность, физическое развитие, заболеваемость). В эти школы принимаются дети от 7 до 14—15 лет с тяжелыми расстройствами речи при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Учебный план «речевых» школ соответствует плану 8-летней массовой школы и включает такие специальные предметы, как развитие речи, ее техника и коррекция. На каждого учащегося была заведена специальная карта, что позволило сопоставить отдельно показатели состояния здоровья. Судя по результатам исследования, наибольший удельный вес в обследованных школах составляли дети, имевшие косноязычие (46,4 на 100 обследованных), затем (около 24 на 100 обследованных) — дети с другими нарушениями звуковой стороны речи и ее недоразвитием; около 30% обследованных составляли учащиеся, имевшие нарушения темпа и ритма речи.
Помимо основной речевой патологии почти 89,9% детей младших классов и 68,5% учащихся старших классов имели сопутствующую патологию, при этом соответственно у 35 и 16% обследованных было по 3 и более сопутствующих диагноза.
Среди сопутствующей патологии преобладали невропатия и другие психические расстройства непсихотического характера, нарушения осанки, понижение остроты зрения и изменения ЛОРорганов. Количество таких отклонений было выше приводимых в литературе показателей, касающихся учащихся массовых школ.
Распространенность почти всех видов сопутствующей патологии в младших классах выше, чем в старших.
У 18 из 100 обследованных выявлено понижение остроты зрения, связанное с гиперметропией; это в 3 раза выше показателя у учащихся массовых школ Ленинграда (Н. Б. Бушанская и Н. Н. Рундальцева). Показатель близорукости соответствует таковому в массовых школах Ленинграда и увеличивается от 3,8 в 1—2-м классах до 12,4 на 100 обследованных в 7—8-м классах «речевых» школ.
Для физического развития учащихся «речевых» школ характерно большее число детей с отставанием веса и окружности грудной клетки (см. таблицу). Следует отметить отсутствие положительной динамики в физическом развитии старших школьников по сравнению с младшими.
Представляют интерес результаты изучения физического развития в связи с речевой патологией. Выявлено в 2 раза больше учащихся с ростом ниже среднего и низким среди «алаликов» (17,7 при 8,4 на 100 обследованных «заикающихся»). Среди последних несколько чаще отмечается отставание веса и окружности грудной клетки.
2
35
Физическое развитие учащихся «речевых» школ (на 100 обследованных)
Класс
Физическое развитие
1 —4-й 5 —8-Я
Рост средний, выше среднего, высокий ......... 85,2 85,1
В том числе:
с соответствием веса и окружности грудной клетки 53,9 49,1
с отставанием веса и окружности грудной клетки 18,6 24,0
с превышением веса и окружности грудной клетки 12,7 12,0
Рост ниже среднего и низкий.............. 14,8 14,9
В том числе:
с соответствием веса и окружности грудной клетки 9,3 9,0
с отставанием веса и окружности грудной клетки 5,5 6,2
с превышением веса и окружности грудной клетки
Анализ заболеваемости учащихся показал, что в течение учебного года не болели с пропусками занятий только- 40 из 100 обследованных; это значительно меньше, чем в массовых школах. В «речевых» школах выше процент часто болеющих учащихся. В целом на долю повторно болевших в обследованных школах приходится почти 65% всех заболеваний. Заболеваемость так же, как и в массовых школах, уменьшается от младших классов к старшим при некоторых ее подъемах в 3-м и 6—5-м классах (дети 10—11 и 13—14 лет). В целом она значительно выше, чем в массовых школах Ленинграда (94,1 при 56,9, данные Н. Б. Бушанской и Н. Н. Рундаль-цевой). Это может быть связано с большей патологией и худшим физическим развитием воспитанников «речевых» школ.
Наиболее распространены острые респираторные заболевания, грипп, ангина и другие болезни органов дыхания; на их долю приходится более 80% всех заболеваний. У учащихся старших классов заболеваемость ниже как в целом, так и по нозологическим формам, за исключением ангины, заболеваний нервной системы и желудочно-кишечного тракта—по ним она несколько выше.
Наиболее часто повторяются острые респираторные заболевания.
Особенности в состоянии здоровья детей с тяжелыми расстройствами речи свидетельствуют о необходимости усиления внимания к ним со стороны детских поликлиник и врачей специальных школ, рационализации учебного процесса (введение дополнительных занятий ритмики, корригирующей гимнастики и др.), а также улучшения проектирования и расширения строительства таких школ (большая связь с участком, дополнительный физкультурный зал, лучшие условия зрительной работы и т. д.). Результаты проведенной нами работы представлены школьным и санитарным врачам по гигиене детей и подростков.
Выводы
1. Для состояния здоровья учащихся «речевых» школ по сравнению с общеобразовательными характерна большая распространенность понижения остроты зрения, нарушения осанки, патологии ЛОРорганов и нервной системы. Показатели заболеваемости учащихся «речевых» школ выше во всех возрастных группах.
2. В «речевых» школах много детей с отставанием веса и окружности грудной клетки от роста и превышением этих показателей.
3. Особенности в состоянии здоровья учащихся «речевых» школ свидетельствуют о необходимости их учета при организации медицинского обслуживания и проектировании этих учебных заведений.
ЛИТЕРАТУРА. Бушанская Н. Б., Рундальцева Н. Н. Гиг. и сан., 1972, № 4, с. 106.
Поступила 20/У111 1973 года
THE HEALTH STATE OF PUPILS IN; SCHOOLS FOR CHILDREN WITH SERIOUS
DISTURBANCES OF SPEECH
R. Ya. Aleksikova, N. B. Bushanskaya
The majority of pupils from «speech» schools have concomitant defects in the state of health, that are considerably more*pronounced than those among the pupils of ordinary schools. A relation was found to exist between separate indices of health and the peculiar age differences. On the basis of the investigations performed certain recommendations were made in order to improve the state of health of «speech» school pupils.
УДК 616-008.927.81-02:613.648
Канд. мед. наук Г. П. Галибин
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УРАНА В ОРГАНИЗМЕ ПРИ ОДНОКРАТНОМ И ХРОНИЧЕСКОМ ПОСТУПЛЕНИИ ОКИСИ—ЗАКИСИ УРАНА
В настоящей статье рассматриваются закономерности распределения окиси—закиси урана (U3Oe) в организме крыс после однократного перораль-ного и ингаляционного введения, а также распределение и кинетика накопления соединения при хронической ежедневной ингаляции.
Экспериментальная часть исследования проведена на половозрелых белых крысах-самцах с исходным весом 160—180 г. Для перорального введения было взято 60 животных, однократного ингаляционного — 48 и хронического ингаляционного введения •— 110. Для перорального введения U3Og использовали дозу 200 мг/кг. Для однократной ингаляции (экспозиция 60 мин) концентрация аэрозоля в затравочной камере составляла 30 мг/м3. Для ежедневной хронической ингаляции (5 дней в неделю, экспозиция 4 ч) были испытаны концентрации 10 и 1 мг/м8.
Дисперсность частиц аэрозоля урана колебалась в пределах 0,1—5 мкм. У крыс при хронической ингаляции оценивали также биологические эффекты с использованием различных показателей (гематология, биохимия, па-томорфология и др.). Методика ингаляционных затравок та же, что описана ранее (Г. П. Галибин и соавт.).
Затравленных крыс забивали через 1, 3, 6 и 12 ч (при однократной ингаляции сразу же по окончании экспозиции) и через 1, 2, 4, 8, 16. 32, 64, 128, 256 и 512 сут. На каждый срок брали по 3—5 животных. Количество урана в органах и тканях устанавливали люминесцентным методом на электрофотометре марки ЛЮФ-57. Дисперсность частиц определяли по методу В. И. Бадьина и Р. Я. Ситько.
После однократного введения U3Og через 3—6 ч в организме крысы (без содержимого желудочно-кишечного тракта) обнаруживалось около 0,21 % введенного количества вещества, причем половина урана содержалась непосредственно в тканях желудочно-кишечного тракта.
Через 2 сут в тканях желудочно-кишечного тракта количество урана уменьшалось примерно в 4 раза, что говорит о быстром освобождении этих тканей от урана.
В печени максимальное количество вещества отмечалось через 2—4 сут после введения и составляло 0,01 введенного количества; в последующие сроки уран выводился из печени с периодом полувыведения, не превышающим 16 дней.
В почках максимальное количество обнаруживалось через 24 ч (0,02% введенного); с 2—4-х суток наблюдалось медленное выведение с Тэфф= = 16—32 дня. В крови в течение 1-х суток найдено не более 0,01 % введенного вещества; в дальнейшем поступление урана в кровь из органов шло неравномерно и непостоянно.
В. скелете наибольшее содержание изотопа выявлялось на 8-е сутки и составляло 0,05% введенного количества. В последующие сроки уран из костной ткани выводился медленно с Тэфф=250—300 дней. Следует отметить, что уже после 16—32 сут скелет содержал не менее 80% всего