Научная статья на тему 'О СОСТОЯНИИ ТАТАРСКИХ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX - НАЧАЛЕ XХ В'

О СОСТОЯНИИ ТАТАРСКИХ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX - НАЧАЛЕ XХ В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЕЗД / МУСУЛЬМАНЕ / ТАТАРСКАЯ ШКОЛА / МЕКТЕБЕ / УЧЕНИК / МУГГАЛИМ / УЧИТЕЛЬ / УЧЕБНИК / ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА / UYEZD / MUSLIMS / TATAR SCHOOL / MEKTEBE / PUPIL / MUGGALIM / TEACHER / TEXTBOOK / MONETARY FUNDS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мурзакаева Камиля Маратовна

В статье рассматривается состояние татарских начальных школ в Вятской губернии в конце XIX - начале XХ в. посредством исследования архивных документов. Показываются изменения в числе начальных школ, методах обучения, учебной программе, цель которых заключалась в просвещении татарского населения. Подчеркиваются трудности в их становлении и функционировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE STATE OF TATAR ELEMENTARY SCHOOLS OF THE VYATKA PROVINCE IN XIX - EARLY XX V.

The article examines the state of Tatar schools in the Vyatka province in the late XIX - early XX centuries by studying archival documents. Changes are shown in the number of primary schools, teaching methods, curriculum, the purpose of which was to educate the Tatar population. Difficulties in their formation and functioning are emphasized.

Текст научной работы на тему «О СОСТОЯНИИ ТАТАРСКИХ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX - НАЧАЛЕ XХ В»

1. В современных условиях модернизации образовательной системы одной из актуальных стала проблема построения целостной структуры педагогического проектирования, которая обеспечит эффективность проектировочной деятельности при внедрении инновационных систем в профориентационную среду.

2. Общеисторические предпосылки, которые сложились в рамках созидания проблемы педагогического проектирования инновационных систем, а также ее методологические аспекты определили возможность построения концепции педагогического проектирования в контексте современных идей проведения массовых профориентационных мероприятий.

3. Разработанная концепция педагогического проектирования инновационных систем включает в себя теоретические, методологические основания и концептуальное наполнение, в рамках которых определяются основные подходы к исследованию проблемы.

4. Комплексное исследование педагогического проектирования инновационных систем основывается на единстве системного, деятельностного, информационного подходов. При этом системный подход обеспечивает целостность изучения объекта, процесса и результата педагогического проектирования. Деятельностный подход определяет проектирование как педагогическую деятельность и раскрывает ее ключевые характеристики, обеспечивающие достижение поставленной цели. Информационный подход позволяет описать содержание и итог педагогического процесса, информационной деятельности и системы.

5. Проектировочная деятельность профориентатора включает три основных компонента, каждый из которых имеет свое функциональное предназначение и поспособствует достижению поставленной цели: педагогическое изобретательство обеспечивает новизну проекта, педагогическое моделирование формирует педагогическую конструкцию необходимого типа, а педагогический эксперимент позволяет проверить эффективность реализации проекта.

6. Ключевым моментом в процессе формирования педагогического проектирования являются методы моделирования, позволяющие получить объект профориентационного типа, который будет направлен на использование в массовых мероприятиях.

7. Педагогическое проектирование в рамках развития инновационных систем продуктивно в соответствии с положениями сформированной единой концепции, наполненной содержательной частью, истинность которой можно проверить в экспериментальных условиях.

Проведенное исследование не в полной мере отражает изучение проблем педагогического проектирования в рамках развития инновационных систем, так как перспективными направлениями реализации подобного направления могут быть: появление иных условий успешного функционирования и развития проектировочной деятельности; формирование новых идей, принципов и улучшение технологического процесса педагогического проектирования; разработка теоретической базы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области педагогического проектирования инновационных систем.

Таким образом, материалы данной статьи представляют практическую ценность для развития теории общей педагогики и дальнейшего исследования.

Литература:

1. Дитрих Я. Проектирование и конструирование: Системный подход / Пер. с пол. Л.В. Левицкого, Ю.А. Чванова; Под ред. В.М. Бродянского. - М.: Мир, 2013. 456 с.

2. Дондурей Д.Б. Социальное проектирование в сфере культуры: поиск перспективных направлений // Социальное проектирование в сфере культуры: Методологические проблемы. - М.: Наука, 2013. 236 с.

3. Заир-Бек Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию. Дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2011. 410 с.

4. Левина Л.И. Методологические проблемы проектирующей деятельности: Дис. ... канд. филос. наук. - Куйбышев, 2012. 158 с.

5. Радионов В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования: Дис. ... д-ра пед. наук. -СПб., 2012. 352 с.

6. Репин С.А., Котлярова И.О., Циринг Р.А. Реализация непрерывности педагогического образования: Науч.-методическое пособие / Под ред. Г.Н. Серикова. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2013. 204 с.

7. Швырев В.С. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» (попытка современной оценки) // Вопросы философии. 2011 - № 2. С. 107-115.

8. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование: Учебно-практическое пособие. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2011. 124 с.

Педагогика

УДК 37

преподаватель Мурзакаева Камиля Маратовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

О СОСТОЯНИИ ТАТАРСКИХ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ

В XIX - НАЧАЛЕ XX В.

Аннотация. В статье рассматривается состояние татарских начальных школ в Вятской губернии в конце XIX - начале XX в. посредством исследования архивных документов. Показываются изменения в числе начальных школ, методах обучения, учебной программе, цель которых заключалась в просвещении татарского населения. Подчеркиваются трудности в их становлении и функционировании.

Ключевые слова: уезд, мусульмане, татарская школа, мектебе, ученик, муггалим, учитель, учебник, денежные средства.

Annоtation. The article examines the state of Tatar schools in the Vyatka province in the late XIX - early XX centuries by studying archival documents. Changes are shown in the number of primary schools, teaching methods,

curriculum, the purpose of which was to edúcate the Tatar population. Difficulties in their formation and functioning are emphasized.

Keywords: uyezd, Muslims, Tatar school, mektebe, pupil, muggalim, teacher, textbook, monetary funds.

Введение. С появлением и развитием в России конца XIX в. железнодорожной сети и новых промышленных районов были определены основные направления неземледельческого отходничества, миграционных потоков и обусловлено формирование городских общин. Несмотря на рост численности мусульман, с 1905 г. в крупных татарских общинах было приостановлено возведение новых мечетей, наметилась тенденция европеизации национальной культуры, которая постепенно усиливалась благодаря поликультурной среде обитания татар, развитию джадидистских идей. Татары стали уделять больше внимания социальным проблемам, открытию культурно-просветительских и благотворительных учреждений, школ, изданию газет и журналов. Вместе с тем, Россия отставала по уровню просвещения и образования от передовых стран Европы. Безграмотность была распространенным явлением, как в низших сословиях общества, так и среди духовенства, купечества, чиновничества. Существовала необходимость в образовательных кадрах для развития промышленности, торговли, административного аппарата, здравоохранения. Создание Министерства народного просвещения (1802) и принятие им «Предварительных правил народного просвещения» способствовало построению в стране иерархически связанных уровней образования (начальное, среднее, высшее). Преобразование школ всех уровней проходило активно, в России складывалась новая система образования, как в русских, так и в национальных школах.

В связи с этим представляется интересным осуществить анализ формирования и жизнедеятельности начальных татарских школ - мектебе.

Изложение основного материала статьи. Цель данной статьи - дать характеристику состояния татарских начальных школ, функционировавших в Вятской губернии в конце XlX - начале XX века, на основе документальных свидетельств. Подверглись анализу опросные листы, составленные Вятским губернским земством и дающие сведения о мектебе в 4 уездах Вятской губернии 1916 года [1]. Нами была составлена таблица с обобщением данных опроса (Таблица № 1) в таблице 1.

Таблица 1

Сведения о состоянии татарских школ Елабужского, Уржумского, Глазовского и Слободского

уездов Вятской губернии. 1916 г.

№ п/п Анкетные вопросы Уезды Вятской губернии

Елабужский /Уржумский /Глазовский /Слободской

1 2 3

1. Число: селении / мечетей / мектебе 52 / Сведений не имеются / 68

18 / 17 / 16

В Ежевской волости 5 мектебе, Святогорской волости 2 мектебе, Ягорушской волости 2 мектебе, Валезинской волости 2 мектебе, Юкаменской волости 1 мектебе

13 /7 / 9

2. Распределение мектебе, о которых получены сведения по волостям В Кураковской - 11, Васильевской - 1, Мушаковской - 7, Графской - 2, Варзиятчинской - 5, Черкасовской - 10, Салаушской - 17, Омчинской - 14

В Турекской волости - 16 мектебов

Нет сведений

Ярославская волость

3. Здание мектебе / вопросы 4,5 и 6/ Распределение их по времени постройки. Число зданий общественных и число зданий частных Общественное мектебе - 33, частные - 35, о времени постройки зданий сведений получено мало, а если есть, то без указаний года, например, «давно», «старинный»

Длинна от 7 до 12 аршин, ширина от 6 о 9 аршин, высота от 3 до 4 аршин. Распределение по времени постройки: в 1817 г. - 1, 1886 - 1, 1888 - 1, 1889 - 1, 1905 - 2, 1907 - 2,1908 -2, 1910 - 1, 1991 - 1, 1913 - 2 и без указания года открытия 1

4 здания мектебе частные и 8 зданий общественные 1850-1900 гг. - 5 мектебе; 1901-1905 гг. - 2 мектебе; 1906-1910 гг.- 4 мектебе; 1911-1916 гг. - 1 мектебе

В частных зданиях, 1 медресе построено в специальном здании в 1901 г.

4. Средства содержания мектебе. Число мектебе, на содержании которых расходуется (рублей) Менее 50 / 50100 /100-150/150-200/200-300/300-500/ свыше 500 -/22/9/16/8/7/6

1/6/7/1/-/-/-

-/-/2/2/2/2/-

-/3/-/1/2/2/1/-

5. Средства содержания мектебе. Источники средств на содержание мектебе(рублей) Плата за учение: Число мектебе/ Наименьшая и наибольшая суммы поступлений по отдельным мектебе/ Общая сумма поступлений по всем мектебе уезда 10/100-200/1200

-/-/-

3/общую сумму выяснить невозможно

-/-/-

Пособия сельских обществ: число мектебе/ Наименьшая и наибольшая суммы поступлений по отдельным мектебе/ Общая сумма 33/70-950/10000

6/35-200/460

4/100-500/ общую сумму выяснить невозможно

2/по 50 каждому/100

поступлений по всем мектебе уезда

Плата благотворительных учреждений и вакф Сведений нет

Частные пожертвования 35/150-30/

11/50-100/840

общую сумму выяснить невозможно

7/680/2300

Всего 11200

16/-/1300

5/ общую сумму выяснить невозможно

9/-/2400

6. Распределение мектебе по числу классов. Распределение классов по ученикам 1 мектебе 2 кл., 7 мектебе - 3 кл, 17 мектебе - 4 кл., 2 мектебе - 5 кл., 1 мектебе - 6 кл.; 1 кл. от 15-25 уч.; 2 кл. от 12-20 уч.; 3 кл. от10-20 уч.; 4 кл. от5-15 уч.; 5 кл. от 5-10 уч.

нет сведений

2 мектебе в 3 кл. и 1 мектебе в 4 кл.; 1 кл от 14-20 уч.; 2 кл от 8-15 уч.; 3 кл. от 7-10 уч.; 4 кл. 4 уч.;

С 3 кл. - 3 мектебе, 4 кл. 2 мектебе; 1 кл 116 уч.; 2 кл 61 уч.; 3 кл. 48 уч.; 4 кл. 11 уч.;

7. Перечень предметов, преподаваемых в мектебе, с указанием в графе против каждого предмета, в каких классах они преподаются Вероучение во всех классах. Чтение и письмо по арабской азбуке во всех классах. Арифметика во всех классах. Русский язык, начиная с 3-ого класса. История и география с 4-ого класса.

Вероучение и татарская грамота

Закон божий, чтение, письмо, арифметика, русский язык

Чтение письмо и вероучение на татарском и арабском языках

8. Перечисление учебников по каждому предмету с указанием, в скольких мектебе каждый учебник употребляется Учебники и руководство муллами не указаны, один только указывает, что он преподает по книгам, изданным в г. Казани, Уфе и Оренбурга.

Учебники - букварь и алкоран в 12 мектебе, учебники не указаны в 3 мектебе, 1 учебник Насихат, сочинения Фахрутдинова, 2 Мухтасари, Галимхаль -1,2,3 и 4 книги Касимова в 1

Учебник божия Хабибрахмана Забирова; больше ни по одному мектебе не указаны учебники

Алифба (азбука) - 9 мектебе, Гильмухаль - 9 мектебе, Иман Шарти - 2 мектебе, Ясин Шариф - 2 мектебе, Афнияк Шариф - 2 мектебе, Коран -9 мектебе, Курук-Хадис - 2 мектебе, Шрут-Салат - 2 мектебе, Таглими Салат - 2 мектебе

9. Распределение мектебе по числу муггалимов 43 мектебе - 1 муггалим; 14 мектебе -2 муггалима; 6 мектебе - 3 муггалима; 1 мектебе - 5 муггалимов

В 2 мектебе по одному муггалиму

1 мектебе 2 или 3; 2 мектебе с 1 муггалимом; 1 мектебе с одним муггалимом; Один муггалим обучает детей в доме муллы

4 мектебе - 1 муггалим; 1 мектебе - 2 муггалима; 4 мектебе - преподают муллы

10. Распределение муггалимов по возрасту: до 20 л. / 21-30 л. /31-40 л. / 41-50 л. / 51-60 л. / 61 и больше лет -/19/2/3/1/1 остальные свой возраст не указали

От 50 до 60 лет - 1 муггалим; Без указания возраста - 1 муггалим

до 20 л. - / 21-30 л. - 1 /31-40 л. - 1/ 41-50 л. - 1 / 51-60 л. - 1/ 61 и больше лет -, о возрасте одного муггалима нет сведений

до 20 л. - / 21-30 л. - 4 /31-40 л. - / 41-50 л. 1 / 51-60 л. - 1/ 61 и больше лет

11. Распределение муггалимов по месту, где они получили образование 2 в Галеевском медресе, в Казани; 6 в Иж-бобьинском медресе; 1 в Чистопольском медресе; 1 в Агрызском мектебе; 1 в Чучканском медресе; 1 в д. Мардви 9 человек не указали

В г. Казань - 1 муггалим Без указания места - 1 муггалим

В Малмыжском уезде - 1 муггалим, Свияжском уезде - 1 муггалим, Арском уезде - 1 муггалим, в Нурманском мектебе Казанской губернии - 1 муггалим и 1 сведений нет

д. Тюнтер Малмыжского уезда, Арборской волости - 2 муллы, в медресе Кушкар Казанской губернии - 1 мулла, Казань в медресе - 2 муллы, Домашнее у указного муллы - 1 мулла

12. Число неграмотных по-магометански во всем магометанском населении уезда 8540

В 7 селениях - 1525 чел., в 11 селениях - нет сведений

Нет сведений

1850

13. Число грамотных по-русски среди всего магометанского населения 2548 по полученным сведениям

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 7 селениях - 1525 чел., в 11 селениях - нет сведений

Нет сведений

1300

14. Распределение мектебе по началу учебного года: 12/49/7

Нет сведений/13/2 и в 1 мектебе нет сведений

1/10/1

сентябрь/октябрь/ноябрь 8/9/-

15. Распределение мектебе по числу учебных часов в каждом дне: 1 час / 2 часа /3 часа / 4 часа /5 часов /6 часов -/-/1/5/45/18 мектебе

От 2 до 5 ч. - 6 мектебе, От 3 до 6 ч. - 5 мектебе, От 4 до 8 ч. - 2 мектебе, Нет сведений - 3 мектебе

1 час - 2 часа - 3 часа 4 часа - 4 5 часов - 1 6 часов - 5 О 2 мектебе сведений нет

1 час - 2 часа - 3 часа 4 часа - 5 часов - 1 6 часов - 4 8 часов - 4 включая и вечерние занятия

16. Затруднения при приобретении учебников и учебных пособий Недостаток денежных средств

Отсутствие средств, а также места, где можно приобретать их

Отсутствие средств

Недостаток отпускаемых средств

17. Препятствия для хорошей постановки учебного дела Неприспособленность школьных помещений, недостаток мебели, и учебных пособий, низкий уровень развития мулл, и муггалимов, их устаревшие методы преподавания

Отсутствие средств - 2 мектебе, отсутствие собственного здания - 1 мектебе, не даны сведения - 13 мектебе

Отсутствие средств, беднота и некультурность населения

Неприспособленность зданий и недостаточность средств, отпускаемых на содержание мектебов

Респондентами являлись работники школьных отделов уездных земских управ. Однако ответы предоставлялись ими не по всем пунктам опроса, и поэтому по некоторым уездным школам информация отсутствует. В рассматриваемый период наибольшее количество татарских школ в Вятской губернии находилось в Елабужском, Уржумском, Глазовском и Слободском уездах. Это объясняется наличием на их территории большого количества поселений, в которых проживали татары (мусульмане). В опросных листах указывается, что в Елабужском уезде подобных поселений, городов и сел, было 52, в Уржумском - 18, в Глазовском - 13, в Слободском - 13. Как видим, Елабужский уезд превалировал над другими уездами по числу населенных пунктов с проживающими в них татарами и соответственно по числу школ.

Достаточно многочисленными в то время, по сведениям, имевшимся в уездной управе, были мечети. Так, в трех уездах (Уржумском, Глазовском, Слободском) действовали 37 мечетей, что тоже очень важно знать, потому что с середины XVIII века религиозное обучение детей было обязанностью мусульманского духовенства, начальные школы существовали при мечетях и муллы учили детей. Данная цифра свидетельствует и о широком охвате татарского населения уездов религиозным воспитанием и обучением, и о высокой степени его религиозности, что и отражалось в составе изучаемых школьных дисциплин.

Уездные начальные школы - мектебе - функционировали в различных волостях, концентрируясь в некоторых из них. К примеру, в Елабужском уезде насчитывалось 19 волостей, однако, по данным опроса, из 68 школ Елабужского уезда 52 находились в 4 волостях: Кураковской - 11, Черкасовской - 10, Салаушской -17 и Омчинской - 14. Это связано с компактным проживанием в них татар. Так, в Уржумском уезде 16 мектебе находились в одной Турекской волости, в которой и было сосредоточено татарское население [2]. В Глазовском уезде мектебе также действовали в 5 волостях: Ежевской - 5, Святогорской - 2, Ягорушской - 2, Валезинской - 2, Юкаменской волости - 1. В Слободском уезде, помимо мектебе, работало и медресе как учреждение среднего образования, единственное в данном районе. Начальные школы - мектебе открывались в уездах в разное время и с разной периодичностью. Так, в Елабужском уезде в первой половине 19 века, до 1850 г., было открыто всего 4 школы, а во второй половине XIX - начале XX века, открылись 17 школ. В Уржумском уезде до 1850 г. действовали 3 школы, в последующие годы были открыты еще 11 школ. Время постройки уржумских школ тоже показательно. Новые здания появлялись каждый год или через два года: 1886 - 1, 1888 - 1, 1889 - 1, 1905 -2, 1907 - 2, 1908 - 2, 1909 - 1, 1910 - 1. В Глазовском уезде до 1850 г. функционировали 3 школы, после 1850 г. добавились 11 школ. За 4 года, с 1906 по1910 г., были введены 4 школы. В Слободском уезде к уже существовавшим школам во второй половине века присоединились 9 школ.

Открытие мектебе осуществлялось обычно по разрешению на их организацию официальными учреждениями. По сведениям, полученным в результате опроса, к примеру, в Елабужском уезде функционировали 4 мектебе, на открытие которых было дано разрешение. Два мектебе были открыты инспекторами управления народных училищ. Одно мектебе, как указано, учреждено по решению правительства, то есть это было сделано тем же управлением народных училищ, другое - Уфимским духовным (мусульманским) собранием. В Уржумском и Глазовском уездах также с разрешения духовного собрания были открыты 4 мектебе, а в Слободском уезде директором народных училищ основано медресе. Вместе с тем, в Уржумском уезде 14 школ было открыто без особого разрешения.

Думается, что создание новых начальных школ в рассматриваемый период и участие в их организации различных учреждений, и мусульманских, и светских, показывает понимание значимости школ в деле ликвидации неграмотности среди татарского населения, его просвещения, распространения в них не только основ исламской религии и культуры, но и знаний в других областях.

При опросе была получена информация о том, в каких зданиях проходило обучение детей и когда конкретно они были построены. Так, констатируется, что в школах Уржумского уезда учебное помещение было длиной от 7 до 12 аршин, шириной от 6 до 9 аршин и высотой от 3 до 4 аршин. Можно предположить, что самое маленькое помещение (7 и 6 аршин) имело площадь примерно 30 кв. м, которой, конечно, было недостаточно для занятий нескольких групп учеников. Помещение было также низким. Глазовские мектебе работали в 4 частных помещениях для занятий и в 8 - общественных. Слободские школы функционировали в частных зданиях, и лишь для медресе в 1901 году было построено специальное здание.

На содержание мектебе расходовались определенные денежные средства. Источниками таких средств было много. Это - плата уездного земства, плата родителей за обучение, пособия сельских обществ, деньги благотворительных учреждений, вакф (передача имущества как вид благотворительности) и частные пожертвования. Но, как видно из анкет, не все уездные школы получали средства из перечисленных здесь

источников и не все в одинаковой мере. В 22 елабужских мектебе на содержание каждой из них расходовалось от 50 до 100 рублей, в 16 мектебе - от 150 до 200, лишь в шести мектебе - свыше 500 рублей. Одна из уржумских школ имела своим содержанием минимальную сумму - меньше 50 рублей. Все остальные уездные школы получали средства от 50 до 100 или до 150 рублей. Как видим, денежные средства, выделяемые земствами (государством) школам для обеспечения их жизнедеятельности, были незначительными. Наиболее полную и достоверную картину платы за обучение представляют сведения о 10 елабужских мектебе. Наименьшей платой в них была сумма в 100 рублей, а наибольшей - 200 рублей. Общая сумма поступлений по всем мектебе уезда составляла 1200 рублей. Здесь надо учесть многочисленность школ в уезде и наличие довольно большого количества обучающихся в них.

Что касается пособий сельских обществ, то они были в пределах 70-950 рублей, выделяемых для елабужских мектебе. По всем мектебе уезда это была сумма 10000 рублей. Для уржумских школ пособия были размером в 35-200 рублей, общая сумма - 460 рублей. В глазовских школах от 100-500 рублей, в слободских - 50 рублей. Пособия выделялись не всем школам.

К сожалению, нет сведений, какие средства предоставлялись школам благотворительными учреждениями, был ли вакф.

Частные пожертвования были небольшими: от 50 до 300 рублей. В уржумских школах, к примеру, общие суммы поступлений составляли 840 рублей, в слободских - 2300.

Всего же елабужскими школами с учетом всех источников было получено 11200 рублей, уржумскими -1300, слободскими - 2400. Как видим, несмотря на многообразие источников финансирования, все поступления были весьма неравномерными, неодинаковыми для всех школ, они, скорее всего, зависели от экономического благополучия уездных городов, числа уездных школ, доходов населения и других факторов. Недостаточность финансирования обусловила нехватку денег на жалованье учителям, покупку учебников и др., о чем и говорили респонденты.

По данным опроса, мектебе были как старометодными, в которых отсутствовало деление на классы, и обучение проходило традиционно, так и новометодными - с разделением на классы, с использованием новой методики. Старометодные школы еще преобладали в Елабужском уезде в 1916 г., здесь действовали 40 старометодных школ, но уже и новометодных школ было 28, в Глазовском - соответственно 9 и 3. В Слободском уезде преобладали новометодные школы, их было 5, в то время как старометодных - 4.

Если говорить о количестве классов в мектебе, то можно заметить, что с учетом небольшой площади предназначенных для обучения помещений в них было, тем не менее, стандартное и в настоящее время количество классов, как и число обучающихся в них. Мектебе как учреждения начального образования в рассматриваемый период состояли в основном из 3-4 классов. Это можно наблюдать и в глазовских, и слободских школах. В елабужских школах основная часть (17 школ) имела по 4 класса, но были и школы с 2 классами и 3 классами. В двух мектебе было по 5 классов, в одной - даже 6 классов.

Что касается числа учащихся в классе, то оно было изменчивым, нестабильным. Так, 1 классы могли насчитывать от 15 до 25 учащихся (Елабужский уезд), от 14 до 20 (Глазовский уезд) и т.д. Во вторых классах было уже меньшее количество обучаемых: от 12 до 20 и от 8 до 15. В третьих классах заметно большее уменьшение: от 10 до 20, от 7 до 10 учеников. В четвертых классах - 7-8 (Елабужский уезд) или даже 4 ученика (Глазовский уезд). На наш взгляд, это свидетельствует о том, что жизненные обстоятельства, скорее всего, материальные (невозможность платить за учебу) складывались таким образом, что учащиеся не оканчивали начальную школу.

Обратим внимание на дисциплины, изучаемые в мектебе. Так, в мектебе Елабужского уезда преподавали: вероучение, чтение и письмо по арабской азбуке, арифметика. Они велись, начиная с 1 класса до окончания обучения. В списке предметов присутствовали также русский язык, история и география. Изучение русского языка начиналось в 3 классе, истории и географии - в 4 классе. В школах Уржумского уезда обязательно изучали только два предмета - вероучение, чтение и письмо по арабской азбуке, в глазовских и слободских школах к ним добавлялись русский язык, арифметика, история, татарская грамота. Однако их изучение проходило не во всех мектебе. Так, в глазовских мектебе арифметика велась только в 8 из них. Появление в учебной программе мектебе таких дисциплин, как русский язык, история, география, татарский язык, означал смену типов школы, старометодные уходили, уступая дорогу новометодным - с их современными требованиями к учебной программе.

Отмечается, что изучение всех дисциплин проходило на татарском языке, что способствовало ликвидации неграмотности среди населения, овладению письмом и чтением на родном языке. Информация об использованной в процессе обучения учебной литературе скудна и отрывочна, в особенности это касается елабужских школ. Есть упоминание одного из елабужских мулл о том, что он преподавал по учебникам, изданным в Казани, Уфе и Оренбурге.

По сведениям из анкет, в большинстве уездных школ использовались Алифба (Азбука) и Ал-Коран. В некоторых мектебе учились также по книгам религиозной направленности, излагавшим постулаты ислама, -«Мухтасир Гильмухаль», «Насихат», «Иман Шарты», «Ясин Шариф», «Хафтияк Шариф», «Шорут-эс-Салат», «Тэглим-эс-Салат», сочинениям Р. Фахретдинова и др.

Интерес представляет учительский состав начальной школы. Информация о них дается по нескольким параметрам: количество, возраст, местный или приезжий, образование. В большинстве школ Елабужского уезда - 43 мектебе - преподает один муггалим, в 14 мектебе их два, а в одной даже 5 муггалимов. Во многих мектебе других уездов также ведет уроки один муггалим. В Глазовском уезде один из муггалимов обучает детей в доме муллы, в Слободском уезде в 4-х мектебе преподают муллы. Муггалимы в основном являются местными жителями, хотя есть и приезжие, к примеру, среди елабужских учителей было 73 местных и 21 приезжий. Возрастные границы достаточно широкие и включают в себя учителей от 30 до 60 лет, довольно много молодых - от 21 до 30 лет. Цифровые данные говорят о том, что в новых, недавно построенных школах, формировался новый класс учителей: это были уже не священнослужители. Муггалимы получили образование в медресе: Галеевское (Казань), Иж-Бобьинское, Чистопольское, Кушкарское (Казанский уезд) и др. Некоторые являлись выпускниками мектебе в Малмыжском, Свияжском, Арском уезде и др. Муллы также ранее обучались в мектебе или медресе. Надо сказать, что в уездных мектебе иногда учились дети, приехавшие из других районов, но их было мало (5-8 человек). Представляет интерес информация о мектебе для девочек, находившихся в двух уездах, а также о смешанных (в составе мальчики и девочки) школах, так как ранее немногочисленные девочки обучались в мечетях женами мулл. В Елабужском уезде действовали 22

мектебе для девочек. Они располагались в Лаушской, Черкасовской, Омгинской и других волостях. В Слободском уезде функционировали 1 мектебе для девочек (Ярославская волость) и 6 мектебе, в которых учились и мальчики, и девочки, они находились в различных волостях.

Вместе с тем, нельзя говорить о том, что все дети школьного возраста в тот период в уездах были охвачены образованием. Примерно 3000 детей не посещали школу. По мнению респондентов, причины этого явления заключались, прежде всего, в бедности и некультурности родителей, а также и в нежелании детей учиться. В городских школах было очень мало учащихся-татар (в Елабуге только 60 учеников), они проживали в основном в селах и учились в сельских школах. Среди татарского населения уездов многие люди не знали грамоту на родном языке. Самое большое количество неграмотных насчитывалось в Елабужском (8540 чел.) и Слободском (1850 чел.) уездах. Большим было и число уездных жителей-татар, не владевших русским языком. Приведем данные по Елабужскому уезду - это 2548 человек. В большинстве школ учебный год начинался преимущественно в октябре, к примеру, в 49 елабужских, 13 уржумских, 10 глазовских, 9 слободских школах, в других - его начало приходилось на сентябрь. Учебный год длился во многих уездных школах от 100 до 150 дней, то есть примерно 3,5-5 месяцев.

Обращая внимание на количество урочных часов, проводимых в мектебе нескольких уездов в один учебный день, можно сделать вывод о том, что в них проводились занятия преимущественно от 4 до 8 часов в день. Например, по предоставленным сведениям, в Елабужском уезде в 45 школах дети учились по 5 часов, а в 18 школах - по 6 часов. Однако в школах Слободского уезда учебный день в 9 школах длился от 5 до 8 часов, а в 8 школах - 6-8 часов (с учетом вечерних занятий), в школах Глазовского уезда максимальное количество часов (6 час.) допускалось в 5 школах. В школах Уржумского уезда учились преимущественно 5-6 часов, но были школы, в которых проводились и 2-3 часа занятий. Можно сказать, что загруженность учеников в начальной школе была удовлетворительной.

Приобретение учебников и учебных пособий для занятий во всех мектебе, по сведениям из анкет, вызывало большие затруднения, что было связано с недостатком отпускаемых земскими управами или духовными управлениями средств или вообще их отсутствие, а также тем, что школы были значительно удалены от городов (центров), где их можно было приобрести.

Однако не только лишением возможности купить учебники объясняются слабые места в деятельности мектебе. Здесь можно назвать ряд хорошо осознаваемых причин, которые и назывались в ответах на вопросы анкеты. Это отсутствие специальных школьных зданий, неприспособленность к учебе имевшихся помещений, нехватка классной мебели, низкий уровень образованности мулл и муггалимов, устаревшие для того времени методы преподавания, отсутствие финансирования или его недостаточность для того, чтобы содержать мектебе и платить жалованье преподавателям.

Последнее обстоятельство было основным препятствием для надлежащей организации учебного процесса в школах. Несомненно, все осложнялось также чрезвычайной бедностью населения, которое не могло иногда осуществить даже минимальный денежный вклад в содержание школы, и его невежеством, отсталостью. Соответственно сложившаяся ситуация могла измениться, по мнению респондентов, только с принятием таких последовательных мер, как выделение средств на строительство школьных зданий, плату за труд учителям, обеспечение учебной литературой и мебелью.

Выводы. Представляя небольшой фрагмент исследования архивных документов о процессе становления татарской начальной школы в Вятской губернии в конце XIX - начале XX века, мы отмечаем в нем такие позитивные черты, как рост численности школ и учащихся, строительство новых школьных зданий, появление новой формации учителей, переход от старой школы к новой с прогрессивными методами обучения и учебной программой; к трудностям роста относим финансовую необеспеченность школ, а также бедность и отсталость населения. Татарская начальная школа, переживая модернизацию, по нашему мнению, стала входить в систему формирующегося начального образования России.

Литература:

1. Опросный лист о мектебе // Государственный архив Кировской области. Ф. 616. ОП. 5. Д. 687.

2. Фаттахов Т.Д. К истории расселения татар-мусульман в юго-восточных городах и уездах Вятской губернии // Вестник Вятского государственного университета. История и археология. 2015. С. 64-67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-rasseleniya-tatar-musulman-v-yugo-vostochnyh-gorodah-i-uezdah-vyatskoy-gubernii

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Мухаметшин Александр Тагирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Гжельский государственный университет» (г. Гжельск)

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ РУКОВОДИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются и предлагаются для применения в педагогической действительности научно обоснованные и апробированные в управленческой практике руководителей образовательных организаций подходы в разрешении конфликтных ситуаций. Выявлена специфичность выбора роли, позиции, способов и средств урегулирования конфликтов руководителя в педагогическом коллективе образовательного учреждения, выполняющего профессионально данную функцию. Подчеркиваются особенности целей и задач, ценность выбора путей моделирования и стратегий, которые необходимо реализовать в создавшихся обстоятельствах, с учетом специфики предмета и организации педагогического труда, и менеджмента в сфере образования. Охарактеризованы классификации и компоненты деятельности руководителя, методика его действий на разных этапах возникшего и развивающегося конфликта. Рассмотрены основные требования к качеству урегулирования межличностных конфликтов руководителем на должном уровне результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.