Научная статья на тему 'О состоянии сотрудничества по рациональному использованию и охране трансграничных рек между Казахстаном и Россией'

О состоянии сотрудничества по рациональному использованию и охране трансграничных рек между Казахстаном и Россией Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
277
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мусирали Н. С.

В статье рассматриваются вопросы организации рационального использования и охраны трансграничных рек между Казахстаном и Россией. В целом сотрудничество с Россией достаточно конструктивное. Имеющийся опыт сотрудничества показывает, что наиболее успешно решаются вопросы совместного использования и регулирования трансграничных рек на двусторонней основе. Созданная на паритетной основе совместная Комиссия является органом взаимодействия сторон в принятии и решении проблемных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Мусирали Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О состоянии сотрудничества по рациональному использованию и охране трансграничных рек между Казахстаном и Россией»

рая стала членом региональной сети Всемирного совета предпринимателей для устойчивого развития.

В целях развития направлений деятельности Совета делегация Республики Казахстан в апреле 2004 года в штаб-квартире ООН в гНью-Йорке, приняла участие в работе 12-й сессии Комиссии ООН по устойчивому развитию (КУР-12). Участники КУР-12 были проинформированы о создании в Казахстане Совета по устойчивому развитию Республики Казахстан.

В апреле 2005 года представители делегации Казахстана приняли участие в работе КУР-13 и внесли предложения от республики в области водных ресурсов, санитарии и населенных пунктов.

Следующий двухлетний цикл 2006-2007 годов работы Комиссии ООН по устойчивому развитию будет посвящен энергетике в целях устойчивого развития, промышленному развитию, проблемам загрязнения воздуха и изменения климата. В этой связи в Казахстане также осуществляется и планируется соответствующая широкомасштабная практическая работа и деятельность по выработке предложений по этим направлениям.

Еще одним важным шагом в процессе перехода к устойчивому развитию является подготовка казахстанской повестки дня на 21 век как программы перехода к устойчивому развитию Республики Казахстана. Подготовка казахстанской повестки дня на 21 век является связующим звеном с глобальным процессом перехода к устойчивому развитию и достижением целей развития тысячелетия и внедрением принципов устойчивого развития на национальном и местном уровнях.

Международная практика показывает, что Программы устойчивого развития - это программы экологизации социально-экономического развития государства, программы сохранения окружающей среды для настоящего и будущего поколений в условиях интенсивного экономического развития. Программы устойчивого развития должны обеспечивать единство экономического, социального, экологического и институционального измерения развития. Представляется, что казахстанская повестка дня на 21 век будет учитывать имеющийся международный опыт и основываться на целях развития тысячелетия и приоритетах Всемирного саммита. Кроме того, действия по достижению приоритетов будут включать многие элементы, среди которых можно выделить институциональные структуры, механизм принятия решений, законодательство, информирование и образование общества, нормативы и индикаторы, механизмы реализации, мониторинг и обратную связь, для того, чтобы корректировать поставленные ранее задачи и методы их решения.

В целях начала процесса подготовки казахстанской повестки дня на 21 век Министерство охраны окружающей среды как рабочий орган Совета по устойчивому развитию образовало межведомственную экспертную рабочую группу. В соответствии с Планом выполнения решений Всемирного саммита по устойчивому развитию странам необходимо начать осуществление национальных повесток дня на 21 век или стратегий устойчивого развития в 2005 году. В этой связи казахстанскими экспертами в этом году подготовлен проект Концепции казахстанской повестки дня на 21 век.

В "Рамках сотрудничества по устойчивому развитию" между Правительством РК и ПРООН реализуется ряд крупных программ и проектов. Одним из проектов является "Усиление системы управления охраной окружающей среды для устойчивого развития"(2004-2006 гг.), в рамках которого осуществляется поддержка Министерства охраны окружающей среды РК как рабочего органа Совета по устойчивому развитию РК.

Таким образом, в Казахстане активно развиваются институциональные основы межсекторального взаимодействия и партнерства для эффективного перехода республики к устойчивому развитию.

Н.С. Мусирали

национальный эксперт проекта ПРООН/МООС Республики Казахстан "Усиление системы управления охраной окружающей среды для устойчивого развития"

О СОСТОЯНИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЕК МЕЖДУ КАЗАХСТАНОМ И РОССИЕЙ

В статье рассматриваются вопросы организации рационального использования и охраны трансграничных рек между Казахстаном и Россией. В целом сотрудничество с Россией достаточно конструктивное. Имеющийся опыт сотрудничества показывает, что наиболее успешно решаются вопросы совместного использования и регулирования трансграничных рек на двусторонней основе. Созданная на паритетной основе совместная Комиссия является органом взаимодействия сторон в принятии и решении проблемных вопросов.

Расположенный в самом центре Евразийского континента, Казахстан граничит со многими государствами: с юга с Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном, севера и запада с Россией, с востока с Китаем. Линию государственной границы пересекают множество рек и речушек, главными водными артериями являются реки Сырдарья, Чу, Талас, Иртыш, Ишим, Тобол, Урал, Илек и Или.

С обретением независимости и переходом от централизованной плановой экономики к рыночной возникло много институциональных проблем, в том числе одна из главных - управление трансграничными водными ресурсами.

Для регулирования вопросов водных отношений, проблем режима и использования трансграничных водотоков в августе 1992 года в г. Оренбурге подписано межправительственное "Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов". Основными трансграничными бассейнами между государствами являются реки Урал, Тобол, Ишим и Иртыш.

В соответствии с Соглашением создана Казахстанс-ко-российская комиссия по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов, которая раз в год проводит заседания, на которых утверждаются графики режима работ водохранилищ совместного пользования, распределяются лимиты водозаборов, разрабатываются мероприятия по ремонту и эксплуатации водохозяйственных объектов, а также утверждаются планы работ рабочих групп.

Для принятия оперативных решений и выполнения текущих мероприятий для каждого из крупных речных бассейнов созданы рабочие группы, возглавляемые на уровне представителей местных и бассейновых органов управления, которые в соответствии с планом работы и в зависимости от складывающейся водохозяйственной обстановки проводят встречи. Рабочую группу по бассейну реки Тобол возглавляют: от казахстанской части начальник Тобол-Торгайского бассейнового водохозяй-

46

ВЕСТНИК КГУ, 2005. №4

ственного управления (далее - БВУ) - Садыков Б.С., от российской части заместитель руководителя Нижне-Об-ского БВУ - начальник отдела водных ресурсов по Курганской области Овечкин А.Б. В состав рабочей группы от государств также входят представители природоохранных и гидрометеорологических ведомств.

На очередном (четырнадцатом) заседании Казах-станско-российской комиссии по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов, состоявшемся в период с 21 по 22 сентября 2005 г в г Волгограде, были рассмотрены следующие вопросы: мониторинг трансграничных вод; режимы работы водохранилищ; ход работ по внесению изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов от 1992 г; ход проведения демеркуризационных работ на Павлодарском ОАО "Химпром"; разработки водохозяйственного баланса рек Большой и Малой Узени, совместных Схем комплексного использования и охраны водных ресурсов рек Ишим и Иртыш; внедрение межгосударственной информационной системы обмена данными о состоянии и использовании водных объектов в бассейнах рек Илек и Урал; правомочность декларирования оросительной воды и др.

По основным бассейнам ситуация следующая.

Иртышский бассейн - самый обеспеченный водными ресурсами речной бассейн Казахстана. Среднемно-голетний сток реки Иртыш составляет 33.86 км3, из них трансграничный - 9.8 км3. Потери на испарение и фильтрацию составляют 6.8 км3, а необходимые санитарные и экологические попуски с учетом нерегулируемого стока составляют 13.1 км3. Располагаемые для нужд отраслей экономики водные ресурсы рек составляют 15.9 км3.

В отличие от других речных бассейнов использование воды на цели сельского хозяйства не является преобладающим. К тому же в сельскохозяйственных нуждах учтено затопление поймы Иртыша в весенний паводок, которое осуществляется и в экологических целях. В последние годы превалирует забор воды на промышленные нужды. Если иметь в виду, что водозабор на коммунальные и на прочие нужды стабилен и составляет около 20% общего водозабора, то по последнему отчетному году промышленный водозабор составил 50%, а на сельскохозяйственные нужды - всего 30%.

Урало-Каспийский бассейн является вторым крупным трансграничным с Россией речным бассейном. Его поверхностные водные ресурсы составляют 26.3 км3, из них трансграничный приток составляет 21.4 км3, остальной сток формируется в пределах республики. С учетом необходимых санитарных и экологических попусков, потерь воды на испарение и фильтрацию, располагаемые ресурсы составляют лишь 5.9 км3.

Главными потребителями воды в регионе являются промышленность и сельское хозяйство. На эти цели используется свыше 80% объема водозабора.

За механизированную подачу воды из Саратовского канала и Палассовской системы в Западно-Казахстанскую область в рамках Соглашения ежегодно из бюджета республики выделяются финансовые средства Российской Федерации.

Ишимский бассейн - третий по объему водных ресурсов трансграничный с Россией речной бассейн. Поступления воды с российской территории нет. В пределах бассейна поверхностный сток составляет 2.2 км3, из которых 0.5 км3 теряются за счет фильтрации и испарения, а 0.8 км3 представляют собой санитарные, экологические попуски и нерегулируемый сток.

Поверхностный сток Тобол-Торгайского бассейна составляет 1.5 км3. Река Тобол притекает из России и туда же вытекает. Из России поступает 0.056 км3. С учетом санитарных и экологических попусков, потерь на испарение и фильтрацию, располагаемые поверхностные водные ресурсы бассейна составляют 0.701 км3. Бассейн является вододефицитным в Казахстане.

Основными проблемами взаимодействия между Казахстаном и Россией в вопросах рационального использования и охраны трансграничных рек являются следующие вопросы:

• вододеление стока рек Малой и Большой Узени в период половодья;

• безвозвратный отъем китайской стороной водных ресурсов из реки Черный Иртыш и согласование объемов водозабора из реки Иртыш тремя государствами, расположенными в бассейне;

• декларирование оросительной воды, поступающей из Волгоградской области (Россия) в Западно-Казахстанскую область (Казахстан).

Перспективными направлениями сотрудничества являются:

• разработка совместных водохозяйственных балансов и схем комплексного использования и охраны водных ресурсов трансграничных рек;

• проведение совместного анализа гидролого-гидрохимических характеристик по согласованным пунктам наблюдений;

• внедрение межгосударственной информационной системы обмена данными о состоянии и использовании водных объектов в бассейнах рек;

• реализация совместных проектов по проведению мониторинга, состояния и оценки качества трансграничных вод;

• создание трехсторонней казахстанско-российско-китайской совместной комиссии по использованию и охране трансграничной реки Иртыш.

В целом сотрудничество с Россией достаточно конструктивное. Имеющийся опыт сотрудничества показывает, что наиболее успешно решаются вопросы совместного использования и регулирования трансграничных рек на двусторонней основе. Созданная на паритетной основе совместная Комиссия является органом взаимодействия сторон в принятии и решении проблемных вопросов, чего не скажешь о взаимоотношениях, касающихся многостороннего характера, это касается совместного управления водными ресурсами со странами Центральной Азии.

Ш.Н. Сапаргали

Институт экономики Министерства образования и науки Республики Казахстан

ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Комплексный прогноз территориального аспекта социально-экономического развития страны является одним из основных инструментов исследования ее перспективного развития. Он отражает макроэкономические и региональные изменения в территориальной организации хозяйства, вытекающие из потребностей структурной перестройки экономики с учетом необходимости баланса интересов государства и регионов.

СЕРИЯ «ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 1

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.