Научная статья на тему 'О состоянии профессиональной заболеваемости летного состава авиакомпаний Российской Федерации в 2008-2010 гг'

О состоянии профессиональной заболеваемости летного состава авиакомпаний Российской Федерации в 2008-2010 гг Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
97
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / OCCUPATIONAL MORBIDITY / УСЛОВИЯ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА / THE CONDITIONS OF THE LABOR PROCESS / ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ / HARMFUL FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Верещагин А.И., Куркин Дмитрий Павлович, Пилишенко В.А., Глушкова Н.Ю.

В статье представлен анализ уровня и структуры профессиональной заболеваемости работников летных профессий авиакомпаний Российской Федерации и ее зависимость от факторов трудового процесса, приведены причины роста профессиональной заболеваемости в рассматриваемой группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Верещагин А.И., Куркин Дмитрий Павлович, Пилишенко В.А., Глушкова Н.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE OF FLIGHT TRAINING INCIDENCE AIRLINE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN 2008-2010

The analysis of the level structure of occupational diseases of workers jobs airlines flight of the Russian Federation and its dependence on factors of the labor process, are the reasons for the growth of occupational diseases in this group.

Текст научной работы на тему «О состоянии профессиональной заболеваемости летного состава авиакомпаний Российской Федерации в 2008-2010 гг»

ИЮНЬ №6 (231) ЗНиСО 23

О СОСТОЯНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ЛЕТНОГО СОСТАВА АВИАКОМПАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2008-2010 ГГ.

А.И. Верещагин, Д.П. Куркин, В.А. Пилишенко, Н.Ю. Глушкова

STATE OF FLIGHT TRAINING INCIDENCE AIRLINE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN 2008-2010

A.I. Verecshagin, D.P. Kurkin, V.A. Pilishenko, N.Y. Glushkova ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, г. Москва

В статье представлен анализ уровня и структуры профессиональной заболеваемости работников летных профессий авиакомпаний Российской Федерации и ее зависимость от факторов трудового процесса, приведены причины роста профессиональной заболеваемости в рассматриваемой группе.

Ключевые слова: профессиональная заболеваемость, условия трудового процесса, вредные производственные факторы.

The analysis of the level structure of occupational diseases of workers jobs airlines flight of the Russian Federation and its dependence on factors of the labor process, are the reasons for the growth of occupational diseases in this group.

Keywords: occupational morbidity, the conditions of the labor process, harmful factors.

Профессиональная заболеваемость, по мнению большинства исследователей и аналитиков, является важной государственной проблемой, несущей негативные последствия экономического, морального, социального характера. Наиболее значимыми из такого рода последствий обычно обозначают уменьшение доли трудоспособного

населения, снижение репродуктивного здоровья нации, ухудшение здоровья последующих поколений, рост затрат на социальную помощь, снижение качества жизни.

Актуальность анализа причин и условий возникновения патологий, обусловленных особенностями трудового процесса, в ряде профессио-

24

ЗНиСО июнь № (231)

нальных групп особенно очевидна, к примеру, среди летного состава гражданской авиации.

В период с 2008 по 2010 гг. в целом по Российской Федерации имел место значительный рост числа впервые зарегистрированных случаев профессиональных заболеваний летного состава авиакомпаний Российской Федерации: в

2008 г. выявлено 433 случая, в 2009 г. — уже 732, а в 2010 г. — 769. Их удельный вес от общего числа случаев зарегистрированных в Российской Федерации составлял: в 2008 г. — 5,78 %, в

2009 г. - 8,65 %, 2010 г. - 9,54 %. Уровень профессиональной заболеваемости работников летных профессий от всех зарегистрированных по виду экономической деятельности «Транспорт и связь» достаточно высок и в 2008 г. составлял 59,15 %, в 2009 г. - 68,66 %, в 2010 г. - 69,28 %.

Основной причиной возникновения профессиональной патологии в анализируемой группе является воздействие физических факторов, и, прежде всего, шума. Так, в 2008 г. у 433 заболевших был установлен диагноз «Нейросенсорная тугоухость» разной степени тяжести, в 2009 г. - у 732, в 2010 г. - у 769.

Анализ профессиональной заболеваемости проводился по профессиям летного состава с наибольшим числом зарегистрированных случаев профессиональных заболеваний. Среди профессий летного состава наибольшее число профессионально обусловленных заболеваний ежегодно регистрировалось у пилотов: в 2008 г.- 121, 2009 г. - 203, 2010 г. - 212 случаев, у штурманов -84, 120 и 122 случая, инженеров авиаотряда - 53, 109 и 110, командиров-инструкторов (пилотов, летчиков) воздушного судна - 41, 79 и 87, командиров воздушного судна - 60, 59 и 59, бортмехаников -25, 63 и 87 соответственно.

Профессиональные заболевания работников летных профессий в основном регистрировались среди старших возрастных групп, что подтверждается данными распределения случаев профессиональных заболеваний: в возрастной категории 35—39 лет - 0,29 % от числа всех заболевших, в возрастной категории 40—44 года - 4,29 %, 45—49 лет - 12,9 %, 50—54 года - 24,59 %, 55—59 лет -36,15 % и 60 лет и старше - 21,62 %. Таким образом, основная масса случаев профессионально обусловленных заболеваний в 2010 г. приходилась на работников старше 50 лет.

Распределение профессиональных заболеваний среди отдельных профессий летного состава с наибольшим числом зарегистрированных случаев по возрастным группам в 2010 г. было следующим:

- пилоты в возрасте 35—39 лет - 0,27 %, 40—44 года - 3,69 %, 45-49 лет - 12,34 %, 50-54 года - 25,86 %, 55-59 лет - 37,75 %, 60 лет и старше - 20,0 %;

- штурманы 40—44 лет - 5,74 %, 45—49 лет -16,39 %, 50-54 лет - 26,23 %, 55-59 лет - 36,07 %, 60 лет и старше - 15,57 %;

- инженеры бортовые авиаотряда 40—44 лет - 6,36 %, свыше 45—49 лет - 20,91 %, 50—54 года - 27,27 %, 55-59 лет - 26,36 %, 60 лет и старше - 19,09 %;

- командиры (пилоты, летчики) воздушного ^^ судна в возрасте 35—39 лет - 2,3 %, 40—44 года -3,45 %, 45—49 лет - 10,34 %, 50—54 лет - 16,09 %, ^ 55—59 лет - 42,53 %, 60 лет и старше - 24,14 %; с*

- бортмеханики 40—44 лет - 5,81 %, 45—49 ^ лет - 15,12 %, 50—54 лет - 25,58 %, 55—59 лет - 5= 33,72 %, 60 лет и старше - 19,77 %;

- командиры воздушного судна 45—49 лет - 1— 6,9 %, 50—54 лет - 27,59 %, 55—59 лет - 36,21 %,

60 лет и старше - 29,31 %.

Прослеживается зависимость частоты возникновения профессионально обусловленных заболеваний от стажа и условий труда. Удельный вес выявленной в течение 2010 г. у работников летных профессий профессиональной патологии в зависимости от стажа в контакте с вредным производственным фактором составил: 1,3 % случаев при стаже 10—14 лет, 7,6 % случаев - 15—19 лет, 14,96 % - 20—24 года, 18,81 % - 25—29 лет, 29,33 % - 30—34 года, 28,0 %, при стаже более 35 лет. В 2010 г. в зависимости от классов условий труда удельный вес профессиональной патологии среди профессий летного состава с наибольшим числом зарегистрированных случаев профессиональных заболеваний приходился на класс 3.2 вредный - 46,52 %, 3.3. вредный - 41,93 %, 3.4. вредный - 5,48 %.

Аналогичное распределение впервые выявленных случаев профессиональных заболеваний летного состава по возрастным группам, по стажу в контакте с вредным производственным фактором, а также в зависимости от классов условий труда имело место в 2008 и в 2009 гг.

При расследовании случаев профессиональной патологии в субъектах Российской Федерации установлено, что заболевания возникали преимущественно в результате длительной работы пилотов в условиях воздействия интенсивного производственного шума при невозможности использования средств индивидуальной защиты, конструктивных особенностей летательных аппаратов. Неудовлетворительные условия труда создают предпосылки для ухудшения здоровья работающих, формирования профессиональных заболеваний, роста инвалидизации, преждевременного выхода на пенсию.

Следует отметить, что число зарегистрированных заболеваний не отражает истинный уровень профессиональной заболеваемости. Выявление профессионально обусловленных заболеваний происходит, как правило, на поздних стадиях их развития. Это обусловлено рядом социальных причин, а также отсутствием правовых и экономических санкций за сокрытие профессиональных заболеваний работодателями и недостатками в организации и проведения предварительных и периодических медицинских осмотров.

Результаты расследования случаев профессиональной патологии у работников летного состава авиакомпаний Российской Федерации позволяют сделать выводы об основных причинах и условиях их возникновения.

В первую очередь они обусловлены сроками эксплуатации устаревшей авиационной техники, длительностью работы в условиях воздействия

июнь №6 (231)

25

^^ интенсивного производственного шума, превышением норм налета часов, отсутствием ограничений к полетному времени у лиц с начальны-с^ ми признаками нарушения слуховой функции.

Немаловажными факторами возникновения и ас развития профессиональной патологии у работников анализируемой группы являются социаль-1— ные: необходимость продолжения летной работы из-за невозможности другого трудоустройства в случае профнепригодности, что приводит к сокрытию первых признаков профессиональной патологии при очередном медицинском освидетельствовании; администрации авиапредприятий принимают на работу лиц с начальными явлениями нарушения слуховой функции вследствие недостаточного количества летного персонала для обеспечения бесперебойной деятельности.

Устранение причин возникновения профессионально обусловленных заболеваний у работников летных профессий авиакомпаний Российской Федерации в сочетании с разработкой и внедрением государственной системы мер, направленной на сохранение здоровья работников, позволят существенно снизить уровень профессиональной заболеваемости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глущенко В.И. Профессиональная заболеваемость работников летных профессий. Санитарно-эпидемиологический собеседник, 2007. № 4. С. 17—19.

2. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2010 году: Государственный доклад. М., 2011. С. 199—201.

3. О состоянии профессиональной заболеваемости в Российской Федерации в 2010 году: Информационный сборник статистических и аналитических материалов. М., 2011.

4. Пономаренко В. А. Страна авиация: черное и белое. М., 1995. 286 с.

5. Профессиональные заболевания и их распределение по классам условий труда в Российской Федерации в 2010 году: Информационный сборник статистических материалов. М., 2011.

Контактная информация:

Куркин Дмитрий Павлович, тел: 8 (495) 633-13-62, e-mail: kdp58@yandex.ru

Contact information: Kurkin Dmitry, phone: 8 (495) 633-13-62, e-mail: kdp58@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.