Научная статья на тему 'О состоянии почвенных ресурсов на приграничных территориях России и Китая'

О состоянии почвенных ресурсов на приграничных территориях России и Китая Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
266
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРЕНДАТОРЫ / КУЛЬТУРА ЗЕМЛЕДЕЛИЯ / УДОБРЕНИЯ / ИСТОЩЕНИЕ / ЭРОЗИЯ / TENANTS / FARMING STANDARDS / FERTILIZERS / DEPLETION / EROSION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Росликова Валентина Ивановна

Рассмотрен характер освоения земельных ресурсов на приграничных территориях России и Китая. Предложены рекомендации по использованию почвенных ресурсов на приграничных территориях России с позиции национальных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Росликова Валентина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state of soil resources in border regions of Russia and China

Peculiarities of land resource developments in border regions of Russia and China are discussed. Several standards for soil resource use in Russian border regions are proposed compliant with Russia’s national interests.

Текст научной работы на тему «О состоянии почвенных ресурсов на приграничных территориях России и Китая»

Монолог ученого

Вестник ДВО РАН. 2012. № 6

УДК. 631.474;631.95 В.И. РОСЛИКОВА

О состоянии почвенных ресурсов на приграничных территориях России и Китая

Рассмотрен характер освоения земельных ресурсов на приграничных территориях России и Китая. Предложены рекомендации по использованию почвенных ресурсов на приграничных территориях России с позиции национальных интересов.

Ключевые слова: арендаторы, культура земледелия, удобрения, истощение, эрозия.

The state of soil resources in border regions of Russia and China. V.I. ROSLIKOVA (Institute of Water and Ecology Problems, FEB RAS, Khabarovsk).

Peculiarities of land resource developments in border regions of Russia and China are discussed. Several standards for soil resource use in Russian border regions are proposed compliant with Russia's national interests.

Key words: tenants, farming standards, fertilizers, depletion, erosion.

История развития граничащих с Китаем российских территорий насчитывает столетия. В XX в. его характер обусловливался, с одной стороны, существованием мощной державы - СССР, с другой - тем, что северо-восток Китая был практически не заселен. С распадом Советского Союза и переходом российской экономики от социалистической к рыночной появились новые реалии. В настоящее время по разным сторонам приграничной территории освоение природных ресурсов идет с различной активностью. Многоаспектность проблем, возникших в новой политической и экономической обстановке, требует осмысления и взвешенных, научно обоснованных подходов.

Отметим, что вопросы состояния почвенных ресурсов юга Дальнего Востока достаточно широко освещены в литературе [4-6,10 и др.]. Исследователями рассмотрен комплекс проблем: рассчитаны площади каждого типа почв и их процентные содержания в соответствии с административно-территориальным делением региона, проведена их типизация по агропроизводственным, агрономическим и агрохимическим свойствам, разработаны методические подходы к моделированию плодородия. Результаты этих работ являются основой не только для успешного землепользования, но и для дальнейших теоретических изысканий. К сожалению, проблемы использования почвенных ресурсов в приграничных районах, а также их нынешнее состояние в литературе не освещены.

Цель статьи - предложить некоторые принципы использования почвенных ресурсов на приграничных территориях с позиции интересов России.

Китай - страна древней культуры земледелия. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству потребовал освобождения значительных площадей, необходимых для расширения полей. В феодальную эпоху в Китае знания о почве были на

РОСЛИКОВА Валентина Ивановна - доктор географических наук, ведущий научный сотрудник (Институт водных и экологических проблем ДВО РАН, Хабаровск). E-mail: roslikova@ivep.as.khb.ru

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований по проекту № 06-05-64101-а.

достаточно высоком уровне. В основу классификации почв были положены их свойства, обеспечивающие получение высоких урожаев зерна и овощей. По «доброте» почвы разделяли на «непеременяемые», которые засевались ежегодно, «переменяемые», засевавшиеся через год, и «дважды переменяемые», засевавшиеся через каждые два года. Оценка земель носила общегосударственный характер и велась постоянно. Еще в 1137 г. были измерены площади земель и установлен поземельный налог, который определялся качеством почвы. Важным для феодального Китая было то, что знания о почве не ограничивались только их оценкой. Все полевые работы (вспашка, обработка, внесение удобрений и т.д.) были регламентированы по времени. Удабривание почв в Китае практиковалось еще до нашей эры. Особое значение придавалось накоплению «снежной» влаги, а также ранней весенней обработке почвы. В этот же период китайцами был изобретен ряд обрабатывающих сельскохозяйственных орудий, в том числе плуг с отвалом - в те далекие времена уже производилась обработка почвы с оборотом пласта. Землю в Китае высоко почитали, и в знак этого в XV в. в центре Пекина был воздвигнут посвященный ей памятник [7].

На российском Дальнем Востоке земледелие, начало которому было положено в государстве Бохай (698-926 гг.), развивалось по своему пути, отличному от китайского [9]. Первые землепроходцы, посетившие дальневосточную окраину немногим более 350 лет назад, были поражены обилием превосходных по своим качествам земель. Впоследствии по распоряжению царского правительства здесь работало большое количество экспедиций, собравших ценные сведения о природе края и его почвенном покрове. Оценка здешней природной среды, данная землепроходцами, легла в основу новых представлений о почвенном покрове, базирующихся, в частности, на экологии. В конце XIX в. новая отрасль знаний - почвоведение - уже была принята мировым научным сообществом. Это сыграло важнейшую роль в дальнейшем изучении и использовании почв Дальнего Востока. В связи с падением крепостного права и бедственным положением русских крестьян началось их переселение на необжитые дальневосточные просторы [8].

В то же время земли северо-восточной части Китая продолжали оставаться неосвоенными. Развитие сельского хозяйства здесь началось уже в XX в. Огромную роль в его становлении сыграл Советский Союз. В Китае, где издревле развивались науки, в том числе науки о почве как объекте сельскохозяйственного производства, не было фундаментальной основы для изучения генетической сущности почв [3]. Большую роль в развитии региона, в том числе становлении сельскохозяйственного производства, сыграло соглашение между КНР и СССР о совместных исследованиях в бассейне р. Амур. В 1956 г. специалистами АН КНР и АН СССР были развернуты экспедиционные и стационарные исследования на приграничных территориях. Состоялась комплексная советско-китайская экспедиция (СОПС), руководимая известными советскими учеными чл.-корр. АН СССР В. А. Ковдой, проф. МГУ Ю. А. Ливеровским и др. Эти исследования внесли огромный вклад в познание генетической сущности почв. Именно здесь впервые был использован почвенно-геомор-фологический метод, разработанный советскими специалистами, который дал новый импульс изучению почв Дальневосточного региона в целом, включая и северо-восток Китая [2]. До 10 млн га неосвоенных земель насчитывалось на этой территории. С помощью СССР на извечно целинных землях было создано гигантское предприятие - государственное хозяйство «Дружба» общей площадью 33 тыс. га, оснащенное первоклассной по тем временам техникой. С помощью советских специалистов в больших масштабах было развернуто строительство гидротехнических сооружений, велась подготовка высококвалифицированных научных кадров, оснащалась техническая база и т.д. Одновременно в Китае развивалась академическая наука. Было создано 12 академических институтов, в том числе головной институт в г. Нанкин - полное подобие Почвенного института им. В.В. Докучаева в Москве.

В настоящее время освоение природных ресурсов по разным сторонам приграничной территории идет с различной активностью. Здесь сказывается многоаспектность

современных проблем, возникших в новой геополитической обстановке [1]. В приграничных районах КНДР увеличиваются площади, на которых активно ведутся сельскохозяйственные работы, в связи с активным вовлечением в землепользование водно-болотных угодий, сокращением площади лесов, редколесий и кустарников. Так, в провинции Хэй-лунцзян освоенные площади с 1978 г. увеличились более чем на 20% и сейчас составляют около 1 млн 170 тыс. га [1]. Это не может не сказаться на экологическом состоянии прилегающих территорий, находящихся под воздействием прогрессирующих эрозионных процессов, мощных пылевых бурь, которые распространяются и на приграничные российские территории. Это очень серьезная угроза, связанная с нарушением на китайских землях рационального природопользования: вырубкой лесов, интенсивной химизацией сельскохозяйственных угодий, отсутствием аккумулятивного горизонта в почвах и т. д. Подсчитано, что территории, на которой проживает 170 млн жителей Китая, угрожает опустынивание [11]. Не случайно в КНР уже поднимается вопрос о переносе столицы в более благоприятное место.

В отношении химизации почв следует отметить, что на земледельческой территории Китая преобладают кислые, бедные биогенными элементами почвы. Искусственных удоб -рений в Китае прежде не производили, покупать дорогостоящие импортные не было возможности. Поэтому многовековое земледелие, да еще с монокультурой и уплотненными культурами, способствовало истощению почв. Однако крестьянин знал, что для повышения плодородия землю необходимо удобрять. В почву вносилось все, что можно, вплоть до придорожной пыли, которая, как известно, содержит тяжелые металлы. Это не могло не сказаться на состоянии почвенного покрова. Кроме того, почвы на возделываемых в Китае землях практически лишены верхнего, аккумулятивного, горизонта - основного резервуара питательных веществ. Их восполнение решается просто - внесением огромных количеств минеральных удобрений. В середине 2000 г. автору приходилось наблюдать в Китае удобренное поле, будто покрытое сплошной белой пеленой - ни одного темного просвета (собственно почвы) не было видно.

Среди приграничных уездов наибольшими площадями пашни (607 тыс. га) обладает Цзямусы. В 2000 г. здесь было внесено и рекордное количество минеральных удобрений - 63 тыс. т, в том числе 30 тыс. т азотных, 15 тыс. т фосфорных, 7 тыс. т калийных и 10,9 тыс. т комплексных. Для сравнения: если в провинции Хэйлунцзян среднее количество внесенных минеральных удобрений составляет 130 кг/га, то в Приморье - 6,0 кг/га, в Амурской области - 6,4, в ЕАО - 15 кг/га [1, с. 233]. Существует мнение, что получение высоких урожаев в Китае связано не только с внесением высоких доз удобрений, но и с более эффективной культурой земледелия. Однако нам представляется, что это не совсем так. Следует отметить, что на больших территориях, от южных окраин провинции Хэйлунцзян до Шанхая, прослеживается четкая трансформация почвенного покрова. Она выражается как в полной сработке аккумулятивного, так и в отсутствии пахотного горизонтов. Еще одно важное обстоятельство: на российских полях посевы идут поперек склона, что предотвращает эрозионные процессы, на китайской стороне они, как правило, направлены вдоль. Кроме того, после сбора урожая в Китае все пожнивные остатки (корни, нижние части стеблей, опавшие листья и др.) убираются с поля. При почвозащитном же земледелии, практикуемом в России, пожнивные остатки остаются на поверхности земли. Будучи запаханы в почву, они медленно в ней истлевают и обогащают пахотный слой своими органическими и минеральными веществами.

Все вышесказанное не дает основания считать культуру земледелия в Китае высокоэффективной. Культурное земледелие предусматривает не просто использование природных сил почвы, но и культивацию, обеспечивающую наращивание ее производительной силы. В Китае же развивается технолого-механическое земледелие с усиленной химизацией, которое полностью ориентировано на монокультуру. Такой способ земледелия сковывает и подавляет действие основных факторов почвообразования, приводя к гибели живое

Состояние земель на приграничных территориях Дальнего Востока России: на первом плане бурьянистый перелог, на втором - поля арендаторов (а), ухоженные поля арендаторов (б), заброшенное сельскохозяйственное угодье (в)

население почвы, а главное, отражается на основном свойстве почв - их организованности. Технологическое земледелие Китая не учитывает и другой важнейший принцип хозяйствования - ландшафтно-исторический. Согласно этому принципу, необходимо соблюдать определенное соотношение площадей пашни, лугов, лесов и водных пространств. Все это в приграничных районах Китая отсутствует.

Сопоставление социально-экономических и экологических данных о характере землепользования на приграничных территориях северо-востока Китая и южных территориях Дальнего Востока России позволило определить ряд факторов, влияющих на развитие трансграничных процессов [1]. Их анализ заставляет задуматься о путях развития российско-китайского сотрудничества на наших приграничных территориях. Ни для кого не секрет, чем достигается видимость «культурного» сельскохозяйственного производства. Тысячелетняя практика земледелия в Китае привела к истощению почв, порождая неустранимое в современных условиях противоречие между двумя основными показателями сельскохозяйственного производства: высокой урожайностью и высоким качеством продукции. Жесткие законы рынка: прибыль любой ценой. Однако массированное внесение минеральных удобрений и других химикатов приводит к загрязнению пахотных горизонтов, что наносит ущерб экологической обстановке на российских приграничных территориях и, следовательно, здоровью российских граждан.

В настоящее время почвенный покров на приграничных территориях южной части Дальнего Востока России находится в критическом состоянии. На Приханкайской низменности бывшие сельскохозяйственные угодья заброшены. Ни одного китайского арендатора не встретишь на бывших мелиорированных торфяниках или на относительно высоких террасах с почвами, имеющими обесцвеченный горизонт (подбелы, или, по старой классификации, подзолы), - эти почвы требуют применения особых систем земледелия. Однако в долине р. Раздольная, где распространена луговая терраса с богатейшими почвами (за счет дополнительного поступления биогенных компонентов с базальтового Борисовского плато), они освоились в полной мере. Среди заброшенных, поросших сорняками полей их участки отличаются образцовым порядком: ровные рядки, хорошо развитые овощи, ни единого сорняка - и полное отсутствие работников с мотыгами в руках, при этом огромное количество пустой тары из-под неизвестных химикатов. Похожая ситуация - в среднем Приамурье, в ЕАО, где в ряде хозяйств от бывших машинотракторных станций остались развалины строений и груды мусора. Окультуренные массивы, где в свое время были проведены современные осушительные мелиорации методом закрытого дренажа и построена целая сеть осушительных магистральных каналов, оказались бесхозными. Часть таких территорий переданы китайским арендаторам, которые пришли сюда со своей, описанной выше, технологией земледелия. Мало того, использовав современные пленочные материалы, они после уборки урожая оставляют их на полях. Дальнейшая обработка в этих случаях затруднительна, и такие участки арендаторы забрасывают, переходя на новые.

Таким образом, развитие приграничных территорий связано с решением ряда важных государственных задач - политических, экономических, социальных и др. В связи с изложенным автор считает необходимым:

1. Возобновить комплексные совместные российско-китайские экспедиционные и стационарные работы по изучению пахотных земель на приграничных территориях России и Китая.

2. Провести международную конференцию, посвященную состоянию почвенного покрова и методам землепользования (прошлое, настоящее и ожидаемое будущее). Представляется, что эту работу могли возглавить ТИГ и БПИ ДВО РАН с участием Сельскохозяйственной академии (г. Уссурийск).

3. Пересмотреть принципы международного сотрудничества в области сельского хозяйства.

4. Если сдавать в аренду земли на приграничных территориях, то только на короткий срок. При этом детально ознакомить россиян, живущих в таких районах, со всеми пунктами и условиями договора на период аренды, чтобы они могли иметь право контролировать состояние почвенных ресурсов на своей территории. Это повысит роль органов местного самоуправления.

5. Для рационального использования почвенных ресурсов с одновременным соблюдением норм природоохранного законодательства в обязательном порядке заводить почвен-но-экологические паспорта, в которых были бы отражены все параметры состояния почв. Это позволит контролировать соблюдение экологического законодательства и в случае необходимости требовать, чтобы землепользователь принимал оперативные профилактические меры по снижению уровня экологической безопасности используемых участков.

6. В случае сдачи в аренду той или иной российской территории осуществлять строгий экологический контроль над ней в соответствии с нормами международного права.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ганзей С.С. Международные трансграничные территории как объект геоэкологических исследований: дис. ... д-ра геогр. наук. Владивосток: ТИГ ДВО РАН, 2005. 327 с.

2. Ковда В.А., Ливеровский Ю.А., Сун-Да-Чен. Очерк почв Приамурья // Изв. АН СССР. Сер. биол. 1957. № 5. С. 95-106.

3. Ковда В.А. Очерки природы и почв Китая. М.: Изд-во АН СССР, 1959. 440 с.

4. Костенков В.И., Ознобихин В.И. Анализ состояния почвенного покрова сельскохозяйственной зоны юга Дальнего Востока // Докл. Рос. академии сельскохоз. наук. 2012. № 2. С. 33-35.

5. Костенков В.И., Ознобихин В.И. Почвенно-экологическая оценка заболоченных равнин российского Дальнего Востока для сельскохозяйственного производства // Междунар. сельскохоз. журн. 2010. № 5. С. 43-49.

6. Костенков Н.М., Ознобихин В.И. Почвы и почвенные ресурсы юга Дальнего Востока и их оценка // Почвоведение. 2006. № 5. С. 517-526.

7. Крупенников И.А. История почвоведения от времени зарождения до наших дней. М.: Наука, 1981. 296 с.

8. Ливеровский Ю.А., Колесников Б.П. Природа южной половины советского Дальнего Востока М.: Гос. изд-во геогр. лит., 1949. 375 с.

9. Окладников А. П. Далекое прошлое Приморья // Очерки древней и средневековой истории Приморья. Владивосток, 1959. 291 с.

10. Синельников Э.П., Слабко Ю.И. Агрогенез почв Приморья. М.: ГНУ ВНИИА, 2005. 271 с.

11. Тихоокеанская звезда. 2006. Вып. 7 (133). С. 4 (Библиотечка дачника).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.