Научная статья на тему 'О состоянии отечественного рынка керамических стеновых материалов'

О состоянии отечественного рынка керамических стеновых материалов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Строительные материалы
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СТАТИСТИКА / STATISTICS / РОССТАТ / ROSSTAT / АНАЛИЗ РЫНКА / ANALYSIS OF THE MARKET / КЕРАМИЧЕСКИЕ СТЕНОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ / CERAMIC WALL MATERIALS / КИРПИЧ / BRICK / КРУПНОФОРМАТНЫЕ БЛОКИ / LARGE-FORMAT BLOCKS / КЛИНКЕР / CLINKER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семёнов А. А.

Проанализировано состояние рынка керамических стеновых материалов за 2015 г. Отмечено, что прогнозы развития рынка, сделанные в 2014 г., в целом подтвердились. Приведена структура керамических стеновых материалов и ее характерные изменения в условиях кризиса.Представлены аналитические материалы по выпуску крупноформатных блоков, лицевого кирпича и клинкерной продукции. Перечислены негативные и позитивные факторы, оказывающие влияние на спрос. Прогнозируется, что выход из данной фазы экономического кризиса растянется не менее чем на 3-5 лет. В сегменте керамических стеновых материалов в 2016-2017 гг. сохранится негативная динамика производства и потребления. Снижение спроса за два года может составить до 20% к уровню 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About a Condition of the Domestic Market of Ceramic Wall Materials

The condition of the market of ceramic wall materials for 2015 is analyzed. It is noted that the forecasts of development of the market made in 2014 in general were confirmed. Thestructure of ceramic wall materials and its characteristic changes in crisis conditions is given. Analytical materials on release of large-format blocks, a front brick and brick productionare presented. The negative and positive factors having impact on demand are listed. It is predicted that the exit from this phase of an economic crisis will stretch not less, than for3-5 years. In a segment of ceramic wall materials in 2016-2017 negative dynamics of production and consumption will remain. Decrease in demand in two years can make to 20% tothe level of 2015.

Текст научной работы на тему «О состоянии отечественного рынка керамических стеновых материалов»

УДК 666.317:339.13

А.А. СЕМЁНОВ, канд. техн. наук, генеральный директор ([email protected])

ООО «ГС-Эксперт» (125047, г. Москва, 1-й Тверской-Ямской пер., 18, оф. 207)

О состоянии отечественного рынка керамических стеновых материалов

Проанализировано состояние рынка керамических стеновых материалов за 2015 г. Отмечено, что прогнозы развития рынка, сделанные в 2014 г., в целом подтвердились. Приведена структура керамических стеновых материалов и ее характерные изменения в условиях кризиса. Представлены аналитические материалы по выпуску крупноформатных блоков, лицевого кирпича и клинкерной продукции. Перечислены негативные и позитивные факторы, оказывающие влияние на спрос. Прогнозируется, что выход из данной фазы экономического кризиса растянется не менее чем на 3-5 лет. В сегменте керамических стеновых материалов в 2016-2017 гг. сохранится негативная динамика производства и потребления. Снижение спроса за два года может составить до 20% к уровню 2015 г.

Ключевые слова: статистика, Росстат, анализ рынка, керамические стеновые материалы, кирпич, крупноформатные блоки, клинкер.

A.A. SEMYONOV, Candidate of Sciences (Engineering), General Manager ([email protected]) «GS-Expert», OOO (18, office 207, the 1st Tverskoy-Yamskoy Lane, 125047, Moscow, Russian Federation)

About a Condition of the Domestic Market of Ceramic Wall Materials

The condition of the market of ceramic wall materials for 2015 is analyzed. It is noted that the forecasts of development of the market made in 2014 in general were confirmed. The structure of ceramic wall materials and its characteristic changes in crisis conditions is given. Analytical materials on release of large-format blocks, a front brick and brick production are presented. The negative and positive factors having impact on demand are listed. It is predicted that the exit from this phase of an economic crisis will stretch not less, than for 3-5 years. In a segment of ceramic wall materials in 2016-2017 negative dynamics of production and consumption will remain. Decrease in demand in two years can make to 20% to the level of 2015.

Keywords: statistics, Rosstat, analysis of the market, ceramic wall materials, brick, large-format blocks, clinker.

По данным Росстата, по состоянию на начало 2016 г. мощности действующих российских производителей керамического кирпича (без учета малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, а также предприятий Крымского федерального округа) составляли 8711 млн шт. усл. кирпича. В 2015 г. новых производственных мощностей в стране не было введено. Однако по данным отраслевого мониторинга, осуществляемого аналитиками «ГС-Эксперт», в России в 2015 г. было введено в эксплуатацию новых производственных мощностей в объеме около 202 млн шт. усл. кирпича, в том числе 47 млн шт. усл. кирпича за счет реконструкции действующих предприятий. Таким образом, по состоянию на начало 2016 г. производственные мощности в отрасли оцениваются в 8913 млн шт. усл. кирпича (рис. 1).

За период с 2008 г. по 2016 г. суммарные производственные мощности российских заводов увеличились на 66,7%. При этом, по оценкам «ГС-Эксперт», средняя загрузка производственных мощностей в 2015 г. снизилась до 66% против 72% в 2014 г.[1].

10000

8000

§

6000

4000

2000

100

80

60

40

20

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Мощность на начало года, млн шт. усл. кирп. ^^ Средняя загрузка мощностей, %

Рис. 1. Производственные мощности по выпуску керамического кирпича и их средняя загрузка в 2008-2015 гг. Источник: Росстат, оценка «ГС-Эксперт» * - предварительная оценка

Производственные мощности по выпуску керамического кирпича размещены по территории страны неравномерно. Основными регионами размещения производственных мощностей являются Центральный и Приволж1с0к00и0й федеральные округа, на долю10к0оторых суммарно приходится свыше 53% (рис. 2).

Среди субъектов Федерации лидерами по размещению пр о изводственных мощностей являются, млн шт. усл. кирпича: Новосибирская область (813), Московская область ( (4633), Республика Татарстан (511), Краснодарский край (398), Владимирская (388) и Ленинградская области (367).

Заводы, введенные в эксплуатацию и рекон0струиро-ванные в 2015 г.:

ООО «Комбинат керамических изделий» (Брянская область)

Завод расположен в г. Клинцы Брянской области. Строительство предприятия началось в ноябре 2011 г.,

СЗФО 8%

ЮФО

9%

СКФО

3%

КФО

0,2%

СФО 19%

ПФО

23%

Рис. 2. Региональная структура размещения производственных мощностей по выпуску керамического кирпича в 2015 г. Источник: Росстат, оценка «ГС-Эксперт»

80

0

0

'■■;.;■ \ г j.: j ri ; ; i;-' научно-технический и производственный журнал август 2016

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Производство, млн шт. усл. кирп. —Производство, %

Рис. 3. Объемы и динамика производства керамических стеновых материалов в 2008-2015 гг. Источник: Росстат, данные предприятий, оценка «ГС-Эксперт»

пуск в эксплуатацию был осуществлен в марте 2015 г. На заводе установлено современное оборудование компаний ALTA (Чехия), Bongioanni (Италия), «ИНКЕРАМ» (Россия). Производственные мощности рассчитаны на выпуск 140 млн шт. усл. кирпича в год, в том числе 60 млн шт. усл. кирпича — кирпич и 80 млн шт. усл. кирпича — поризованные блоки «ТЕРМ».

ООО «Экоклинкер» (Чувашская Республика)

17 ноября 2015 г. в Новочебоксарске состоялось открытие второй линии завода по производству клинкерной брусчатки и кирпича. На линии установлено итальянское оборудование Beralmar Tecnologic S.A., позволяющее выпускать до 40 млн шт. усл. кирпича в год. До этого предприятие специализировалось на производстве фасадной клинкерной плитки и ступеней.

ООО «Тербунский гончар» (Липецкая область)

В 2015 г. ООО «Тербунский гончар» увеличило производственную мощность завода с 40 до 47 млн шт. усл. кирпича в год. Кроме того, в прошедшем году предприятие расширило линейку продукции, наладив выпуск клинкерного кирпича.

ООО «Пионер» (Республика Дагестан)

27 апреля 2015 г. открылся цех по производству керамического кирпича мощностью 15 млн шт. усл. кирпича в год. Сырьем для производства служит хасавюртовская глина.

Следует отметить, что данные по объемам производства керамического кирпича органами государственной статистики учитываются в двух товарных группах: «кирпич керамический неогнеупорный строительный» (код ОКПД 26.40.11.110) и «кирпич керамический» (код ОКПД 26.61.11.111). Данные по выпуску керамических крупноформатных блоков учитываются по товарной группе «блоки керамические строительные для обычной кладки — пустотелые или цельные готовые изделия» (код ОКПД 26.40.11.120), а также в указанных выше товарных группах. При этом ряд предприятий не предоставляет в органы государственной статистики данные об объемах производства товарной продукции либо предоставляет некорректные данные. Для уточнения реальных объемов выпуска товарной продукции специалисты «ГС-Эксперт» про-

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Запасы на конец года, млн шт. усл. кирп.

— Доля от объема производства, %

Рис. 4. Объемы и доля нереализованных складских запасов керамических стеновых материалов у производителей в 2008-2015 гг. Источник: Росстат, данные предприятий, оценка «ГС-Эксперт»

вели опросы ведущих российских производителей керамических стеновых материалов. Полученные данные и данные органов статистики отличаются как в большую, так и в меньшую стороны примерно у 10% опрошенных предприятий.

После существенного падения объемов производства керамических стеновых материалов в кризис 2009 г., начиная с 2010 г. выпуск этой продукции стал быстро восстанавливаться и уже в 2011 г. существенно превысил докризисный уровень [2]. Положительная динамика сохранялось вплоть до 2014 г., однако темпы роста производства в 2013—2014 гг. существенно снизились. По итогам 2015 г. в отрасли отмечено 10% снижение объемов производства товарной продукции впервые с 2009 г. По итогам прошедшего года в России было произведено всего 7609 млн шт. усл. кирпича товарной продукции (рис. 3).

При этом на фоне снижения спроса существенно выросли складские запасы у производителей. По итогам 2015 г. их доля достигла 16% от годового объема производства, что превысило этот показатель даже для кризисного 2009 г. (рис. 4).

По данным Росстата, в 2015 г. выпуск керамических стеновых материалов в России осуществляли 708 предприятий. При этом только 117 из них производили свыше 20 млн шт. усл. кирпича в год.

По итогам 2015 г. только шесть отечественных производителей кирпича сумели преодолеть стомиллионный рубеж (годом ранее число предприятий с объемом

Таблица 1

Товарная структура производства керамических стеновых материалов

в 2014-2015 гг.

Продукция Темпы роста производства в 2015 г., % Доля, % Измен., пп

2014 2015

Рядовой кирпич 86 64 62 -2

Лицевой кирпич 102 20 23 3

Клинкер 113 0,2 0,2 0

Камень 2,1^ 92 6 6 0

Камень >2,^ (поризованные блоки) 93 9 9 0

Прочее 88 1 1 0

Всего 90 100 100

Источник: оценка «ГС-Эксперт» на основе данных предприятий.

L-J! ®

научно-технический и производственный журнал 10 август 2016

10000

£ 8000 g 6000

3 4 000-

2000

150

120

90

60

30

0

S?

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

млн шт. усл. кирпича

%

Рис. 5. Динамика изменения потребления керамических стеновых материалов в России в 2008-2015 гг. Источник: оценка «ГС-Эксперт на основе данных Росстата и ФТС РФ

годового выпуска более 100 млн шт. усл. кирпича было в два раза больше). Объем производства еще на 25 заводах составил более 50 млн шт. усл. кирпича в год. Всего же на долю первой тридцатки кирпичных заводов (без учета вхождения в холдинги) пришлось около 31% от общего объема производства керамических стеновых материалов в России в 2015 г.

Лидером по объемам выпуска стеновых керамических материалов среди российских предприятий по итогам 2015 г. стала компания «ЛСР. Стеновые». Суммарный объем производства четырьмя заводами компании, расположенными в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Московской областях, увеличился по итогам 2015 г. более чем на 5% и превысил 346 млн шт. усл. кирпича. На втором месте ООО «Винербергер Кирпич». Два завода компании, расположенные во Владимирской области и Республике Татарстан, в 2015 г. произвели порядка 308 млн шт. усл. кирпича товарной продукции, сократив производственные показатели на 4%. Замыкает тройку лидеров ОАО «Славянский кирпич» (Краснодарский край) с объемом производства 122 млн шт. усл. кирпича.

Для оценки товарной структуры производства был проведен опрос представителей основных действующих заводов. Вся выпускаемая продукция объединена в шесть товарных групп: кирпич рядовой, кирпич лицевой, клинкер, камни стеновые 2,1NF, камни стеновые >2,1NF (крупноформатные поризованные блоки) и прочие виды продукции (кирпич нестандартных размеров). Сводные данные об ассортименте продукции российских заводов приведены в табл. 1.

Как видно из данных табл. 1, товарная структура производства керамических стеновых материалов в 2015 г. претерпела существенные изменения по сравнению с 2014 г. Основной объем производимой в стране продукции по-прежнему представлен рядовым кирпичом, на долю которого приходится около 62% от общего объема производства. Однако доля данного товарного сегмента в 2015 г. снизилась на 2%. Доля производства лицевого кирпича, напротив, увеличилась на 3%.

По итогам 2015 г. только два товарных сегмента: лицевой кирпич и клинкер показали положительную производственную динамику, что соответствует прогнозным ожиданиям [3]. В остальных товарных сегментах отмечено сокращение объемов производства. Наибольшее снижение выпуска товарной продукции наблюдалось в сегменте рядового кирпича.

После резкого падения в кризисном 2009 г. начиная с 2010 г. спрос на керамические стеновые материалы в России стал быстро восстанавливаться. В 2011 г. объемы потребления этой продукции уже существенно превысили докризисный уровень И если существенный рост

потребления в 2010 г. можно было объяснить эффектом «низкой базы» кризисного 2009 г., то в 2011—2012 гг. рост спроса на кирпич (12—15% в год) был связан в основном с активизацией жилищного строительства, в том числе и индивидуального. Однако в 2013—2014 гг. темпы роста потребления керамических стеновых материалов снизились до 4—5% в год, что обусловлено замедлением российской экономики и снижением инвестиционной активности. На фоне существенного сокращения закладки новых строительных объектов в 2015 г. спрос на керамические стеновые материалы по итогам прошедшего года упал более чем на 13% до 7,5 млрд шт. усл. кирпича (рис. 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отметим, что с 2009 по 2014 г. баланс производство— потребление керамических стеновых материалов в России оставался отрицательным, т. е. спрос на эту продукцию превышал объемы ее производства в стране. Однако в 2015 г. ситуация изменилась и объемы производства существенно превысили объемы потребления, что привело к росту ее нереализованных запасов у производителей.

Доля импортной продукции на российском рынке после предыдущего кризиса стабильно возрастала и по итогам 2013 г. составила почти 4%, снизившись за последующие два года до 2,2% из-за девальвации рубля и общего падения спроса на стройматериалы в 2015 г.

При этом отечественная продукция практически не экспортируется. На долю зарубежных поставок приходилось всего около 0,2% производимых в России керамических стеновых материалов. Только в 2015 г. она выросла до 0,5% из-за благоприятной ценовой конъюнктуры.

Оценка региональной структуры потребления керамического кирпича и блоков в России проводилась на основе комплексного анализа с учетом данных об объемах производства анализируемой продукции и конкурирующих продуктов, объемах межрегиональных поставок, объемов внешнеторговых операций, объемах строительных работ, структуре строительства жилых домов по материалам стен и этажности.

В 2015 г. в семи из девяти федеральных округов наблюдался дефицит керамических стеновых материалов, покрываемый преимущественно за счет поставок из других регионов России, а также за счет импорта. Наибольшие объемы потребления керамического кирпича и блоков характерны для Центрального и Приволжского федеральных округов, на долю которых суммарно приходится более половины от общероссийского потребления этой продукции (рис. 6).

Среди отдельных субъектов Федерации крупнейшими потребителями керамических стеновых материалов в 2015 г. стали, млн шт. усл. кирпича: Московский регион (Москва и Московская область) — 946 (12,6% общерос-

35

30

25

20

15

10

Централь- Северо- Южный Северо- Крымский Приволж- Уральский Сибирский Дальне-ный ФО Западный ФО Кавказ- ФО ский ФО ФО ФО восточ-ФО ский ФО ный ФО

Рис. 6. Структура потребления керамических стеновых материалов в разрезе федеральных округов в 2013-2015 гг. Источник: оценка «ГС-Эксперт»

0

5

0

50

40

о 30

13 20

10

ЦФО СЗФО ЮФО СКФО

УФО СФО ДВФО

Федеральный округ Темпы роста потребления, %

2014 2015

Центральный 104,4 82,5

Северо-Западный 101,8 85,9

Южный 99,7 101

Северо-Кавказский 106,5 95,8

Крымский 33,3

Приволжский 107 85,4

Уральский 83,4 78,9

Сибирский 107 90,8

Дальневосточный 151,3 69,2

Россия,всего 103,9 86,7

Источник: оценка «ГС-Эксперт».

50

40-

о 30-

Рис. 7. Структура производства крупноформатных поризованных блоков в разрезе федеральных округов в 2014-2015 гг. Источник: оценка «ГС-Эксперт» на основе данных предприятий

сийского потребления), Краснодарский край — 526 (7%), Ленинградский регион (Санкт-Петербург и Ленинградская область) — 427 (5,7%), Ростовская область — 391 (5,2%), Новосибирская область — (5%), Республика Башкортостан — 345 (4,6%), Самарская область — 286 (3,8%) и Республика Татарстан — 246 (3,3%).

По итогам 2015 г. снижение объемов потребления керамических стеновых материалов отмечено во всех федеральных округах, за исключением Южного. Наиболее сильное падение спроса зафиксировано в Крымском, Дальневосточном и Уральском федеральных округах (табл. 2).

Сегмент крупноформатных поризованных блоков

В настоящее время потенциальная возможность производить керамический камень формата >2,1NF (крупноформатные поризованные блоки) имеется как минимум у 31 предприятия, однако далеко не все из них выпускают данную продукцию. В 2015 г. производство крупноформатных поризованных блоков осуществляли только 24 компании (26 заводов), более 30 заводов производили керамический камень формата 2,1NF (в данном разделе выпуск этой продукции не учитывался). Начавший в 2014 г. производство круп-

Таблица 2

Темпы роста потребления керамических стеновых материалов по федеральным округам в 2014-2015 гг., %

10-

ЦФО СЗФО ЮФО СКФО КФО ПФО УФО СФО ДВФО

Рис. 8. Структура производства лицевого керамического кирпича в разрезе федеральных округов в 2014-2015 гг. Источник: оценка «ГС-Эксперт» на основе данных предприятий

ноформатных блоков новосибирский завод «Ликолор» в 2015 г. прекратил выпуск этой продукции из-за отсутствия спроса. В 2015 г. начал выпуск крупноформатных поризованных блоков Иркутский керамический завод; также планирует начать производство в 2016 г. завод «МАКЕРАМ» (ЗАО «Стройсервис», Татарстан).

По итогам 2015 г. выпуск крупноформатных по-ризованных блоков сократился на 7,4% по сравнению с предыдущим годом до 679 млн шт. усл. кирпича.

При этом в 2015 г. в различных федеральных округах наблюдалась разнонаправленная производственная динамика: в трех из семи округов, где имеются предприятия, осуществляющие производство крупноформатных поризованных блоков, отмечен рост объемов выпуска данной продукции. Однако следует отметить, что рост производственных показателей наблюдался в основном в регионах с довольно низкими объемами производства, что не могло оказать существенного влияния на показатели в целом по стране (рис. 7).

Так, в 2015 г. лидером по темпам роста объемов производства крупноформатных поризованных блоков стал Уральский федеральный округ, где в конце 2014—2015 г. был начат выпуск данной продукции на Коркинском кирпичном заводе и заводе «КЕММА».

Также прирост выпуска товарной продукции в 2015 г. показали Северо-Кавказский федеральный округ, где начато производство блоков на ООО «ГрозСтройКерам», и Северо-Западный федеральный округ благодаря существенному росту объемов выпуска на заводах «ЛСР. Стеновые».

40

30

.20

10

ЦФО СЗФО ЮФО СКФО

УФО СФО ДВФО

Рис. 9. Структура потребления лицевого керамического кирпича в разрезе федеральных округов в 2014-2015 гг., %. Источник: оценка «ГС-Эксперт»

научно-технический и производственный журнал

12

август 2016

1-Л ®

о 20

0

0

0

По итогам 2015 г. спрос на крупноформатные по-ризованные блоки в России сократился на 7,9%, до 680 млн шт. усл. кирпича. При этом внешнеторговые операции с данной продукцией в 2014—2015 гг. были незначительны и практически не оказывали влияния на рынок.

В последние годы ведущим игроком на российском рынке крупноформатных поризованных блоков является компания Wienerberger. По итогам 2015 г. доля компании на российском рынке достигла 43%. Также в 2015 г. существенно улучшила свои рыночные позиции «ЛСР. Стеновые», доля которой на рынке достигла 10%. В целом же к условно крупным игрокам рынка крупноформатных поризованных блоков с долей более 5% можно отнести пять компаний. Кроме указанных это Самарский завод керамических стеновых материалов, «Славянский кирпич» и КЗ «Браер».

Сегмент лицевого кирпича

По оценкам «ГС-Эксперт», объем производства лицевого керамического кирпича в России в 2015 г. составил порядка 1,73 млрд шт. усл. кирпича, что на 1,6% больше, чем годом ранее. Сохранение положительной динамики в этом товарном сегменте было во многом обусловлено достройкой ранее начатых строительных объектов с высокой степенью готовности, в то время как закладка новых зданий в минувшем году существенно сократилась.

Производство лицевого керамического кирпича в России осуществляют не менее 66 предприятий, расположенных во всех федеральных округах, за исключением Крымского. Единственный завод в Дальневосточном округе, способный производить лицевой кирпич, — ООО «Хабаровский завод строительной керамики» планирует начать выпуск лицевого кирпича не ранее осени 2016 г. Наибольшее число действующих заводов приходится на долю Центрального и Приволжского федеральных округов (рис. 8).

В 2015 г. лидером по темпам роста производства лицевого кирпича стал Северо-Кавказский федеральный округ, где в конце 2014 г. был введен в эксплуатацию второй завод, выпускающий данную продукцию, — ООО «ГрозСтройКерам». В 2015 г. предприятие произвело около 11 млн шт. усл. кирпича лицевого пустотелого кирпича.

Также существенный прирост выпуска товарной продукции в 2015 г. показал Приволжский федеральный округ, где заметно нарастили объемы выпуска лицевого кирпича керамические заводы «Магма-Керамика», «МАКЕРАМ», «Клюкер». Объемы производства на этих предприятиях по итогам 2015 г. выросли от 2 до 5 раз.

В целом же положительную производственную динамику в 2015 г. показали 23 предприятия.

По оценкам «ГС-Эксперт», по итогам 2015 г. потребление лицевого кирпича в России снизилось на 4,9%, до 1836 млн шт. усл. кирпича, т. е. темпы снижения спроса в этом сегменте рынка были существенно меньше, чем в целом по отрасли (-13,3%).

При этом, несмотря на существенное снижение объемов импорта лицевого кирпича, доля импортной продукции на российском рынке в 2015 г. составила около 7%. Баланс производство—потребление в 2014—2015 гг. оставался стабильно отрицательным, т. е. спрос на лицевой кирпич превышал объемы его производства в стране.

Наибольшие объемы потребления лицевого керамического кирпича характерны для Центрального и Приволжского федеральных округов, на долю которых суммарно приходится около 47% от общероссийского потребления этой продукции (рис. 9).

5%

5%

55%

3%

3%

3%

3%

3%

ГК «Кирпичная компания» (Керма+Строма)

«ОСМиБТ»

«ЛСР. Стеновые»

Калужский ЗСМ (Терекс)

«КЕТРА»

«Ликолор»

«Стройполимеркерамика»

3%

Новомосковский ЗКМ Центргаз

КЗ «Браер»

Норский КЗ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Верхневолжский КЗ

Маркинский КЗ

«Славянский кирпич»

Прочие

Рис. 10. Рыночные доли ведущих поставщиков лицевого кирпича в 2015 г. Источник: оценка «ГС-Эксперт»

Среди отдельных субъектов Федерации крупнейшими потребителями лицевого кирпича в 2015 г. стали, млн шт. усл. кирпича: Московский регион (Москва и Московская область) — 344 (18,6% общероссийского потребления); Ленинградский регион (Санкт-Петербург и Ленинградская область) — 168 (9,1%); Краснодарский край — 142 (7,7%); Новосибирская область — 85 (4,6%); Ростовская область — 75 (4%); Республика Башкортостан - 68 (3,7%).

По данным «ГС-Эксперт», в 2015 г. на российском рынке была представлена продукция как минимум 120 производителей лицевого керамического кирпича, как российских, так и зарубежных. В последние годы ведущим игроком на российском рынке лицевого керамического кирпича являются компании: ГК «Кирпичная компания», «ОСМиБТ», «ЛСР. Стеновые» и Калужский ЗСМ. При этом доли всех компаний, представленных на российском рынке, не превышают 5%. Всего же на долю ТОП-20 поставщиков лицевого кирпича приходится около 60% от общего объема потребления этой продукции в стране (рис. 10).

Доля крупнейшего поставщика импортируемого лицевого кирпича — компании Wienerberger в 2015 г. составила всего около 1,4% против 2,3% годом ранее.

Сегмент клинкера

По оценкам «ГС-Эксперт», объем производства клинкерного кирпича в России в 2015 г. вырос почти на 14% по сравнению с предыдущим годом и составил 16,6 млн шт. усл. кирпича.

В настоящее время в России действует как минимум шесть предприятий, способных производить клинкерный кирпич. В 2014 г. выпуск этой продукции осущест-

9%

5%

6%

7%

8%

«ЛСР. Стеновые» Feldhaus Klinker (имп.) CRH (имп.) Vandersanden (имп.) Клш Керам-Керамейя (имп/ ABC Klinkergruppe (имп.)

12%

9%

Wienerberger (имп. Hagemeister (имп.) Roben (имп.) Muhr Klinker (имп.) Прочие

Рис. 11. Рыночные доли ведущих поставщиков клинкерного кирпича в 2015 г. Источник: оценка «ГС-Эксперт»

вляли три завода («ЛСР. Стеновые», «Голицынский кирпич» и «КЗСМ» (ГК Терекс)), в 2015 г. — четыре завода («ЛСР. Стеновые», «Голицынский кирпич», «Тербунский гончар» и «Магма-Керамик»). С 2016 г. выпуск клинкерного кирпича планирует также начать ООО «Экоклинкер» (г. Новочебоксарск), которое в конце 2015 г. ввело в эксплуатацию новую технологическую линию мощностью 40 млн шт. усл. кирпича в год, однако, по данным предприятия, выпуск товарной продукции пока не начат (рис. 11).

По итогам 2015 г. потребление клинкерного кирпича в России снизилось на 20% по сравнению с уровнем 2014 г. и составило около 49,4 млн шт. усл. кирпича.

Основной объем клинкерного кирпича на российском рынке традиционно представлен импортной продукцией, однако ее доля в последние годы сокращается не только из-за девальвации рубля и общего падения реальных доходов населения, но и благодаря расширению производства данного вида продукции отечественными предприятиями. По итогам 2015 г. доля импортного клинкерного кирпича снизилась на 9,4% по сравнению с 2014 г. и составила 66,6%.

Ведущим игроком на российском рынке клинкерного кирпича является компания «ЛСР. Стеновые». При этом в 2015 г. ее доля существенно увеличилась и достигла 28%. Доли других российских производителей клинкерного кирпича на рынке не превышали 1—2%. Следует также отметить, что на фоне общего снижения спроса на клинкерный кирпич в 2015 г. большинство зарубежных поставщиков существенно сократили свои рыночные доли.

Потенциал импортозамещения в сегменте клинкерного кирпича достаточно велик — не менее 20—25 млн шт. в год. В 2016 г. ООО «Тербунский гончар» прогнозирует рост спроса на свою продукцию в 1,5 раза, ООО «Магма-Керамик» — на 20%, ООО «Экоклинкер» после ввода новой линии планирует произвести не менее 10 млн шт. клинкерного кирпича. Однако представители всех предприятий отмечают существенные проблемы со сбытом своей продукции из-за ограниченного платежеспособного спроса. Основные регионы сбыта — Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, а также отдельные регионы Южного федерального округа.

В отличие от предыдущего кризиса 2008—2009 гг. выход из сегодняшнего кризиса, очевидно, будет не столь стремительным и растянется не менее чем на 3—5 лет. По нашим оценкам, в сегменте керамических стеновых материалов в 2016—2017 гг. сохранится негативная динамика производства и потребления. Снижение спроса за два года может составить до 20% к уровню 2015 г. К основным негативным факторам, которые будут влиять на развитие отечественного рынка, можно отнести следующие:

• сохранение негативной динамики инвестиционной активности в стране и дальнейшее снижение объемов строительных работ;

• дальнейшее усиление конкуренции с продуктами-заменителями;

• снижение доли применения керамического кирпича в качестве конструкционного стенового материала за счет изменения структуры строительства зданий;

• рост тарифов естественных монополий;

• высокая стоимость кредитов.

В то же время отмеченные ниже факторы будут оказывать безусловное положительное влияние на развитие отрасли:

• импортозамещение;

• рост объемов применения керамических стеновых материалов в каркасно-монолитном и монолитном домостроении;

• устойчивый спрос на качественный облицовочный керамический кирпич;

• рост объемов применения клинкера.

Именно товарные сегменты лицевого кирпича и клинкера в ближайшие годы помогут предприятиям «остаться на плаву» и преодолеть «черную полосу» нашего развития.

Список литературы

1. Семёнов А.А. Рынок керамических стеновых материалов: Итоги 2014 и прогноз на 2015 год // Строительные материалы. 2015. № 4. С. 3—5.

2. Семёнов А.А. Итоги развития строительного комплекса и промышленности строительных материалов в 2012 году, прогноз на 2013 год // Строительные материалы. 2013. № 2. С. 62—65.

3. Гаврилов А.В., Гринфельд Г.И. Краткий обзор истории, состояния и перспектив рынка клинкерного кирпича в России // Строительные материалы. 2013. № 4. С. 20-22.

References

1. Semyonov A.A. Ceramic Wall Materials Market: Results of 2014 and Forecast for 2015 Stroitel'nye Materialy [Construction Materials]. 2015. No. 4, pp. 3-5. (In Russian).

2. Semyonov A.A. Results of Development of Building Complex and Construction Materials Industry in 2012, the forecast for 2013. Stroitel'nye Materialy [Construction Materials]. 2013. No. 2, pp. 62-65. (In Russian).

3. Gavrilov A.V., Grinfeld G.I. A Brief Review of History, Conditions and Prospects of Clinker Brick Market in Russia. Stroitel'nye Materialy [Construction Materials]. 2013. No. 4, pp. 20-22. (In Russian).

научно-технический и производственный журнал f^j^y \ \ ( s р Jijj^ 14 август 2016 ni ®

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.