Научная статья на тему 'О СОСТОЯНИИ ИЗУЧЕНИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ ЖЕНЩИН-ПРОВОДНИЦ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ'

О СОСТОЯНИИ ИЗУЧЕНИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ ЖЕНЩИН-ПРОВОДНИЦ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.Н. Боков, Ю.Н. Коршунов, Р.Я. Штеренгарц, В.П. Тимошенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of medico-demographic indices of 3450 women — conductors of passenger long-distance trains give evidence of the presence of changes in the status of the reproductive function. Birth indices are low, in spite of favourable marriage levels. Childlessness levels in women working on trains are 5-6 times higher compared to the average values in the country. Unfavourable tendencies are observed in women of any age, however, they are more profoundly marked in older women who have been hading maximal contact with harmful occupational factors during many years of work. Significant relationships have not been observed between bitht level and such parameters as nationality, place of living, educational level etc.

Текст научной работы на тему «О СОСТОЯНИИ ИЗУЧЕНИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ ЖЕНЩИН-ПРОВОДНИЦ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ»

) КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1991 ДК в13.в92:65в.2|-07:618.17

А. Н. Боков, Ю. Н. Коршунов, Р. Я- Штеренгарц, В. П. Тимошенко

о состоянии ИЗУЧЕНИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ ЖЕНЩИН-ПРОВОДНИЦ

ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

Ростовский медицинский институт; ВНИИ железнодорожной гигиены, Москва

Характерной особенностью сегодняшнего дня 1вляется широкое вовлечение женщин в общественное производство. Определились даже целые этрасли с преимущественным использованием ►кенского труда: доля женщин в общей численности рабочих и служащих в общественном питании составляет 83 %; здравоохранении, социальном обеспечении — 82 %, народном образовании — 75 % [5, 7].

Среди профессий работников железнодорожно-

0 транспорта профессия проводника пасса-кирского вагона является одной из массовых,

1 то же время она относится к разряду «женских».

Материалы единичных исследований, проведен-

1ых в 50—60 годы, свидетельствуют, что во время юездки проводник пассажирского вагона испы-•ывает воздействие целого комплекса физических, химических, биологических, психологических, социальных и других факторов. В пассажирском вагоне формируется чрезвычайно сложная многокомпонентная среда. Мощным источником хими-неского загрязнения воздуха в вагоне служат фодукты неполного сгорания топлива и летучие вещества, мигрирующие из полимерных строительных и лакокрасочных материалов, широко исполь-вуемых в современном вагоностроении. В то же зремя высокие концентрации в воздухе бытовых * служебных помещений вагона тяжелых ионов приводят к образованию электроаэрозоля,что усиливает токсическое действие химических веществ [9]. Несомненный интерес вызывают работы Р. Я- Штеренгарца [12], установившего, что сочетанное воздействие общей вибрации, шума, высокой температуры и химических веществ приводит к снижению порогов острого и хронического действия токсичных веществ в 2—4 раза и более по сравнению с изолированным действием.

Нарушение режима питания, неудовлетворительные бытовые условия, вынужденный «отдых» в пунктах оборота поездов, физические нагрузки, десинхроноз отрицательно сказываются на состоянии здоровья работников этой профессиональной группы.

Имеющиеся в научной литературе сообщения подтверждают сказанное В частности, А. И. Перекрестом [8] отмечены изменения слуховой чувствительности проводников пассажирских вагонов, 1Е. Ш. Дымерец и Н. В. Сапуновой [4] выявлены аллергические заболевания. Дополнительным фактором риска, влияющим на здоровье проводников ¡пассажирских вагонов, служит загрязненность воздуха помещений вагона патогенной микро-

флорой и яйцами гельминтов, которая из-за несовершенства существующих вентиляционных установок достигает высоких уровней [6].

Женщины в силу своих физиологических особенностей наиболее чувствительны к воздействию неблагоприятных профессионально-производст-венных факторов, что в первую очередь сказывается на их генеративной функции. Работами О. И. Барсуковой [1] установлен факт влияния вибрации на рост частоты гинекологических заболеваний у проводниц пассажирских вагонов, выявлена корреляционная зависимость между нарушениями менструальной функции и стажем работы в данной специальности.

Как известно, оценка состояния здоровья населения складывается из ряда показателей. В их число входят уровни заболеваемости, инвалидности, параметры физического развития и демографические показатели: численность, возрастно-половой состав, смертность, рождаемость и т. д.

При изучении здоровья женщин — проводниц пассажирских вагонов поездов дальнего следования мы использовали такой интегральный показатель, как рождаемость, которая наиболее полно характеризует состояние репродуктивной функции.

Анализу была подвергнута учетно-статистиче-ская документация (выкопировки из личных листов по учету кадров, трудовых книжек) 3450 женщин — проводниц пассажирских вагонов поездов дальнего следования основных пунктов формирования Северо-Кавказской железной дороги: Ростова, Минеральных Вод, Новороссийска, Адлера, Махачкалы.

Изучение социально-демографических данных показало, что по стажу работы проводником, образовательному цензу, показателям брачности, среднему количеству детей, приходящемуся на одну женщину, работницы поездных бригад указанных вагонных депо и участков имеют незначительные различия. Установлено, что 70 % проводниц — это женщины фертильного возраста, причем группа лиц более молодого возраста составляет примерно одну треть. Среди женщин Ростовского, Минераловодского, Новороссийского резервов удельный вес проводниц до 30 лет, т. е. в наиболее благоприятном для рождения детей возрасте, даже выше этого уровня и составляет соответственно 35, 33 и 32 %.

Однако, несмотря на столь обнадеживающие показатели, уровень рождаемости среди женщин этой группы очень низок. Число же детей, прихо-

дящихся на одну работницу, поездных бригад Новороссийска, Минеральных Вод, Ростова, даже ниже, чем в других депо.

В ходе исследований среди проводников выявлена значительная текучесть кадров. Практически каждая третья женщина работает в данной специальности менее 4 лет. Часть работниц, несмотря на многолетний стаж работы в данной специальности, оказываются не полностью приспособившимися физиологически к данному труду и заменяются неквалифицированными кадрами. Несомненно и то, что нерешенный комплекс социально-бытовых, экономических, психологических и других проблем способствует нестабильности трудовых коллективов. В то же время можно констатировать, что медицинский аспект данной проблемы очевиден.

По национальному составу контингент проводниц пассажирских вагонов поездов дальнего следования достаточно однороден. Так, материалами исследования установлено, что из 39 национальностей и народностей нашей страны, работающих на Северо-Кавказской железной дороге, преобладают русские (79 %). Даже в Махачкалинской дирекции по обслуживанию пассажиров (Дагестанская АССР) среди работниц поездных бригад больше всего (57 %) женщин русской национальности. На долю женщин остальных 38 национальностей приходится 21 %. Среди них наиболее представительными являются группы украинок — 3 %, армянок — 2,8%, осетинок — .2,5 %.

Таким образом, можно говорить об однородности изучаемого контингента по национальному признаку, которому свойственно единое демографическое поведение и репродуктивные установки. В то, же время следует отметить территориальные и национальные различия в уровнях рождаемости. Так, если у женщин русской и украинской национальностей среднее число рожденных детей составляет 0,89 и 0,76 соответственно, то у женщин Северной Осетии— 1,45, а у представительниц народностей Дагестана — от 1,69 до 2,26. Однако в сравнении с территориальными показателями уровень рождаемости среди женщин — проводниц пассажирских вагонов значительно ниже [11]. Обращает на себя внимание тот факт, что у представительниц всех национальностей этой специальности велика доля женщин, не имеющих детей.

Среди проводниц пассажирских вагонов имеется значительная прослойка работниц с низким образовательным уровнем: 38 % женщин имеют незаконченное среднее образование, 48 % — среднее и среднеспециальное и только 12 % — высшее. Материалы научных исследований, свидетельствующие о повышенной рождаемости среди лиц с более низким образовательным цензом, в нашей работе не нашли своего подтверждения.

Установлено влияние поселенческого фактора на профессиональную деятельность женщин. Так,

Таблица 1

Распределение (в %) женщин—проводниц пассажирских вагонов по брачному состоянию и уровню рождаемости

Возрастная группа, годы Состоящие о браке Имеющие детей

До 20 12,0 0

20-24 31,4 16.8

25—29 46,5 42,9

30—34 59,6 64,9

35-39 60,9 74,5

40—44 65,9 75,2

45—49 65,4 72,3

50—55 70,6 63,6

Старше 56 69,9 56,6

В среднем по дороге 60,6 61,7

среди проводниц пассажирских вагонов в возрастной группе 20—24 лет жительниц из сельской местности 28 %. С увеличением возраста их доля закономерно уменьшается и в группе 50—66 лет составляет всего 9 %. Следовательно, можно говорить о том, что кадры работниц поездных бригад формируются за счет городского населения, главным образом тех пунктов, в которых расположено депо.

Вопреки распространенному мнению показатели брачности у проводниц пассажирских вагонов достаточно высоки. Так, если на 1000 женщин число замужних по РСФСР составляет 582, по СССР — 558 [10], то среди проводниц поездов формирования Ростова — 611, Адлера — 679, Минеральных Вод — 605, Новороссийска — 551, Махачкалы — 655, а в целом по дороге — 606.

Установлено, что в различных возрастных группах удельный вес замужних женщин варьирует от 21 до 75 %. Однако в целом по дороге этот показатель имеет свои особенности.

Из табл. 1 видно, что показатели брачности у проводниц контрастируют с показателями наличия детей. Резкое уменьшение удельного веса женщин, имеющих детей, в возрастных группах до 30 лет, по-видимому, связано с наличием большего числа бесплодных браков. Дальнейшее исследование позволит выяснить причину возникновения бесплодия. В этой связи заслуживают внимания результаты научных изысканий, касающихся неблагоприятного влияния полимерных строительных материалов, круглосуточного шумового воздействия на специфические функции организма [2, 3].

У женщин среднего возраста имеется обратная зависимость между показателями брачности и рождаемости, косвенно свидетельствующая об изменении семейного положения женщин и наличии детей, рожденных вне брака. Однако для нас имеют важное гигиеническое значение эти показатели в старшей возрастной группе. Длительный контакт с неблагоприятными профессионально-производственными факторами, несомненно, сказался на состоянии специфических функций

Таблица 2 Среднее число детей у женщин-проводниц СКЖД

Возрастная группа, годы

Ростов

Адлер

Новороссийск

Минеральные Воды

Махачкала

До 20

20—24 0,13 0,47 0,21 0,10 0,33

,25—29 0,47 0,53 0,55 0,44 0,80

30-34 0,86 0,89 0,82 0,83 1,58

35-39 1,00 1,21 0,96 1,22 1,94

40—44 1,01 0,52 0,85 1,41 1,84

45—49 1,24 0,93 0,64 1,53 1,81

50-55 1,15 0,68 0,56 1,35 1,77

Старше 56 1,30 0,58 0,36 1,19 1,67

В среднем по до-

роге 0,90 0,83 0,63 1,08 1,6

женского организма. Как видно из табл. 1, при довольно высоких показателях брачности и среднем стаже работы проводником около 20 лет почти половина женщин (56,6 %) не имеют детей.

Проведенные исследования показали (табл. 2). что наблюдается существенная вариабельность уровня рождаемости у представительниц различных вагонных депо и участков дороги: Новороссийского — 0,63, Адлеровского — 0,83, Махачкалинского — 1,66. Имеют место колебания и в возрастных группах. Так, если среди 20—24-летних работниц поездных бригад Минераловодского резерва показатель рождаемости составляет 0,1, то Новороссийского — уже 0,21, а Адлеровского — 0,47. Но в целом можно сказать, что при среднем для СССР показателе числа детей, приходящихся на одну женщину, 2,01 [11 ] у работниц этой профессиональной группы во всех возрастных когортах исследуемый показатель значительно ниже и лишь среди проводниц Махачкалинской дирекции по обслуживанию пассажиров достигает своего максимума — 1,94.

Анализом сведений о детях установлено, что число рождений детей в период работы женщин проводницей ничтожно мало. Основное число рождений приходится на период, предшествующий работе в данной специальности. В целом по дороге количество женщин-проводниц, имеющих одного ребенка, составляет 1188, двух детей — 735, трех — 158, четырех — 19, пятерых — 12, шесте-

рых — 4, восьмерых — I, десятерых — 1. Из этого числа работниц лишь 322 родили детей, работая проводником, в том числе 250 женщин — одного ребенка, 66 — двух детей, 5 — трех и 1 — пятерых. Таким образом, фактическая рождаемость при работе женщины проводником составляет всего 15,2 % от общей. Нами также установлено, что показатели бездетности у проводниц во всех депо в 5—6 раз выше среднестатистических данных.

Литература

1. Барсукова О. И. Гинекологическая заболеваемость женщин-проводников железнодорожного транспорта и некоторые данные о значенин вибрации и ее развитии: Авто-реф. дис. ... канд. мед. наук.— Л., 1958.

2. Боков А. Н., Комарова Р. Ф.. Рябко Т. П. // Гиг. и сан,— 1988,— № 10,— С. 22—24.

3. Волков А. А. // Там же — № 5,—С. 12—14.

4. Дымерец Е. Ш., Сапунова Н. В. // Гиг., физиол. и эпидемиол. на ж-д транспорте.— 1974.— № 50.— С. 27—28.

5. Женщины в СССР: Статистические материалы.— М.. 1982,— С. 7—8.

6. Минаев А. А., Кузнецов В. Ф. // Гиг., физиол. и эпидемиол. на ж-д. транспорте.— 1972.—№ 40.— С. 20—22.

7. Наши женщины,— М., 1Э84.

8. Перекрест А. И. // Гиг., физиол. и эпидемиол. на ж-д транспорте.— 1974.— № 47.— С. 38—40.

9. Покшин А. М.. Оглезнев В. В. // Современные комплексные проблемы на железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве.— М., 1984.— С. 102—104.

10. Статистические материалы. Итоги выборочного социально-демографического обследования населения 1985 года // Вестн. статистики.— 1986.— № 7.— С. 68—70.

11. Статистические материалы. Итоги выборочного социально-демографического обследования населения 1985 года // Там же.— № 9.— С. 75—80.

12. Штеренгарц Р. Я. // Современные комплексные проблемы на железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве.— М., 1984.— С. 73—77.

Поступила 14.0Е.90

Summary. Analysis of medico-demographic indices of 3450 women — conductors of passanger long-distance trains give evidence of the presence of changes in the status of the reproductive function. Birth indices are low, in spite of favourable marriage levels. Childlessness levels in women working on trains are 5-6 times higher compared to the average values in the counrty. Unfavourable tendencies are observed in women of any age, however, they are more profoundly marked in older women who have been hading maximal contact with harmful occupational factors during many years of work. Significant relationships have not been observed between bitht level and such parameters as nationality, place of living, educational level etc.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1991

УДК 612.014.424.019:599.323.41+613.167-092.9

Н. М. Громыко, О. Л. Криводаева, В. В. Земскова

ОТДАЛЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО ПОЛЯ

НА ОРГАНИЗМ ЖИВОТНЫХ

Филиал медико-биологических проблем электротехники ВНИИ кабельной промышленности Мннэлектротехпрома СССР, Юрмала

Одним из аспектов изучения биологической ак- организм. При этом использование системы мать — тивности сильных электрических полей является плод считается целесообразным для исследования оценка отдаленных последствий их воздействия на физиологического действия экстремальных факто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.