Научная статья на тему 'О состоянии гражданского общества в России на современном этапе'

О состоянии гражданского общества в России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / РОССИЯ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филатова Ирина Ивановна

Обозначенный в России курс на модернизацию экономики и общества априори требует привлечения значительных ресурсов, и в первую очередь активизации потенциала граждан и институтов гражданского общества. Задачи перехода к системной модернизации, нацеливают на формирование национальной инновационной системы, создают повышенный спрос на функции и услуги, связанные с гражданской экспертизой и гражданским контролем, расширением границ и качества деятельности организаций гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О состоянии гражданского общества в России на современном этапе»

Филатова Ирина Ивановна доцент к.э.н.

Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

о состоянии гражданского общества в россии на

современном этапе

Ключевые слова: институты гражданского общества, Россия, некоммерческие организации, гражданская активность.

Аннотация. Обозначенный в России курс на модернизацию экономики и общества априори требует привлечения значительных ресурсов, и в первую очередь активизации потенциала граждан и институтов гражданского общества. Задачи перехода к системной модернизации, нацеливают на формирование национальной инновационной системы, создают повышенный спрос на функции и услуги, связанные с гражданской экспертизой и гражданским контролем, расширением границ и качества деятельности организаций гражданского общества.

Инновационный характер развития экономики России невозможен без роста гражданской активности и укрепления арены гражданского общества. Ибо, как показывает мировая практика [8], инновационный технологический и экономический рост, происходит в тех странах, где имеется развитая гражданственность и высокая степень доверия между властью, бизнесом и гражданскими инициативами.

По мнению А. Аузана в своем простейшем определении гражданское общество является совокупностью формальных и неформальных организаций и правил (институтов), которая соединяет отдельного индивида или семью (домохозяйство) с государством (властью) и бизнесом (частным сектором экономики). Отличительной чертой входящих в него организаций гражданского общества является их некоммерческий характер и добровольность участия граждан в этих организациях, выражающаяся в

работе без оплаты труда или с заработной платой, меньшей чем в коммерческом секторе [1].

Нынешнее состояние третьего сектора в России имеет целый ряд особенностей:

во-первых, он мал: его трудовые ресурсы составляют 1,1% экономически активного населения, что меньше на 5-10% аналогичного показателя в странах Западной Европы, Израиля, Канады, США, Японии, однако сопоставимо со странами Восточной Европы;

во-вторых, он недостаточно влиятелен, имеет слабый административно-правовой ресурс, что сказывается на участии в процессе принятия решений и контроле за их исполнением, располагает незначительными материальными (финансовыми, имущественными) средствами;

в-третьих, он имеет незначительный социальный капитал - т.е. общественную поддержку и доверие граждан, оставаясь без серьезной кадровой подпитки, сильных и компетентных лидеров;

в-четвертых, очень велика внутренняя дифференциация и неоднородность институтов гражданского общества, которые имеют серьезные различия по географическому признаку, тематической ориентации, уровню взаимодействия с заинтересованными сторонами, экономической активности [6].

Можно определить ряд причин недостаточно экономического развития организаций гражданского общества в России.

Со стороны государства:

- противоречивость, неустойчивость и непоследовательность политики в отношениях с гражданским обществом в целом;

- завышенная оценка риска использования налоговых льгот и других преференций нецелевым образом;

- коррупционные интересы государственных служащих, входящие в противоречие с общественными интересами;

- недооценка квалификации работников сектора и переоценка риска некачественного исполнения социальных услуг организациями гражданского общества при передаче им части полномочий.

Со стороны индивидов:

- приоритетность решения индивидуальных проблем, сильная атомизация общества;

-неверие и отсутствие понимания того, каким образом можно повлиять на принятие решений и их реализацию (83% российских граждан считают, что не могут повлиять на развитие ситуации в стране, 40% - что не могут повлиять на решения, принимаемые на местном уровне) [6];

- низкое доверие к разного рода институтам, в том числе общественным структурам, и недостаток информации о них.

Со стороны организаций гражданского общества:

- недостаток и нестабильность источников финансирования деятельности;

- сравнительно небольшой опыт отстаивания собственных объединенных интересов;

- разрозненность, плохо развитая инфраструктура поддержки деятельности;

- плохо налаженная система передачи опыта в среде организаций гражданского общества;

- недостаточный профессионализм и недостаточный уровень качества экспертной деятельности внутри самого сектора, разрыв между поколениями «старых» и «новых» организаций;

- недостаточный уровень прозрачности, подотчетности, саморегулирования;

- недостаточная общественная поддержка деятельности некоммерческих организаций со стороны граждан.

Дефицит ресурсов и в первую очередь правового и экономического капитала порождает высокую зависимость организаций гражданского

общества от государства и бизнеса. Сегодня институты гражданского общества не обладают способностью в полной мере формулировать свои интересы, активно действовать и достигать поставленных целей.

Определенные тенденции замедляют и процесс внутреннего становления организаций гражданского общества. Далеко не все из них являются организациями, деятельность которых направлена на общественно полезные цели. Некоторые бюрократизируются, другие изначально создаются для осуществления иных целей, к примеру, выведения бизнеса из-под государственного контроля [4].

Институциональную основу гражданского общества составляют некоммерческие организации. В настоящее время количество активно работающих в России некоммерческих организаций не поддаётся точному учёту. По данным Министерства юстиции Российской Федерации на декабрь 2012 г., зарегистрировано 402001 НКО и 319 филиалов и представительств иностранных некоммерческих организаций. В это число входят также религиозные организации (29831), товарищества собственников жилья (19218), общественно-государственные общественные объединения (764), садоводческие, огороднические, дачные и иные товарищества (25854), политические партии с их региональными объединениями (4649) и другие объединения, традиционно не относящиеся к классическим некоммерческим организациям. Собственно общественных организаций - 115657. Также в число некоммерческих организаций входят 31322 некоммерческих партнёрства, 22415 некоммерческих фондов, 2180 казачьих обществ [4]. Следует учитывать, что не все формально зарегистрированные НКО являются действующими: согласно отдельным подсчётам, реально работают не более 40% из них [3].

Российский третий сектор экономически слаб. Несмотря на то, что в последние годы заметно вырос объём государственной поддержки третьего сектора, по данным некоторых исследований, объём финансирования деятельности негосударственных некоммерческих организаций в России

пока ещё как минимум в 2-3 раза ниже аналогичного уровня финансирования в большинстве развитых стран [9].

Недостаточная гражданская активность, слабость институтов гражданского общества являются важнейшими факторами отсутствия действенного общественного контроля за эффективностью расходования бюджетных средств. Контроль за использованием общественного достояния, независимый от его распорядителей, становится базовым принципом взаимоотношений гражданского общества и государства, без реализации которого нивелируются все экономические и социальные эффекты результативности деятельности институтов гражданского общества. Что приводит к бесконтрольной деятельности государственного аппарата и представителей сильных лоббирующих групп, которые ослабляют само государство и, пытаясь поставить перераспределительный налоговый механизм на службу своим интересам, искажают принципы равенства и справедливости в налогообложении. Поэтому так важно активизировать включение организаций гражданского общества в процесс осуществления административной, муниципальной и налоговых реформ. Без этих мер не будет эффективной модернизации экономики и общества.

Список литературы

1. Аузан А., Тамбовцев В. Экономическое значение гражданского общества. Вопросы экономики. 2005.№5 С.28-49.

2. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2011 год. - М.: Общественная палата Российской Федерации, 2012. С. 16

3. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2012 год. - М.: Общественная палата Российской Федерации, 2013. С. 15

4. Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации, раздел «Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях» (http://unro.mLnjust.ru/NKOs.aspx (по сост. на 7 декабря 2012 г.)

5. Ланг С. Гражданское общество и гражданская активность в России. /С. Ланг, А. Хартель, М. Бюрш// Аналитический доклад по

результатам исследования, FriedrichEbertStiftung, апрель 2010.

6. Материалы промежуточного доклада о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года «Стратегия 2020: Новая модель роста - новая социальная политика». М., 2011. Глава 19 «Развитие общественных институтов».

7. Никовская Л. Гражданское общество как ресурс модернизации в России. URL: http://strategiya-pmr.ru/?p=870 (Дата обращения 14.02.2013)

8. Putnam R. Tuning in, Tuning out: the Strange Disappearance of Social Capital in America//Political Science and Politics. 1995, Vol. XXVIII, №4 - с.16-17

9. Социально ориентированные НКО: Методические (информационные) материалы для органов власти (федеральных и региональных) и местного самоуправления по предоставлению информационной поддержки СО НКО, содействию продвижению благотворительности и добровольчества. М., 2011. - с. 4, (//http: //www.asi .org.ru/ASI3/rws_asi.nsf/va_WebResources/Brochure_MER_SO_ NGO/$File/brochure_gov.pdf).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.