Научная статья на тему 'О соотношении понятий "санкции" и "принудительные меры" в международном праве'

О соотношении понятий "санкции" и "принудительные меры" в международном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
588
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
САНКЦИИ / SANCTIONS / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / COERCIVE MEASURES / СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН / UN SECURITY COUNCIL / УСТАВ ООН / UN CHARTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Енин Марк Александрович

В статье анализируется вопрос соотношения терминов «санкции» и «принудительные меры» как базовых понятий института международной ответственности и вводимых по решению Совета Безопасности ООН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О соотношении понятий "санкции" и "принудительные меры" в международном праве»

О соотношении понятий «санкции» и «принудительные меры» в международном праве Енин М. А.

Енин Марк Александрович / Enin Mark Aleksandrovich - студент, кафедра международного права и сравнительного правоведения, Юридический институт Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация: в статье анализируется вопрос соотношения терминов «санкции» и «принудительные меры» как базовых понятий института международной ответственности и вводимых по решению Совета Безопасности ООН. Abstract: the article examines the question of the relation of the terms "sanctions" and "coercive measures", as the basic concepts of the international responsibility of the institute and administered by the UN Security Council.

Ключевые слова: санкции, принудительные меры, Совет Безопасности ООН, Устав ООН.

Keywords: sanctions, coercive measures, the UN Security Council, the UN Charter.

C момента основания Организации Объединенных наций систематически в рядах СМИ, государственными деятелями, политиками активно употребляется понятие «санкции», под которыми понимаются меры, вводимые Советом Безопасности ООН за совершение международного правонарушения, а точнее - за отказ государства -правонарушителя остановить это правонарушение и выполнить обязанности, вытекающие из его международной ответственности.

Одна из главных особенностей функционирования механизма международного права состоит в отсутствии централизованного аппарата принуждения, способного принуждать суверенных субъектов к соблюдению норм международного права. В силу этого принуждение в случае необходимости осуществляется децентрализовано государствами, используя механизм контрмер, и централизованно (коллективно) - при помощи институционального механизма международных организаций посредством международно-правовых санкций1.

Важно подчеркнуть, что принудительные меры, применяемые Советом Безопасности ООН, не всегда должны являться санкциями. Прежде всего, Совет может применить эти меры в качестве превентивных мер. Он может прибегнуть к ним как в случае любого нарушения международного мира и безопасности или любой угрозы. То есть санкции содержат именно карательный элемент и рассматриваются как наказание2. Непосредственной целью применения Советом Безопасности принудительных мер является не восстановление уважения к международно -правовым обязательствам, а восстановление или поддержание международного мира, а также побудить государство прекратить противоправное поведение, а также возместить причиненный ущерб. Применению санкций должно предшествовать нарушение определенных государством каких-либо международных обязательств. Для применения принудительных мер ООН, предусмотренных статьями 41 и 42 Устава ООН, это не обязательно. При вынесении решения о применении принудительных мер Совет Безопасности не обязан во всех случаях указывать виновную сторону и ее вину. Совет Безопасности может квалифицировать

1 Кононова К. О. Санкционные резолюции Совета Безопасности ООН и их имплементация в национальных правовых системах государств-членов. М., 2010. С. 52.

2 Михеев Ю. Я. Применение принудительных мер по Уставу ООН. М., 1967. С. 50.

создавшуюся ситуацию как нарушение мира, не указывая при этом виновное государство. Таким образом, принудительные меры, применяемые Советом Безопасности, не обязательно должны быть санкциями, так как: 1) их непосредственной целью является не поддержание международно-правовых обязательств, а поддержание и восстановление международного мира и безопасности; 2) они могут быть приняты в качестве превентивных мер, а санкции не могут носить превентивный характер; 3) Совет Безопасности при применении этих мер может не указывать виновную сторону», что обязательно для санкций. Однако, из анализа официальных текстов Совета Безопасности, такие меры именуются не иначе как «санкции», несмотря на то, что по тексту Устава термин «санкции» не используется вообще. В заключение хочу отметить, что данный вопрос, безусловно, является сугубо теоретическим, но международное сообщество не должно забывать о необходимости точного и неукоснительного соблюдения терминологии, употребляемой в официальных источниках международного права.

Литература

1. Кононова К. О. Санкционные резолюции Совета Безопасности ООН и их имплементация в национальных правовых системах государств - членов: монография / К. О. Кононова. Науч. ред. В. С. Иваненко. М.: Вопрос участия государств в системе ООН / Крылов Н. Б. М.: Междунар. отношения, 1986. 120 с.

2. Михеев Ю. ^.Применение принудительных мер по Уставу ООН. М.: Междунар. отношения, 1967. 207 с.

3. Енин М. А. О некоторых аспектах применения принудительных мер Советом Безопасности ООН // Отечественная юриспруденция, 2016. № 8 (10). С. 66-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.