УДК 347.963
Кудряшова Алла Владимировна
кандидат юридических наук Костромской государственный университет
О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «МЕТОДИКА» И «ОРГАНИЗАЦИЯ» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена вопросам дефиниции понятий «методика» и «организация», установлено их значение, определены сферы применения в прокурорской деятельности. Сделан вывод о том, что, несмотря на сходство данных понятий (означают определенную упорядоченность с целью повышения эффективности работы), они наполняются различным содержанием. Исследуя теоретические и практические вопросы прокурорской деятельности, следует рассматривать в совокупности ее организационные и методические аспекты, так как они находятся в тесной взаимосвязи. Поскольку методика и организация деятельности - ключевые категории, влияющие на ее эффективность, последовательное рассмотрение и реализация основных элементов, составляющих их содержание, обеспечит полноту научных исследований и оптимальный режим реализации органами прокуратуры их функций.
Ключевые слова: прокуратура, функции прокуратуры, прокурорская деятельность, организация, методика, эффективность.
Понятия «методика» и «организация» традиционно рассматриваются как категории, непосредственно связанные с деятельностью, отражающие определенную упорядоченность с целью ее оптимизации. Анализ публикаций и научных исследований, практики функциональной деятельности органов прокуратуры, содержания организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ свидетельствует о том, что данные понятия в настоящее время зачастую смешиваются, употребляются как тожественные. К примеру, в работе Т.Е. Сушиной под названием «Организация работы в прокуратуре субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов о праве граждан на доступное жилище» основное внимание уделено правовому регулированию жилищных вопросов и методике прокурорского надзора за исполнением этих законов, а содержание организации работы этого направления деятельности в работе фактически не раскрывается [8]. Также многие приказы Генерального прокурора РФ по направлениям деятельности начинаются со слов «Об организации...» («Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», «О совершенствовании организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» и др.), однако наряду с вопросами организации работы на том или ином участке в данных приказах раскрывается и методика осуществления прокурорского надзора за исполнением законов, а именно: где искать нарушения закона, как их выявлять, каким образом на них реагировать. Этим самым допускается смешение понятий «методика» и «организация». Изложенное свидетельствует об отсутствии понимания различия и содержания данных понятий, а следствием этого зачастую является неполное рассмотре-
ние (учет) научными и практическими работниками всех методических и организационных аспектов описываемой (осуществляемой) деятельности, отчего страдает и ее практическая реализация, и полнота научных исследований.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова приводится следующее определение методики: 1) наука о методах обучения; 2) совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь [9, с. 300]. Там же содержится определение понятия «организация»: 1) планомерное, продуманное устройство, внутренняя дисциплина; 2) общественное объединение или государственное учреждение [9, с. 392].
Понятие методики осуществления прокурорской деятельности существовало в период советской прокуратуры. Б.В. Коробейников под общей методикой прокурорского надзора понимал «совокупность научно обоснованных и апробированных на практике приемов и методов применения полномочий и надзорных правовых средств» [5, с. 47], а в ее содержании выделял частные методики осуществления надзорной деятельности в определенных сферах отношений или на отдельных видах объектов, которые используются прокурорами непосредственно при проверках. Кроме методики осуществления надзорной деятельности, применительно к поддержанию прокурорами государственного обвинения в суде широко используется понятие «криминалистической методики поддержания государственного обвинения», под которой понимается «система теоретических положений и практических рекомендаций, использование которых предназначено для оптимального выполнения комплекса действий по подготовке к участию в рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции и решению этой задачи на различных этапах судебного разбирательства» [2], в рамках которой выделяются частные методики поддержания государственного обвинения по отдельным категориям уголовных дел.
© Кудряшова А.В., 2018
Вестник КГУ ^ № 4. 2018
287
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Под организацией общего надзора Б.В. Коробейников понимает «совокупность мер, осуществляемых прокурором с целью создания условий, необходимых для обеспечения эффективности этой деятельности» [5, с. 47]. Данные условия создаются руководителями всех звеньев прокуратуры и в каждой конкретной прокуратуре в процессе организации работы. Ф.М. Кобзарев определяет организацию работы прокуратуры как «комплекс взаимосвязанных между собой действий, направленных на оптимизацию функционирования прокурорской системы по реализации целей и задач прокуратуры» [7]. Иные выработанные наукой определения организации работы в системе прокуратуры в целом сходны с приведенным.
В учебниках о прокурорской деятельности организация работы прокуратуры, как правило, рассматривается как единство трех подсистем: «К первой, внутрифункциональной подсистеме относятся: анализ состояния законности и правопорядка, борьбы с преступностью, прокурорской и следственной практики, анализ деятельности правоохранительных, контролирующих органов; анализ деятельности органа прокуратуры; распределение обязанностей между прокурорскими работниками; определение приоритетных направлений деятельности; прогнозирование и планирование работы; работа с кадрами; организация их труда; оценка деятельности работников; взаимодействие и координация деятельности структурных единиц и прокурорских работников; руководство; принятие и реализация управленческих решений; контроль и проверка исполнения. Вторую, внешнефункциональную подсистему образует организация основных видов деятельности: организация надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, исполнением уголовного наказания, исполнением законов судебными приставами, участия прокурора в рассмотрении дел судами, взаимодействия с другими органами, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участия в правотворческой деятельности, международного сотрудничества, работы с обращениями граждан, по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, по даче согласия на проведение проверок предприятий малого и среднего бизнеса и работы по предупреждению преступлений и иных правонарушений. Третью, вспомогательную, подсистему составляет: организация делопроизводства, учета и отчетности, систематизации законодательства, материально-технического и финансового обеспечения» [7, с. 26-27].
Таким образом, организация конкретного вида деятельности прокуратуры - это составная часть организации работы прокуратуры в целом, по своему содержанию значительно уже последней и осуществляется теми должностными лицами (руководителями, исполнителями), на которых возложено осуществление работы на соответствующем участке (поддержание государственного обвинения, надзор за исполнением законов и др.). К основным элементам, составляющим организацию работы (вида деятельности) следует отнести информационно-аналитическую работу, планирование и прогнозирование, обеспечение взаимодействия, проверки и контроля исполнения. Данные основные содержательные элементы присущи как деятельности прокурора-руководителя, организующего свою работу и работу подчиненных на вверенном ему участке, так и конкретного работника. И если соответствующие действия руководителя зачастую выражены вовне в виде принятых и реализуемых управленческих решений, то в работе исполнителей они чаще всего выражаются в мыслительной, интеллектуальной работе над поставленными задачами. Научные исследования, в которых в комплексе не раскрываются хотя бы основные элементы организации работы [6; 8] либо перечисляются, но не наполняются содержанием применительно к теме исследования [1], не дают целостного представления о том, какие имеются (либо необходимы) условия в прокуратуре для эффективной реализации рассматриваемой деятельности. Отсутствие четких теоретических знаний в этой сфере у практических работников также может повлечь недочеты в организации работы, что в свою очередь не позволит максимально полезно использовать потенциал прокуратуры для реализации ее функций.
Следует отметить, что зачастую методика и организация того или иного вида деятельности прокуратуры в практической деятельности тесно переплетаются между собой, и поэтому сложно установить, где заканчивается одно и начинается другое, но это не свидетельствует об отсутствии необходимости разграничивать эти понятия. Напротив, для того, чтобы полно и всесторонне исследовать (обеспечить осуществление) деятельности, необходимо рассматривать в совокупности ее организационные и методические аспекты. При этом следует исходить из того, что «методика» представляет собой алгоритм выполнения определенной (надзорной либо ненадзорной) деятельности, включающий в себя ряд последовательных действий, этапов и отвечает на вопрос: как, с использованием каких приемов и способов, правовых средств наиболее оптимально практически осуществить тот или иной вид деятельности; а «организация» отвечает на вопрос: как обеспечить реализацию этой деятельности, сделать ее более слаженной и эффективной с учетом возможностей
288
Вестник КГУ ^ № 4. 2018
прокуратуры путем постоянного получения и анализа информации о состоянии интересующего объекта, планирования и прогнозирования, усовершенствования внутренней структуры, внутреннего нормативного (ведомственного) регулирования, фактического устройства, взаимодействия заинтересованных ее структурных подразделений и должностных лиц между собой и внешними партнерами, обеспечения контроля и проверки исполнения.
Библиографический список
1. Гасанов Р.М. Проблемы организации деятельности районной прокуратуры в современных условиях (по материалам прокуратуры г. Москвы): дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006. - 197 с.
2. Исаенко В., Белова Г. Методика поддержания государственного обвинения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wiselawyer. ru/poleznoe/22023-metodika-podderzhaniya-gosudarstvennogo-obvineniya (дата обращения: 07.10.2018).
4. Кожевников К.М. Правовые и организационно-методические проблемы обеспечения участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами: дис. ... канд. юрид. наук. - М, 2006. - 195 с.
5. Коробейников Б. В. Методика, тактика и организация общего надзора // Социалистическая законность. - 1986. - № 1. - С. 46-48.
6. Кудряшова А.В. Организация работы в прокуратуре субъекта Российской Федерации по обеспечению участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судами: дис. ... канд. юрид. наук. -Кострома, 2012. - 240 с.
7. Максютов М. Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2018. - 219 с.
8. Настольная книга прокурора / под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. ред. А.Ю. Винокуров. - М.: Юрайт. - 2012. - 449 с.
9. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1985. - 797 с.
References
1. Gasanov R.M. Problemy organizacii deyatel'nosti rajonnoj prokuratury v sovremennyh usloviyah (po materialam prokuratury g. Moskvy): dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2006. - 197 s.
2. Isaenko V., Belova G. Metodika podderzhaniya gosudarstvennogo obvineniya [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://wiselawyer. ru/poleznoe/22023-metodika-podderzhaniya-gosudarstvennogo-obvineniya (data obrashcheniya: 07.10.2018).
4. Kozhevnikov K.M. Pravovye i organizacionno-metodicheskie problemy obespecheniya uchastiya prokurorov v rassmotrenii ugolovnyh del sudami: dis. ... kand. yurid. nauk. - M, 2006. - 195 s.
5. Korobejnikov B.V. Metodika, taktika i organizaciya obshchego nadzora // Socialisticheskaya zakonnost'. -1986. - № 1. - S. 46-48.
6. Kudryashova A.V. Organizaciya raboty v prokurature sub"ekta Rossijskoj Federacii po obespecheniyu uchastiya prokurora v rassmotrenii ugolovnyh del sudami: dis. ... kand. yurid. nauk. -Kostroma, 2012. - 240 s.
7. Maksyutov M.F. Prokurorskij nadzor za ispolneniem zakonov v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami yuridicheskih lic: dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2018. - 219 s.
8. Nastol'naya kniga prokurora / pod obshch. red. S.G. Kekhlerova, O.S. Kapinus; nauch. red. A.YU. Vinokurov. - M.: YUrajt. - 2012. - 449 s.
9. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka. - M.: Russkij yazyk, 1985. - 797 s.
Вестник КГУ № 4. 2018
289