Научная статья на тему 'О соотношении «Образовательного пространства» и «Педагогического пространства»'

О соотношении «Образовательного пространства» и «Педагогического пространства» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
461
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / СРЕДА / КОМПОНЕНТЫ ПРОСТРАНСТВА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СМЫСЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Невзорова Марина Анатольевна, Селихова Татьяна Юрьевна

Статья посвящена рассмотрению вопроса взаимосвязи понятий «образовательное пространство» и «педагогическое пространство». Рассматриваются различные подходы к определению «пространства», «образовательного пространства», «педагогического пространства». Сформулированы собственные определения данных категорий, выделены основные компоненты, установлена взаимосвязь между «педагогическим» и «образовательным» пространствами, сформулированы положения для дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О соотношении «Образовательного пространства» и «Педагогического пространства»»

УДК 37.01

Невзорова Марина Анатольевна

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики профессионального образования, Школы педагогики. Дальневосточный федеральный университет triokoz@yandex.ru

Селихова Татьяна Юрьевна

аспирантка.

Школа педагогики, Дальневосточный федеральный университет tany.72@mail.ru

О СООТНОШЕНИИ

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОСТРАНСТВА»

И «ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА»

Marina A. Nevzorova

doctor of pedagogical Sciences, professor. Department of theory and methods of professional education,

School of pedagogics,

Far Eastern Federal University triokoz@yandex.ru

Tat’yana Yu. Selikhova

graduate student.

School of pedagogics,

Far Eastern Federal University tany .72@mail.ru

On the ratio of

«EDUCATIONAL SPACE» AND «PEDAGOGICAL SPACE»

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса взаимосвязи понятий «образовательное пространство» и «педагогическое пространство». Рассматриваются различные подходы к определению «пространства», «образовательного пространства», «педагогического пространства». Сформулированы собственные определения данных категорий, выделены основные компоненты, установлена взаимосвязь между «педагогическим» и «образовательным» пространствами, сформулированы положения для дальнейшего исследования.

Ключевые слова: пространство, образовательное пространство, педагогическое пространство, среда, компоненты пространства, взаимодействие, смысл.

Annotation. The article is devoted to consideration of the question of interrelation between the concepts «educational space» and «pedagogical space». It discusses various approaches to the definition of «space», «educational space», and «pedagogical space». The authors formulate their own definitions of these categories, basic components, relationship between «pedagogical» and «educational» spaces; give recommendations for further research.

Keywords: space, educational space, pedagogical space, environment, components space, interaction, meaning.

На протяжении последнего десятилетия многие исследователи в своих работах обращаются к феномену «пространство». Известны определения социо-культурного, воспитательного, образовательного, профессионального, педагогического пространств, пространства детского сада, пространства детства, образовательного пространства региона и др. Ряд ученых изучает условия и возможности моделирования педагогического пространства школы, вуза, города (И.Ф. Исаев, М.В. Кларин, И.А. Колесникова, А.В. Мудрик, В.В. Сериков, Т.И. Олыкайнен, Пономарев Р.Е., Тарасьян Н.А., Гураль С.К, Тук-тамышев Н.К, Демиденко О.П. и др.).

Наше теоретическое исследование посвящено поиску ответа на вопрос о том, как соотносятся категории «образовательное пространство» и «педагогическое пространство».

Историко-философский подход к определению феномена «пространство» связан с поиском оснований для объединения мира и человека. Ф. Бэкон [8] считал, что пространство по своей природе пустое и заполняется телами. Рене Декарт [8] полагал, что пространство представляет собой среду, в которой наличествуют не только тела, но и взаимодействия между ними. И. Кант [8] называл пространство пер-вофеноменом, абсолютной абстракцией, суть которого можно вывести только из него самого.

В п ро цессе осмысления этого феномена выяснилось, что для его объяснения необходимо отказаться от времени и прочих измерений. Пространство не является вместилищем вещей, но создается ими. Оно из безличного и безкаче-ственного места пребывания людей постепенно превращается в приспособленную для них сферу жизнедеятельности.

309

В середине XX века появляется определение пространства как результата деятельности субъекта, что позволило сделать шаг к пониманию пространственное™ на уровне человеческого индивида. В своем исследовании мы придерживаемся именно этого подхода к определению «пространства», так как он позволяет рассматривать его на уровне смыслов.

Термин «образовательное пространство» впервые появляется в трудах французского социолога Пьера Бурдьё [2], который понимал под ним структуру определенных позиций и отношений, возникающих между учителем и учеником. М. Хайдеггер [8] также связывал появление пространства с практиками и представлял его как место социального становления человека. В России понятие «образовательное пространство» было введено в 90-е годы XX века ИД. Фруминым и БД. Элькониным, которые связали «образовательное пространство» с местом в социуме, где «субъективно зарождаются множества отношений и связей, осуществляются специальные деятельности различных систем по развитию индивида и его социализации» [11].

В дальнейшем были предприняты попытки рассмотреть «образовательное пространство» с разных ракурсов, что в свою очередь привело к множественности формулировок данного понятия. Так, ВИ. Геницианский [5] считает, что образовательное пространство несет в себе признаки образовательного процесса. Л.С. Выготский [4] подчеркивает деятельностный характер «образовательного пространства», определяя его как сферу взаимодействия трех субъектов: учителя, ученика и среды между ними. И. Г. Шендрик полагает, что «образовательное пространство» - это результат проектирования образования, проявляющийся в ходе деятельностного освоения субъектом культурных факторов [12]. ЮТ. Мануйлов рассматривает пространство разнообразных миров, втянутых какими-то своими сторонами в образовательный процесс, в систему обучения и воспитания [7]. ВЦ. Слободчиков под «образовательным пространством» понимает пространство совместной жизнедеятельности, где происходит встреча людей разных возрастных групп, определяются общие цели и разворачивается образование человека [10].

Анализ существующих определений показал, что, независимо от подходов к определению понятия «образовательное пространство», сущностной характеристикой всех перечисленных пространств является «взаимодействие», а в их основе лежит понятие «среды», как специально организованной территории, на которой, благодаря созданным условиям, совершается процесс образования, развития, саморазвития человека. В среде человек живет, со средой человек взаимодействует. В пространстве человек не живет, а только мыслится. Среда есть одно из условий, которое задает пространство, но не определяет его. Среда связана с деятельностью, взаимодействием, знаниями, а пространство связано со смыслами.

При формулировке своего определения мы опирались на наиболее близкие нам авторские позиции И.Г. Шендрика, Ю.В. Мануйлова и ВЦ. Слободчикова. «Образовательное про-

странство» - это результат активного взаимодействия людей, в процессе которого субъективно задаются множества отношений и связей, осуществляются специальные виды деятельности, происходит «образование» субъекта через осмысление себя, мира и своего места в нем. Соответственно, основными компонентами «образовательного пространства» являются: «активность», «взаимодействие», «деятельность», « отношения», «рефлексия» и мыследеятельность, как необходимые условия для рождения «смыслов».

Анализ работ, посвященных «педагогическому п р о странству», показал, что чаще всего «педагогическое пространство» определяют через единство формы, содержания и деятельности: «педагогическое пространство» есть форма территориально-процессуального единства педагогического взаимодействия. Однако, по мнению И.А. Лесковой [6], такое определение лишено важного аспекта современной действительности -субъектности. Поэтому в своем исследовании под «педагогическим пространством» она понимает форму территориально-процессуального единства педагогического взаимодействия, обеспечивающую возможность реализации субъектной активности. Н.В. Володько [3] рассматривает «психолого-педагогическое про-

странство», которое определяет как многоаспектную систему интегративного взаимодействия психолога, педагогов, детей на разных этапах о нтогенеза и их родителей, направленную на создание условий для развития и саморазвития, всех его субъектов».

Среди исследователей существует мнение, о том, что «пространство» рождается в результате деятельности субъектов внутри педагогической действительности, значит, «педагогическое пространство» - это «педагогизированная среда». В данном подходе пространство существует относительно субъекта, который преобразовывает среду, осуществляет деятельность в «среде», определяет индивидуальное или совокупное «пространство», значимое для конкретного субъекта или группы субъектов. Факт наличия «педагогического пространства» обеспечивается активностью всех участников взаимодействия, которые наполняют его значимыми вопросами, делами, идеями, отношениями, за которые они несут ответственность.

Нам близка позиция А.Н. Сергеевой [9], которая полагает, что «педагогическое пространство» представляет собой некую структурированную целостность разноплановых, взаимодополняющих явлений, связей и отношений между этими элементами. «Педагогическое пространство» является рукотворным, создаваемым субъектами пространством, т.е. пространство создается субъектами в процессе преобразования своей ценностно-смысловой сферы. Это образ действительности, в которой осуществляется педагогическая

310

деятельность, направленная на реализацию определенных ценностно-смысловых установок, а также протекают процессы, оказывающие образовательное и воспитательное влияние на человека. Такой подход позволяет рассматривать «педагогическое пространство» как результат проектирования педагогами той части реальности, в которой осуществляется педагогический процесс.

Также, близким по значению является положение Н.М. Борытко [1] о том, что пространство порождается активностью самого человека и включает в себя как пространство тел, так и пространство процессов, а также понятий, связанных с ними и их осмыслением. Если субъекты выстраивают «педагогическое пространство» на основе собственной деятельности, то включают в него только те элементы, которые имеют отношение к педагогическому процессу, становлению субъекта, его восприятию пространства. Так создается форма педагогической реальности, которая обладает нужными для субъекта свойствами.

Таким образом, сравнительный анализ существующих определений позволил нам сформулировать собственное понимание категории «педагогическое пространство» как «живой» системы событий, в которой протекают процессы, осуществляются практики, происходят изменения, и в соответствии с которыми меняются отношения, способы взаимодействия, появляются новые смыслы, идеи и установки. Такой подход позволяет не только проектировать «педагогическое пространство», но и сохранять в дальнейшем его жизнеспособность, актуальность для всех субъектов.

Структурно «педагогическое пространство» схоже с образовательным. В «педагогическом проЛитература:

1. Борытко. НМ. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград : Перемена, 2001.

2. Бурдье П. Социология социального пространства. СПб. : Алетейя, 2007. С. 87-96.

3. Володько Н.В. Психологическая служба вуза как компонент единого психолого-педагогического пространства // Высшее образование сегодня. 2007. № 10. С. 37-39.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

5. Гинецинский В.И. Проблема структурирования мирового образовательного пространства // Педагогика. 1997. № 3. С. 10-15. 6

6. Лескова ИА. Педагогическое пространство как пространство возможностей реализации субъектной активности студента в процессе обучения в вузе // Фундаментальные исследования. 2014. № 11. С. 2055-2060.

странстве», так же как и образовательном, «педагогическая среда» определяет условия, в которых протекает педагогический процесс. Освоение «среды» осуществляется в ходе активной деятельности, взаимодействия субъектов в соответствии с их целевыми установками. Рождающиеся в этом процессе новые ценностносмысловые ориентиры, отношения, общности будут определять как само «пространство», так и его жизнеспособность.

На основе проведенного сравнения понятий образовательного и педагогического пространств можно сделать вывод, что тип общности субъектов, виды совместной деятельности, целевые установки, определяют вид «педагогического пространства»: воспитательное, образовательное, социо-культурное, и др. Следовательно, «педагогическое пространство» является общим по отношению к «образовательному пространству».

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить следующие положения, которые могут стать основанием для проведения дальнейшего исследования в области проектирования пространства: 1) «среда» обеспечивает условия для совместной деятельности субъектов, которая подчинена определенным целевым установкам и идеям; 2) «пространство» является результатом совместной деятельности субъектов и являет собой порождаемые в процессе рефлексии новые смыслы, ценностные ориентиры и установки субъектов; 3) «образовательное пространство» есть вид «педагогического пространства»; 4) жизнеспособность пространства обеспечивается активной деятельностью субъектов, взаимодействием, отношениями, которые возникают между субъектами, определением личностно значимых общих целей и ценностей, наличием смыслов и установок.

Literature:

1. Borytko. N.M. In the space of educational activity. Volgograd : Peremena, 2001.

2. Bourdieu P. Sociology of social space. SPb. : Aletheia, 2007. P. 87-96.

3. Volod’ko N.I. Psychological service of the University as a single component of psychopedagogical area // Higher education today. 2007. № 10. P. 37-39.

4. Vygotskii L.S. Pedagogical psychology. M., 1996.

5. Ginetsinskii V.I. The problem of structuring of world education // Pedagogics. 1997. № 3. P. 10-15.

6. Leskov I.A. Pedagogical space as a space of possibilities of realization of the subject activity of the student in the learning process at the University // Fundamental research. 2014. № 11. P. 2055-2060.

311

7. Мануйлов Ю.В. Соотношение понятий «пространство» и «среда» в контексте управленческой практики // Материалы научно-праетической конференции, 28-29 октября, Н. Новгород 2003 г. С. 15-18.

8. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 1985.

9. Сергеева А.Н. Применение категории «пространство» в научно-педагогических исследованиях // Изв. ВГПУ. 2009. № 6(40). С. 15-19.

10. Слобод никое В.И. Психология еские проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. М., 1986. № 6. С. 43-50.

11. Фрумин ИМ. Тайны школы: заметки о контекстах. Красноярск : КГУ, 1999.

12. Шендрик ИМ. Образовательное пространство субъекта и его проектирование. М. : АПК и ПРО, 2003.

7. Manuilov Yu. Correlation of the notions «space» and «environment» in the context of managerial practice // Materials of scientific-practical conference, 28-29 October. N. Novgorod, 2003, P. 15-18.

8. Reichenbach G. The philosophy of space and time. M., 1985.

9. Sergeeva A.N. Application of the category «space» in educational studies // Bulletin of Volgograd State Pedagogical University. 2009. № 6 (40). P. 15-19.

10. Slobodchikov V.I. Psychological problems of formation of the inner world of man // Questions of psychology. M., 1986. № . 6. P. 43-50.

11. Frumin I.D. Secrets of school: notes on contexts. Krasnoyarsk : KSU Press, 1999.

12. Shendrik I.G. Educational space of the subject and its design. M. : APK and PRO, 2003.

312

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.