Научная статья на тему 'О соотношении непосредственного и опосредованного потребления ресурсов атмосферы в карьерах'

О соотношении непосредственного и опосредованного потребления ресурсов атмосферы в карьерах Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
118
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ОПОСРЕДОВАННО ПОТРЕБЛЕННЫЙ РЕСУРС / НАГРУЗКА ТРАНСПОРТА НА АТМОСФЕРУ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Папичев В. И.

Приведен расчет величины интегральной техногенной нагрузки на атмосферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О соотношении непосредственного и опосредованного потребления ресурсов атмосферы в карьерах»

УДК 622.014 В.И. Папичев

О СООТНОШЕНИИ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО И ОПОСРЕДОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ РЕСУРСОВ А ТМОСФЕРЫ В КАРЬЕРАХ

Приведен расчет величины интегральной техногенной нагрузки на атмосферу. Ключевые слова: окружающая среда, опосредованно потребленный ресурс, нагрузка транспорта на атмосферу.

Неделя горняка

качестве комплексного показателя оценки воздействия горного производства на окружающую природную среду можно рассматривать совокупное изъятие части какого-либо ресурса из окружающей среды - непосредственное (земли под горный отвод, подземных вод в результате дренажа и др.) и опосредованное (при изменении качества этого ресурса в результате внесения в него инородных веществ). Количественным показателем техногенного воздействия на каждый природный ресурс являются относительные отклонения фактических значений количества ресурса от его исходных (естественных) значений, которые могут явиться результатом как непосредственного, так и опосредованного потребления ресурса.

Непосредственно потребленный ресурс - это величина, на которую изменились запасы ресурса, в результате использования их непосредственно на осуществление технологического процесса, где он полностью изменяет и утрачивает свои первичные свойства вследствие механических и физикохимических превращений.

Опосредованно потребленный ресурс

- это величина, на которую изменились запасы ресурса вследствие поступления в среду вещества и энергии, вызванного воздействием производства при непосредственном ресурсопотреблении, приводящем к ухудшению его состояния, в

результате чего он утрачивает свои свойства.

При таком подходе интегральная техногенная нагрузка на атмосферу (Иа) рассчитывается из следующего выражения:

И — 0т ' К I Мвп ' кн

Иа а о, ’

где 0т - расход топлива, кг; 10 - потребность воздуха на сжигание единицы топлива, кг/кг; Мвп - масса пылегазовых выбросов в атмосферу, кг; кн - коэффициент нагрузки пылегазовых выбросов на атмосферу; 0а - запасы воздуха в атмосфере оцениваемой территории, кг.

Коэффициент нагрузки показывает степень опосредованного потребления ресурса в результате изменения его природных свойств при внесении инородного вещества. Формула для его расчёта имеет следующий вид:

ТМ • А -Т

ул III

Кн = _Ы_________

п

.—1

где М - масса веществ, поступивших с отходами в окружающую среду, т; . -количество видов веществ, поступивших в окружающую среду; А - показатель относительной агрессивности веществ; Т - поправка на время существования примесей в окружающей среде.

Таблица 1

Доля интегральной нагрузки на атмосферу в карьерах СНГ

Процессы Доля нагрузки по процессам, %

Минимум Средняя Максимум

Бурение 0,00 0,00 0,0006

Экскавация 0,23 1,29 6,51

Транспортирование 37,04 84,27 98,22

Взрывание 0,98 13,19 57,75

Отвалообразование 0,03 0,11 0,39

Показатель А .-того вещества характеризует степень его агрессивности относительно агрессивности вещества, принятого в качестве нормирующего для рассматриваемой среды. В общем виде показатель относительной агрессивности определяется отношением предельной величины используемого для санитарной оценки среды показателя самого безопасного вещества к величине этого показателя .-того вещества.

Поправка Т показывает, какую часть выбранного временного интервала оценки составляет время жизни примеси в природной среде с момента эмиссии до деструкции в рамках этого интервала. Её величина может быть определена из соотношения:

Т=0о,

где: (0 - длительность выбранного временного интервала оценки; ^ - длительность существования примеси.

В том случае, если длительность существования примеси превышает длительность временного интервала ^ принимается равным to.

С применением предложенного показателя выполнены сравнительные оценки на-

Соотношение между нагрузками при транспортировании

грузки на атмосферу основных технологических процессов в железорудных карьерах СНГ. Сводная таблица показателей по процессам представлена ниже (табл. 1).

Приведенные в табл. 1 результаты показывают, что основным источником нагрузки на атмосферу в железорудных карьерах является транспорт. Наибольшую нагрузку от транспорта оказывают не только карьеры, использующие автомобильный транспорт, но и такие, которые в качестве тяги на железнодорожном транспорте используют тепловозы. Наименьшая доля нагрузки приходится на карьеры, использующие в качестве основного электрифицированный железнодорожный транспорт (ЮГОК - 37 %, карьеры Коршуновского и Качканарский ГОКов - около 60 %). Причём карьер ЮГОКа является единственным, где потребление ресурсов атмосферы от производства взрывных работ превышает потребление от транспортирования горной массы.

Следует отметить, что из рассмотренных процессов только транспортирование в величину нагрузки включает как непосредственное, так и опосредованное потребление. О влиянии этого фактора можно судить по следующим данным (табл. 2).

Преобладающая роль в нагрузке

0,9

0,8

0,7

0,6

0,5

0,4

0,3

0,2

0,1

О

—о— Непосредственная нагрузка Опосредованная нагрузка *

1

Г0

ш.УппОО

10 13 16 19 22 25 28 31 34 37 40 43 46 49 52 Карьеры

Таблица 2

Доля опосредованной нагрузки на атмосферу в карьерах СНГ

Процессы Доля нагрузки по процессам, %

Минимум Средняя Максимум

Бурение 0,0 0,0 0,0008

Экскавация 0,4 1,9 8,4

Транспортирование 26,0 77,4 97,0

Взрывание 1,6 19,2 67,8

Отвалообразование 0,0 0,2 0,5

транспорта на атмосферу сохраняется даже в случае исключения из расчётов доли нагрузки от непосредственного потребления.

Представляет интерес характер изменения соотношения между непосредственной и опосредованной нагрузками в процессе транспорти-рования (рис., табл. 3).

Рост непосредственной нагрузки сопровождается практически параллельным ростом опосредованной и только в отдельных случаях кривые роста пересекаются.

Приведенные в табл. 2 данные показывают, что в среднем на железорудных карьерах почти 43% нагрузки на атмосферу вызвано потреблением кислорода дизельными двигателями, эта величина возрастает до 55,9 % на

карьерах Кривого Рога, где наряду с автомобильной широко используется тепловозная откатка. Около 58% нагрузки приходится на опосредованное потребление, которое связано с выбросом в атмосферу как токсичных, так и нетоксичных веществ. В среднем соотношение между непосредственной и опосредованной нагрузками составляет 0,76.

Теоретически соотношение между непосредственным и опосредованным потреблением атмосферного воздуха при работе дизельного двигателя может быть рассчитано по расходу топлива с использованием известных зависимостей.

Потребление кислорода на 1 кг дизельного топлива составляет 3,15 кг/кг [1]. Следовательно, непосредственная нагрузка, оказываемая на атмосферу при сжигании 1 кг топлива составит 3,15 единиц.

Опосредованная нагрузка складывается из нагрузки от выбросов в атмосферу нетоксичных и токсичных веществ. Масса выбросов нетоксичных веществ, приходящаяся на единицу массы топлива, согласно [2] составляет:

Таблица 3

Соотношение между непосредственной и опосредованной нагрузками на атмосферу при транспортировании горной массы

Значения Нагрузка, доли единиц Соотношение нагрузок

Непосредственная (Ин) Опосредованная (Ио) Общая (И) Ин/Ио Ин/И Ио/И

мини- мальное 0,00026 0,0004 0,0006 0,62 0,38 0,44

среднее 0,158 0,186 0,34 0,76 0,43 0,58

макси- мальное 1,042 1,107 2,15 1,26 0,56 0,62

Среднегодо-

вая

Таблица 4

Расчет приведенной массы выбросов дизельного автомобиля

Выбрасываемые вещества Масса выброса (Р), кг/кг Агрессивность (А) Время существования (Т), лет Р*А*Т

Водяные пары (Н2О) 1,152 1 0,014 0,0158

Двуокись углерода (СО2) 3,175 1 0,875 2,7781

Оксид азота (N0^ 0,075 1250 0,014 1,2844

Оксид углерода (СО) 0,02 16,7 0,178 0,0595

Двуокись серы ^О2) 0,01 1000 0,004 0,041

Углеводороды (СН) 0,0025 50 0,014 0,0017

Твёрдые частицы 0,002 333 0,003 0,0018

Приведенная масса выбросов 4,1823

- по двуокиси углерода Р = 3.175 кг/кг

- по водяным парам Р = 1.152 кг/кг

Сумма удельных по топливу средневзвешенных выбросов токсичных веществ согласно [3] составляет 110.5 г/кг.

Расчёт приведенной массы выбросов при опосредованном потреблении ресурсов атмосферы при выбросах токсичных и нетоксичных веществ дизельным двигателем с учётом их агрессив-

1. Колчин А.И., Демидов В.П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. М.: Высшая школа, 1980 - 400 с.

2. Пихлак А.-Т.А. Проблемы изучения и учёта потребления кислорода атмосферы в промышленности./ Открытые горные работы,

ности и длительности существования в атмосфере представлен в табл. 4.

Следовательно, опосредованная нагрузка при сжигании 1 кг топлива на атмосферу составит: 4,18 единиц. Отношение непосредственной нагрузки к опосредованной составит: 3,15:4,18= 0,75. Эта величина практически не отличается от представленной в табл. 3 средней по железорудным карьерам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

--------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

№1, 2001 - С. 12-18.

3. Кулешов А.А., Серебренников Д.Д., Новиков А.А. Расчет объемов вредных выбросов при работе дизельной техники на карьерах./ Горный вестник, 1998 , № 5 , с. 56-61.

г Коротко об авторе

Папичев В.И. - доктор технических наук, ИПКОН РАН, info@ipkonran.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.