Научная статья на тему 'О содержании уголовной политики противодействия служебно-экономической преступности'

О содержании уголовной политики противодействия служебно-экономической преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / СЛУЖЕБНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ СЛУЖЕБНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CRIMINAL POLICY / COUNTERACTION OF CRIME / SERVICE AND ECONOMIC CRIME / SAFETY OF SERVICE AND MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Михаил Георгиевич

В статье рассматриваются вопросы содержания уголовной политики по противодействию служебно-экономическим преступлениям, которая является одной из важнейших программ обеспечения безопасности служебно-управленческой деятельности, в том числе экономического правопорядка в целом. Автор указывает, что обязательными элементами содержания уголовной политики выступают концептуальная, законотворческая и правоприменительная составляющие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов Михаил Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the content of criminal policy against courage of economic and economic crime

The article deals with the content of the criminal policy to counteract service and economic crimes, one of the most important programs to ensure the safety of service and management activities, including the economic legal order in general. The author points out that the mandatory elements of the content of criminal policy are conceptual, law-making, law-enforcement components.

Текст научной работы на тему «О содержании уголовной политики противодействия служебно-экономической преступности»

УДК 343.97

О СОДЕРЖАНИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СЛУЖЕБНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ПРЕСТУПНОСТИ*

М.Г. Иванов

В статье рассматриваются вопросы содержания уголовной политики по противодействию служебно-экономическим преступлениям, которая является одной из важнейших программ обеспечения безопасности служебно-управленческой деятельности, в том числе экономического правопорядка в целом. Автор указывает, что обязательными элементами содержания уголовной политики выступают концептуальная, законотворческая и правоприменительная составляющие.

Ключевые слова: уголовная политика; противодействие преступности; служебно-экономиче-ская преступность; безопасность служебно-управленческой деятельности.

M.G. Ivanov. ON THE CONTENT OF CRIMINAL POLICY AGAINST COURAGE OF ECONOMIC AND ECONOMIC CRIME

The article deals with the content of the criminal policy to counteract service and economic crimes, one of the most important programs to ensure the safety of service and management activities, including the economic legal order in general. The author points out that the mandatory elements of the content of criminal policy are conceptual, law-making, law-enforcement components.

Keywords: criminal policy; counteraction of crime; service and economic crime; safety of service and management.

Для уяснения содержания уголовной политики и устранения возможного искажения ее сущности, мы вынуждены обратиться к расшифровке категориальных понятий, необходимых для последующего изъяснения. Они выражены в терминах, определениях, а «дать надлежащую форму, определяющий термин -это иногда может иметь значение не меньше, чем даже серьезное техническое открытие» [9, с. 132].

Термины, являясь словесным обозначением понятий, образуют понятийно-категориальный аппарат исследования различных, в том числе и правовых, дисциплин [1]. Это, несомненно, важно, так как особенности терминов, применяемых в нормах закона и выполняющих роль стержня, вокруг которого концентрируются все другие языковые единицы, служат скелетом, который обрастает, обволакивается словесной тканью [10]. Совершенно прав А.П. Кузнецов, указывающий на то, что важная задача любого исследования состоит в том, чтобы не только изучить предмет исследования, но и дать определение понятий, употребляемых в этой связи. Известный ученый отмечает, что понятие есть форма мышления, отражающая существенные свойства связи и отношения предметов и явлений [8].

Возвращаясь к теме нашего исследования, отметим, что теоретико-прикладные аспекты противодействия служебно-управленческим преступлениям в сфере экономических отношений [5; 6] следует признать в качестве новации уголовно-криминологического характера, еще недостаточно исследованной уголовно-правовой и криминологической наукой.

Криминализация новых видов деяний, совершаемых специальными субъектами («должностным лицом», «служащим», «лицом, выполняющим управленческие функции», «руководителем предприятия», «собственником», «индивидуальным предпринимателем», «лицом, с использованием служебного положения») и приобретающих в этой связи особый характер общественной опасности, позволила отразить в уголовном законе реальную криминогенную ситуацию в стране [4].

Познание политики противодействия слу-жебно-экономической преступности предполагает исследование по предмету, целям, принципам и методам воздействия на служеб-но-экономические отношения и их идентификацию. Предмет уголовной политики представляет собой сложное явление, оно изменчиво, но исторически обусловлено. Это объясняется влиянием развития государственно-правовых

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Кабинета Министров Чувашской Республики по проекту № 16-13-21002.

104

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2017. № 3(29)

и социально-экономических отношений, а также уровнем разработок теоретико-методологических исследований на состояние уголовной политики. Реалии таковы, что наукой и практикой признается и обратный процесс. Конечно, решающее влияние на содержание уголовной политики по противодействию служебно-эко-номической преступности могут и должны оказывать обстоятельства объективного характера: интернационализация экономики, развитие международных отношений, торговых связей, увеличение экспорта капитала и т.д.

Предметом уголовной политики в рассматриваемом случае является служебно-экономи-ческая преступность. Как замечает Н.А. Беляев, преступность есть предмет уголовно-правовой политики. Содержание политики составляет теоретическая разработка практического осуществления средств и методов воздействия на предмет политики [2]. Соглашаясь с позицией ученого, вместе с тем отмечаем, что доктрина уголовной политики выходит за рамки национального законодательства. Именно эти требования должны поставить научную мысль на практическую основу, заложить почву для практико-ориентированной науки, интеграции теоретического подхода с прикладным содержанием. При этом необходимы институциона-лизация результатов сравнительно-правовых исследований и внедрение их в законодательную практику.

Содержание современной уголовной политики включает в себя систему теоретических взглядов, которая основывается на положениях уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной науки. Вместе с тем она опирается на положения других наук правовой направленности (криминологии, криминалистики, оперативно-розыскной деятельности, теории и истории государства и права, гражданского, административного права и др.). Однако это не означает, что цели, задачи, методы и выводы правовых исследований должны противоречить выводам и результатам других, неюридических наук (политических, экономических, социальных и естественных).

В этой связи еще раз укажем, что обязательными элементами содержания уголовной политики выступают концептуальная, законотворческая, правоприменительная составляющие.

Концептуальная составляющая уголовной политики формируется научным обоснованием, законодательным установлением основ уголовно-правовой политики. Весьма уместно по этому поводу высказывание А.П. Кузнецова о том, что результативность и эффективность государственной политики противодействия

преступлениям экономического характера, в том числе ее теоретико-правовой составляющей, тем выше, чем больше ее концептуальная база соответствует конкретно-историческим условиям, объективно способным инициировать рост негативных явлений как в экономической, так и социальной сферах общества [7].

Цели, задачи, методы уголовной политики должны учитывать состояние правоприменительной деятельности, перспективы государственно-правового, социально-экономического и духовного развития российского общества. Современная концепция уголовной политики обязательно должна исходить из перспектив развития международно-правовых реалий.

Законотворческий элемент уголовной политики состоит в ее закреплении в уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном и другом смежном законодательстве.

Правоприменительный аспект уголовной политики включает в себя элементы, связанные с реализацией и применением на практике положений законодательства по противодействию преступности, т.е. с ее выявлением, пресечением и предупреждением.

При этом мы должны помнить, что назначение наказания, иных мер уголовно-правового воздействия и их исполнение не есть содержание уголовной политики, они являются практическими средствами ее реализации.

В этой связи заслуживает внимания позиция Н.И. Загородникова, которая заключается в следующем. При осмысливании понятия уголовной политики, говорит ученый, нужно иметь в виду три ее стороны. Первая - это программная линия борьбы с преступностью средствами уголовного наказания. Вторая -конкретная деятельность государства, его органов и их представителей, общественных организаций и отдельных лиц, состоящая в проведении в жизнь выработанной линии, выражающаяся в издании уголовных и других законов в области борьбы с преступностью, применении этих законов к конкретным социальным конфликтам и разрешении их на основе действующего уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и административного законодательства. Третья - это научное осмысление исторической обусловленности выработанной линии в борьбе с преступностью, мер по ее реализации, изучение практики реализации уголовной политики и выработка рекомендаций по улучшению деятельности в этом направлении [3]. Конечно, можно покритиковать ав-

тора за попытку выхода за пределы предмета уголовной политики в связи с его указанием на административное право и излишне емкое определение ее содержания. Но мы не будем этого делать, ввиду того что изначально внимание нами было обращено на то, что абсолютно «чистых» явлений в действительности быть не может. К тому же последние движения законодателя свидетельствуют об определенном сближении с административным законодательством. Если учесть то, что в КоАП РФ в отношении правонарушений в системе управления выделен целый раздел, то мы вынуждены согласиться с такой постановкой ученого в контексте расшифровки содержания уголовной политики по противодействию служебно-экономической преступности. К тому же практическая деятельность служебно-управленческой деятельности, как известно, полностью административно регламентирована.

Мы рассматриваем уголовную политику как государственную политику противодействия служебно-экономическим преступлениям, как одну из важнейших программ обеспечения безопасности служебно-управленческой деятельности, в том числе экономического правопорядка в целом.

Исходя из всего, что было сказано, можно сделать краткое резюме. Содержание уголовно-правовой политики соответственно может быть обозначено как определение принципов и общих положений о противодействии преступности; выработка основных направлений деятельности и постановка задач; выработка критериев криминализации и декриминализации деяний; выработка критериев пенализации и депенализации; определение направления деятельности законодательных органов; определение направления деятельности правоприменительных органов.

Список литературы

1. Анисимов Ю.Л. Теоретико-правовые аспекты государственной политики противодействия преступлениям в бюджетной сфере. Чебоксары, 2009. 163 с.

2. Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л., 1986. 176 с.

3. Загородников Н.И. Советская уголовная политика и деятельность органов внутренних дел. М., 1979. 100 с.

4. Иванов М.Г. Отдельные теоретические аспекты законодательной регламентации экономических преступлений // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 4. С. 189-191.

5. Иванов М.Г. Теоретические и методологические аспекты исследования служебно-эконо-мической преступности в современной России // Вестник Российского университета кооперации. 2013. № 4 (14). С. 66-69.

6. Иванов М.Г., Иванова О.М. Оптимизация правового регулирования служебно-экономиче-ской деятельности как основа обеспечения экономической безопасности // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2015. №4.

7. Кузнецов А.П. Государственная политика противодействия налоговым преступлениям: проблемы формирования, законодательной регламентации и практического осуществления: монография. Н. Новгород, 2003.

8. Кузнецов А.П. Государственная политика противодействия налоговым преступлениям в Российской Федерации (проблемы формирования, законодательной регламентации и практического осуществления): дис.... д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2000. 513 с.

9. Полянский Н.И. О терминологии советского закона // Проблемы социалистического права. 1938. № 5.

10. Савицкий В.М. Язык процессуального закона. М., 1987. 287 с.

ИВАНОВ Михаил Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: imkafedra54@mail. ru.

IVANOV, Mikhail Georgiyevich - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Criminal Law and Legal Proceedings. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: imkafedra54@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.