Научная статья на тему 'О содержании и качественных границах понятия книжной культуры'

О содержании и качественных границах понятия книжной культуры Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
189
72
Поделиться
Ключевые слова
КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА / БЫТИЕ / ИСКУССТВО КНИГИ / ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ / РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Казакова Галина Михайловна

С позиции культурологии (системный подход) рассматриваются сущностные характеристики книжной культуры.

ABOUT CONTENT AND QUALITY LIMITS OF THE NOTION OF "BOOK CULTURE"

From the positions of culturology (system approach) essential characteristics of book culture are being considered.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «О содержании и качественных границах понятия книжной культуры»

УДК 008

Г. М. Казакова

О СОДЕРЖАНИИ И КАЧЕСТВЕННЫХ ГРАНИЦАХ ПОНЯТИЯ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ

С позиции культурологии (системный подход) рассматриваются сущностные характеристики книжной культуры. Ключевые слова: книжная культура, культура, бытие, искусство книги, опредмечивание, распредмечивание

From the positions of culturology (system approach) essential characteristics of book culture are being considered. Keywords: book culture, culture, existence, art of book, embodiment, excarnation

Понятие книжная культура, наряду с многообразным использованием в различных гуманитарных дисциплинах, столь же весомо расширило в последнее время и свою содержательную сторону. Фактически оно стало универсальным, зачастую объединяя самые разносторонние, едва ли не противоположные явления. Как следствие, был неизбежно размыт его подлинный, стержневой смысл. Библиографы и книговеды, допустив свободу трактовок книжной культуры вплоть до произвольности толкования, стали заложниками ситуации и в растерянности вынуждены были вновь вернуться к начальному этапу любого изыскания - терминологическому и содержательному поиску дефиниции понятия, заявляя, что «эти и многие вопросы еще ждут своего осмысления и отражения в научных публикациях» [2]. Так, директор Научного центра исследований истории книжной культуры профессор В. И. Васильев в своей любопытной статье «К постановке вопроса об определении понятия “книжная культура”» задается вопросами: «Так что же, книжная культура - это часть культуры общества? Синоним книжного дела или его составная часть? Или часть того и другого? Или книжная культура характеризует одну из граней книжного дела? Или это литература определенной исторической эпохи? Или литература, книжная культура, культура книги, искусство книги, типографское искусство - это одно и то же?» И не отвечает ни на один из них.

Стоит констатировать, что в науках документо-ведческого цикла сложилась парадоксальная ситуация: при широчайшем использовании этого словосочетания в заголовках современных книг и статей их авторы не утруждают себя обоснованным толкованием книжной культуры, не вникают в содержательную суть, не выявляют соотнесенность с родо-видовыми понятиями (культура, духовная культура, художественная культура, книжное дело, издательская культура, культура книги, искусство книги, литературный процесс и т. д.). Единичны попытки выявления сущностных характеристик книжной культуры с позиций структурно-функционального подхода, не намного лучше ситуация с рассмотрением книжной культуры в контексте методологии эволюционизма - как исторически обусловленной общественной деятельности по

созданию, распространению, потреблению и хранению книги и других носителей информации1.

Оставляя за пределами нашей статьи анализ разнообразия трактовок книжной культуры (Г. М. Агеева [1], М. Г. Гальченко [3], В. И. Гульчинский [4],

А. А. Сидоров [10], Л. С. Лукьянова [7] и др.), рассмотрим сущностные характеристики данного понятия с позиций культурологии.

Методологическим основанием при этом может стать системный подход, сформулированный применительно к теории культуры известным философом М. С. Каганом [5]. Согласно теории ученого, культура как система включает в себя три ипостаси: человека как творца и творения культуры одновременно; процесс (деятельность, творчество) по созданию культурных ценностей, который также имеет двойную природу - процесс опредмечивания и общения (превращения сущностных сил и качеств человека, его умений, задатков, способностей в предметы и явления культуры) и распредмечивания и общения (приобщение каждого нового поколения людей к уже созданному миру культуры); и, наконец, предметное бытие культуры - мир вещей (материальная культура), мир идей (духовная культура) и мир образов (художественная культура). При этом система культуры характеризуется целостностью, исторической обусловленностью, а также саморазвитием. Это означает, что помимо процессов организации культура как система развивается и по законам самоорганизации (стихийным, не всегда прогнозируемым и поддающимся управлению), и даже дезорганизации (в определенных исторических условиях). То есть динамика культуры определяется как векторами внешнего воздействия (природными или общественными), так и внутренними (соотношение и доминирование ее слоев). К сказанному стоит добавить, что сама культура тоже встроена в большую систему - систему Бытия, где помимо нее условно выделяются подсистемы - природа, общество, человек, находящиеся в сложной взаимообусловленности.

Одним словом, условно можно сказать, что подобная встроенность систем (бытие - культура -книжная культура) напоминает матрешку, где книж-

1 Подробнее о методологии см.: [6].

71

ная культура - одна из матрешек, очень похожая на основную - «культуру» (по структуре, функциям, механизмам динамики и функционирования и т. д.), но по отношению к которой она является отраслевой (охватывает все, что связано с книгой/ документом), а потому имеет строго определенное место. Но какое?

Это место определяется отраслевыми особенно-стями2. Это все, что связано с книгой в самом широком аспекте, но проецирующее уже названную взаимосвязь: человек - процесс распредмечивания/

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

опредмечивания - предметное бытие.

Рассмотрим эту структуру подробнее.

Итак, книжная культура (как вся культура в целом) порождается человеком. С одной стороны, человек выступает как творец, в данном случае книги (автор, художник, редактор, издатель и прочие профессии, так или иначе связанные с производством книги), представляет определенную группу людей, некий профессиональный круг, имеющий отношение к кни-гопроизводству и книгораспространению. Данная группа ограничена профессиональной или иной деятельностной принадлежностью (например, часто встречающееся увлечение, начинающееся как хобби, но зачастую перерастающее в основной вид деятельности - сочинять детективы или писать стихи). С другой - человек как продукт воздействия слова, как творение (читатель, слушатель, зритель, мыслитель и т. д.), преобразованное под воздействием прочитанной, услышанной и даже сыгранной книги/документа. Вот эта группа не имеет ограничений. Практически каждый из людей оказывается включен в книжную культуру, если, конечно, он грамотен. И в этом смысле книжная культура как «качество» человека безусловно будет включать в себя его психологические, мировоззренческие, ментальные характеристики, меняющиеся на протяжении его жизни под воздействием книг, которые он выбирает, определяющие его личностный стержень и жизненный выбор.

Второе - книжная культура включает в себя и сложнопереплетенный, многоаспектный процесс опредмечивания, распредмечивания и общения3. Как его составные проявления можно рассматривать процессы издательского дела, книгопечатания, кни-гораспространения, библиографической обработки статистики печати, библиотечного дела и многое, многое другое, а также, в широком смысле, процессы всех видов общественно-личностной коммуникации, осуществляемые посредством документа и книги. Здесь как никогда важно иметь в виду исторический контекст той или иной эпохи, которая будет задавать

2 Понятие отраслевая культура используется нами в качестве рабочего для обозначения некой локальной части общей культуры, несущей в себе черты как «общего», так и «особенного» и «единичного».

3 Опредмечивание - создание человеком предметного бытия культуры, распредмечивание - овладение уже существующим предметным бытием культуры.

векторы и наполнение этих процессов, определять приоритеты, картину мира и нравственные ценности. В этом смысле книжная культура также является «показателем уровня технологического развития государства и свидетельствует об интеллектуальном потенциале населения» [8, с. 4]. Важно иметь в виду, что опредмечивание и распредмечивание - это процессы знания, обучения, развития языка как лакмуса культуры и т. д., и в итоге - общественного прогресса и движения цивилизации вперед (или, но реже, движения вспять, регресса, в зависимости от исторических условий).

И, наконец, третье. Книжная культура включает в себя определенный предметный мир:

- вещественный - книга/документ как материальный объект;

- идейный - книга как носитель определенных идей, воззрений, взглядов, как «духовный руководитель» и «вместилище вечных идей» [9, с. 168].

- книга как произведение искусства, обладающая художественной ценностью. В последнем случае мы можем говорить об искусстве книги.

Искусство книги и книжная культура - это не одно и то же. Искусство книги - гораздо более узкое понятие, рассматривающее книгу только как художественную ценность. А книжная культура помимо этого будет включать в себя, как сказано выше, и человека, и процесс опредмечивания-распредмечивания и общения, и книгу как идейный и материальный предмет.

Предметный мир книжной культуры обладает качеством автономности, он существует и после смерти своих творцов, уходят поколения людей, но остаются книги и произведения, созданные ими. И даже уничтожение книг в кострах одним поколением, что неоднократно знала история, не означает их утрату для будущих потомков. В этом смысле «рукописи не горят».

По поводу функций можно сказать, что книжная культура выполняет все функции, свойственные культуре вообще: приспособления к окружающей среде, познавательную, образовательную, информационную, коммуникативную, нормативную, социализации, адаптивную, рекреационную, эстетическую и т. д. Дело лишь в соотношении этих функций, в их приоритетности, какие из них важны непосредственно для книжной культуры, а какие реализуются ею опосредованно.

В отличие от других отраслевых культур (например, здоровьесберегающей культуры, культуры поведения, религиозной культуры, танцевальной культуры, культуры питания, культуры повседневности и пр.), книжная культура, имея в качестве своего основного предмета книгу/документ как носитель слова/знания, выполняет в качестве доминирующих функций познавательную и образовательную, а далее все остальные сопровождающие функции.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

72

Таким образом, культурологическое понимание книжной культуры можно сформулировать следующим образом: это целостная саморазвивающаяся система как часть общей культуры, которая включает в себя: человека как объекта и субъекта культуры одновременно, его специфическую деятельность по производству, распространению и потреблению всего связанного с книгой/документом, а также многоосновное предметное бытие книги/документа - материальное, духовное и художественно-образное.

В заключение важно подчеркнуть, что в настоящее время книжная культура, будучи вписанной в общекультурные процессы, претерпевает глобальные изменения, связанные с эпохой высоких информационных технологий. Она осваивает виртуальное пространство; апробирует новые каналы коммуникации - глобальную Сеть, электронные, аудио-, цифровые носители; приспосабливается к новым временным условиям, когда информация устаревает быст-

рее, чем доходит до своего читателя. Меняются правила усвоения информации, в том числе функционирующей в документальной коммуникации, на смену «погруженности» приходит динамичность, «клиповость» сознания читателя. Большую ценность приобретает не «укорененное» знание, а способность к сиюминутной многовариантной комбинаторике. Это ни хорошо и ни плохо. Это данность современного времени и прогресса. И книжная культура, неизбежно подстраиваясь к меняющимся реалиям по законам организации и самоорганизации, в свою очередь меняет и человека, и все общество, меняет технологии и каналы коммуникации и творческой деятельности и далее - сущность и качество предметного мира - саму книгу, которая является лишь частным случаем бытования документа. В данном случае смена самоназвания есть отражение процесса изменений, улавливаемого и рефлексируемого культурологической мыслью.

1. Агеева, Г. М. Книжная культура Мордовии: автореф. дис. ... канд. культурологии / Г. М. Агеева. - Саранск, 1999. -

16 с.

2. Васильев, В. И. К постановке вопроса об определении понятия «книжная культура» [Электронный ресурс] / В. И. Васильев. - Режим доступа: http://www.naukaran.ru/sb/20023/03.shtml.

3. Гальченко, М. Г. Книжная культура. Книгописание. Надписи на иконах Древней Руси: избр. работы / М. Г. Гальченко. -СПб.: Алетейя, 2001. - 495 с.

4. Гульчинский, В. И. Книжная культура и ее источники / В. И. Гульчинский // Шестая Всесоюз. науч. конф. по проблемам книговедения: тез. докл. - М., 1988. - С. 11-13.

5. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1996.

6. Казакова, Г. М. Культурологический подход в библиотековедении, книговедении и библиографии / Г. М. Казакова // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2010. - № 1 (21). - С. 14-16.

7. Лукьянова, Л. С. Книжная культура Западной Сибири во второй половине XIX в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук / Л. С. Лукьянова. - Новосибирск, 1998. - 23 с.

8. Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Т. 1: Конец XVIII - середина 90-х гг. XIX в. / отв. ред.

В. Н. Волкова. - Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2000. - 316 с.

9. Панченко, А. М. Русская литература в канун Петровских времен / А. М. Панченко. - Л.: Наука, 1984.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

10. Сидоров, А. А. Об исследовательской работе по истории русской книги / А. А. Сидоров // Книга в России до середины XIX в. - Л.: Наука, 1984. - С. 7-10.

Сдано 19.03.2012

73