Научная статья на тему 'О содержании дисциплины «Введение в профессию артистов балета» и внедрении её в учебный процесс'

О содержании дисциплины «Введение в профессию артистов балета» и внедрении её в учебный процесс Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
358
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О содержании дисциплины «Введение в профессию артистов балета» и внедрении её в учебный процесс»

А. В. Малахов

О СОДЕРЖАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ АРТИСТОВ БАЛЕТА» И ВНЕДРЕНИИ ЕЁ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Образовательный процесс в Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой - явление уникальное. Начало ему, как и всему профессиональному театральному хореографическому образованию в России, положено в Петербурге в 1738 году Жаном Батистом Ланде.

Время и место рождения Ж. Б. Ланде1 затерялись в исторических документах. Но, безусловно, основное его творчество связано с Россией, с Петербургом.

В 1737 году Ланде подает императрице Анне Иоанновне челобитную, в которой он просит разрешить обучать «12 человек из малолетних <...>, шесть мужска полу и шесть женска, для сочинения балетов двенадцатью персонами танцования те-атрального...»2. В той же челобитной Ланде указывает на составленный им первый предварительный проект учреждения танцевальной школы: «Как надлежит учредить и содержать танцовальную школу, имею в готовности регламент к предложению, оный когда повелено будет. Дабы Всемилостивейшим Вашего Императорскаго Величества указом повелено было по вышепоказанным в сем моем прошении пунктам сочинить со мною контракт, дав мне российской нации малолетних детей во обучение, то <.. .> со определением мне с помощником Вашего Императорскаго Величества жалованья»3.

Стоит напомнить, что Жан Батист Ланде прибыл в Петербург за несколько лет до подачи императрице своего прошения и ко времени обращения к Анне Иоанновне был уже известным учителем танцев в столице и преподавал танец молодым кадетам в Сухопутном Шляхетном корпусе, готовящем образованных людей для обновленной Петром Великим России. «Ланде принадлежит к тем иностранным мастерам, имена которых

вошли в историю мирового балета только в связи с их деятельностью в России, где они смогли полностью развернуть свои творческие возможности. Знакомясь с русскими, эти мастера по достоинству оценивали выдающиеся способности своих учеников и добросовестно передавали им знания»4. Вскоре последовал указ императрицы, в котором Анна Иоанновна повелевала «определить шесть человек мужеска и шесть женска полу, годных танцовать на театре, от рождения их не больше каждому двенадцати лет, которыя обще будут обучаться»5.

Профессиональное искусство театральной хореографии в ту пору еще только формировалось. Балетный театр зарождается как явление необычайной сложности. Он строится на синтезе многих искусств. Это и живопись, и литература, и драматургия, и музыка, и, конечно же, танец. Все эти искусства требуют в сценическом воплощении тесной содержательной, сюжетной и художественной взаимосвязи друг с другом, некоего художественного единства. «Хореография - эхо музыки. Танец - мелодичный и ритмичный звук, ставший мелодичным и ритмичным движением человеческого тела, раскрывающим характеры людей, их чувства и мысли о мире»6. Поэтому одна из главных особенностей профессии «артист балета» - это владение многими знаниями в самых разных сферах человеческой жизни. То есть танцовщик должен получить воистину синтетическое образование, включающее в себя не только собственно профессиональные балетные навыки, но и достаточно глубокую осведомленность и в области многих искусств, и в области общих гуманитарных наук. От основания в 1738 году до наших дней Академия Русского балета, с бережностью и безусловным пиететом относясь к складывающимся традициям, неизменно находится в непрестанном поиске новых методов совершенствования образовательного процесса. В последние годы эта работа в Академии заметно активизировалась и интенсивно осуществляется как на исполнительском, так и на педагогическом факультетах.

И всё же многие вопросы мирового, и в том числе отечественного образовательного процесса пока остаются не решен-

ными. «<...> зарубежные и отечественные ученые отмечают, что система образования не удовлетворяет современным требованиям и вследствие этого находится в состоянии кризиса. Суть мирового кризиса образования видится, прежде всего, в обращенности сложившейся системы образования (так называемое «поддерживающее обучение») в прошлое, ориентированности ее на прошлый опыт, отсутствии ориентации на будущее. Современное развитие общества требует новой системы образования - «инновационного обучения», которое формировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее»7.

Своеобразие гуманитарного образования заключаются в основном в особой направленности всего образовательного процесса на конкретную, обязательно талантливую личность. Специфика театрального гуманитарного образования еще более конкретно ориентирована на отдельно взятую выдающуюся личность, обладающую изначально уникальными данными. «Напомним, что сущность гуманитаризации образования видится, прежде всего, в формировании культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия. Вуз призван выпустить специалиста, готового к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, и чем богаче будет его натура, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности <...>. При этом российская программа развития образования должна содержать механизмы, гарантирующие:

* единство федерального образовательного пространства;

* открытое восприятие и понимание всей палитры мирового культурно-исторического и образовательного опыта;

* приоритет фундаментальных прав и свобод личности;

* восстановление первичных духовно-нравственных идеалов, присущих преподаванию и исследованию»8.

Конечно, нужно осознавать, что Академия - специфическое высшее учебное заведение. Специфика Академии в полной мере

раскрыта в статье профессора В. М. Исакова «Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой - нетиповое образовательное учреждение высшей категории»: «Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой (Санкт-Петербург) осуществляет образовательную деятельность в различных областях балетного искусства, но основой ее деятельности является подготовка профессиональных исполнителей - артистов балета (более 60 % обучающихся).

Именно этот основной вид деятельности Академии, в силу особой специфики и нетипичности его содержания, требует особого внимания и принятия для Академии особого статуса нетипового образовательного учреждения. <...> следует признать обоснованным и целесообразным присвоение индивидуально на основе соответствующей итоговой аттестации, по решению Ученого совета Академии, степени бакалавра выпускникам в возрасте 18-19 лет. <...> Академия самостоятельно разрабатывает и утверждает технологии реализации профессиональных образовательных программ, учитывающих профессиональную специфику (в том числе в отношении возрастных ограничений) и нетиповой характер образовательного учреждения»9.

К сожалению, достаточно часто реальное понимание действительной необходимости всего спектра предлагаемой в Академии информативно-практической системы образовательного процесса приходит к молодому специалисту уже после обучения. И в немалой степени потому, что всё его внимание сосредоточено на его нынешнем дне, на стремлении освоить опыт своих учителей. Он ориентирован на прошлое, в лучшем случае - на настоящее и боится, не умеет заглянуть в будущее. В связи с этим, очевидны его пробелы, полученные им по вине его неполного погружения в образовательный процесс Академии. Между тем все эти знания абсолютно необходимы ему именно для его будущего. Их бывает трудно, а иногда и невозможно восполнить в условиях профессиональной работы в театре. Тут-то и появилась потребность в такой дисциплине, как «Введение в профессию».

Дисциплина «Введение в профессию», предложенная кафедрой организации образовательного процесса нетипового вуза на исполнительском факультете, должна нацелить обучающихся на перспективу их профессиональной жизни; связать знания, полученные ими в Академии, с тем, что им предстоит понять и освоить в их профессиональной работе; познакомить их с особенностью деятельности творческого коллектива, со структурой балетной труппы, с характером тех отношений, которые складываются в профессиональной балетной среде, с необходимостью неустанной творческой работы над собой, над своими данными в процессе продвижения по карьерной лестнице, а также над постижением современных гуманитарных наук, абсолютно необходимых им в осознанном подходе к своей профессии артиста балета.

Выбранная форма проведения лекций - свободные беседы по заранее составленным и тщательно продуманным вопросам. Форма свободных бесед позволяет не только раскрыть коммуникативные способности обучающихся, но и выявить наиболее интересные для них темы. Первые лекции-беседы имеют ознакомительный характер. На этих уроках освещаются основные цели и задачи самого предмета «Введения в профессию», раскрывается примерный план первого семестра. Особое внимание уделяется уникальности всего образовательного процесса в Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. Безусловно, очень важно вспомнить тут педагогов старейшего балетного вуза страны, рассказать об их творческой судьбе и при возможности организовать в дальнейшем встречи с ныне преподающими известными учителями балета для их беседы с обучающимися в классе. В этих первых лекциях-беседах важно объяснить ученикам необходимость всего спектра специальных и общеобразовательных дисциплин для формирования современной художественной личности - личности будущего профессионального артиста балета.

Последующие беседы-лекции предполагается посвятить психологически непростой теме плавного, безболезненного

перехода выпускников Академии из тепличной обстановки родного дома, которым становится для них постепенно их вуз, на службу в театр, где и развернется их профессиональная деятельность артистов балета. Тут следует рассмотреть поведенческие ошибки, недоразумения, часто встречающиеся поначалу у недавних выпускников Академии в первые месяцы их профессиональной работы в театре. Важно подчеркнуть естественные особенности и специфику жизни давно сложившегося театрального коллектива.

Все это необходимо не только для гибкого и плавного перехода молодого специалиста в мало знакомый ему театральный организм, но и для того, чтобы начинающий артист балета не терял время на ознакомление с новой, не слишком известной ему спецификой устройства достаточно замкнутого в себе театрального балетного мира. Также следует наметить путь, по которому в процессе совершенствования недавним выпускником Академии своего мастерства и собственной творческой личности идет естественное движение вверх по карьерной лестнице.

Тематика дальнейших лекций тесно связана со структурным устройством балетной труппы. Беседы, начинающие этот блок, будут посвящены, прежде всего, знакомству с разными театральными цехами, с их устройством и их взаимодействием между собой. Здесь же необходимо познакомить обучающихся со структурными подразделениями балетной труппы. Это и кордебалет, и корифеи, и солисты характерного танца, актерские солисты, ведущие солисты, первые танцовщики и прима-балерины. Важно также отметить в этом цикле бесед и некоторые трудности, на самом деле легко преодолимые, однако часто возникающие в первоначальном общении выпускника Академии с коллегами в контексте реальной профессиональной работы.

Последующие беседы поочередно знакомят обучающихся в Академии со всеми подразделениями балетной труппы. Среди них наиважнейшее место, как известно, занимает кордебалет. Необходимость прохождения школы кордебалета и существенная польза этого периода для начального этапа становления

профессионального артиста балета подкреплены в беседах показом видеозаписей, просмотром основных кордебалетных сцен из коллекции классического наследия. Особое внимание тут обращается на тщательно продуманную и выверенную в каждой позе, в каждом движении пластическую стилистику спектакля. Подчеркивается также содержательный момент кордебалетного построения, требующего от участников кордебалетных танцев «единого дыхания», общего настроя на красоту и выразительность пребывания на сцене.

После рассказа о кордебалете необходимо познакомить обучающихся с особой категорией артистов балета - с корифеями, их основными обязанностями и положением в балетной труппе, уделить внимание важности этой ступени в иерархии балетной организации, ведь корифеи - это особая ступень, которая послужит в дальнейшем трамплином для того, чтобы стремительно ворваться в категорию солистов театра. Разумеется, и тут не обойтись без видеопоказа и без анализа взаимосвязи кордебалета и корифея, вышедшего из кордебалета и часто (но далеко не всегда!) тесно зависимого от него.

Дальнейшие беседы посвящены характерному танцу, его особенностям и специфике. Здесь необходимо затронуть тему историчности характерных танцев. Необходимо также сказать, что некоторые талантливые хореографы позволяют себе несколько видоизменить материал народности танцев для того, чтобы подчеркнуть особый характер, особый стиль хореографического языка спектакля. И здесь тоже может возникать определенная дискуссия после просмотра наиболее ярких и выразительных характерных номеров классического наследия. Эти беседы включают рассказы о некоторых выдающихся в недавнем прошлом исполнителях характерных танцев. В них также рассматривается современное положение характерных танцев в театре, особенности этого положения. И тут с помощью видеопоказа вспоминаются сегодняшние наиболее примечательные исполнители характерных танцев и возможности совмещения ими других балетных амплуа.

Следующая категория - солисты. Преподаватель рассказывает о творческой судьбе и выдающихся достижениях ведущих солистов прошлого, проводит современную дискуссию о нынешнем положении солистов в театре с приглашением на беседу с обучающимися ведущих солистов Мариинского и Михайловского театров. На занятиях также происходит обсуждение премьер и первых исполнений сольных партий, ведется разговор о наиболее ярких уникальных образах, созданных солистами в классических танцах. Разговор этот обращен как в прошлое, так и в настоящее и даже в будущее. Тем самым прослеживается эволюция и в положении солистов в балетном театре, и в их творческих достижениях, в зависимости от меняющегося времени.

В завершении первого семестра дисциплины «Введение в профессию» рассказывается о ведущих солистах и прима-балеринах, об особенностях их творчества в процессе движения балетного театра от одной театральной эпохи к другой. В беседах подчеркивается уникальность положения ведущих солистов и прима-балерин в балетной труппе, их грандиозная ответственность в работе театра. Здесь дается краткий исторический экскурс, рассказывающий о выдающихся прима-балеринах прошлого. Вспоминается и особый переломный момент в истории нашего отечественного балета, когда пальма первенства исполнения балеринских партий перешла от итальянских гастролерш к прославленным русским балеринам. Также необходимо затронуть и тему современной заинтересованности балетных театральных организаций в выдающихся прима-балеринах и в ведущих солистах, в связи с продвижением той или иной балетной труппы на мировую сцену.

Безусловно, тематический план курса «Введение в профессию», о котором идет речь в этой статье, не является каноническим, раз навсегда установленным. В процессе чтения лекций, общения с обучающимися в Академии, нашими многоопытными педагогами может что-то уточняться, дополняться. Это, несомненно, обогатит курс и будет способствовать появле-

нию в нем новых интересных тем для разговора с будущими артистами балета, что, в свою очередь, поможет дисциплине «Введение в профессию» занять свою особую нишу в воспитании подрастающего поколения артистов балета, даст им возможность заглянуть в своё будущее и подготовить себя к профессиональной балетной деятельности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Бахрушин Ю. А. История русского балета. М.,1973; Беспятых Ю. Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. Спб, 1997.

2 Старикова Л. М. Театральная жизнь России в эпоху Анны Иоанновны. Документальная хроника 1730-1740 гг. М., 199S. С. 413.

3 Там же. С. 413.

4 Бахрушин Ю. А. История русского балета. С. 24.

5 Старикова Л. М. Театральная жизнь России в эпоху Анны Иоанновны. Документальная хроника 1730-1740 гг. С. 413

6 Борев Ю. Б. Эстетика. М., 1988. С. 299.

7 Богаров В. М. Психология и педагогика для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 2006. С. 238.

8 Там же. С. 242.

9 Исаков В. М. Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой - нетиповое образовательное учреждение высшей категории // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2006. № 16. С. 19-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.