Научная статья на тему 'О снижении затрат при проведении специальной оценки условий труда'

О снижении затрат при проведении специальной оценки условий труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА / SPECIAL ASSESSMENT OF WORKING CONDITIONS / СПЕЦИАЛИСТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА / OCCUPATIONAL SAFETY SPECIALIST / ЭКСПЕРТ / EXPERT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурак Василий Евгеньевич

Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) может проходить с меньшими финансовыми затратами для работодателя при делегировании экспертной функции собственному специалисту по охране труда и возможности выбора (исходя из экономических и организационных соображений) для проведения исследований (измерений) вредных и опасных производственных факторов любой аккредитованной лабораторией, имеющей в своей области аккредитации необходимые показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On reducing costs in carrying out a special assessment of working conditions

Special assessment of working conditions (SOUT) can be carries out with less financial costs for the employer when delegating the expert function to their own occupational safety specialist and when there is an option of choosing (based on economic and organizational considerations) any accredited laboratory, which has accreditation for required indicators in its area, for conducting assessment (measuring) of hazardous production factors.

Текст научной работы на тему «О снижении затрат при проведении специальной оценки условий труда»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 5 • Номер 2 • Апрель-июнь 2018 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Креативная экономика

издательство

о снижении затрат при проведении

1 Общество с ограниченной ответственностью «Центр сертификации на транспорте», Москва,

Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) может проходить с меньшими финансовыми затратами для работодателя при делегировании экспертной функции собственному специалисту по охране труда и возможности выбора (исходя из экономических и организационных соображений) для проведения исследований (измерений) вредных и опасных производственных факторов любой аккредитованной лабораторией, имеющей в своей области аккредитации необходимые показатели.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: специальная оценка условий труда, специалист по охране труда, эксперт.

on reducing costs in carrying out a special assessment of working conditions

Burak V.E. 1

1 Ltd "Center for Certification in Transport", Russia

Введение

Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) в Российской Федерации выявило целый спектр проблем, в т.ч. экономического характера, и оказалось неоправданно организационно и финансово обременительно для целого ряда организаций.

Затраты на проведение СОУТ складываются в основном из работы эксперта, затрат на проведение исследований (измерений) производственных факторов, копировально-множительных работ и планируемой прибыли исполнителя [8] (Бытак, 2015). Снижение издержек по всем указанным пунктам вполне возможно без ущерба полноты проведения специальной оценки.

Стоимость спецоценки одного рабочего места составляет в настоящее время около 900,00-1500,00 рублей. Поиск путей снижения затрат на проведение СОУТ актуален для любой организации, поскольку это положительно влияет на эффективность финансовой деятельности.

аннотация:

Цель исследований - предложить изменения в законодательных актах по охране труда, способствующие созданию условий по снижению затрат на проведение СОУТ.

Задачи:

1. Проанализировать действующее законодательство по СОУТ.

2. Дать сравнительную оценку трудовых функций непосредственных исполнителей процедуры - специалиста по охране труда и эксперта.

3. Сделать предложения по совершенствованию законодательства в направлении привлечения к проведению исследований более широкого круга испытательных лабораторий.

Результаты исследований

Для решения поставленных задач, основываясь на действующем законодательстве и практическом опыте проведения СОУТ, проведено сравнение трудовых функций основных исполнителей - специалиста по охране труда и эксперта.

1. Анализ трудовых функций, связанных с проведением СОУТ, специалиста по охране труда

Трудовые функции для многих должностей и профессий достаточно полно прописаны в профессиональных стандартах.

Приказом № 524н от 04.08.2014 Министерство труда и социальной защиты РФ утвердило профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда» [7].

С 01.06.2016 вступил в силу ФЗ-122 от 02.05.2015 «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», утверждающий порядок применения профессиональных стандартов [3].

abstract:_

Special assessment of working conditions (SOUT) can be carries out with less financial costs for the employer when delegating the expert function to their own occupational safety specialist and when there is an option of choosing (based on economic and organizational considerations) any accredited laboratory, which has accreditation for required indicators in its area, for conducting assessment (measuring) of hazardous production factors.

keywords: special assessment of working conditions, special assessment of working conditions, occupational safety specialist, expert

JEL Classification: J80, J81, J88 Received: 27.03.2018 / Published: 30.06.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Burak V.E. (web_b0rambler.ru)

citation:_

Burak V.E. (2018) 0 snizhenii zatrat pri provedenii spetsialnoy otsenki usloviy truda [On reducing costs in carrying out a special assessment of working conditions]. Ekonomika truda. 5. (2). - 513-520. doi: 10.18334/et.5.2.39012

В статье 195.3 Трудового кодекса РФ сказано, что профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями или применяются в качестве основы для определения требований к квалификации работников [1].

С учетом вышеизложенного, требования профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда» распространяются в той или иной мере на всех работников, отвечающих в организации за охрану труда.

Одним из важнейших мероприятий, в которых должен принимать непосредственное участие специалист по охране труда, является спецоценка условий труда.

В профессиональном стандарте «Специалист по охране труда» определены его основные трудовые функции. Как минимум две из них непосредственным образом связаны с проведением СОУТ.

Так, трудовая функция «Обеспечение контроля за состоянием условий труда на рабочих местах» определяет следующие трудовые действия:

• планирование проведения производственного контроля и специальной оценки условий труда;

• организацию работы комиссии по специальной оценке условий труда;

• контроль проведения оценки условий труда, рассмотрение ее результатов;

• подготовку документов, связанных с проведением оценки условий труда и ее результатами;

• контроль исполнения перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда, разработанного по результатам проведенной специальной оценки условий труда;

• подбор и предоставление необходимой документации и информации по вопросам специальной оценки условий труда, соответствующие разъяснения в процессе проведения специальной оценки условий труда [7].

В этой же функции определены необходимые умения, связанные с проведением специальной оценки условий труда:

• идентифицировать опасные и вредные производственные факторы, потенциально воздействующие на работников в процессе трудовой деятельности, производить оценку риска их воздействия;

• осуществлять сбор и анализ документов и информации об условиях труда [7].

об АВТОРЕ:_

Бурак Василий Евгеньевич, руководитель испытательной лаборатории, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, (web_b0rambLer.ru)

цитировать статью:_

Бурак В.Е. О снижении затрат при проведении специальной оценки условий труда // Экономика труда. - 2018. - Том 5. - № 2. - С. 513-520. с1о1: 10.18334М.5.2.39012

А также необходимые знания:

• факторов производственной среды и трудового процесса, основных вопросов гигиенической оценки и классификации условий труда;

• основных технологических процессов и режимов производства, оборудования и принципов его работы, применяемых в процессе производства сырья и материалов;

• порядка проведения производственного контроля и специальной оценки условий труда [7].

В трудовой функции «Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда» определены следующие необходимые умения:

• применять методы идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;

• координировать проведение специальной оценки условий труда, анализировать результаты оценки условий труда на рабочих местах [7].

И необходимые знания:

• методов и порядка оценки опасностей и профессиональных рисков работников;

• источников и характеристик вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, их классификацию;

• видов и размеров (объема) компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, условий и порядка их предоставления [7].

Как видно из представленных выдержек из профессионального стандарта, специалист по охране труда в качестве одной из своих компетенций должен в полной мере владеть всеми вопросами, связанными с проведением СОУТ.

Проведение независимой оценки квалификации специалиста по охране труда в форме экзамена, предусмотренное Федеральным законом № 238 от 03.07.2016 «О независимой оценке квалификации» [4] и Постановлением № 1204 от 16.11.2016 Правительства РФ «Об утверждении правил проведения центром оценки квалификации независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» [6], подтвердит его легитимность в области СОУТ.

2. Анализ трудовых функций эксперта по СОУТ

28 декабря 2013 г. Государственной думой был принят Федеральный закон 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», по которому аттестация рабочих мест заменялась процедурой специальной оценки [2].

Этим законом в обязательном порядке предусмотрено задействование организаций, оказывающих услуги в области СОУТ, и экспертов, входящих в состав этих организаций.

Одно из требований, предъявленных к экспертам, состоит в необходимости пройти курсы повышения квалификации по СОУТ и сдать квалификационный экзамен.

Основная роль в проведении СОУТ закреплена за комиссией по ее проведению. В состав комиссии входят только представители организации-заказчика, в т.ч. специалист от организации по охране труда. Эксперт, как и другие представители организации, оказывающей услуги по проведению СОУТ, в состав комиссии не входит.

Роль эксперта определена в ряде статей Федерального закона 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» [2].

Статья 10.2: «Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией...».

Статья 10.7: «Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на . рабочих местах определяется экспертом.».

Статья 10.8: «Эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, . может осуществлять:

1) изучение документации, характеризующей технологический процесс, используемые на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, и документов, регламентирующих обязанности работника, занятого на данном рабочем месте;

2) обследование рабочего места;

3) ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте;

4) иные мероприятия, предусмотренные процедурой осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, согласно методике проведения специальной оценки условий труда».

Статья 12.3: «Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и (или) иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда».

Статья 12.7: «Решение о возможности использования . результатов [производственного контроля] при проведении специальной оценки условий труда принимается комиссией по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда».

Статья 12.8: «По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда

на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда».

Статья 15.1: «Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении...» (приказ 33н) [6]. Отчет по факту готовит эксперт по утвержденной Минтрудом форме.

Статья 16.4: «.Время выполнения каждой технологической операции определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, на основании локальных нормативных актов, путем опроса работников и их непосредственных руководителей, а также путем хронометрирования».

Как видно из предложенных выдержек из 426-ФЗ, единственное, что делает только эксперт без дублирования, согласования или привлечения других исполнителей, это подготовка отчета о проведении СОУТ.

Заключение

Сравнивая функционал специалиста по охране труда и эксперта по СОУТ, можно сделать вывод, что практически все, что должен делать в организации специалист по охране труда, в той или иной степени дублируется и Федеральным законом 426-ФЗ делегировано эксперту сторонней организации.

Разрешение специалисту по охране труда наряду с экспертом сторонней организации самостоятельно осуществлять мероприятия по проведению СОУТ окажется организационно и экономически выгодным работодателю. Если к этому присовокупить возможность проведения измерений и исследований факторов производственной среды любой аккредитованной в законном порядке испытательной лабораторией с соответствующей выдачей протоколов, услуги сторонней организации по проведению СОУТ (и их экспертов) могут не потребоваться. Важно лишь то, чтобы выбранная (или выбранные) испытательная лаборатория имела соответствующую идентифицированным вредным и опасным производственным факторам область аккредитации.

В связи с вышеизложенным считаем целесообразным внести в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» следующие изменения:

1. Поручить комиссии по проведению СОУТ по собственному усмотрению делегировать функцию по осуществлению процедуры СОУТ штатному специалисту по охране труда или эксперту сторонней организации.

2. Поручить комиссии по проведению СОУТ самостоятельно выбирать аккредитованную организацию (организации) для проведения измерений (испытаний) вредных и опасных производственных факторов вне зависимости от ее (их) вхождения или не вхождения в реестр аккредитованных организаций Минтруда.

3. Возложить ответственность за полноту и качество исполнения процедуры СОУТ на председателя комиссии по СОУТ.

Необходимо также внести изменения в программы подготовки отчета о СОУТ, предполагающие включение в них протоколов измерений (исследований) вредных и опасных производственных факторов различных испытательных лабораторий, а также возможность использования этих программ на бесплатной основе специалистами по охране труда.

Основным положительным моментом для работодателя от предложенных изменений будет действительное снижение затрат на проведение СОУТ. Именно на это в первую очередь и направлен Федеральный закон № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» [2].

ИСТОЧНИКИ:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации. 30.12.2001. № 197-ФЗ. (ред. от 05.02.2018).

Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.

2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О специальной

оценке условий труда». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru.

3. Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой ко-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

декс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru.

4. Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-Ф3 «О независимой оценке квалификации».

Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.

5. Постановление № 1204 от 16.11.2016 Правительства РФ «Об утверждении правил

проведения центром оценки квалификации независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.

6. Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (ред. от 14.11.2016г) «Об утвержде-

нии Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2014 № 31689). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.

7. Приказ Минтруда России от 04.08.2014 № 524н (ред. от 12.12.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 № 33671). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.

8. Бурак В.Е. Расчет стоимости измерений факторов производственной среды при про-

ведении специальной оценки условий труда // Экономика труда. - 2015. - № 2(3). - с. 145-154. - doi: 10.18334/et.2.3.545.

REFERENCES:

Burak V.E. (2015). Raschyot stoimosti izmereniy faktorov proizvodstvennoy sredy pri provedenii spetsialnoy otsenki usloviy truda [Calculation of the cost of factors measurements in the production environment when carrying out a special assessment of working conditions]. Russian Journal of Labor Economics. (2(3)). 145-154. (in Russian). doi: 10.18334/et.2.3.545.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.