Научная статья на тему 'О. Скрынникова. Боролся, искал - и нашел! (к 60-летию Ю. Г. Кинуса)'

О. Скрынникова. Боролся, искал - и нашел! (к 60-летию Ю. Г. Кинуса) Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
22
4
Поделиться

Текст научной работы на тему «О. Скрынникова. Боролся, искал - и нашел! (к 60-летию Ю. Г. Кинуса)»

М. Головина, О.Скрынникова

БОРОЛСЯ, ИСКАЛ - И НАШЕЛ! (К 60-летию Ю. Г. Кинуса)

Талантливый, глубоко эрудированный, толерантный, ответственный, «душа компании», интересный рассказчик, человек, увлеченный своим делом, глубоко преданный джазу и пронесший эту любовь через всю свою жизнь,

- так отзываются о своем бывшем однокурснике, давно уже коллеге, профессора Ростовской консерватории.

Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, кандидат искусствоведения, доцент, художественный руководитель и главный дирижер муниципального джаз-оркестра Кима Назаретова

- это все регалии известного ростовского музыканта Ю. Г. Кинуса.

А ведь в юности Юрий Григорьевич даже и не задумывался о карьере музыканта, защитил диплом по гидравлике...

Родился он 27 сентября 1949 года в г. Батайске. Отец, Григорий Аронович - инженер из Ростова, мать, Валентина Петровна - экономист из города Свияжска. В доме всегда звучала классика, оперные арии - отец хорошо пел, знал и любил музыку, именно он и привил любовь к ней будущему маэстро джаза. В школьные годы Юрий брал уроки аккордеона у замечательного педагога Владимира Ефимовича Пелипко.

После окончания школы в 1964 году юноша поступает в радиотехникум, поддавшись тогдашней моде на все, что связано с радио. Во время учебы продолжает параллельно занятия на аккордеоне, теперь под руководством Бориса Андреевича Булгакова, талантливого аккордеониста, блестящего педагога-теоретика. Впоследствии он повлияет на выбор Юрием другой профессии, но тогда, в середине 60-х годов, об училище искусств и мысли не было. Молодой человек активно участвует в музыкальной жизни техникума, входит в организованный там ансамбль «РАС» (радио-аппарато-строение), без выступления которого не обходится ни один праздничный вечер. Одновременно играет в оркестре А. Блока в Доме пионеров. Именно в эти годы он впервые проявил себя в качестве аранжировщика.

После окончания техникума Юрий был распределен на военный завод, который носил вполне мирный псевдоним НИИАПП (Научно-исследовательский институт автоматизации промышленных предприятий) и поступил в Таганрогский радиотехнический институт. Тем временем музыка, которая повсюду сопровождала его с самого детства, начинает занимать все больше места в жизни. Крепнет мысль о том, что музыка - это главное. К 1968 году, по словам самого Ю. Кинуса, «музыка окончательно завладела мной, решимость поступать в Ростовское училище искусств созрела,

и на первой же сессии в институте я забрал документы».

Б. А. Булгаков посоветовал поступать заочно на теоретическое отделение. Очень хорошо запомнилась первая консультация, особенно слова Георгия Михайловича Барсегяна, в те годы ведущего преподавателя музыкально-теоретических дисциплин: «Средние способности с некоторыми плюсами». У поступающего не было никаких теоретических знаний, он не знал даже названия некоторых аккордов - ведь музыкальной школы он не оканчивал. К поступлению надо было серьезно готовиться. Пришлось много и упорно заниматься: по сольфеджио

- с С. С. Квавильян, по музыкальной литературе - с И. Ю. Берман, по фортепиано - с И. Г. Иноземцевой. «На работу нужно было к восьми, - вспоминает Юрий Григорьевич, - а я вставал раньше и час играл гаммы». Он планировал поступать в 1970 году, однако И. Г. Иноземцева уговорила поступать на год раньше, попробовать силы. И не ошиблась

- Юрий поступил! Все это время он продолжал работать в оркестре А. Блока.

В жизни каждого человека бывают моменты, которые можно назвать переломными. У Ю. Кинуса их было несколько, и один из них - это вечер, когда еще совсем молодой, начинающий музыкант увидел телепередачу об оркестре Кима Назаретова и интервью с этим величайшим джазменом. У Юрия на тот момент даже мечта играть в этом оркестре не возникла. Буквально на следующий день - улыб-

ка судьбы! - на уроке фортепиано И. Г. Иноземцева спросила, хотел бы он играть в этом оркестре, и предложила поговорить с Назаретовым. Вскоре состоялось личное знакомство, Юрий был приглашен на концерт оркестра в Дом офицеров. В первом отделении партию фортепиано играл сам Ким Наза-ретов, а во втором Ю. Кинуса ожидал сюрприз: ему предложили «встать за клавиши», дав всего лишь... гитарную партию. Так состоялся его дебют и вместе с тем - испытание, которое он прошел достойно. Назаретов остался им доволен, и Юрий был принят в оркестр, где проработал около 10 лет. Началась его профессиональная переориентация, пусть по общим меркам несколько запоздалая, но стремительная.

В 1974 году, окончив училище, он поступает на теоретико-композиторский факультет музыкально-педагогического института. Конкурс был большой, курс набрали сильный. Вместе с Юрием учились ныне известные консерваторские педагоги - доктор культурологии, кандидат искусствоведения, профессор А. В. Крылова, кандидаты искусствоведения, профессора И. П. Дабаева и И. М. Шабунова, кандидат искусствоведения, доцент В. Г. Коваленко. Здесь он занимается под руководством ведущих педагогов РМПИ - Н. Ф. Тифтикиди, Л. Я. Хин-чин, Н. Ф. Орлова, Е. Г. Уринсона, преподают молодые Г. Н. Гонтаренко, В. С. Ходош, А. М. Цукер, Т. В. Франтова, Э. А. Стручалина. Под научным руководством Г. Р. Тараевой Юрий пишет и защищает дипломную работу «Оркестр Р. Щедрина».

О студенческих годах у Ю. Кинуса сохранились самые теплые воспоминания. Запомнилась и «суточная» фуга, написанная на пять с плюсом, «незабываемые семинары по истории музыки у Л. Я. Хинчин, когда она входила в аудиторию, мы смотрели на нее, затаив дыхание и ожидали, кого она выберет сегодня, кто будет тем „счастливчиком", который займет пустующий стульчик у рояля.» Не забылись и первые неудачные опыты со шпаргалками на экзамене по политэкономии. Как истинный студент, он не понаслышке знает, что значит вытащить именно тот единственный билет по истории музыки, который не успел подготовить. Но - семь часов работы с клавиром в классе, и экзамен сдан на отлично, а Девятая симфония Бетховена запомнилась на всю жизнь, каждый ее такт и каждая нота!

В этом же 1974 году в училище открывается эстрадно-джазовое отделение, которое организовал и возглавил Ким Назаретов. «Окончишь институт, - возьму тебя на работу, преподавать», - пообещал он. И тут в жизни Юрия Григорьевича опять едва не случился переломный момент. Оканчивая институт, он, уже отклонив приглашение Новороссийского училища, ждал обещанного приглашения от Кима, но оно все не поступало. К тому времени у 30-летнего музыканта уже была семья, рос сын, а денег, заработанных в оркестре, едва хватало, пришлось даже подрабатывать на стройке. Его приглашают работать теоретиком в школу музыкальных воспитанников в Нахичевани. Он вспоминает: «Я

мигом уволился из оркестра и на следующий день поехал в школу. По дороге решил заехать к Киму, думаю, расскажу о новых планах, может, вспомнит про обещание, а тот молчит, сказал только с ухмылкой: мол, как устроишься, на обратном пути зайди, расскажи. Приезжаю в школу, а мне говорят, что изменились обстоятельства, и меня принять не могут. Что делать? Возвращаюсь к Киму, а тот улыбается хитро и спрашивает: документы при себе? Поехали в училище! По всей видимости, Ким, пока я ехал в школу, успел туда позвонить и договориться о том, чтобы меня не брали, так как он сам приглашает меня работать в училище».

С 1980 года Юрий Григорьевич стал преподавать на эстрадно-джазовом отделении училища, а с 1983 года - в РГМПИ, на кафедре Назаретова, руководил студенческим оркестром. Следует напомнить, что именно в Ростове впервые в высшем учебном заведении страны открылась такая кафедра, а Ким Назаретов впоследствии станет первым в СССР профессором по этой специальности. С 1997 года, когда ростовского мэтра джаза уже не было в живых, Ю. Г. Кинус становится художественным руководителем и главным дирижером оркестра Кима Назаретова. Он целиком отдает себя работе с коллективом, который активно выступает в Ростове, гастролирует в стране и за границей - в Греции, Германии...

Яркие гастрольные поездки связаны и со студенческим оркестром: в числе первых - фестиваль в Москве в 1984 году, в честь 10-летия открытия эстрадно-джазовых отделений. Примечательно, что ростовский оркестр был приглашен вне конкурса, в качестве гостя и. увез в родной город диплом I степени Министерства культуры. Запомнилась поездка в Москву в 1989 году, в студию джазовой импровизации в ДК Москворечья, где состоялся джазовый концерт с участием прославленного оркестра Олега Лундстрема и оркестра РГМПИ. «Я не ожидал такого успеха и тем более не мог предположить, что услышу самые теплые слова в адрес нашего коллектива от самого Лундстрема. Более того, уже вернувшись домой, я узнал, что Лундстрем звонил Киму и восторгался нашим оркестром».

Студенты отзываются о Юрии Григорьевиче как о талантливом, весьма демократичном педагоге. Сам о себе он говорит: «Я не Цербер, пока студенты рамки не переходят, люблю пошутить, посмеяться. Что не люблю - так это опрос, если студент не учит, значит ему это не надо». Он сполна наделен чувством юмора, человек, что называется, позитивный. Знаток литературы, истории культуры, истории религии. Отличный собеседник, интереснейший, невероятно артистичный рассказчик: можно часами сидеть и слушать, как он рассказывает о джазе, о своих гастрольных поездках. Мало кто знает, что Юрий Григорьевич еще и коллекционер: собирает интересные книги, диски, видеозаписи.

Самой большой победой, которой по праву гордится, он считает свою диссертацию «Импровизация и композиция в джазе», написанную под руководством доктора искусствоведения, профессора

А. М. Цукера и успешно защищенную в 2006 году. «Я планировал писать такую работу еще в 1980-м, но тогда в аспирантуру было очень сложно попасть, нужно было ехать в Москву, а я не мог оставить оркестр. Только в 2005 году я почувствовал творческий подъем и закончил работу на одном дыхании. Защита была легкая, хоть и длилась долго, часа полтора. У меня такой характер: когда я делаю что-то для себя - делаю это с удовольствием, как только это становится обязательным - возникает неприятие, не могу себя заставить. В работе над диссертацией я это преодолел, и этим горжусь».

После защиты Юрий Григорьевич не оставил научную деятельность, выпустил ряд учебных пособий, таких как «Фортепиано в джазе», «Вокальные группы в джазе и современной популярной музыке», «Импровизация в джазе», «Аранжировка как фактор композиции в джазе». В издательстве «Феникс» в юбилейном году вышла книга «История и композиция в джазе». Планируется также выпуск «Большой книге о джазе» в этом же издательстве.

«Вдохновение, - поделился с нами музыкант, -ко мне приходит с утра, когда не надо никуда идти, просыпаюсь с чувством радости и желанием работать». На вопрос о том, что бы он изменил в своей жизни, если была бы такая возможность, он ответил: «Сложный вопрос. Наверное, сразу бы поступил в музыкальное училище. Но тогда не встретил бы таких замечательных педагогов и друзей. В общем, я доволен своей жизнью».

Главный жизненный принцип Ю. Кинуса - бороться и искать, найти и не сдаваться. Действительно, в своей жизни он искал и нашел себя в своем деле - в музыке, преодолев все препятствия, вставшие на его пути, и добился превосходных результатов.

По нашей просьбе Юрий Григорьевич дал совет молодым музыкантам: «Любите свою профессию и отдавайте себя ей полностью. Станьте профессионалами! И еще: ученик должен стараться превзойти своего учителя».