Научная статья на тему 'О склонении виновного к даче правдивых показаний'

О склонении виновного к даче правдивых показаний Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
324
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О склонении виновного к даче правдивых показаний»

ких условиях реализация педагогического принципа единства и согласованности воспитательных воздействий всеми субъектами процесса в работе с молодыми сотрудниками осуществляется недостаточно. Сравнительно низкое значение согласованности мнений наставников и молодых сотрудников свидетельствует о недостаточном психологическом контакте между ними.

В целом анализ факторов, оказывающих влияние на адаптацию молодых сотрудников, показал, что ведущими из них являются личностные качества и умения. Их развитие должно стать основным направлением совершенствования процесса профессиональной адаптации.

О СКЛОНЕНИИ ВИНОВНОГО К ДАЧЕ ПРАВДИВЫХ ПОКАЗАНИЙ

Канд. юрид. наук, доцент В. Ф.Луговик

Омская академия МВД России

"Драгоценная вещь — слово; если им пользоваться как надо и когда надо, тогда оно свободно, тогда оно истинно, тогда оно глубоко и искренне, огненно и могуче; тогда оно на грани дела и само уже есть дело".

Ильин И.А. (1, 428)

Факторы, учитываемые при склонении виновного к даче правдивых показании

1. Большинство виновных после совершения преступления находятся в состоянии стресса. Стресс и вызванные им моральные и физические перегрузки оказывают разрушающее воздействие на организм*. Уже давно замечено, что “психологический путь, которому следует раскаивающаяся или кающаяся душа, состоит в следующем: человек то печалится и горюет под бременем сознания своих ошибок, то впадает в неудовольствие, досаду и гнев против себя и против других, даже против неодушевленных предметов, с которыми связаны были его ошибки, то стыдится своего поведения и ошибок, то сознает свою нравственную беспомощность и обращается с мольбой, ищет помощи”.

Человек стремится избавиться от стресса, и задача оперативного работника — убедить виновного, что выход из стрессовой ситуации лишь один — дать правдивые показания по факту совершенного преступления и оказать помощь следствию.

2. Некоторых лиц от дачи правдивых показаний удерживают какие-либо нравственные установки, чувство страха за содеянное, боязнь потерять свой авторитет и т.п. Оперативный работник должен: а) выяснить мотивы такого поведения; б) попытаться их нейтрализовать.

3. Каждый преступник боится ответственности и наказания. При опросе необходимо “примирить” виновного с мыслью, что ответственность все равно наступит, и вопрос лишь в том, каким будет наказание. Эта тактическая линия должна “пронизывать” всю беседу.

4. Для того, чтобы не допустить самооговора и исключить возможность неправомерного привлечения к уголовной ответственности невиновных, необходимо проверять, в том числе и с помощью оперативно-розыскных мер, всю доказательственную информацию, получаемую от опрашиваемых.

Правила психологического воздействия на лиц, совершивших преступления

1. Правило демонстрации уверенности в виновности. Оперативный работник не должен показывать ни малейшего сомнения в виновности опрашиваемого. Наоборот, нужно демонстрировать свою убежденность в его причастности к преступлению и при этом помнить, что преступник всегда старается вызвать жалость, сочувствие, породить сомнения. При опросе можно сочувствовать и проявлять внешнее участие, но ни в коем случае нельзя показать каких-либо колебаний и неуверенности в утверждениях относительно его виновности. Если преступник почувствует, что оперативный работник сомневается в его виновности, ему будет трудно сделать признание и дать правдивые показания по совершенному преступлению. Причина этого психологического феномена кроется в том, что виновный не хочет разрушать у опрашивающего позитивное мнение о себе.

2. Правило умеренности. Не надо требовать от опрашиваемого быстрого и полного признания своей вины и дачи правдивых показаний по всем обстоятельствам дела. Пусть виновный признается в малом. Например, вернет часть похищенного. Используя подобного рода обстоятельства, в дальнейшем можно обеспечивать процесс доказывания и изобличения лица в совершенном преступлении.

3. Правило дистанции. При любой степени социального контакта с опрашиваемым оперативный работник должен удерживать определенную социальную дистанцию. Это вовсе не будет препятствовать, как иногда считают на практике, получению тактически значимой информации. Скорее, наоборот: если опрашиваемый видит в оперативном ра-

* Мы считаем необходимым привести хотя и достаточную объемную, но метко отражающую суть проблемы цитату из работы известного исследователя неспецифических симптомов стресса Ганса Селье, в которой он с использованием специфической терминологии раскрывает содержание стресса: “Стрессор возбуждает гипоталамус (гипоталамус — отдел мозга, регулирующий обмен веществ, а также деятельность сердечно-сосудистой, пищеварительной, выделительной систем и желез внутренней секреции, механизмы сна, бодрствования, эмоций. — В.Л.), продуцируется вещество, дающее сигнал гипофизу выделять в кровь адре-нокортикотронный гормон (АКТГ). Под влиянием же АКТГ внешняя корковая часть надпочечников выделяет кортикоиды. Это приводит к сморщиванию вилочковой железы и многим другим сопутствующим изменениям: атрофии лимфатических узлов, торможению воспалительных реакций и продуцированию сахара (легкодоступный источник энергии). Другая типичная черта стрессовой реакции — образование язвочек пищеварительного тракта (в желудке и кишечнике) (2,37-38).

Пснхопедагогнка в правоохранительных органах, 2001, №1 (15)

31

ботнике профессионала, сильную личность, от чаще склоняется к даче правдивых показаний.

Это правило требует также, чтобы оперативный работник без необходимости не употреблял, а тем более не бравировал криминальным жаргоном: профессиональные преступники все равно знают его лучше, а на остальных подобная осведомленность не произведет желаемого впечатления.

4. Правило разнообразия требует использования различных приемов психологического воздействия, поиска среди них оптимального для конкретной ситуации. Важно учитывать, что чаще всего результативность воздействия на виновного определяется комплексным применением различных тактических приемов.

5. Правило сдерживания обещания. Достаточно часто склонение лица к даче правдивых показаний сопровождается определенным “торгом”, когда оперативный работник взамен достоверной информации обещает виновному помощь в решении каких-либо проблем (встреча с семьей, приобретение сигарет, помощь родственникам и т.п.). Важно в этой связи придерживаться двух принципов: во-первых, обещать только то, что можно выполнить, во-вторых, если пообещали, то надо выполнять.

6. Правило “оптимального блефа" преследует цель внушения опрашиваемому мнения о полной или частной осведомленности оперативного работника об обстоятельствах преступления. Соблюдение этого правила требует избегать при беседе конкретизации обвинений и не раскрывать деталей якобы известных оперуполномоченному обстоятельств. В то же время оперативный работник своим поведением, уверенностью должен демонстрировать достаточность доказательств вины опрашиваемого.

7. Никогда не критикуйте мотив оправдания преступником своего поступка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т. — Т. 8. — М.: Русская книга, 1998.

2. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979.

3. Сикорский И.А. Физиогномика в иллюстрированном изложении // Читать человека как книгу / Сост. Е.К.Знак. — Минск: ПП “Мет”; М.: АОЗТ “ЭКСМО”, 1995.

О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА СОТРУДНИКОВ ОВД

Канд. техн. наук, доцент М.В.Кочетков

Сибирский юридический институт, г.Красноярск

Основообразующим ориентиром кадровой политики служит повышение профессионального уровня сотрудников ОВД. Тяжелая экономическая ситу-

ация в стране, криминогенная обстановка, динамичные изменения во всех сферах человеческой деятельности — все это определяет необходимость переоценки требований к качествам специалиста. Конкурсно-квалификационная работа может являться важным фактором осмысленного и эффективного формирования требуемого профессионального уровня сотрудников милиции. Высокий уровень сменяемости кадров ОВД с одной стороны и признаваемый многими неудовлетворительный уровень профессионализма — с другой свидетельствуют о значительной доле стихийности в процессе формирования кадрового потенциала. Эта тенденция ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям.

Необходимость исправления ситуации находит понимание на концептуальном уровне. Однако претворение в жизнь идеи конкурсной основы способно привести к желаемым результатам лишь при условии комплексного подхода к использованию человеческих ресурсов, эволюции взглядов руководителей личность сотрудника ОВД в целом.

Комплексный подход к использованию человеческих ресурсов должен основываться на всестороннем развитии индивидуальных личностных качеств, творческих способностей сотрудников вне прямой зависимости от того, насколько они находят отражение в квалификационных требованиях.

Всестороннее удовлетворение потребности индивида в творчестве достижимо при совпадении природных задатков к тем или иным видам деятельности с возможностями социальной среды предоставить условия, позволяющие более полно раскрыться творческому потенциалу личности.

Специфика деятельности ОВД такова, что зачастую она носит односторонний характер, заставляя личность подавлять и игнорировать стремление к самореализации по многим направлениям. Следовательно, значительную роль приобретают условия, позволяющие человеку сублимироваться в какой-либо непрофессиональной деятельности (реализуя свой духовный и физический потенциал в творчестве, самореализуясь в нем, личность участвует в деятельности на профессиональном, любительском уровнях) (2). Поэтому актуальным для развития личности сотрудников ОВД является создание условий для творческой реализации на любительском уровне. Стремление к самореализации на любительском уровне обусловлено потребностью познать другие виды деятельности, внести в свою жизнь большее разнообразие, интерес, и, как правило, свидетельствует о недостаточной реализации индивидом своих возможностей в профессиональной деятельности. Последнее может быть связано, в частности, с верным профессиональным выбором или неприемлемыми сторонами проявления службы, значительной рутинной составляющей функциональных обязанностей.

С учетом сказанного необходимо упомянуть о развитии новой науки — акмеологии (от греч. “акмэ" — высшая степень чего-либо), изучающей состояние наибольшего взлета индивида. Природ-

32

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2001, №1 (15)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.