Научная статья на тему 'О системообразующих факторах профессиональной Я-концепции учащихся 9-х классов'

О системообразующих факторах профессиональной Я-концепции учащихся 9-х классов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
187
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богатова (спирина) Т. А.

В статье освещаются некоторые аспекты проблемы профессионального самоопределения старшеклассников. Проанализированы особенности компонентов профессиональной Я-концепции учащихся 9-х классов. Выделены и описаны 6 системообразующих факторов, определяющих профессиональную Яконцепцию старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О системообразующих факторах профессиональной Я-концепции учащихся 9-х классов»

качеств личности могут быть использованы такие методы и технологии, которые позволяют человеку взглянуть на тенденции в собственном поведении, понять особенности своих мотивов и установок. Список использованной литературы

1. Аникеева Ю.В. Коммуникативная компетентность психолога: подходы и концепции. / О.В. Соловьева, Ю.В. Аникеева. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». - №1 (8), 2012. - С. 267-270.

2. Дондокова Р.П. Сущностная характеристика и структура коммуникативной компетентности. / Р. П. Дондокова. // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - Вып. 1.1. Педагогика. - С. 18-21.

3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - 167 с.

4. Жарких Н.Г. Коммуникативная компетентность студентов в ситуациях фрустрации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2009. - № 109. - С. 171.

5. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения - М., 2007. - 234с.

6. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально - психологический тренинг - М.: Изд-во МГУ,1998. - 216 с.

7. Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Смысл, 1999. - С. 150-166.

8. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 1982. - 168 с.

© А. М. Бекбулатова, Т.И. Куликова, 2015.

УДК 159.99

Т.А. Богатова (Спирина)

ст.преп.каф.психологии развития и психофизиологии ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г.Казань)» г.Казань, Татарстан, Российская Федерация

О СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ

УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ

Аннотация

В статье освещаются некоторые аспекты проблемы профессионального самоопределения старшеклассников. Проанализированы особенности компонентов профессиональной Я-концепции учащихся 9-х классов. Выделены и описаны 6 системообразующих факторов, определяющих профессиональную Я-концепцию старшеклассников.

Ключевые слова:

Профессиональная Я-концепция; профессиональные аспекты Образа Я; структура самоотношения;

профессиональное развитие.

Сегодня с целью облегчения выбора профессии в школах реализуется профильное обучение, задачей которого является создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.

Вместе с тем следует отметить, что в школах процесс профессионального самоопределения обучающихся протекает недостаточно эффективно, школьники затрудняются в выборе профиля обучения, делают этот выбор случайно, без учета требований рынка труда. Это, в свою очередь, приводит к

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

немотивированному выбору профессии, учебного заведения профессиональной подготовки, а, следовательно, и отсутствию желания работать по полученной специальности.

Согласно акмеологическим позициям в современной психологии (А.А. Бодалев [1], А.А. Деркач [2], А.М. Зимичев, Н.В. Кузьмина, Н.С. Пряжников и др.) человек понимается как субъект профессиональной деятельности, что предполагает решающую роль его внутренней активности в процессе профессионального выбора и профессиональной самореализации. Одной из категорий, наиболее полно и глубоко раскрывающих человека как субъекта профессиональной деятельности, выступает профессиональная Я-концепция, которая отражает систему реальных и идеальных представлений о себе как о профессионале, формирующихся под влиянием внутренних и внешних условий. При этом готовность к профессиональному выбору, а также качество такого выбора во - многом определяются процессом организации образовательного пространства, в частности работой по профессиональной ориентации, проводимой в школе. Отметим, что на сегодняшний день большинство старшеклассников демонстрирует низкий уровень профессиональной мотивации, что нередко приводит к ошибочным решениям в выборе профессии. В этой связи особую актуальность приобретают прикладные исследования, связанные с возможностями целенаправленного развития профессиональной Я-концепции учащихся .

В соответствии с разработанным алгоритмом исследования мы обратились к анализу особенностей компонентов профессиональной Я-концепции учащихся старших классов. Эмпирические данные полученны в выборке учащихся 9-х классов.

Было установлено, что в структуре самоотношения учащихся 9-х классов отмечается адекватный уровень развития самоотношения, где ведущая роль отводится параметрам аутосимпатии и самоинтереса. Также в отмеченных группах выделено противоречие (одновременно высокая представленность таких антагонистических конструктов аутосимпатии как самопринятие и самообвинение), которое отражает наличие «конфликтного смысла», что является положительным ресурсом, отражающим субъектность испытуемых и их готовность к развитию (в том числе к профессиональному).

Учащиеся также характеризуются реалистичной самооценкой (по следующим конструктам Образа Я: терпеливость, упорство, самообладание, выдержка, смелость, инициативность, энергичность, принципиальность, усердие, самоотверженность, внимательность, уверенность в себе, отношение к себе, ум, способности, самоценность, самопринятие, готовность к выбору профессии, самостоятельность, организованность, настойчивость и ответственность) и заниженной самооценкой по ряду параметров (дисциплинированность, старательность и умение работать руками).

У учащихся 9-х классов отмечается ведущая роль социального и физического влияния в процессе самоидентификации, что отражает общие тенденции личностного развития в рассматриваемом возрастном периоде. При этом результаты показывают низкую представленность профессиональных аспектов Образа Я в структуре Я-концепции, что открывает возможности для их развития.

В структуре мотивационной перспективы учащихся 9-х классов контрольной и экспериментальной групп ведущими детерминантами выступают индукторы, связанные с внешними условиями профессиональной деятельности и отражающие базовые потребности самоактуализации («хорошие условия и комфорт», «избежание рутины», «хорошие отношения с коллегами»). Наименее представленными мотивационными объектами являются «востребованность», «креативность», «влияние и власть», «завоевание признания со стороны коллег», «четко структурированная работа» и «стабильность».

Иерархия ценностей-средств в реальном образе Я, также как и в иерархии ценностей - целей, отражает образ человека, стремящегося к психологическому благополучию. Результаты сравнения реального и идеального образов Я в структуре Я-концепции учащихся 9-х классов показывают рассогласование терминальных ценностей профессиональной самореализации - если в реальном образе Я они наименее значимы для старшеклассников, то в идеальном образе Я они оцениваются как более значимые (перемещаются в блок средне выраженных). Данное рассогласование отражает стремление учащихся к профессиональному развитию и готовность к целенаправленному развитию их профессиональной Я-концепции.

Таким образом, по результатам эмпирического исследования у учащихся 9-х классов выделены следующие 6 системообразующих факторов, определяющих их профессиональную Я-концепцию:

«Рукоделие», «Способности», «Самоуверенность», «Саморуководство», «Организованность», «Я-профессиональное», «Я-социальное», «Целеустремленность», «Самостоятельность», «Комфортные условия». Наиболее сильными факторами выступают: «Рукоделие», «Способности», «Самоуверенность».

Итак, профессиональная Я-концепция человека является составляющей его общей Я-концепции, связанной со становлением и развитием как субъекта профессиональной деятельности. Профессиональная Я-концепция является относительно стабильной частью сознания человека (результативной), в отличие от профессионального самосознания и профессионального самоопределения, которые отражают его процессуальный аспект [3].

Профессиональная Я-концепция учащихся старших классов выступает результатом процессов их профессионального самоопределения и отражает относительно устойчивую систему реальных и идеальных представлений о себе как о будущем профессионале, формирующихся под влиянием внутренних и внешних условий. Когнитивный компонент профессиональной Я концепции учащихся старших классов представлен представлениями подростка о профессионально важных качествах через образ профессии и необходимые личностные характеристики для соответствующего профессионального развития. Эмоционально-оценочный компонент профессиональной Я-концепции учащихся характеризуется переориентаций с внешних оценок (зеркальное Я) на оценки самого себя (реальное Я) и усилением процессов дифференциации и интеграции их внутреннего Я. Поведенческий компонент профессиональной Я-концепции учащихся отражает основные тенденции в усилении соответствующих форм поведения, связанных с совершенствованием себя в аспекте профессионального самоопределения.

Список использованной литературы:

1. Бодалев А.А. О психологическом понимании Я человека / А.А. Бодалев // Мир психологии. -2002.-№2(30).-С. 12-17.

2. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала: Избранные психологические труды. - М.: МПСИ, 2004. - 752 с.

3. Джанерьян С.Т. Системный подход к изучению профессиональной Я-концепции / С.Т. Джанерьян // Вестник ОГУ Приложение Гуманитарные науки, 2005. - №4. -С. 162-169

© Богатова (Спирина) Т.А. 2015 г.

УДК 159.923.2

С.В. Бытка, Д.Н. Мирзаханова

бакалавры 4 курса обучения «Психолого-педагогическое образование» Астраханский государственный университет, факультет психологии

Г. Астрахань, Российская Федерация

ВЛИЯНИЕ СОВЕСТЛИВОСТИ НА СПЛОЧЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЫ И

СПОРТИВНОЙ КОМАНДЫ

Аннотация

В статье акцентируется внимание на важности развития у подростков совестливости и сплоченности. Описывается и анализируется эмпирические данные, свидетельствующие об особенностях влияния совестливости на сплоченность подростковой группы и спортивной команды подростков.

Ключевые слова

Сплоченность, совестливость, подростковая группа, спортивная команда В настоящее время актуальной является проблема личностного и социального развития подростков. Параметром, отражающих особенности их их социального взаимодействия может выступить сплоченности, а параметром их личностного развития - совестливость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.