Научная статья на тему 'О СИСТЕМНЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В КОСМОНАВТИКЕ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ НИЗКООРБИТАЛЬНЫХ КОСМИЧЕСКИХ ЛИФТОВ'

О СИСТЕМНЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В КОСМОНАВТИКЕ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ НИЗКООРБИТАЛЬНЫХ КОСМИЧЕСКИХ ЛИФТОВ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
360
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКИЙ ЛИФТ / ОРБИТАЛЬНЫЙ ПОДЪЁМНИК / КОСМОНАВТИКА / НОСИТЕЛИ / КОСМОНАВТ / ЭКОЛОГИЯ / РЕМОНТ / ЛИФТ ЗЕМЛЯ-ЛУНА / РАДИАЦИЯ / КОСМИЧЕСКИЙ МУСОР / SPACE LIFT / ORBITAL ELEVATOR / ASTRONAUTICS / CARRIER / ASTRONAUT / ECOLOGY / REPAIR / LIFT EARTH-MOON / RADIATION / SPACE DEBRIS

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Салмин А.И.

В статье автор анализирует целесообразность строительства низкоорбитального космического лифта. Лифт привносит в космонавтику следующие изменения. Лифт изменяет структуру дальних полётов в Солнечной системе, структуру пилотируемой космонавтики, структуру запусков ракет. Лифт экономит ракетное топливо, делает полёты в космос более экологичными, делает возможной доставку грузов в космос без длительной подготовки, решает проблему дозаправки аппаратов для сбора космического мусора, проблему ремонта космических аппаратов в космосе. Космическая станция на вершине лифта улучшает быт космонавтов. Лифт помогает организовать складирование отработанного ядерного топлива и вредных химических отходов на Луне, создаёт рабочие места для человекоподобных роботов. Лифт помогает доставлять грузы к нижнему концу троса космического лифта до Луны. Низкоорбитальный космический лифт более защищён, чем тросовый космический лифт, от радиации и попадания космического мусора. Низкоорбитальный космический лифт помогает политическому объединению территорий. Такой лифт полезен для развития космонавтики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SYSTEMIC CHANGES IN ASTRONAUTICS IN BULDING PRESENCE OF LOW-ORBITING SPACE LIFTS

In the article author analyses reasonable of building of low-orbiting space lifts. The lift introduces in astronautics next changes. The lift changes the structure of long flights in Solar system, the structure of manned astronautics, the structure of launching of rockets. The lift economizes a rocket fuel, did flights in space more ecological, did possible delivery of freights in space without long preparation, settles the problem of refueling of apparats for recovery of space debris, the problem of repair of space apparats in space. The space station on top of lift improves a life of astronauts. The lift helps to organize storage of spent nuclear fuel and hazardous chemical waste on the Moon, creates jobs for humanoid robots. The lift helps to deliver cargo to the lower end of rope of space lift to the Moon. The low-orbiting space lift is more protected, than rope space lift, for radiation and for hit of space debris. The low-orbiting space lift helps for political unification of territories. Such lift is useful for development of astronautics.

Текст научной работы на тему «О СИСТЕМНЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В КОСМОНАВТИКЕ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ НИЗКООРБИТАЛЬНЫХ КОСМИЧЕСКИХ ЛИФТОВ»

О системных изменениях в космонавтике при строительстве низкоорбитальных космических лифтов

Салмин Алексей Игоревич

ведущий инженер, Нижегородский государственный технический университет, nimlas@mail.ru

В статье автор анализирует целесообразность строительства низкоорбитального космического лифта. Лифт привносит в космонавтику следующие изменения. Лифт изменяет структуру дальних полётов в Солнечной системе, структуру пилотируемой космонавтики, структуру запусков ракет. Лифт экономит ракетное топливо, делает полёты в космос более экологичными, делает возможной доставку грузов в космос без длительной подготовки, решает проблему дозаправки аппаратов для сбора космического мусора, проблему ремонта космических аппаратов в космосе. Космическая станция на вершине лифта улучшает быт космонавтов. Лифт помогает организовать складирование отработанного ядерного топлива и вредных химических отходов на Луне, создаёт рабочие места для человекоподобных роботов. Лифт помогает доставлять грузы к нижнему концу троса космического лифта до Луны. Низкоорбитальный космический лифт более защищён, чем тросовый космический лифт, от радиации и попадания космического мусора. Низкоорбитальный космический лифт помогает политическому объединению территорий. Такой лифт полезен для развития космонавтики.

Ключевые слова: космический лифт, орбитальный подъёмник, космонавтика, носители, космонавт, экология, ремонт, лифт Земля-Луна, радиация, космический мусор.

В статье обсуждаются гуманитарные вопросы, возникающие при строительстве низкоорбитальных космических лифтов. Гуманитарный анализ требуется при внедрении любой новой техники. Иногда производители несут большие затраты на её создание, а потом терпят банкротство, из-за того, что не учли важные особенности этой техники и не продумали всех последствий её появления на рынке. Поэтому необходимо всесторонне проанализировать, нужно ли вообще строить низкоорбитальные космические лифты, и какое влияние на космонавтику они окажут.

Всего существует две принципиально разные конструкции космического лифта - это тросовый лифт и низкоорбитальный лифт. Тросовый лифт предложил К.Э. Циолковский [1]: это два барабана, один крепится к земле, второй устанавливается на геостационарном спутнике на высоте порядка 36000 км над Землёй, барабаны вращаются вокруг своих осей, они охватываются двойным тросом, который движется при вращении барабанов. В современных конструкциях используется одинарный трос, по которому перемещается каретка. Вторая конструкция - это башня высотой порядка 101 км, состоящая из труб и имеющая ажурную конструкцию, к ней прикреплены четыре или более простые лестницы, по которым поднимаются и опускаются человекоподобные роботы-носильщики со спускаемым аппаратом на спине [7]. На вершине лифта расположены 4 или более космические станции. Вес нижней части лифта компенсируется аэростатами. Для защиты от ветра лифт обнесён ветроломами [11]. Я хотел бы остановится на последствиях строительства низкоорбитального лифта, предложенного мною [7].

Во-первых, необходимо предостеречь создателей первого низкоорбитального космического лифта от строительства его в кредит. Это весьма дорогостоящий объект, возвращение денег по кредиту может занять десятилетия. Но пока технологии строительства не отработаны, в них возможны просчёты, из-за которых первый лифт не простоит несколько десятилетий, поэтому деньги невозможно будет вернуть в полном объёме. Поэтому первый лифт может быть построен на деньги налогоплательщиков за счёт государства с использованием сбора народных средств. Собирание народных средств может быть организовано по примеру того, как собирались деньги на дорогие генетические операции у детей. По телевидению в новостях показывается репортаж о начале строительства лифта с подробностями того, какие полезные последствия это будет иметь для космонавтики, потом в конце репортажа просят зрителей позвонить на короткий номер сотового телефона и перечислить 100-200 рублей. Таким способом возможно собрать несколько миллионов, которые уменьшат нагрузку на государственный бюджет. Чтобы построить вторую и последующие очереди лифта, такие репортажи повторяются несколько раз. Кроме очевидного материального преимущества такой подход сплотит обще-

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м

см о см

о ш т

X

<

т О X X

ственность вокруг созидательного проекта строительства космического лифта. Общество будет в курсе хода строительства и предотвратит возможное разворовывание средств, что иногда случается при крупных проектах.

Если построить лифт за счёт государства и на народные деньги, то он станет самым дешёвым способом доставки грузов на орбиту. В стоимость доставки будет входить только плата за электроэнергию для подъёмного устройства, плата за запчасти для подъёмного устройства и траты на зарплаты обслуживающего персонала. Например, подъёмным устройством в низкоорбитальном космическом лифте служит человекоподобный робот. Продолжительный путь по лестнице туда и обратно будет приводить к истиранию шестерёнок в суставах робота, их понадобится заменять на новые. Их цена должна быть заложена в цену доставки. Если лифт строить в кредит, в цену доставки войдёт ежемесячный платёж по кредиту, который сделает доставку более дорогой, дороже доставки ракетной техникой. Это второй фактор, почему лифт не надо строить в кредит. Кроме платы за доставку грузов на космическую станцию на вершине лифта (для некоторых грузов этого будет достаточно, чтобы оказаться в невесомости) некоторые грузы понадобится вывести на орбиту и разогнать до космической скорости, запустив их с вершины лифта. В отличие от обычных ракет для такой доставки не понадобятся первые ступени ракет, достаточно последней ступени, поэтому в целом доставка космическим лифтом будет дешевле доставки обычной ракетой. Разгонять грузы для доставки на орбиту возможно многоразовыми аппаратами, стоимость которых включена в затраты на создание лифта, понадобится оплачивать только топливо для них. Таким образом, низкоорбитальные космические лифты будут иметь рыночную эффективность только если будут создаваться на государственные и народные деньги.

Во-вторых, можно предложить 13 последствий строительства космического лифта, чтобы не возникало сомнения в его применимости.

1. Лифт изменит структуру космических полётов в Солнечной системе.

Сейчас предложен для передвижения в межпланетном пространстве космический буксир с ядерным ионным двигателем повышенной мощности [14]. По замыслу авторов этого проекта такие буксиры позволят перейти в исследованиях Солнечной системы от одноразовых космических аппаратов, которые делают серию замеров и фотографий вблизи планеты, а потом улетают в неизвестность, к многоразовым аппаратам, которые возвращаются после исследований на орбиту Земли, а потом смогут снова улетать к другим планетам и снова возвращаться. При таком подходе становится возможной добыча полезных ископаемых на астероидах, при которой грузовые корабли с добытыми ископаемыми многократно летают между астероидом и орбитой Земли. На астероидах можно добывать не только золото или железо, но и редкие на Земле элементы [8, 9]. Также из верхних слоёв атмосфер планет-гигантов и планет земной группы можно добывать гелий, ксенон, другие газы [6]. Чтобы такие проекты стали возможными, на орбите Земли понадобится проводить техосмотр и профилактический ремонт буксиров. В случае отсутствия космического лифта понадобится для этих целей несколько запусков ракет с экипажем и от-

сутствующими на борту буксира запчастями. Если же такой буксир причалит к станции на вершине космического лифта, станет возможным делать даже капитальный ремонт такого буксира с заменой крупных деталей, время нахождения команды инженеров на борту буксира будет не ограничено, их можно будет заменять в любое время любыми специалистами. Можно будет при ремонте пользоваться услугами не только молодых специалистов, которые способны переносить перегрузки при запуске ракеты, но и опытных пожилых специалистов, которые смогут подниматься роботом по лестнице космического лифта в спускаемом аппарате без перегрузок. Вершина космического лифта находится выше точки невозврата, поэтому на станции наверху лифта есть невесомость. Даже тяжёлые узлы оборудования в случае необходимости их замены могут перемещаться в невесомости достаточно легко, их не понадобится, как на Земле, переносить на руках, надрываясь. Качество техосмотра и профилактического ремонта буксира на вершине лифта будет приближаться к ремонту на поверхности Земли, но сажать на Землю буксир не понадобится, что сэкономит время и ресурсы.

2. Лифт изменит структуру пилотируемой космонавтики.

Сейчас пилотируемая космонавтика ограничивается использованием только одной пилотируемой космической станции на орбите Земли. Строительство лифта позволит содержать несколько пилотируемых станций на орбитах Земли и Луны. Космические корабли модификаций «Союза» и «Прогресса» смогут совершать не один полёт от Земли до станции, а многочисленные челночные перелёты между космическими станциями на орбите и станциями на вершине космического лифта. Это также благоприятно повлияет на здоровье космонавтов. Не понадобятся длительные многомесячные полёты одного экипажа, когда невесомость вредно влияет на их здоровье. Экипажи можно будет менять каждый день или раз в неделю. Отряд космонавтов станет будет насчитывать тысячи человек. Станет возможным научный туризм, при котором исследователи не поручают постановку экспериментов космонавтам, а сами поднимаются на лифте в космос, чтобы поставить свой эксперимент на борту космической станции.

Кроме того, каждый крупный город будет строить возле себя свой космический лифт, чтобы получить собственный выход в космос. Сейчас ракетные космодромы находятся в отдалённой местности и охватывают лишь избранный круг специалистов. Космические лифты дадут работу многим людям в городах, возле которых они построены.

Будет наблюдаться интенсивное развитие космического туризма. Запуски суборбитальных космических аппаратов, при которых космический турист лишь несколько секунд находится в невесомости, уйдут в историю. За несколько секунд невозможно прочувствовать всю прелесть космического полёта. Некоторые космические станции будут использоваться в качестве отелей для космических туристов, где они будут находиться несколько суток. Билеты для космических туристов станут более дешёвыми, не только миллионеры смогут стать космическими туристами, но и представители среднего класса. Если станцию на вершине космического лифта оборудовать под отель без отлёта туристов к космической станции на орбите, то билеты будут доступны даже низшим представителям среднего класса при условии,

что лифт будет построен на государственные и народные деньги.

3. Лифт делает полёты в космос более экологичными.

При запуске космических аппаратов на орбиту Земли и в дальний космос лифт экономит ракетное топливо. Нужна только последняя ступень ракеты, чтобы разгонять груз с вершины космического лифта до орбитальной скорости. Первые две ступени ракет не понадобятся, их заменит подъём робота, который использует электрический аккумулятор, по лестнице до высоты 101 км. Для подзарядки аккумулятора можно использовать электрическую энергию, вырабатываемую солнечными электростанциями, ветрогенераторами и атомными станциями. То есть энергия может быть экологически чистой без сжигания топлива с выработкой парниковых газов. Пока что предложен вариант низкоорбитального космического лифта, в котором для компенсации веса нижней части лифта до высоты порядка 12 км используются гелиевые аэростаты и тепловые аэростаты. Запасы гелия на Земле ограничены, поэтому может быть построен только один лифт с гелиевыми аэростатами. Остальные лифты придётся строить с тепловыми аэростатами, которые содержат тёплый воздух от выхлопов тепловых электростанций. При сжигании топлива тепловых электростанций вредные вещества поглощаются фильтрами, но углекислый газ высвобождается в атмосферу. Его возможно утилизировать, улавливая из атмосферы и перерабатывая в мыло, топливо или волокна для одежды по вновь создаваемым технологиям. Я сейчас работаю над тем, чтобы исключить тепловые аэростаты из конструкции лифта, так что, возможно, углекислый газ при эксплуатации лифта выделяться не будет.

Сейчас делается порядка 80 пусков ракет в год во всём мире. При добыче полезных ископаемых на Луне и на астероидах понадобятся тысячи пусков ракет. Топливо ракет токсично, оно отравляет атмосферу. Сейчас заканчивается работа над ракетами, которые в качестве выхлопов имеют только углекислый газ и воду. Это снизит экологическую нагрузку на атмосферу, но углекислый газ создаёт парниковый эффект, он тоже не безобиден. Экономя ракетное топливо, космический лифт снижает токсикологическую нагрузку на атмосферу и парниковый эффект.

4. Изменится характер запусков ракет: тяжёлые спутники будут запускаться с Земли, лёгкие - с вершины космического лифта.

Сейчас интенсивность пусков малых космических аппаратов возрастает. С 2023 по 2025 год планируется запустить более 500 малых космических аппаратов [2]. Раньше их приходилось присоединять в качестве дополнительного груза к большим спутникам при запуске, из-за чего приходилось подолгу ждать, когда будет запущен большой спутник с близкими к малому спутнику параметрами орбиты. Для решения этой проблемы созданы малые ракеты для индивидуального запуска малых космических аппаратов [2]. Сейчас также ведутся работы по созданию более дешёвых одноступенчатых ракет для доставки малых спутников [5]. Для запуска с вершины космического лифта одноступенчатый разгонный блок потребует меньше топлива и сам такой блок будет меньше в размерах, чем ракета, поднимающаяся с Земли, запуск малых спутников с вершины лифта будет более дешёвым. Со временем запуски малых спутников с Земли прекратятся, и они будут запускаться только с вершин космических лифтов.

Важно, чтобы ракетчики не воспринимали космический лифт как конкурента, который отменит запуски всех ракет и оставит их без средств к существованию. Это может привести к сопротивлению строительству лифта работниками космической отрасли. Запуски ракет останутся в том же объёме, но их характер изменится. Больше будет с Земли запускаться тяжёлых ракет, которые доставляют станции на вершину космического лифта, модули для космических станций, космические буксиры, но запуски лёгких ракет с Земли прекратятся, а средних ракет уменьшатся. Вместо одиночных запусков модификаций «Союз» и «Прогресс» сначала будет запускаться их массовое количество, которое сменится долгим затишьем, поскольку они станут многоразовыми. Выпускающие их фирмы займутся профилактическим осмотром и ремонтом многоразовых аппаратов. Те фирмы, которые специализируются на запуске лёгких ракет будут изготовлять разгонные аппараты для запусков с вершины космического лифта на орбиту. Фирмы, специализирующиеся на суборбитальном туризме, перепрофилируются и будут заниматься орбитальным туризмом на орбитальных космических станциях и на станциях на вершине космического лифта. Некоторые спутники средней массы будут собираться на вершине космического лифта, их по частям будут роботы доставлять туда, поэтому старты ракет со спутниками средней массы уменьшатся, но не прекратятся, поскольку некоторые высокотехнологические спутники, не разбираемые на части, возможно собирать только на Земле.

Все эти изменения произойдут только лет через 1520 при оптимистическом сценарии, только через этот срок может быть построен первый космический лифт. Массовое строительство лифтов начнётся лет через 3050. Поэтому я не указываю конкретные цифры, какие носители в каком количестве будут созданы, а рассматриваю только общую тенденцию. Не имеет смысла строить точные прогнозы на такой длительный срок.

5. Осуществляется доставка грузов в космос без длительной подготовки.

Если для каких-либо целей достаточно пребывания космического груза на станции на вершине космического лифта в невесомости, то понадобится мало времени порядка 3 суток для доставки груза. Если требуется вывести груз на орбиту Земли, то к этим 3 суткам понадобится ещё 2 суток, чтобы поднять топливо с поверхности Земли и заправить многоразовый разгонный блок для отправки груза на орбиту. В трое суток включаются следующие периоды: 1) подъём робота-носильщика с грузом за спиной до высоты 101 км займёт около суток времени, 2) ещё около суток понадобится для технической диагностики робота, что все его системы работают нормально, 3) около суток понадобится, чтобы упаковать и уложить груз в спускаемый аппарат на спине робота. Если готовится орбитальный полёт, то проверяют около суток техническое состояние второго робота и заливают в бак на его спине ракетное топливо для разгона космического аппарата, затем около суток понадобится, чтобы робот доставил топливо по лестнице на высоту 101 км, и несколько часов понадобится, чтобы перелить топливо из бака на спине робота в баки разгонного блока на вершине лифта. Если робота с топливом снарядить одновременно с подготовкой робота с грузом, то его понадобится отправить на сутки раньше, чтобы он доставил топливо по лестнице, тогда доставка груза на орбиту Земли займёт 4 суток.

X X

о

го А

с.

X

го т

о

м о м

см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

Лифт имеет 4 лестницы, по ним 8 роботов и 4 разгонных космических аппарата смогут за 4 суток одновременно доставить 4 космических груза, которые могут включать по нескольку малых космических аппаратов или по одному среднему аппарату. Сейчас для запуска ракеты её надо сначала построить, что занимает несколько месяцев.

6. Космическая станция на вершине лифта улучшит быт космонавтов.

В настоящее время на орбитальную космическую станцию не может быть доставлено много воды, что ограничивает быт космонавтов. Экономя воду, они обтираются влажными салфетками, редко моются. Станция на вершине низкоорбитального космического лифта имеет водоснабжение с Земли. По трубам наверх лифта подаётся водяной пар и холодный воздух [7], они смешиваются в кране и получается вода, которой можно мыть руки, мыться и т. п.. Космонавт по окончании четырёхдневной рабочей недели может на одни сутки выходного дня спуститься на Землю и побывать дома. Подъём и спуск по лестнице лифта у него займёт 2 суток. У него получится 3 суток отдыха и 4 суток труда, потому что при спуске и подъёме он может отдохнуть: почитать, посмотреть фильмы, написать письмо. Но при необходимости более интенсивных работ космонавт при спуске и подъёме тоже работает: читает литературу по выполняемой работе, вычисляет на компьютере и т. п.. Тогда рабочая неделя у него будет длиться 6 суток.

Также электроэнергия на станцию на вершине лифта может подаваться по кабелям с Земли, поэтому не будет ограничений на потребление электроэнергии.

7. Решение проблемы космического мусора.

Космический мусор повреждает космические аппараты, иногда безвозвратно [13]. С ним предлагают бороться путём ужесточения национального законодательства стран, обязав производителей космических аппаратов уводить их с работы по окончании работы [13]. Но мусора накопилось уже достаточно много, как быть с уже накопленным мусором? Есть ряд проектов строительства космических аппаратов с сетями, которые после сбора обломков будут сталкивать пакет с мусором на Землю [13], предлагают также обстреливать обломки из ионной пушки так, чтобы они падали на Землю [13]. Но это нерациональное расходование материалов обломков. Генеральный директор по автоматическим космическим системам и комплексам Госкорпорации «Рос-космос» В.В. Хартов предложил перерабатывать мусор, не снимая его с орбиты [13]. Особенностью сталкивания мусора с орбиты или сбора космического мусора является то, что необходимо часто заправлять космические аппараты, которые гоняются за мусором. Чтобы не заправлять такие аппараты часто, предлагают использовать на мусоросборщиках ионные двигатели, но они медленные, им месяцы требуются для перелётов, которые с обычным двигателем занимают часы. Строительство космического лифта позволит окончательно решить проблему космического мусора, поскольку мусоро-сборщики смогут часто пристыковываться к станции на вершине космического лифта и заправляться. Лестницы лифта имеют площадки, на которых может стоять робот, пропуская идущего ему навстречу по лестнице робота. За сутки можно поднимать десяток роботов с топливным баком за спиной и заправлять десяток мусоросборщи-ков. Также на вершине космического лифта можно разгружать пакеты с космическим мусором и доставлять их на Землю для переработки. Не понадобится запускать в

космос дорогие станции по переработке мусора, в то же время мусор не будет сгорать в атмосфере. При использовании космического лифта мусор будет весь собран.

8. Решение проблемы ремонта космических аппаратов.

В настоящее время в условиях космоса может быть осуществлён только простейший ремонт космических аппаратов: дозаправка аппарата топливом, расправление нераскрывшихся антенн [3]. Более сложный ремонт может быть осуществлён космонавтами на МКС, но у них плотная программа исследований, не выделяется время на ремонт космических аппаратов. Строительство космического лифта позволит осуществлять ремонт космических аппаратов любой сложности. Буксир будет подцеплять космический аппарат и пристыковывать к космической станции на вершине лифта. Специалисты в скафандрах будут осматривать космический аппарат, выявлять повреждения. Далее с Земли будут в течение 3 суток доставляться запасные части, которые будут заменяться специалистами в скафандрах. Если космический аппарат маленький, его можно будет заносить внутрь станции на вершине космического лифта и осматривать специалистами без скафандров. Устроенный космический аппарат буксир будет доставлять обратно на орбиту.

9. Складирование отработанного ядерного топлива и вредных химических отходов на Луне.

В настоящее время изобретено обогащение уже отработанного ядерного топлива и его вторичное использование. Но не всё отработанное топливо поддаётся переработке, остаются ядерные отходы [10]. Обычно, когда начинают складировать их в какой-либо местности, тут же начинаются протесты зелёных в этой местности. На Луне никто не живёт, поэтому если захоронить отходы в какой-либо местности на Луне, протестов не будет. Для этого не требуется какой-то сложной техники. Достаточно приземлить космический аппарат с герметичным контейнером с ядерными отходами в отведённой для этих целей местности на Луне в заданной точке. Проблемой является надёжность взлёта ракеты с ядерными отходами с поверхности Земли. Ракеты иногда терпят аварии при взлёте. В случае такой аварии радиоактивные вещества будут рассыпаны по большой площади на Земле. Доставка ядерных отходов роботом-носильщиком по лестнице космического лифта является более надёжной процедурой. Даже если с роботом что-то случится, можно будет направить другого робота к месту остановки первого робота и перегрузить контейнер с ядерными отходами на второго робота, который продолжит путь наверх. Если у робота ноги, как у обезьяны, будут исполнены хватательными, как руки, зацепление в четырёх точках достаточно надёжно. На вершине космического лифта контейнер с отходами будет перегружаться на лунную посадочную платформу, которая будет взлетать с Земли пустой. Кроме ядерных отходов таким способом можно захоронить вредные для природы Земли вещества.

10. Создание рабочих мест для человекоподобных роботов.

На международной космической станции работал человекоподобный робот FEDOR [4]. Робот российского производства, способен делать многое из того, что умеют люди: ходить, как люди, подниматься по лестнице, преодолевать полосу препятствий, водить автомобиль, ползать на четвереньках, садиться на шпагат,

стрелять с двух рук по мишеням, работать пилой и болгаркой, делать уколы, донести человека до машины и отвезти его в больницу. Изначально он предназначен для спасения людей для МЧС и пожарной службы. Робот оснащён двумя камерами, тепловизором, микрофоном, GPS, глонасс, полутора десятками дальномерных лазеров и специальной системой для определения положения тела. Он узнаёт типовые предметы и инструменты, различает препятствия. Робот Фёдор летал в космос, находился на МКС 17 суток. Робот может управляться дистанционно человеком, одевшим очки дополненной реальности, копируя его движения. Создание такого робота - дорогостоящее мероприятие, «Роскос-мос» хотел бы экономически окупить эти затраты. Для этого понадобится массовый выпуск роботов, но должно быть предложено много видов работ для этого робота. Чем больше работ сможет выполнять робот, тем больше роботов может быть выпущено. В качестве робота, поднимающегося и спускающегося по лестнице космического лифта предлагается использовать увеличенную и функционально упрощенную его копию. Когда космические лифты начнут строиться возле каждого крупного города, понадобятся сотни таких роботов, чем будет частично решена задача нахождения применения роботу.

11. Если будет построен тросовый космический лифт до поверхности Луны [12], то понадобится доставлять груз к нижнему концу троса.

Средняя скорость перемещения Луны по орбите Земли равна 1,022 м/с или 3681 км/ч [15]. Если спустить нижний конец троса в атмосферу Земли, он будет двигаться с такой скоростью. Придётся догонять его на самолёте. Но перегружать доставляемый груз с самолёта на конец троса - сложная проблема. Низкоорбитальный космический лифт позволит доставлять груз до низкой орбиты, а оттуда космическим буксиром до конца троса, к которому пристыкуется буксир, после чего груз можно будет перегрузить. В космосе нет сопротивления воздуха и порывов ветра, как в атмосфере Земли, поэтому процедура перегрузки будет более простой.

12. Низкоорбитальный космический лифт более за-щищён, чем тросовый космический лифт, от радиации и попадания космического мусора.

Тросовый космический лифт протянут через радиационные пояса Земли, поэтому поднимающиеся по нему люди будут получать дозы радиации. Этого недостатка хотят избежать путём более быстрого перемещения по тросу. Также тросовый лифт должен иметь на вершине космический аппарат, заправленный топливом, чтобы отклонять лифт влево-вправо от траектории движения космического мусора. Придётся создавать систему раннего предупреждения о попадании в трос космического мусора. Низкоорбитальный космический лифт находится ниже радиационных поясов Земли и ниже траекторий полёта космического мусора, поэтому он защищён от них.

13. Лифт может способствовать политическому объединению территорий.

Если существуют две конфликтующие территории на Земле: две страны или две территории одного государства, их можно помирить путём вовлечения их в совместную созидательную деятельность. Если жителям конфликтующих территорий предложить вместе осваивать новые территории в космосе, на других планетах, для чего на их территориях строится космический лифт так, что часть лестниц лифта находится в одной стране

или территории, а вторая часть - в другой стране или территории. Жители конфликтующих территорий начинают совместно пользоваться лифтом и активно осваивать новые территории на других планетах, что примиряет их друг с другом, переориентируя с дележа территорий на поиск новых территорий.

Таким образом, вырисовывается довольно радужная картина применения низкоорбитального космического лифта, и можно заключить, что это удачная конструкция, которая пойдёт на пользу развития космонавтике.

Литература

1. Арцутанов Ю. В космос на электровозе. / газета «Комсомольская правда» 31.07.1960 г., Воскресное приложение;

2. Афанасьев И. Не «Электроном» единым. Создание российского сверхлёгкого носителя. / ж. Русский космос, 2020, июнь, с. 50-55

3. Афанасьев И. Орбитальный автосервис. / ж. Новости космонавтики, 2018, вып. 3, с. 70-71

4. Афанасьев И. «Фёдор» летит на МКС. / ж. Русский космос, 2019, вып.9, с. 2-9

5. Вавилин А. От сложного к простому. / ж. Популярная механика, 2017, апрель, с. 38-42

6. Салмин А.И. Задача создания 3D-поезда для добычи гелия, водорода, углекислого газа и других газов из верхних слоёв атмосферы планет. / www.researchscience.info / ежемесячный международный научный журнал «Research and science» Словакия, Банска Быстрица, 2019, вып. 5, с. 17-25

7. Салмин А.И. Космический лифт для доставки пассажиров и грузов с поверхности Земли или иной планеты на низкую орбиту и обратно и способ его строительства. / www.fips.ru / Патент на изобретение РФ № 2735441 по заявке № 2019138009/20(074854) от 18.11.2019 г. Опубликовано - бюллетень Роспатента № 31 от 2.11.2020 г.

8. Салмин А.И. Расчёт времени добычи порции металла на астероиде путём плавления лучами прожектора. / www.научный-сборник.рф / международный журнал «Инновационное развитие» Пермь: Центр социально-экономических исследований, 25.03.2017 г., 2017 г., вып. 3, с. 44-49

9. Салмин А.И. Способ добычи полезных ископаемых на астероиде с помощью искусственного освещения. / www.fips.ru / Патент на изобретение РФ № 2586437 по заявке № 2014148872/20(078578) от 26.11.2014. Опубликовано в бюллетене Роспатента № 16 от 10.06.2016 г.

10. Салмин А.И. Сравнительный расчёт полной эффективности захоронения радиоактивных отходов в разных местах. / www.science-perm.ru / Архив конференций / Материалы первой международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные аспекты управления промышленностью» Пермь: научно-издательский центр «Инноватика», 20.11.2016, с. 8-13

11. Салмин А.И. Хранилище для футляров с информацией, синхронизирующее дополнительное смешанное лазерное освещение с работой зоны интенсивного развития техники и носовые опоры солнцезащитных очков. / www.fips.ru / Патент на изобретение РФ № 2615822 по заявке № 2015118739/11(029078) от 19.05.2015 Опубликовано в бюллетене Роспатента № 11 от 11.04.2017 г..

12. Транспортная система Земля-Луна / www.fips.ru / Патент на изобретение РФ № 121233 по заявке № 2011153485/11 от 27.12.2011

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м

13. Чёрный И. Куарону и не снилось... Разгрести «орбитальную свалку». / ж. Новости космонавтики, 2017, вып. 6, с. 50-52

14. Ядерные реакторы в космосе: Транспортно-энер-гетический модуль. / www.habr.com, дата обращения 13.07.2015 г.

15. Система Земля-Луна. / www.grandars.ru, 20.12.2020 г.

On systemic changes in astronautics in bulding presence of

low-orbiting space lifts Salmin A.I.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nizhny Novgorod State Technical University In the article author analyses reasonable of building of low-orbiting space lifts. The lift introduces in astronautics next changes. The lift changes the structure of long flights in Solar system, the structure of manned astronautics, the structure of launching of rockets. The lift economizes a rocket fuel, did flights in space more ecological, did possible delivery of freights in space without long preparation, settles the problem of refueling of apparats for recovery of space debris, the problem of repair of space apparats in space. The space station on top of lift improves a life of astronauts. The lift helps to organize storage of spent nuclear fuel and hazardous chemical waste on the Moon, creates jobs for humanoid robots. The lift helps to deliver cargo to the lower end of rope of space lift to the Moon. The low-orbiting space lift is more protected, than rope space lift, for radiation and for hit of space debris. The low-orbiting space lift helps for political unification of territories. Such lift is useful for development of astronautics. Keywords: space lift, orbital elevator, astronautics, carrier, astronaut, ecology, repair, lift Earth-Moon, radiation, space debris

CN О СЧ

References

1. Artsutanov Yu. Into space on an electric locomotive. / newspaper

"Komsomolskaya Pravda" 07/31/1960, Sunday supplement;

2. Afanasyev I. Not "Electron" alone. Creation of a Russian ultralight

carrier. / f. Russian space, 2020, June, p. 50-55

3. Afanasyev I. Orbital car service. / f. Cosmonautics news, 2018,

no. 3, p. 70-71

4. Afanasyev I. "Fedor" flies to the ISS. / f. Russian space, 2019,

issue 9, p. 2-9

5. Vavilin A. From the complex to the simple. / f. Popular Mechanics,

2017, April, p. 38-42

6. Salmin A.I. The task of creating a 3D train for the extraction of

helium, hydrogen, carbon dioxide and other gases from the upper layers of the planetary atmosphere. / www.researchscience.info / monthly international scientific journal "Research and science" Slovakia, Banska Bystrica, 2019, no. 5, p. 17-25

7. Salmin A.I. A space elevator for the delivery of passengers and cargo

from the surface of the Earth or another planet to low orbit and back and the method of its construction. / www.fips.ru / Patent for invention of the Russian Federation No. 2735441 for application No. 2019138009/20 (074854) dated November 18, 2019 Published - Bulletin of Rospatent No. 31 dated November 2, 2020

8. Salmin A.I. Calculation of the time of extraction of a portion of

metal on an asteroid by melting with the beams of a searchlight. / www.nauchny-collection.rf / international journal "Innovative Development" Perm: Center for Social and Economic Research, 25.03.2017, 2017, no. 3, p. 44-49

9. Salmin A.I. A method of mining on an asteroid using artificial

lighting. / www.fips.ru / Patent for invention of the Russian Federation No. 2586437 on application No. 2014148872/20 (078578) dated November 26, 2014. Published in the bulletin of Rospatent No. 16 dated June 10, 2016

10. Salmin A.I. Comparative calculation of the total efficiency of radioactive waste disposal in different places. / www.science-perm.ru / Archive of conferences / Materials of the first international scientific and practical conference "Theoretical and applied aspects of industrial management" Perm: scientific publishing center "Innovatika", 20.11.2016, p. 8-13

11. Salmin A.I. Storage for information cases, synchronizing additional mixed laser illumination with the work of the hot area and the nose pads of sunglasses. / www.fips.ru / Patent for invention of the Russian Federation No. 2615822 under application No. 2015118739/11 (029078) dated 19.05.2015 Published in the bulletin of Rospatent No. 11 dated 11.04.2017

12. Transport system Earth-Moon / www.fips.ru / Patent for invention of the Russian Federation No. 121233 on application No. 2011153485/11 dated December 27, 2011

13. Black I. Cuaron never dreamed of ... To clean up the "orbital dump". / f. Astronautics News, 2017, no. 6, p. 50-52

14. Nuclear reactors in space: Transport and power module. / www.habr.com, date of treatment 07.13.2015

15. The Earth-Moon system. / www.grandars.ru, 20.12.2020

О Ш

m x

3

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.