О СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ К УПРАВЛЕНИЮ БАНКОВСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Т.В. Александрова, канд. экон. наук, доцент И.А. Якимов, студент
Пермский государственный национальный исследовательский университет (Россия, г. Пермь)
Аннотация. В статье исследуются возможности применения системного подхода в процессе управления деятельностью банка. Анализируется практика управления ПАО «Российский Сельскохозяйственный Банк», формулируются проблемы в сфере банковского менеджмента. На основе результатов исследования разработана модель системы управления банком.
Ключевые слова: система управления, субъект управления, объект управления, технология управления, методология системного подхода.
Необходимость в исследовании систем управления коммерческими банками предопределена большим кругом проблем, с которыми сталкиваются многие современные финансово-кредитные организации. От успешного решения этих проблем зависит уровень эффективности банковской деятельности. Применение системного подхода к организации управления банковскими структурами может существенно повысить результативность операционно-финансовой деятельности коммерческих банков.
В теории организации систем управления термин «Система» чаще всего рассматривается как интегральная система, состоящая из взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем и структурных элементов. Любая организация определяется как система, предназначенная для достижения поставленных целей, которые реализуются с помощью решения проблем и осуществления операций. Лица, ответст-
венные за принятия решений - менеджеры - объединены между собой системой организационных связей [1]. Компоненты системы управления имеют определенные свойства или характеристики. Эти характеристики воздействуют на успешность функционирования организации, её динамичность, точность, надёжность, гибкость и другие параметры. Система управления организацией с подсистемами представлена на рис. 1 [3].
Система управления состоит из четырех подсистем: методологии (миссия, цели и задачи, законы и принципы, теории и концепции, методы и средства, функции), процесса (организационная культура, разработка и принятие решений), структуры (обучение персонала, функциональные структуры) и техники управления (организация документооборота, компьютерная и организационная техника, сети связи, интерьер офиса) (рис. 1).
C не тема yrqi явления организацией
Миссия Ц ели и -з адачи Законы и принципы Теории и концепции Ф унщии Методы и средств а
I
О ргаштз ационн ые структуры и es еыы
оргинш ационн ьи отношений Ф ункциональны е структуры О оучение персонала
О ргаштз ационн ая культура К оыыуникации Ст1шь (тактика) управления Р заработка, принятие, исполнение решений
Подсистемы
Методология управления Структура управления Процесс управления Технология управления
Организация д пкумвнт о о бор о та
Компьютерная и оргтехника С ети связи (11нтр анет, Интернет) Интерьер офиса
Основные элементы системы угф явления
Рис. 1. Структура элементов системы управления организацией
Управления организацией с «точки зрения» системного подхода рассматривается
в контексте определенных особенностей, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1. Особенности системы управления коммерческой организацией
Особенность Пояснение
Концептуальная система Основана на построение предварительной теоретической модели
Искусственная система Создается и используется людьми
Эмпирическая система Формируется и применяется в конкретной организации
Открытая система Функционирует во взаимосвязи с элементами внешней среды организации
Человеко-машинная система Предполагает использование автоматизированных информационных технологий управления
Временная система Видоизменяется с учетом фактора времени
Структурно-организованная система Включает несколько обязательных системообразующих элементов: цели управления, субъект управления, механизм управления, объект управления, результат (эффект) управления
Рассмотрим возможности применения системного подхода в менеджменте на примере ПАО «Российский сельскохозяйственный банк».
ПАО «Российский сельскохозяйственный банк» имеет ярко выраженную отраслевую направленность. Основная доля клиентов банка - предприятия и организации отраслей, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции, системы хлебопродуктов и заготовок. Банк
был создан по инициативе Правительства, одобренной Президентом РФ, в 2000 году. Основные услуги банка состоят в: предоставлении кредитов для бизнеса фермерским и крестьянским хозяйствам; создании вкладов; предоставлении автокредитов, ипотеки и потребительских кредитов. По версии крупнейшего независимого финансового портала Banki.ru ПАО «Россель-хозбанк» занимает 4 место в финансовом рейтинге и 38 место в «Народном рейтин-
ге», который составляется исходя из отзывов клиентов [2].
Миссия банка - обеспечение доступного, качественного и эффективного удовлетворения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения РФ в банковских продуктах и услугах, содействие формированию и функционированию современной национальной кредитно-финансовой системы агропромышленного сектора РФ, поддержка развития агропромышленного комплекса и сельских территорий РФ.
На основе общей миссии формулируются и устанавливаются цели организации, направленные на повышение доход-
ности, рентабельности, оптимизация структуры баланса, расширение и улучшение качества предоставляемых клиентам услуг.
Система управления банка имеет большинство элементов типичной системы управления, представленной в таблице 2. Однако в ней отсутствуют элементы, связанные с развитием методологии и стилей управления. Существует необходимость проведения более действенной и инновационной управленческой политики по увеличению доходов, привлечению новых клиентов, проникновению на международные рынки.
Таблица 2. Элементы системы управления ПАО «Российский сельскохозяйственный банк»
Чек-лист элементов системы управления Россельхозбанка
Название элемента Наличие
Миссия (методология управления) +
Цели и задачи (методология управления) +
Законы и принципы (методология управления) +
Теории и концепции (методология управления) -
Методы и средства (методология управления) +
Организационная структура и схемы орг. Решений (структура управления) +
Функциональные структуры (структура управления) +
Обучение персонала (структура управления) +
Организационная культура (процесс управления) +
Коммуникации (процесс управления) +
Стиль управления (процесс управления) -
Разработка, принятие, исполнение решений (процесс управления) +
Организация документооборота (технология управления) +
Компьютерная и орг.техника(технология управления) +
Сети связи (технология управления) +
Интерьер офиса (технология управления) +
Таким образом, существующая практика управления банком не отвечает в полной мере требованиям оптимизации издержек и максимального удовлетворения потребностей клиентов. В управлении банком недостаточно используются новые управленческие технологии.
Для решения вышеуказанных проблем была разработана новая модель системы управления ПАО «РСБ», которая представлена в таблице 3.
Таблица 3. Система управления ПАО «Российский сельскохозяйственный банк»
Цели управления
Оптимизация издержек и максимальное удовлетворение потребностей клиентов Повышение производительности труда сотрудников банка Повышение конкурентоспособности банка
Диверсификация банковских продуктов_
Субъект управления
Отделы и службы аппарата управления
Управление кредитования
Управление проблемных и просроченных кредитов Управление валютных и неторговых операций Управление инвестиционного кредитования Операционное управление_
Топ-менеджеры
Председатель Правления банка и его заместители
Начальники управлений и отделов банка
Механизм управления
Методы управления: организационно-административные (оптимизация структуры управления, совершенствование внутренней нормативно-правовой базы); экономические (создание системы мотивации персонала). Стиль управления: демократический.
Технологии управления: цифровые (создание системы электронного документооборота)
Объект управления
Кадры (обеспечение оптимальной численности сотрудников, повышение уровня образования, аттестация и контроль работы персонала); Ликвидность.
Производительность труда. Материальные и нематериальные активы. Доля рынка банковских продуктов
Результат управления
Оптимизация численности персонала, повышение эффективности, увеличение скорости прохождения документов, обслуживания клиентов и принятия управленческих решений_
Качественный эффект
Создание условий для улучшения делового климата в коллективе сотрудников банка.
Создание условий для улучшения имиджа банка в глазах клиентов.
Повышение удобства доступа к банковским продуктам и услугам._
Количественный эффект
Рост производительности труда. Увеличение количества клиентов. Увеличение доли рынка Снижение издержек Увеличение скорости прохождения документов и обслуживания клиентов
Внедрение предлагаемой модели системы управления в практику хозяйствования ПАО «РСБ» создаст возможность комплексной оценки деятельности банка; улучшит координацию между структур-
/ О.С. Виханский,
ными подразделениями и менеджерами, ускорит адаптацию процесса управления к изменениям окружающей среды и будет способствовать повышению показателей эффективности банка.
Библиографический список
1. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: учебник А.И. Наумов. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 528 с.
2. Официальный сайт ПАО «Российский сельскохозяйственный банк». URL: https://www.rshb.ru/ (дата обращения: 25.07.2018)
3. Теория управления: учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. -М.: Изд-во РАГС, 2013. - 192 с.
4. Friman A. Optimization of the structure and management of a bank: systematic approach. URL: https://medium.com/@alexinfo93/optimization-of-the-structure-and-management-of-a-bank-systematic-approach-eb0bdf111f55 (дата обращения: 01.08.2018).
ON THE SYSTEMATIC APPROACH TO THE MANAGEMENT OF THE BANKING
ORGANIZATION
T.V. Alexandrova, candidate of economic sciences, associate professor
I. A. Yakimov, student
Perm state national research university
(Russia, Perm)
Abstract. This article takes a look at the possibility of a systemic approach in the management of the Bank. Examines management practices of Bank «Russian agricultural Bank», formulated the problems in banking management. Based on the results of the study developed a model system of Bank management.
Keywords: subject management, system management, facility management, technology management, methodology of system approach.