Научная статья на тему 'О системном подходе к развитию сферы образовательных услуг'

О системном подходе к развитию сферы образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / КЕЙС / ДЕЛОВЫЕ УЧЕНИЯ / ИННОВАЦИИ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / САЙТЫ УНИВЕРСИТЕТОВ / MASTER''S DEGREE EDUCATION / MBA / SPHERE OF EDUCATIONAL SERVICES / SYSTEM APPROACH / SYSTEMS THINKING / GLOBAL CRISIS / PROFESSIONAL TRAINING SYSTEM / A CASE-STUDY / BUSINESS-MODELING / INNOVATIONS / UNDERGRADUATE EDUCATION / INTERNET SITES OF UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маленков Юрий Алексеевич

В статье освещены проблемы развития современной сферы образовательных услуг в Российской Федерации и за рубежом. Показана нецелесообразность механического копирования зарубежных подходов. Выявлено отсутствие целевого обучения системному подходу, что приводит, в частности, к кризисам и чрезвычайным ситуациям. Предложены рекомендации по повышению качества сферы образовательных услуг на основе развития навыков системного подхода и системного мышления. Освещен опыт Санкт-Петербургского государственного университета по использованию инновационных методов в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About necessity of the system approach for development of sphere of educational services

In the article problems of development of modern sphere of educational services in the Russian Federation and abroad are covered. Inexpediency of mechanic copying of foreign approaches is shown. Absence of the target training to the system approach and negative consequences of it, including crises and emergency situations are revealed. A number of recommendations directed on improvement of quality of sphere of educational services on the basis of skills development of the system approach and systems’ thinking is offered. St. Petersburg State University experience on use of innovative methods in education is given.

Текст научной работы на тему «О системном подходе к развитию сферы образовательных услуг»

Ю. А. Маленков 1

О СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ К РАЗВИТИю СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Переход экономики РФ на новую ступень развития существенно зависит от состояния и уровня развития сферы образовательных услуг. Двадцать лет назад экономист Л. Туроу сказал: «Общество, где все умеют читать и писать, победит общество, в котором большинство людей неграмотны, но некоторые гениальны». За прошедшие годы многое изменилось. Сегодня можно сформулировать эту мысль иначе: общество, в котором большая часть населения способна квалифицированно управлять, активна, мотивированна и обладает высокотехнологичными знаниями, далеко опередит общества, в которых население не имеет хотя бы одного из этих фундаментальных качеств. Мировой опыт показал, что крупные экономические прорывы Южной Кореи, КНР, Сингапура и других стран во многом обеспечены интенсивными преобразованиями в сфере образовательных услуг. Это обусловило появление новых типов руководителей и менеджеров, способных предложить и реализовать решение проблем, оказавшихся не по силам их предшественникам.

Решение масштабных задач преобразования экономики РФ (увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП в 1,3 раза, производительности труда — в 1,5 раза, создание 25 млн высокотехнологичных рабочих мест2) требует радикального изменения ситуации в сфере управления. В свою очередь, для улучшения качества управления и ситуации в экономике необходимы реальные изменения в сфере образовательных услуг [7]. В противном случае уже в ближайшее время в российской экономике может возникнуть кризис, масштабы которого превысят самые пессимистические прогнозы.

Сфера образовательных услуг в РФ находится в сложной стадии реформирования. Сегодня принята преимущественная ориентация на зарубежную систему подготовки кадров по всем направлениям. Это объясняется стремлением как можно быстрее интегрироваться в мировую среду обучения и войти в ведущие мировые рейтинги. Но решит ли ориентация на зарубежные подходы и стандарты проблемы развития сферы образовательных услуг РФ и российской экономики в целом? Анализ зарубежных систем подготовки кадров показывает, что, перенимая зарубежный опыт в сфере образовательных услуг, можно одновременно «приобрести» и ее дефекты.

Рассмотрим эту проблему на примере наиболее высокоразвитого сегмента рынка образовательных услуг — MBA (магистратура делового администрирования — Master of Business Administration). Этот сегмент рынка формирует стратегический ресурс управления бизнесом. В нем сосредоточены наиболее крупные финансовые ресурсы подготовки кадров, привлечены наиболее подготовленные и высококвалифицированные преподаватели и исследователи. От качества MBA зависят темпы развития и качество экономики. Во многих зарубежных компаниях без диплома MBA невозможны продвижение по службе, руководство крупными проектами, рост доходов. Последние используются в качестве критерия в рейтингах вузов (рис. 1).

1 Юрий Алексеевич Маленков, профессор кафедры управления и планирования социально-экономических процессов Санкт-Петербургского государственного университета, д-р экон. наук, е-таП: m800@list.ru

2 Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

RELATIONS AVEC LES ENTREPRISES

Rang

8 1

Salaire annuel Salaire annuel

Établissement à l'embauche à trois ans

Minimum Maximum Minimum Maximum

HEC Jouy-en-Josas 36000€ 41000 € 49000 € S3 500C

ESCP Europe, Paris 36 000 € 41000 € 4B500C 51000 €

EOHEC Lille, Nice 35000 € 40000 € 46000 € 49 000 С

ESSEC Cergy-Pontoise 36000 € 41000 € 48000 € 52 500C

EM Lyon 36000 € 41000 £ 48S00€ 50500C

Sup de co Reims 33000€ 38 000 € 43 500C 45500 С

Audencia Nantes 33000 € 38 000 € 44 000 € 47000 С

ESC Grenoble 32000 € 36 000 € 42000 С 44500 С

Rouen Business School (ex-ESC) 33000 € 38 000 € 43000 С 45000 С

Euromed Management Marseille 32 000 € 36 000 € 39 000 € 40 500C

INSEEC Paris, Bordeaux 30 500 € 33 000 € 43S00С 45000 €

ESC Toulouse 32 000 € 36 000 € 38SOOС 41000 С

ISC Paris 31500C 34 500 € 34 ООО С 37000 €

ESC Bordeaux 32000 € 36 000 € 43000 С 45000 С

ESC Tours. Poitiers 32000 € 36 000 € 36500 € 37000 €

ESSCA Angers, Paris 31000 € 34 000 € 40 ООО С 42 500 €

ESC Lille, Paris 31SOO € 34 500C 40500 С 42 ООО С

Рис. 1. Рейтинг учебных заведений Франции по критерию доходов (сравнение минимальных и максимальных доходов до и после трехлетнего обучения)

Вузы, обеспечивающие более высокие уровни доходов выпускников после обучения, занимают более высокие позиции в рейтингах. Однако рейтинги вузов могут вводить в заблуждение. Дело в том, что многие крупные компании с более высоким уровнем оплаты труда имеют устойчивые связи с бизнес-школами и университетами. Соответственно показатели рейтинга (см. рис. 1) отражают не только эффективность образовательных услуг, но и наличие этих связей, и корпоративные правила карьерного роста, требующие получения диплома МВА.

Кажется, что проще всего взять готовые зарубежные стандарты и методологии обучения и применить их в РФ, привлечь зарубежных преподавателей и ученых для подготовки российских студентов. Однако то, что «проще», в действительности не всегда лучше, а зачастую даже хуже. Такая стратегия может привести к обратному эффекту. По каким причинам? Вспомним, что в 90-е гг. прошлого века, когда в РФ начался переход к рыночной экономике, российские вузы и другие системы повышения квалификации быстро перешли на зарубежные направления подготовки. В стране в массовом порядке издавалась литература по рыночной экономике, проводились многочисленные семинары с участием зарубежных специалистов. В университетах срочно ввели курсы «Экономикс» по макро- и микроэкономике. В стране возник вал переводной и новой российской литературы по рыночной экономике, маркетингу, бизнес-планированию, финансовому менеджменту. Значительная часть российских предпринимателей прошла различные формы подготовки за рубежом и в России, в том числе по программам МВА. Прошло 20 лет, каков же результат? Россия по-прежнему занимает нижние строки в мировых рейтингах по конкурентоспособности, уровню бизнеса, инвестиционной привлекательности.

Почему же эффект «нового обучения» не дал нужных результатов? Для ответа на этот вопрос проанализируем современное состояние зарубежной сферы образовательных услуг. Вновь обратимся к МВА. Мировая экономика вошла в стадию затяжного глобального кризиса.

Специалисты, называя целый ряд причин, упускают из вида, что кризису мировой экономики и экономик стран всегда предшествуют кризисные процессы в сфере образовательных услуг, снижение их качества, особенно в сегментах подготовки руководителей и менеджеров. Еще в 1980-е гг. появились первые признаки неблагополучия в системе подготовки менеджеров в странах-лидерах мировой экономики (США, Германии и др.). В 1984 г. М. Х. МакКормак в работе [5] привел много конкретных методов и приемов, в том числе по организации продаж, проведению переговоров, управлению предприятием, приобретению предпринимательских навыков. Книга неоднократно переиздавалась и была востребована, что говорит о нерешенности проблем.

В 1988 г. в книге «Американский менеджмент на пороге XXI века» были сделаны выводы о потере в ближайшем будущем США позиции лидера в мировой экономике: «... лучшее образование доступно только для относительно небольшой части американского общества... большинство выпускников не готовы, не могут и не хотят работать в коллективах» [4].

Среди наиболее существенных изменений в сфере образования отметим так называемые кейсы — обширные проблемные ситуации компаний, для решения которых студентов объединяют в группы. Группы вырабатывают решения и проводят соответствующие презентации. Кейсы стали стандартом подготовки кадров на всех уровнях управления и во всех учебных заведениях. К преподаванию привлекали предпринимателей, многократно усилили компьютерное обеспечение учебного процесса. Казалось бы, проблемы решены. Однако ситуация в мировой экономике продолжала ухудшаться и завершилась глобальным кризисом 2008 г. Последний мировой финансово-экономический кризис наглядно продемонстрировал отсутствие у руководителей и менеджеров многих ведущих корпораций и банков стратегического мышления, неумение системно мыслить, социальную безответственность, неспособность решать проблемы как индивидуально, так и в команде. При этом почти все руководители имели дипломы МВА. О. С. Виханский, обобщая проблемы подготовки в сфере МВА, пришел к выводу, что «... акцент делается на изучение готовых методов, набор знаний упрощен, мышление не критично»; по мнению Г. Минтцберга, одного из признанных авторитетов теории менеджмента, опорный компонент обучения — система кейсов (изучение примеров развития компаний) «... учит людей смотреть на проблемы поверхностно, от раза к разу предлагая им принимать решения на основе данных, представленных в удобной и стройной форме. Это делает менеджеров оторванными от людей, которыми они управляют»; Филип Делвс Бротон в журнале «The Economist» утверждает: «Все больше и больше студентов считают обещания бизнес-школ пустыми. Прибыльность от инвестиций в MBA идет по пути суверенного долга Греции» (т. е. падает) [6].

Анализ развития современной мировой системы МВА показывает резкое ухудшение качества ее образовательных услуг. Главным недостатком является расхождение теоретических знаний и навыков с реальными потребностями бизнеса. Бизнес ожидает инновационных решений и эффективного управления, а выпускник предлагает теоретическую, как правило, стандартную модель и малоэффективные решения, которые не решают проблем компании. Почему же возникло расхождение между теорией и практикой, а апробированные системы подготовки менеджеров стали давать сбои и выпускать «брак»?

В системах подготовки современных руководителей и менеджеров (как за рубежом, так и в России) в последние десятилетия был допущен серьезный просчет: в сфере образования постепенно и все чаще стали использовать готовые формализованные правила и методы, по существу перейдя к алгоритмизации обучения (см., например, [1-3]). В то же время эффективность компаний зависит от способностей и компетенций менеджеров комплексно, нестандартно и системно решать задачи управления и стратегические проблемы. Найти эффективные решения без правильного применения системного подхода невозможно.

Существует ряд определений системного подхода. Наиболее часто он представляется в виде «Изучения объекта как единого целого... учете количества и качества внутренних и внешних взаимосвязей системы, динамики их изменений во времени и пространстве, выявлении и использовании интеграционных свойств системы»3, а также как «Направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы..., это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь... Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении»4. Приведенные определения являются слишком общими. Кроме того, в современном мире появились новые факторы, которые необходимо учитывать. Для понимания современной сути системного подхода ниже предлагается определение этой категории.

Системный подход означает восприятие окружающего мира как процессов взаимодействия сложных многоцелевых систем, подчиняющихся определенным закономерностям и законам, подверженных влиянию внутренних и внешних сил и факторов, создающих множество возможных сценариев развития. Сущность системного подхода заключается в появлении феномена системного мышления. Системное мышление — это особый тип мышления, позволяющий на основе анализа, синтеза и нестандартного видения объединить множество параметров и закономерностей развития систем и подсистем в единую системную модель. При этом полностью исключаются ошибочные решения и обеспечивается принятие наиболее эффективных, основанных на управлении ключевыми факторами, создающих устойчивые магистрали успешного развития при любых стратегических сценариях.

В высокотехнологичной экономике системное мышление необходимо всем руководителям, менеджерам, конструкторам, инженерам, даже рабочим. Отсутствие системного мышления ведет к серьезным экономическим потерям, банкротствам, катастрофам на производстве. Так, крупная авария на японской атомной станции Фукусима (2011) стала следствием «всего лишь нескольких» системных просчетов. На уровне стран системные ошибки вызывают катастрофы и хаос, сопровождаются миллионами жертв (первая и вторая мировые войны, многочисленные региональные конфликты и чрезвычайные ситуации).

Приведем типичный пример нарушения принципов системного подхода. Собственники и руководители устанавливают прибыль в качестве главной стратегической цели, забывая о конкурентоспособности и других системных критериях; осуществляют сильное давление на менеджеров, требуя от них максимизации прибыли любой ценой. Менеджеры в погоне за краткосрочными результатами принимают заведомо порочные решения: сокращают персонал ниже допустимых норм численности, «экономят» на повышении его квалификации, снижают заработную плату, продают прибыльные бизнес-единицы конкурентам, закрывают перспективные проекты развития и увольняют наиболее опытных и высокооплачиваемых работников. В результате такого «управления» компании быстро теряют конкурентоспособность и после временного «экономического роста» все завершается крахом.

Парадоксально, что системному подходу при всей его значимости сегодня практически нигде не обучают — ни за рубежом, ни в России. Достаточно изучить программы обучения.

3 Румянцева, Е. В. Новая экономическая энциклопедия. - М.: Инфра М, 2006. - С. 549.

4 Системный подход. Википедия (20.07.2012) [ru.wikipedia.org/wiki/Системный_подход].

В обучении и управлении присутствуют лишь отдельные термины и элементы системного подхода; иногда под видом системного подхода предлагают чрезмерно усложненные и полностью оторванные от реальности схемы, а его принципы и методы не применяют и не развивают. Системный подход сегодня не входит в программы подготовки основного контингента магистров за рубежом и в России. Опросы показывают, что большинство выпускников школ и различных вузов вообще не могут определить понятие системы и не представляют себе, что такое системный подход.

Кризис мышления и отсутствие системного подхода являются одними из главных причин глобального кризиса мировой экономики и кризисов экономик стран. В современной высокотехнологичной среде все проблемы развития компаний, стран и регионов являются системными, но решаются несистемно. В результате ошибок растет дефицит ресурсов, появляются новые еще более сложные проблемы, решать которые некому. Низка отдача инвестиций и в многочисленных проектах развития компаний и регионов. Сегодня ежедневно инициируются тысячи новых бизнес-проектов, из которых успеха добиваются лишь 5.. .10%, остальные приносят убытки, основная часть которых обусловлена системными ошибками.

На экономическом факультете СПбГУ в магистерскую программу «Управление и социальная политика (менеджмент организаций)» включен целевой модуль по усвоению знаний и выработке навыков системного подхода к решению проблем развития компаний.

Теория и практика системного подхода и возможности их применения в научных исследованиях проблем менеджмента организаций

Цель — ознакомить студентов с принципами и методами применения системного подхода в научных диссертационных исследованиях и выработать навыки системного мышления.

Семинар 1. Сущность системного подхода и его основные принципы в исследовании проблем управления. Применение методов системного подхода в диссертационных исследованиях.

Семинар 2. Особенности системного подхода к решению проблем менеджмента организаций.

Семинар 3. Формирование навыков системного подхода при решении научных проблем управления и проведении магистерских диссертационных исследований. Системный подход к управлению на примере менеджмента туристских организаций. Проблемная ситуация «Менеджмент организаций на основе системного подхода». Рассматриваются основы системного подхода в научных исследованиях проблем менеджмента организаций. Обсуждаются возможности применения методов системного подхода в исследованиях магистрантов.

Для выработки системного мышления недостаточно применения кейсов. В условиях кейса студенты изучают проблемы компании, совокупность которых представляет собой, как правило, конгломерат. При этом кейсы настолько перегружены избыточной информацией, что студенты «за деревьями не видят леса», и вместо целостных решений образуются фрагменты, достоверность которых сомнительна, а вырабатываемые при этом навыки мало способствуют формированию предпринимателей нового типа, без которых невозможен инновационный прорыв в развитии экономики России.

Рис. 2. Результаты деловых учений, генерированные системной компьютерной моделью

В первую очередь следует обучать созданию и развитию инновационных предпринимательских структур и навыкам эффективной работе в них. Сегодня 80% вновь создаваемых предприятий в мире терпят банкротство в первые три года, через 5 лет их остается всего 5.. .10%. За каждым банкротством стоят не только финансовые потери, но и социальные: большинство людей, неудачно начавших свое дело, уходят из бизнеса. Изменение этого соотношения — одна из главных задач сферы образовательных услуг, которую она сегодня реализует далеко не в полной мере.

На экономическом факультете СПбГУ в течение ряда лет применяется методология компьютеризированных «деловых учений», предусматривающая создание студентами новых компаний и бизнес-проектов на основе применения и реализации системного подхода. От деловых игр деловые учения отличаются отсутствием шаблонов и алгоритмов, возможностью использовать любые стратегии, максимально широким спектром изменений внешней и внутренней сред, фокусированием на системных характеристиках бизнеса, обучением на системных ошибках с выявлением и устранением их причин. В результате вырабатываются новые компетенции системного подхода к решению проблем развития организаций; формируются навыки создания и успешного запуска собственных предпринимательских структур, стратегического сценарного мышления, управления социальной средой, этичной конкуренции, объективной управленческой оценки и продвижения наиболее продуктивно мыслящих и действующих участников. Деловые учения обеспечивают компьютерные расчеты и анализ по 12 и более ключевым критериям (в зависимости от модели бизнеса). Учитываются различные сценарии развития, определяются системные ошибки стратегий, бизнес-планов, управленческих решений. Даже опытные предприниматели совершают при прохождении деловых учений целый ряд системных стратегических ошибок и управленческих просчетов. На рис. 2 показаны результаты первого запуска бизнеса, которые привели к его банкротству, и результаты устранения системных просчетов и управленческих ошибок, которые сделали компанию устойчивой и рентабельной.

Таким образом, в процессе обучения устраняются критические ошибки, неизбежные в реальной экономике и приводящие к крупным потерям, и вырабатываются новые навыки системного подхода.

Можно дать ряд предложений, которые помогут изменить ситуацию в сфере образовательных услуг:

1. Прежде всего необходимо устранить главные дефекты сферы образования (бюрократию, низкие темпы внедрения инноваций, механическое копирование зарубежных подходов) на основе целевой программы дебюрократизации.

2. Образовательные услуги по обучению системному подходу должны стать сквозными. Формирование системного мышления нужно начинать в школе, развивать в университетах, технических вузах и в системе переподготовки кадров. Разделы по обучению системному подходу необходимо включить во все программы бакалавриата и магистратур вузов.

3. Следует провести экспресс-переподготовку руководителей, от которых зависит выполнение Указа Президента РФ N° 596. Бессистемные решения в условиях угрозы глобального кризиса приведут к повторению прошлых ошибок и к таким же результатам.

4. Обучать системному подходу целесообразно на полярных примерах крупных достижений и крупных просчетов руководителей и систем управления различного уровня. Социальная нестабильность современного общества в значительной мере связана с неумением многих людей системно осмысливать происходящее вокруг, следуя ошибочным идеям.

5. Сайты университетов РФ целесообразно объединить в единую сеть свободного обмена (трансфера) новыми технологиями, методами обучения, методическими руководствами, программами, образовательными услугами, научно-исследовательскими работами.

Сегодня они представляют локальные и несистемные образования, которые практически не взаимодействуют, что резко замедляет научный прогресс в стране.

6. На сайте Министерства образования и науки РФ целесообразно организовать общероссийский сетевой обмен новыми наиболее значимыми достижениями в сфере образовательных услуг и результатами научных исследований вузов.

Список литературы

1. Асаул, А.Н. Внутренний кризис университетского менеджмент-образования/А. Н. Аса-ул, Л. Ф. Манаков//Экономическое возрождение России. — 2009. — № 2 (20). — С. 70-81.

2. Асаул, А. Н. Дискриминация менеджмента как учебной и научной дисциплины/А. Н. Асаул//Международный журнал экспериментального образования. — 2011. — № 5. — С. 151-155.

3. Асаул, А. Н. Современные маркетинговые проблемы вуза: характеристика маркетинговой среды вуза и анализ деятельности других вузов/А. Н. Асаул, Б. М. Капаров// Сборник научных трудов по материалам международной науч.-практ. конф. — 2007. — Т. 6, № 2. — С. 71-76.

4. Грейсон, Дж. Мл. Американский менеджмент на пороге XXI века/Дж. Грейсон Мл., К. О'Делл. — М.: Экономика, 1991.

5. Маккормак, М.Х. Секреты бизнеса для всех. Чему до сих пор не учат в бизнес-школах/М. X. Маккормак. — М.: Вече; АСТ, 1998.

6. Виханский, О. МВА: исход из рая/О. Виханский//Коммерсантъ. Секрет фирмы. — № 5 (309). — 02.05.2011 (http://www.mba.su/articles/sf_vihansky/)

7. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики/А. Н. Асаул, Б. М. Капаров. — СПб.: Гуманистика, 2007. — 280 с.

The list of the literature

1. Asaul, A. N. Внутренний кризис университетского менеджмент-образования/ A. N. Asaul, L. F. Manakov//The economic revival of Russia. — 2009. — № 2 (20). — P. 70-81.

2. Asaul, A.N. Discrimination of management as an academic and scientific discipline/

A. N. Asaul//International Journal of Experimental Education. — 2011. — № 5. — P. 151-155.

3. Asaul, A.N. Modern marketing challenges of high school: characteristics of the marketing environment of the university and the analysis of other universities/A. N. Asaul, B. M. Kaparov// Collection of scientific works based on Sworld international scientific conference. — 2007. — Т. 6. — № 2. — P. 71-76.

4. Grayson, G. American management on the threshold of the XXIth century/G. Grayson, Jr., С. O'Dell. — M.: Economic, 1991.

5. MacCormack, M.H. What They Still Don't Teach You at Business School/ M. H. Mac-Cormack. M.: Vetche; AST, 1998.

6. Vihansky, O. МВА: an outcome from paradise/O. Vihansky//Kommersant. The Secret of Firm. — № 5 (309), 5.2.2011 (http://www.mba.su/articles/sf_vihansky/)

7. Managing higher education institution in terms of innovation-term economic/ A. N. Asaul,

B. M. Kaparov. — SPb.: Humanistic, 2007. — 280 p.

Статья представлена в научно-редакционный совет 06.06.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.