Научная статья на тему 'О системном подходе к мониторингу информационных комплексов федеральных органов исполнительной власти'

О системном подходе к мониторингу информационных комплексов федеральных органов исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АУДИТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ (ИТК) / СИСТЕМНЫЙПОДХОД / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙВЛАСТИ (ФОИВ)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпухин Александр Игоревич, Осипов Евгений Владимирович

Сделана попытка обозначить основные этапы системного подхода к оценке ситуации в сфере информатизации госсектора, позволяющего определять текущее состояние информационно-телекоммуникационных комплексов (ИТК) федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), осуществлять диагностику системных недостатков в их развитии и формировать обоснованные рекомендации и предложения по устранению этих недостатковI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article is made the attempt to designate the basic stages of systems approach to the estimation of situation in the sphere of informatisation of public sector, which makes it possible to define the current state of informationtelecommunication complexes (ITC) of the enforcement authorities (FEA), to accomplish diagnostics of system lacks in their development and to form the substantiated recommendations and proposal on the elimination of these deficiencies

Текст научной работы на тему «О системном подходе к мониторингу информационных комплексов федеральных органов исполнительной власти»

фазы процесса обеспечения работоспособности АСУ то «управление», которым следует отвечать на любой случайный исход предыдущей фазы.

В современных работах по инфокоммуника-ционным технологиям основное внимание уделяется катастрофоустойчивым решениям ИУС -разработке конфигурации программных и аппаратных средств и организационным мерам по обе-

спечению сохранности жизненно важных данных [1, 2]. В данной статье рассмотрена другая, не менее актуальная проблема - оптимизации процесса приведения ИУС к требуемому уровню катастро-фоустойчивости в заданный срок. Предложенный алгоритм позволяет осуществлять гибкое (в зависимости от исхода очередного этапа) управление процессом поддержания работоспособности ИУС с минимальными затратами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анников А.В., Слободин М.Ю. Программно-аппаратное обеспечение отказа- и катастрофоустойчи-вых систем управления и обработки информации: Монография. М.: Макс-пресс, 2006. 153 с.

2. Беленков В.Г., Будзко В.И. Задачи катастро-фоустойчивости кластерных вычислительных систем // Новости искусственного интеллекта. 2002. № 3 (50). С. 22-30.

3. Веремчук А.С. Применение теории марковских процессов к задаче оценивания катастрофоустойчиво-

сти подсистем АСУВ // Сб. тр. ВКА им. А.Ф. Можайского, 2008. С. 55-58

4. Павельев С.В., Павельев С.С. Выбор варианта системы защиты центров обработки данных // Проблемы управления, 2008. № 5. С. 67-72.

5. Соложенцев Е.Д. Сценарное логико-вероятностное управление риском в бизнесе и технике. СПб.: Наука, 2004. 280 с.

6. Юсупов Р.М., Пальчун Б.П. Оценка надежности программного обеспечения. М.: Наука, 1993. 280 с.

УДК 004.415.538

А.И. Карпухин, Е.В. Осипов

О СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ К МОНИТОРИНГУ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

В последние годы существенно возросли требования к уровню информатизации государственного сектора в условиях снижения объёмов финансирования, обусловленном во многом глобальными изменениями в экономике России и всего мира.

В связи с этим особенно актуально выделить области информатизации в конкретных государственных организациях, требующие первоочередного финансирования, реализация проектов в которых принесёт наибольший эффект в производственном, технологическом, организационном и других аспектах.

Термин «информатизация» в статье используется в соответствии с ФЗ № 24 об информации, информатизации и защите информации, согласно которому «информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и

реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».

Выделение приоритетных областей возможно только на основе достоверной оценки сложившейся ситуации в сфере информатизации госсектора по комплексу показателей. Оценка общего уровня информатизации, качества внедрения информационных систем, эффективности расходования бюджетных средств на информационные технологии и других важнейших качественных и количественных характеристик весьма затруднена в силу целого ряда причин, в т. ч.:

информационно-телекоммуникационные комплексы (ИТК) федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) развиваются в непрерывно изменяющихся условиях внешней среды

^ Научно-технические ведомости СПбГТУ 2' 2010

(под внешней средой понимается бюджетная политика государства, рынок информационных технологий, процессы административной реформы системы государственного управления, макроэкономическая ситуация в стране и в мире и пр.);

условия развития ИТК ФОИВ определяются множеством разнородных факторов, степень значимости которых непрерывно меняется;

различные оценки (в т. ч. экспертные), характеризующие развитие информационных технологий в госсекторе, являются разнородными по своей природе и базируются на количественных, качественных, стоимостных, долевых (процентных) и других показателях, в силу чего их сопоставление либо затруднено, либо представляется невозможным;

первичная информация по показателям для оценки уровня информатизации в конкретных ФОИВ в большинстве случаев недоступна в связи с ограничениями информационной безопасности.

При этом единой утверждённой методики оценок показателей информатизации в госсекторе не существует. Имеются отдельные попытки разработки соответствующих методик в отраслевых ведомствах, однако они носят частный, но не системный характер [1]. Методическая недостаточность сформировалась в этой области под воздействием целого ряда факторов, а именно:

отсутствие единой комплексной системы показателей для оценки ситуации в сфере информатизации;

трудности в унификации и сопоставлении разнородных показателей, характеризующих уровень информатизации различных ФОИВ, связанные со спецификой их деятельности;

недоступность и недостаточное качество информации о состоянии ИТК ФОИВ в связи с требованиями безопасности и другими ограничениями;

неравномерность уровня информатизации различных ФОИВ, что затрудняет их сопоставление и анализ;

отсутствие у многих ФОИВ функциональных задач, зафиксированных в Уставах Федеральных министерств, служб и агентств, связанных с информатизацией (как следствие, отсутствие оснований для проведения соответствующих мероприятий и реализации проектов).

По мнению авторов, решение задачи комплексного мониторинга уровня информатизации государственных организаций на федеральном уровне должно базироваться на основе системно-

го подхода тензорной методологии систем, предложенной в начале ХХ в. Г. Кроном [2] и развитой в дальнейшем А. Петровым и другими советскими учёными [3, 4].

Задачи, связанные с оценкой ситуации, мониторингом, контролем и надзором в сфере информационных технологий на федеральном уровне в России курируют сразу несколько государственных организаций, в т. ч.:

Министерство связи и массовых коммуникаций России;

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

Однако деятельность этих организаций применительно к другим ФОИВ носит преимущественно контрольный и надзорный характер, а такие важнейшие функции управления как планирование, организация, выработка стратегии и прогнозирование на федеральном уровне, реализуются недостаточно эффективно.

Планирование развития ИТК конкретного ФОИВ в большинстве случаев осуществляется внутри самого ФОИВ, вследствие чего в перспективе возникает дисбаланс в информационном развитии различных министерств, служб, агентств и ведомств.

Организация проектов в сфере информационных технологий происходит на уровне отдельных блоков министерств, служб и агентств, сформированных преимущественно по отраслевому принципу.

Выработка и реализация стратегии развития страны и её информационного общества осуществляется с недостаточной глубиной, т. к. программы и мероприятия в этой части нацелены на решение задач в краткосрочной (1-2 года) и среднесрочной (3-5 лет) перспективе, в то время как стратегии по определению должны носить долгосрочный характер (25-50 и более лет).

Прогнозирование развития сферы информатизации госсектора затруднено помимо уже упомянутых причин недостатком качественной первичной информации, отсутствием единых утверждённых методик прогнозирования развития сектора, недостатком компетенций ведомственных специалистов, вследствие отсутствия достаточного числа квалифицированных технических кадров в стране в целом.

Задача оценки ситуации в сфере информатизации госсектора на основе достоверной, полной и качественной первичной информации по все-

му спектру ФОИВ сегодня является крайне актуальной.

Для её решения требуется системная работа, прежде всего сбор и обработка информации по комплексу показателей, формирование научно-обоснованных предложений и рекомендаций к совершенствованию создания, внедрения, эксплуатации и развития информационных технологий в государственных организациях. Для этого необходимо проведение аудита накопленного информационно-технологического потенциала страны.

В связи с этим встаёт задача формирования комплексной системы показателей для проведения аудита ИТК ФОИВ. Он должен проводиться комплексно и затрагивать не только производственные и технологические аспекты, но и организационные, кадровые, финансовые, научные вопросы, проблемы стандартизации производства, контроля качества и безопасности.

Проведение комплексного аудита в госсекторе является одним из первых этапов на пути решения целого комплекса взаимосвязанных задач, таких как:

разработка комплексной системы показателей (КСП) для проведения аудита ИТК;

получение первичной информации по показателям состояния как всей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, так и с разбиением по отдельным системам и подсистемам с целью выявления определяющих воздействующих факторов и зависимостей на основе КСП [4];

разработка системы хранения и обработки информации, собранной в процессе проведения комплексного аудита;

выявление дисбаланса информационных систем, диагностика критических точек (узлов), экспертиза технологических и управленческих решений, реализуемых в отношении ИТК;

формирование обоснованных рекомендаций по развитию ИТК ФОИВ;

повышение эффективности функционирования автоматизированных информационных систем для обеспечения требований стандартов качества;

повышение требований к созданию и развитию новых ИТ в госсекторе;

повышение эффективности управления производственными процессами;

обеспечение перехода государственной системы управления на качественно новый уровень; контроль качества реализации сформирован-

ных рекомендаций;

планирование и прогнозирование развития ИТК и др.

Для повышения достоверности результатов аудита ИТК ФОИВ требуется проведение регулярных обследований. Для этого могут быть использованы как данные специализированных организаций, отвечающие за вопросы информатизации госсектора на федеральном уровне, так и ресурсы структурных подразделений в ФОИВ, отвечающих за внедрение, эксплуатацию и развитие ИТ-систем (например, отдел, департамент или управление информатизации).

К этой работе также могут быть привлечены подведомственные организации, на которые можно возложить решение следующих задач:

анализ состояния и динамики развития ИТК путём измерения и обработки первичных данных на базе комплексной системы показателей;

ежегодный анализ уровня информатизации в производственном, технологическом, организационном, экономическом и других срезах;

наращивание информационных ресурсов и информационное сопровождение базы данных о состоянии ИТК (база данных должна содержать информацию, полученную в результате проведения комплексного аудита);

улучшение методических и программных средств математического моделирования развития ИТК;

создание и совершенствование методики проведения комплексного аудита;

создание и информационно-аналитическое обеспечение базы знаний о новейших информационных технологиях, внедрение которых позволит существенно повысить уровень информатизации ФОИВ;

подготовка экспертно-аналитических материалов по вопросам информатизации ФОИВ и др.

Для получения достаточно полной (наиболее достоверной) картины состояния ИТК ФОИВ требуется обеспечить доступ к первичной информации, что во многих случаях, с учётом специфики конкретного ФОИВ, является препятствием для проведения комплексного аудита. При этом могут быть использованы как внутриведомственные данные, так и информация Федеральной службы государственной статистики, Федерального Казначейства, Министерства связи и массовых коммуникаций, МЧС и других государственных организаций. Анализ информации из указанных источников позволит значительно дополнить картину состояния и тенденций развития всего спек-

Научно-технические ведомости СПбГТУ 2' 2010

тра ИТК ФОИВ и устранить целый ряд пробелов в информационном обеспечении поддержки экономически, технологически и организационно обоснованных управленческих решений. Совокупность этой информации, данных и знаний должна синтезироваться в единый банк данных о состоянии совокупности ИТК ФОИВ России. Анализ такого банка данных позволит контролировать ситуацию в вопросах информатизации госсектора. Однако одного контроля недостаточно, необходимо формировать предложения по развитию ИТК и повышению уровня информатизации на основе анализа реальной ситуации. Это позволит выявлять дисбаланс в развитии отдельных элементов системы государственного управления, а также формировать технологически и экономически обоснованные рекомендации к устранению этих недостатков и перераспределению ресурсов, направляемых на информатизацию госсектора. В результате проведения регулярных аудитов ИТК ФОИВ должна сформироваться единая база данных, представляющая собой с точки зрения статистики генеральную совокупность. На основе такой базы возможно проведение детализированных исследований в различных срезах, в т. ч. по следующим атрибутам:

по отраслевой принадлежности систем (системы электронного документооборота, сбора и хранения данных, поисковые системы, системы учёта договоров, автоматизированные системы управления, навигационные комплексы, системы анализа и прогнозирования, учёта кадров и др.); по территориальному признаку; по производственно-экономическим характеристикам;

этапам жизненного цикла; уровням развития и др.

При этом результаты оценки состояния информационных систем могут быть представлены как минимум в трёх срезах: в интегральных, осреднённых и дифференциальных показателях. Полученные таким образом результаты оценки могут быть использованы в дальнейшем как ми-

нимум на трёх уровнях управления:

микроуровень (отдельные информационные системы);

мезоуровень (ИТК отдельного ФОИВ); макроуровень (комплексные системы межведомственного взаимодействия).

Развитие предложенного подхода также возможно в следующих направлениях:

учёт внешних факторов, воздействующих на развитие ИТК, в т. ч. разработка соответствующей системы показателей;

модернизация, глубокая автоматизация и оптимизация процессов проведения комплексного аудита ИТК;

расширение возможностей эффективного прогнозирования и многовариантного представления состояния ИТК ФОИВ с целью использования в составе ситуационной комнаты (например, тренажера главного инженера);

разработки рекомендаций по совершенствованию проведения комплексного аудита ИТК ФОИВ на федеральном, региональном и местном уровне.

Таким образом, для оценки ситуации в сфере информатизации госсектора требуется применение системного подхода, в т. ч. специальных методов и моделей диагностики и экспертизы текущего состояния информационно-телекоммуникационных комплексов (ИТК) федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и их развития в перспективе. Для практической реализации системного подхода требуется разработка комплексной системы показателей, которая обеспечит методическую основу для проведения комплексного аудита уровня информатизации государственных организаций. Аудит на основе комплексной системы показателей позволит выявить слабые и сильные стороны в информатизации системы государственного управления, а также наиболее приоритетные отрасли, в которые целесообразно в первую очередь направлять ограниченные материальные, финансовые, технологические и кадровые ресурсы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мизинцева М.Ф., Кущев М.В. Сравнительный анализ методов оценки эффективности информатизации региональных хозяйственных систем. М.: ВИНИТИ РАН, 2007. С. 15-21.

2. Крон Г. Тензорный анализ сетей / Пер. с англ. под ред. Л.Т. Кузина, П.Г. Кузнецова. М.: Сов. радио, 1978. 720 с.

3. Петров А.Е. Тензорная методология в теории систем. М.: Радио и связь, 1985.

4. Механов В.Б., Игнатьев Н.Ю. Применение тензорной методологии для синтеза и анализа современных компьютерных сетей // Сб. матер. науч. конф. 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.