Научная статья на тему 'О системном кризисе в Украине и путях выхода из него'

О системном кризисе в Украине и путях выхода из него Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
477
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О системном кризисе в Украине и путях выхода из него»

НАУКОВ1ПОВ1ДОМЛЕННЯ

Н. Г. Белопольский

д-р экон. наук, профессор, вице-президент АЭН Украины заслуженный деятель науки и техники Украины,

В. С. Волошин

д-р техн. наук, профессор, академик АЭН Украины заслуженный деятель науки и техники Украины,

О. В. Кленин

д-р экон. наук, доцент, вице-президент АЭН Украины

О СИСТЕМНОМ КРИЗИСЕ В УКРАИНЕ И ПУТЯХ ВЫХОДА ИЗ НЕГО

В начале 90-х годов прошлого столетия Украины входила как отдельная республика в десятку самых высокоразвитых государств мира. Буржуазная революция, произошедшая в СССР в декабре 1991 года, дала возможность Украине обрести полную свободу, независимость и самостоятельность. Веками украинский народ мечтал об этом. И вот, мечта сбылась. Естественно, на волне эйфории и преувеличения своих возможностей, особенностей украинский менталитет начал обустраивать по-новому свою Украину. Не имея ни научного обоснования, ни практического опыта обустройства страны в новых условиях, методом проб и ошибок, под влиянием не только интеллектуальной прослойки, а именно улицы и в основном криминальной прослойки начали строить экономику Украины.

Очень тяжело и горько осознавать, что мы не приумножили, а потеряли то, что страной было построено в составе Союза. И, к сожалению, во многих случаях потери невосполнимые.

Чего добилась страна за 26 лет независимости?

Катастрофическое сокращение численности украинского народа (вымирание и выезд за границу). Кризис можно преодолеть через 2-3 года, возможно даже через 10, а эта тенденция приобрела стабильный долгосрочный характер. Вот факты. За 26 лет численность населения сократилась на 16 млн, 10 млн умерли и 6 млн выехали за границу. Была надежда, что в связи с кризисом «заробитчане» станут возвращаться в родную страну. Но не тут-то было, в родной стране их никто не ждет, и поток эмиграции усиливается. Институт демографии и социальных исследований НАН Украины, исследуя эту проблему, сделал вывод, что к 2050 году, т.е. через 40 лет, население страны сократится почти на 20 млн и будет составлять 21,5 млн человек. Западные специалисты считают, что население Украины сократится до 19 млн, а некоторые указы -вают даже цифру 13 млн.

Демографическая проблема в Украине приобрела катастрофические формы в связи с серьезным уменьшением рождаемости, выездом людей за границу, а

Нелепым разумное стало И благо во зло обратилось.

И. Гёте

также ухудшением медицинского обслуживания и кризисом социально-экономического развития.

В стране нет эпидемий, но население сокращается катастрофически быстрыми темпами — до 250300 тыс. в год. По данным того же Института демографии и социальных исследований НАН Украины, суммарный показатель рождаемости по-прежнему очень низкий и не позволяет хотя бы приостановить негативную тенденцию уменьшения населения. Для этого нужен коэффициент 2,4, а у нас — 1,3. Но и того скоро не останется: сейчас рожают поколения 1970-1980-х, а среди поколения 1990-х рожать некому будет.

По данным Госкомстата Украины, более половины украинских семей не имеют детей. Если в 1999 году бездетными было 55,8%, то в 2007 году их стало 62,9%, а с 2008 года и по настоящее время, статистические данные остались практически на том же уровне и составили 62,2% [3].

Проанализировав грустные и стабильные статистические данные, можно утверждать, что вряд ли украинцы станут в ближайшее время активно повышать рождаемость, да еще в такой нестабильной политической обстановке и катастрофическом социально-экономическом кризисе.

Географическая карта страны за годы независимости потеряла тысячи сел, малых и средних городов, а во многих оставшихся поселках имеется по несколько семей и в основном старики.

Больницы и школы закрываются даже в действующих селах и городах. В ближайшие 5-10 лет уровень безработных учителей и преподавателей вузов существенно увеличится, так как в большинстве своем школы и вузы будут закрыты.

По заболеваемостям Украины впереди планеты всей. Так, болезни: туберкулез, гепатит, онкологические, сердечно-сосудистые, органов дыхания, костно-мышечного аппарата, венерические и целый ряд других поражают все большие слои населения, особенно бедных. Средний уровень жизни самый низкий в Европе, 80% детей рождаются с патологическими откло-

нениями. Профилактической медицины нет, в период кризиса недофинансирование медицинских программ, нехватка средств на модернизацию инфраструктуры, материально-технической базы лечебных учреждений достигли критического уровня. Руководители и специалисты управления здравоохранения в регионах констатируют, что состояние здоровья людей продолжает ухудшаться повсеместно. По таким заболеваниям, как туберкулез, СПИД, наркомания, алкоголизм и целый ряд других Украина находится на первом месте.

Страна находится на пороге экологической катастрофы. Большинство регионов, как признают экологи, опасны, сверхопасны и критические, особенно в Донбассе. Под воздействием загрязнения окружающей среды, в организме человека происходят генетические изменения, и если они достигают 30%, население начинает вымирать. В Донбассе этот показатель достиг 24%.

Есть все основания утверждать, что при таких темпах сокращение населения через 100 лет украинская нация перестанет существовать. И некому будет осуждать, ставить памятники сегодняшнему голодо-мору и самоуничтожению украинского народа. Новая народность, которая будет проживать на этой территории, изучая историю развития своего края, будет констатировать, что здесь зарождалась трипольская культура, кочевали скифы, было создано мощное государство Киевская Русь, непродолжительное время, более 500 лет, существовала украинская нация, которая самоуничтожалась в результате неразумного управления страной.

То, что вместо украинцев на территории Украины будут проживать другие национальности, в этом можно не сомневаться. Они уже начали осваивать нашу страну. Так, незаконные эмигранты, которые задерживаются органами пограничной службы — это граждане таких стран как: Афганистан, Индия, Вьетнам, Ирак, Бангладеш, Китай, Пакистан, Шри-Ланка. На 39 сессии Комиссии ООН (3 апреля 2006 года) по народонаселению и миграции Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан подал на рассмотрение отчет о миграции в мире, в котором указывается, что Украина входит в пятерку стран, где проживают международные мигранты (6,8 млн человек) и занимает четвертое место в этом списке. Да, количество впечатляет, в это трудно поверить. И если учесть, что иностранные государства заинтересованы в освоении богатой и плодородной украинской территории, то это первые шаги по формированию численности иностранцев в Украине. Некоторые западные специалисты, утверждая вымирание украинского народа, уже сейчас обосновывают необходимость совместной жизнедеятельности с афро-азиатскими народностями, то есть они предлагают решать демографический кризис в Украине за счет приезжих эмигрантов.

Можно ли разделить такой пессимистический взгляд на перспективу развития Украины? Давайте проанализируем сегодняшнюю ситуацию в стране, и что нас ждет в будущем. Есть ли основания утверждать, что этот процесс можно приостановить?

В Украине нет потенциальных возможностей в ближайшие 10-20 лет приостановить сокращение численности населения. Этому препятствуют 26-летний системный социально-экономический и производ-

ственно-хозяйственный кризисы, полная дезорганизация всех ветвей и уровней власти, а также депрессивные жизненные позиции большинства населения страны.

Начиная еще с 90-х годов, наша страна до сих пор находится в глубоком и затяжном системном кризисе.

Системный кризис — это когда все виды деятельности в государстве находятся в упадке, деградации. В Украине имеются все признаки системного кризиса. Давайте проанализируем реальную нашу действительность и рассмотрим, в каком состоянии находятся политика, идеология, наука, образование, культура, производство, сельское хозяйство, экономика, социальная сфера и все остальные стороны жизни.

О политике. Во внешней политике мы шарахаемся от Востока на Запад и наоборот. Из-за коррупции, бюрократизма и воровства, нас знают как страну с непривлекательным инвестиционным климатом, кассетными скандалами и убийствами журналистов. С таким имиджем Украину не принимаю ни в один солидный международный союз. Так, например, о вступлении в Европейский Союз нашей страны речь пока не идет даже как о потенциальном кандидате. За Украиной тянется слишком длинный шлейф грехов: по коррупции она среди лидеров, по индексу человеческого развития находится в конце сотни, а по свободе экономики занимает 137 место из 160, то есть пребывает на грани репрессивной. Так что в Европе мы находимся только географически, а фактически наш удел пока — африканские джунгли.

Внутреннюю политику «творят» в стране полторы сотни партий, и все они, в основном, буржуазной направленности. Даже те, которые именуют себя «демократическими» и пр., не защищают интересы рабочих, крестьян, интеллигенции. Политика наших буржуазных партий довела экономику до полного краха и разорения, народ — до крайнего обнищания и вымирания, а общество поставила на грань национальной катастрофы.

Об идеологии. В Украине — многонациональный народ, нет единой идеи развития. Еще великий русский писатель Ф. М. Достоевский говорил, что «без идеи не может существовать ни человек, ни государство». В. П. Горбулин обеспокоен идейной пустотой в стране и говорит, что «я убежден, что одной из самых болезненных проблем Украины была и остается идейная пустота — и власти и оппозиции. Лозунги «Що добре було!» хороши в качестве тостов, но никак не в качестве программы развития государства и общества. До сих пор в Украине не было выработано мировоззрение, которое могло бы стать основной четкой государственной программы, понятной для большинства людей» [4].

Говорить о всеукраинской идее, это не значит создать ее.

Хорошо, когда в Украине возрождается духовность. Но почему под этим понимают только строительство культовых учреждений, а дома культуры, театры, кинотеатры рушатся и закрываются. Разве возрождение, поднятие украинской культуры — это духовность? Всегда в трудные времена церковь была с народом. Почему сейчас хотя бы часть церковных денег не направить на строительство детских домов, домов престарелых и т. д.

Великий украинский поэт Т. Г. Шевченко — гордость нашей нации. Его идеи — это чистые и светлые

помыслы нашего народа, которые можно взять за основу возрождения духовности украинского народа. Мы гордимся и свято почитаем его. Но если бы его глаза смогли созерцать, что мы за общество, он бы сказал:

Ох, хлопщ, хлопщ, хлопщ, Що ви наробили.

Боровся я проти пашв — гнобителiв, А ви !х ще крутших наробили.

Многопартийность в политике ведет к неразберихе. Для народа идеи всех партий не понятны, какие и чьи интересы они отстаивают. А внутри нашего государства так вообще сплошная сейчас междоусобица — партийная, религиозная, языковая, этническая, зарплатная, пенсионная и прочая, прочая.

О науке. Наука должна поддерживать на высоте духовность и общий интеллект общества, а также способствовать развитию и внедрению во все сферы производственно-хозяйственной и социально-экономической деятельности научно-технический прогресс. Современный мир не может развиваться без науки. Приумножить свое богатство в настоящее время любое государство может только с помощью науки. Бывший президент США Билл Клинтон говорил, что «мы богаты не потому, что у нас есть деньги, а потому, что даем деньги на науку».

Но, к сожалению, начиная с 1999 года на задворках государственных приоритетов оказалась вся наука Украины. Бюджет страны, начиная с 2000 года, финансировался менее одного процента ВВП. Международные стандарты указывают, что при уменьшении вложений в науку менее 1% от ВВП начинается ее необратимая деградация. Наше государство давно с успехом достигло этого рубежа.

Большинство НИИ закрыто или сокращено на две трети, лабораторная база и основные фонды не обновляются. Больше половины ученых уехали за границу или ушли в другие сферы деятельности. Интеллигенция подавлена или унижена до крайней степени. К сожалению, народ забыл о духовности и нравственности, патриотизме, с сарказмом воспринимаются слова «честность», «порядочность», «человек высокой культуры», «любовь к Родине» и др. А вновь созданная богатая «элита» общества полностью освободилась от морали. Ей чужды общечеловеческие ценности, и она поставила во главу нравственности американский доллар. Тесным кругом, плечом к плечу встала она на страже своих интересов, не подпуская даже близко к власти хоть мало-мальски честного человека. Вседозволенность и безнаказанность породили только еще больший цинизм. Общечеловеческие ценности теряют спрос в нашей стране. Как загипнотизированные мы послушно исполняем отведенную нам роль стада, шарахающегося то в сторону Запада, то Востока.

О производстве. Хотя в целом наблюдается определенный рост производства, особо обольщаться нечем. Половина промышленных предприятий убыточна. Более всего беспокоит положение в угольной промышленности, являющейся базовой. От нее зависят в перспективе теплоэнергетическая, коксохимическая, металлургическая, машиностроительная и другие отрасли и, наконец, будет ли в наших квартирах тепло при наступлении зимних холодов.

Среди всех этих «успехов», которых мы достигли за 26 лет реформ, время высветлило еще очень жизненно важную проблему для страны — катастрофическую изношенность основных фондов, машин, механизмов, оборудования, зданий, сооружений, мостов, дорожных покрытий и пр.

В промышленности основные фонды изношены на 70-80%, в сельском хозяйстве на все 90%, в жилищно-коммунальном хозяйстве жилой фонд, особенно, газо - водопроводно - канализационные сети изношены на 70-80%. Граждане, живущие в «хрущевках», построенных в конце 50-х, начале 70-х годов, рискуют в ближайшее время стать бомжами. Здания, построенные с запасом прочности на 40-50 лет, сегодня физически устарели и могут стать братской могилой для своих жильцов. Да, металл серьезно «устал» и бетон — тоже.

Мы живем в стране, где в базовых отраслях эксплуатируется 135 млн тонн несущих металлических конструкций. Их значительная часть уже исчерпала свой проектный ресурс. Завершается срок безопасной эксплуатации корпусов реакторов большинства АЭС. 14% железнодорожных и 70% автодорожных мостов находятся в неудовлетворительном состоянии. 17,2 тыс. км водопроводных сетей находятся в аварийном состоянии. Ржавеют системы магистральных газопроводов.

Если не принять немедленных мер, нас ждет катастрофа.

Срочно требуется обновить всю энергетическую систему страны. Оборудование электростанций (котлы, турбины, генераторы, трансформаторы, линии электропередач), установленное в 50-60-е годы, давно уже устарело как морально, так и физически.

Как известно, от энергетики зависит все. Это не только поднятие промышленного и сельскохозяйственного потенциала страны, но и социальная сфера жизнеобеспеченности людей. Но, к сожалению, как пишет заслуженный энергетик страны В.Т. Скляров, «мы уже безнадежно отстали от мирового технического уровня в энергетике. КПД наших энергоустановок вызывает только сожаление, практически полное отсутствие регулировочных энергомощностей приводит к нетерпимому омертвлению энергосистемы, эффективность токоприемников смешна, а об энергосбережении можно только мечтать. Все тщетные потуги создать собственный замкнутый топливный атомный цикл могут вызвать только изумление». И в конце статьи он предостерегает: «если же оставить все без изменения, то очень скоро необходимо прекратить даже всякие разговоры о возможном восстановлении экономики. Ее нечем будет восстанавливать, и энергетика превратится в универсальный и очень эффективный тормоз любого прогресса. Заметьте, я абсолютно не затрагиваю политические и социальные последствия будущих энергетических кризисов» [5].

Что будем делать, когда массово начнут выходить из строя созданные, в основном, в послевоенные годы, и пережившие нормативные сроки прочности промышленные сооружения, ЛЭП, трубопроводы, хранилища, электрические сети горэлектротранспорта и т. д.? Ведь не только на строительство новых, но и на текущее содержание сегодня не хватает средств.

Специалисты, инженеры-строители повсеместно обращают внимание на обнаружившуюся арматуру

дымовых труб, зданий с серьезными трещинами. В некоторых местах изношены целые участки стен сооружений. В частности, серьезной проблемой городов становится состояние дымовых труб крупных котельных. Занижение температуры объемов и дымовых газов, проходящих через трубу, приводит к выпадению внутри нее конденсата, содержащего все виды кислот, которые способны разрушить это сооружение в течение трех-четырех лет. В неотложном обновлении нуждаются сегодня многие высотные железобетонные сооружения на предприятиях металлургической, химической и других отраслей. И если в срочном порядке не решать эту проблему, то сопровождаться это будет авариями и остановкой производства. То есть надежность промышленных сооружений становится серьезной проблемой для страны и решаться она должна безотлагательно.

Можно сказать, что за 26 лет реформ, мы «доедаем» «наследство» бывшего СССР. И, по мнению ряда ученых, к 2020 году страну ожидает лавинообразное сокращение мощностей в электроэнергетике, угольной промышленности, машиностроении, промышленном и гражданском строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и прочих отраслях. Ни бум в отдельных отраслях, ни списание внешних долгов нам не помогут: страна может лишиться света и тепла и погрузиться в некую «ядерную зиму», но без радиации.

О сельском хозяйстве. В последние годы погода благоприятствовала хорошей урожайности зерновых в стране. И это дало возможность аграрному руководству страны расхвалить успехи аграрных реформ. Однако не следует поддаваться эйфории. Слухи по поводу аграрных реформ сильно преувеличены.

По мнению А. Малешко, сельское хозяйство страны находится в глубоком системном кризисе. К нему он относит кризисы: экономический, идеологический, демографический, финансово-кредитный, социальный, организационный, энергетический, системы управления, системы влияния на аграрный рынок, психологический, генетический, аграрной науки и аграрного образования. И в заключение, он утверждает, что «мы имеем дело с глубоким системным кризисом, охватившем всю страну, ее политическую систему, промышленность, сферу услуг, социальную сферу, а не только сельское хозяйство» [6].

Следует обратить очень серьезное внимание на еще одну отрасль — жилищно-коммунальное хозяйство. От нее существенно зависит благополучие и просто нормальная, человеческая жизнь в нашей стране. Это одна из отраслей, от плохой работы, которой могут возникнуть серьезные политические, и даже революционные катаклизмы в стране. Здесь нет необходимости с помощью науки доказывать, в каком глубочайшем кризисе находится эта отрасль. Народ ежедневно на себе ощущает, каких «успехов» достигло наше жилищно-коммунальное хозяйство.

А перспектива? Кто вкладывает деньги в жизненно важную отрасль для народа — жилищно-коммунальное хозяйство? Никто. Она чахнет. Жилищно-коммунальные услуги полностью не возмещают затрат предприятий, на их финансовое состояние отрицательно влияет и растущая задолженность потребителей. За 2016 год неплатежи еще больше увеличились и составляют по стране несколько миллиардов гривен. Из-за этого жилкоммунхозы имеют значительные долги за энергоресурсы и по заработной плате.

К сожалению, по снижению задолженности существенных сдвигов не наблюдается. Повышение цен на энергоресурсы сводят на нет все усилия по их экономии. Поскольку при этом стоимость коммунальных услуг для населения остается прежней, увеличивается их себестоимость. Хрупкий баланс платежей подорвало также популистское решение парламентариев о списании долгов за жилищно-коммунальные услуги.

Иностранный капитал, да и свой тоже, в нужных объемах в производство не придет. Ведь сроки окупаемости инвестиций в той же угольной промышленности или жилищно-коммунальном хозяйстве длиннее цикла политической стабильности: вложив деньги, вы получите прибыль через «три президента». Политические риски еще долго будут блокировать крупные инвестиционные проекты. То есть, если до конца 2020 года Украина не сможет оздоровить свой инвестиционный климат, даже самые крупные капиталовложения не позволят восполнить износ оборудования на предприятиях, достигающих сегодня 80-90%.

Следует заметить, что согласно модели накопления капитала известного экономиста Солоу, лауреата Нобелевской премии 1987 года, долгосрочный рост в экономике в принципе невозможен без технического прогресса в производстве.

Серьезную угрозу национальной безопасности страны представляют бедность, безработица, социальная несправедливость, коррупция, воровство и теневая экономика.

О бедности. По меркам Запада, стабильность в государстве наступает при наличии 60-70% в социальной структуре, так называемого среднего класса. В Украине около 70% граждан вынуждены ежедневно решать проблему физического выживания. Реальная заработная плата сокращается. По итогам 2016 года около 79% работающих получали заработную плату ниже официально установленного прожиточного минимума. В целом, по оценкам западных специалистов, 90% населения нашей страны живут за чертой бедности.

Игнорирование нужды миллионов людей грозит серьезной опасностью не только руководству страны, но и деловым людям.

О безработице. Угрожающей назвали специалисты Международной организации труда (МОТ) при ООН ситуацию на рынке труда в Украине. При официальных данных 4% фактический уровень безработицы, по их мнению, составляет свыше 20%. А можно ли считать безработными наших людей, миллионы которых уехали за границу и там в бесправном положении, рискуют своей жизнью и здоровьем, работают на свой страх и риск на тяжелых и опасных работах. Позором нации является вывоз живого товара, наших женщин, девушек для работы в борделях.

Западные специалисты считают, что каждый дополнительный процент безработицы оборачивается для общества ростом смертности на 2%, количеством самоубийств — на 4,1, убийств — на 5,7, заключенных — 4, психически больных — 3,4%. К сожалению, на многих предприятиях даже работающим не выплачивают или выплачивают с большим опозданием заработную плату. А тех, кто протестует или выказывает недовольство, просто выгоняют с работы. То есть, на предприятиях действует административный произвол. Ни одна из партий и профсоюзы тоже не защищают человека работающего. Жаловаться в суд — нужны

деньги, а их у людей нет, да и хозяин, подкупив правоохранительные органы, всегда прав.

Безработица — это социальная язва, поразившая украинское общество глубоко и обширно. Она чревата самыми серьезными последствиями. Ведь безработный люд может быть просто мобилизован на беспорядки и революционный переворот любыми оппозиционными структурами, рвущимися к власти.

О социальной несправедливости. Она изначально была заложена в приватизации государственной собственности. Это самый несправедливый и необъективный момент реформ, прозванный в народе прихвати-зацией. Историки назовут этот период большим разграблением общенародной собственности.

По приватизации 70% государственной собственности должны были быть равномерно распределены на всех граждан Украины в виде сертификатов (ваучеров). Но чиновники, стоящие у власти, используя административные возможности, занизив в сотни раз стоимость имущества, прихватив государственные, пенсионные и партийные деньги, выкупили для себя и своих чад не только малые, но и крупные предприятия. Отсюда и появилась в Украине 0,3% олигархическая прослойка, которая спешно строит на окраинах крупных городов свои дома-дворцы, а народ лишила даже надежды на элементарное жилье. Этот момент реформы позволил направить развитие нашей страны по латиноамериканскому варианту развития, где богатые становятся еще богаче, а бедные еще беднее.

Бессовестная демонстрация богатства на фоне бедности большинства приводит к серьезным антагонистическим противоречиям в обществе. По большей части все даже знают имена этих «ударников капиталистического труда». Знает об этом правительство, знает Счетная палата, прокуратура, знает и Президент. Но установилось, видимо, удобное для всех молчание.

И чтобы закрепить создавшееся положение, богатые люди с помощью денег рвутся к исполнительной и законодательной власти. И это у них получается. Ведь на самых высоких исполнительных постах — это люди, обладающие большим капиталом. Или взять хотя бы кричащие предвыборные обещания наших «богатеньких Буратино». Ведь всем известно, чтобы получить мандат народного депутата, нужно иметь сотни тысяч долларов. И они имеются только у олигархов-миллионеров. Попав с помощью денег в Верховную Раду, они «делают» законы под себя и лоббируют свои интересы. Но это не самое страшное, что нами управляют богатые люди. Опасно то, что вся их энергия идет не на развитие государства, а на свое обогащение и на вывоз капитала за границу для обеспечения своего надежного будущего. Да, мы не Аргентина, но мы глубоко сожалеем, что нынешнее правительство толкает страну к аргентинскому варианту. То есть, социальная несправедливость фактически превращает бедствующих граждан Украины в потенциальных рекрутеров экстремистски настроенных элементов, полагающих, что с варварской властью не только можно, но и нужно бороться варварскими методами.

О коррупции и воровстве. Эти страшные язвы превратились в своеобразную идеологию общества, охватившую все слои населения, и взрослых, и детей, малых и больших чиновников. Украина уже который год занимает одной из самых высоких мест по уровню коррумпированности в мире. Ежегодно потери госу-

дарственного бюджета от незаконной деятельности теневого бизнеса в Украине специалисты оценивают в 12-13 млрд грн. Нежелание зарубежных инвесторов вкладывать капитал в экономику Украины связано, в основном, именно с коррупцией, так как сумма взяток обычно равняется сумме вложенного в дело капитала.

Коррумпированное чиновничество превратилось в своеобразного всесильного монстра. Впечатление такое, что именно в интересах чиновничьего аппарата принимаются и изменяются законы. Чиновник всесилен и безнаказан. И в стране сейчас нет реальной силы, в том числе и в высших эшелонах власти, которая была бы способна обуздать чиновничий произвол.

Рано или поздно разъединенный коррупцией каркас государства просто не выдержит и рухнет. И под его обломками окажутся и те, кто брал, и те, кто давал.

Очень трудно отличить коррупцию от воровства, которое также «процветает» не только в учреждениях верхних и нижних эшелонов власти, но и среди всех культурных и не очень культурных слоев населения. «Культурное» воровство — это осуществление сделок в обход законов, среди простых людей — это средневековый метод изъятия материальных ценностей у людей и на предприятиях. Вот что пишет журналист В. Петренко о воровстве на шахтах: «Раскрадывается не только уголь, но и крепежный лес, спецодежда, запчасти, цветной металл, кабель, взрывчатка, «коно-гонки» (фонари с аккумуляторами). А ведь порой к аварии и гибели людей могут привести старый электрокабель, неисправная лебедка или шкив, отсутствие самоспасателя нарушенная связь» [7].

Многие задают вопросы, а куда девались корабли Черноморского и Азовского пароходств общей стоимостью более 7 млрд дол. США. Да! Это уж очень солидная сумма воровства. А кто остановит ежегодное перекачивание валюты за рубеж (до 15 млрд дол. США)? Кто решит проблему массовой беспризорности в стране? А какая ужасная экология в стране.

Можно привести еще целый ряд негативных пороков развития нашего общества. Но стоит ли? О них и так все знают. Но самое страшное — это апатия нашего народа, разочарование в настоящей жизни и неверие в будущее. Вот что пишет читатель «Вечернего Донецка», участник войны, В. Тюменев: «Устали от такой жизни... Что это за государство, в котором поражен мозг нации: образование, здравоохранение, культура? Общество, в котором голодные дети в поисках пищи роются в мусорниках, старики, доведенные до отчаяния, кончают жизнь самоубийством, родственники из-за отсутствия денег отказываются хоронить своих близких. Мы разучились улыбаться, смеяться, общаться с близкими людьми, ездить в гости. Наши лица превратились в маски, в которых застыла печать безысходности. У нас нет уверенности в завтрашнем дне, мы его боимся. Мы не ждем лучшего, мы ожидаем худшего. А это все рождает неврозы, инсульты, инфаркты. Самое страшное, что мы уже привыкли к этому беспределу, никому и ничему не верим» [8].

Усталость и разочарование людей буквально сквозят в любом мало-мальски объективном социологическом исследовании. По данным Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова, проведшего опрос почти 11 тыс. респондентов в октябре 2016 года, только 2% украинцев

удовлетворены нынешнем положением дел в государстве. Тогда как 57,7% оценили состояние Украины как тяжелое и 19,2% — как катастрофическое. При этом, 18,8% опрошенных считают, что ситуация будет ухудшаться, и 13,7% полагают, что ухудшаться существенно.

Следует заметить, что в ситуации, когда каждому третьему человеку в нашей стране нечего терять, — главная угроза национальной безопасности исходит не извне, она коренится в социальной нестабильности.

Да, не очень бы хотелось писать о негативных моментах нашей жизни. Но кто нам скажет истинную правду, как не мы сами себе. И лучше всего ничего не скрывать и не преувеличивать свои успехи. Сказать правду народу, как она есть, а затем вместе с народом выходить из тяжелого положения.

Перечислив серьезные пороки в нашем государстве, мы ничего нового не сказали, только еще раз подчеркнули, что пишут СМИ, и что видим в реальной жизни. Нельзя сказать, что руководство страны ничего не делает по ликвидации перечисленных пороков. Оно что-то делает. Да, именно что-то. Но это не те меры, которые могут кардинально улучшить ситуацию.

Пути выхода из кризиса

Теперь следует поставить вопрос: Кто виноват и что делать?

Изначально виноваты ученые-обществоведы и целый ряд политических и государственный деятелей, которые поддержали преждевременные, непродуманные, безграмотные и бестолковые реформы. Уж воистину, как говорил великий Гёте: «Нелепым разумное стало и благо во зло обратилось». Будем считать, что это ошибки изначального периода реформ.

Кто виноват сейчас в продолжающемся кризисе в Украине?

Виноваты административно-управленческие руководители всех уровней и директорский корпус. Виноваты в том, что Украина, обладая огромным сырьевым комплексом, энергетическими, интеллектуальными, трудовыми и другими ресурсами, не может обеспечить нашим людям работу и соответствующий достаток. Это мнение подтверждают и западные специалисты-менеджеры, которые работают в нашей стране и консультируют исполнительную власть.

В настоящее время, чтобы вывести Украину из кризиса, нужна политическая воля и организаторский талант руководящей элиты нашего общества. На нее вся надежда. Если она этого не сделает в течении 23 лет, то никто и ничто нам не поможет. Ведь есть же поучительный пример США, которые попали в кризисную ситуацию 1930-1933 годов. Американской экономике потребовалось четыре года, чтобы приблизиться к уровню 1929 года, и шесть лет, чтобы превзойти его.

Да, ошибок в реформах мы наделали много и продолжаем делать. Сейчас необходимо ставить и решать вопросы, что делать дальше и как вывести Украину из кризисного состояния? Нас может спасти только подъем нашего производства. Сейчас, в основном, все занимаются экономикой, а на производство смотрят как на что-то второстепенное. А ведь производство — это первооснова жизни человека. А чем занимается экономика? Какие проблемы она решает?

Экономика в принципе занимается проблемами обмена, распределения и потребления готовой продукции. Сейчас все распределяют. В Киеве распределяют, в областных городах тоже распределяют, в каждом городе, районе распределяют, десятки тысяч рынков в стране — это все распределение. 70% работающего населения занимаются распределением. И лишь 30% производят продукцию.

Экономика не создает валовый национальный продукт, она его только перераспределяет. Ведь ни коммерческий магазин, ни банки, ни биржи, ни инвестиционные компании, которые у нас неплохо живут, не создают валовый национальный продукт, предприятия-производители это делают. Естественно, чтобы спасти Украину, нужно поднять производство, престиж производителя, человека труда, который создает валовый национальный продукт, содержит всю административно-управленческую структуру государства.

Итак, производство, производство и еще раз производство! А как его поднять?

Необходимо Президенту, правительству, поставить задачи перед руководителями всех уровней, чтобы в каждой области, городе, районе, поселке в ближайшие 2-3 года увеличить количество предприятий-товаропроизводителей в 10 раз. Мы еще раз подчеркиваем, не торгово-посреднические структуры, а именно предприятия-товаропроизводители необходимо создавать и освободить их на 2-3 года от налогообложения. Мы не сомневаемся, что они начнут расти как грибы. Ведь привлекают же свободные экономические зоны инвесторов и деньги поступают не только из-за рубежа, а даже «нашенские».

Следует отметить, что ни свободные экономические зоны, ни зарубежные кредиты, инвесторы и прочие не спасут Украину, а спасет только наш отечественный товаропроизводитель. Дайте ему только свободу и возможность.

Но для поднятия производства недостаточно указаний Президента и правительства. Это должна быть политика, идеология, законодательная база, подготовлена вся экономика, весь интеллектуальный потенциал, вся административно-управленческая работа на всех уровнях, и все, что возможно, должно быть направлено на поднятие производства, увеличение малых и средних предприятий в 10 раз. Крупные предприятия тоже следует сохранить и подумать, как их сделать рентабельными. Это должна быть серьезная, продуманная работа с конкретными действиями, а не вялая и ни к чему никого не обязывающая современная политика защиты своего товаропроизводителя на словах, а не на деле.

Производимый товар на предприятиях-товаропроизводителях должен в основном предназначаться для себя, то есть для внутреннего рынка. А кто будет покупать? Население Украины, но для этого его необходимо обеспечить заработной платой. Ведь только бюджетникам правительство задолжало миллиарды гривен. А где взять деньги? Напечатать. Именно под товар, который будут выпускать наши предприятия. То есть выпуск денежных банкнот будет обеспечен нашим товаром. Инфляции не будет и вот почему. Деньги у людей имеются, но они на 2/3 своей массы сконцентрированы у 5% населения, то есть у богатых людей. Остальные 95% населения денег не имеют. Это те, которые живут на зарплату, а ее слабо выплачивают

и не всегда своевременно. Они ведь готовы купить товар, но правительство и предприниматели с ними не рассчитываются, так как нет денежной наличности. Для того, чтобы выпустить, увеличить денежную массу, которой у нас не хватает, нужно под что-то, то есть золото, драгоценности, изготовлять товар. Да, у нас ни золота, ни драгоценностей нет. Но когда наши предприятия-товаропроизводители станут выпускать готовую продукцию, вот под нее и необходимо выпускать деньги, то есть увеличить денежную наличность, за счет которой рассчитаться с людьми по зарплате. Тогда и заработает всем известная формула: товар — деньги, деньги — товар. Этим мы себе сами поможем. Ведь мы уже убедились, что никто и ничто нам не поможет, если сами это не сделаем. Макиаввели в свое время говорил: «Если ты сам себе поможешь, тебе станут помогать все».

Мы еще раз хотим подчеркнуть, что нам нужны не столько программы, а именно конкретные и притом чрезвычайные меры для спасения Украины. Ведь мы с вами знаем, сколько было этих программ. И раньше и сейчас.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что ни Президент, что ни правительство, что ни депутат, то программа. И все они на бумаге были прекрасные, но выполнялись слабо.

Итак, при осуществлении конкретных мероприятий по поднятию производства и увеличению количества предприятий-товаропроизводителей в 10 раз в течение 2-3 лет потребуются деньги. Откуда их взять? Из каких источников?

Во-первых, и это основной источник, внутренний резерв нашей страны. Ведь у наших людей на руках, по разным источникам, от 60-90 млрд валюты. Собираемость «налогов» в теневом секторе составила десятки миллиардов гривен. В государственную казну, к сожалению, поступает намного меньше.

Если вновь создаваемые предприятия-товаропроизводители не будут облагаться налогом и будет обеспечена соответствующая законодательная база, то теневые деньги будут вкладываться в производство. А для осуществления указанных мероприятий достаточно будет вложить на начальном этапе 10 млрд дол. США.

Во-вторых, исполнительная власть должна все сделать, чтобы коммерческие банки осуществляли долгосрочное кредитование вновь создаваемых предприятий-товаропроизводителей под 10% годовых. Ведь заставил же Президент США — Рузвельт в 30-е годы кредитовать промышленность таким образом. Банки согласились, а куда им было деваться. Ведь он пригрозил их национализировать.

В-третьих, осуществить государственную монополию на ликероводочные, табачные изделия, цветные металлы и на энергоносители. Ведь многие страны, даже царское правительство России до революции, владея монополией на эти товары, заполняли свой бюджет до 40%.

В-четвертых, на какой-то период прекратить строительство фешенебельных офисов, зданий, спортивных сооружений, культовых учреждений и направить все эти деньги на поднятие производства.

В-пятых, кредиты, инвестиции, получаемые из-за границы, не проедать, а вкладывать в производство, так как делал Эрхард, возрождая Западную Германию после войны.

И последнее. Надо сохранить любыми путями сегодняшние наши предприятия-налогоплательщики. Не банкротить их. Их и так по сравнению с другими странами у нас не очень мало, но они еще и ежегодно сокращаются. Так, например, в США — 25, в Германии — 12, Англии — 10, Франции — 9, Польше — 3 млн предприятий-товаропроизводителей. Даже Венгрия, которая в 5 раз меньше, как по населению, так и по территории, имеет 1 млн 800 тыс. предприятий-товаропроизводителей, а на Украине только 850 тыс. Естественно, при таком количестве предприятий-товаропроизводителей западные государства не только обеспечили, прежде всего, свой внутренний рынок, но готовы кормить и одевать Украину, найдя в ней хороший рынок сбыта.

Некоторые специалисты утверждают, что банкротство предприятий в условиях рыночной экономики — это нормальное явление. Да, это нормальное явление, например, для США, где ежегодно закрываются 20-30 тыс. предприятий, зато открываются 4050 тыс., а у нас все наоборот. То есть, нам необходимо не только сохранить существующие, но еще и приумножить предприятия-товаропроизводители.

Важнейшей проблемой в ликвидации кризиса в Украине является повышение покупательского спроса населения, основой которого является увеличение заработной платы, пенсии, пособий и пр. Для этого необходимо:

Во-первых, чтобы увеличить покупательскую способность населения страны, необходимо увеличить им зарплату и пенсии, пособия в 2-3 раза, а то и более. Чтобы не было инфляции, это нужно делать из прибыли предприятия. Рассмотрим, как сейчас в Украине распределяется прибавочный продукт. Хозяевам (собственникам) предприятия достается 35-40%, государству в виде налогов и сборов — 25-30%, менеджерам (руководителям предприятия) — 15-20%, чиновникам (взятки и другие платежи) — 5-10% и рабочим, которые непосредственно создают прибавочную стоимость — 5-6%.

Из этого распределения видно, что прибавочный продукт в Украине распределяется вопиюще несправедливо. Здесь обделяют как государство (25-30%), так и народ (5-6%). Слишком большие (35-40%) суммы денег от прибыли оставляют себе собственники предприятия, и завышенные зарплаты получают менеджеры (15-20%). Естественно, коррупция оплачивается тоже из прибыли (5-10%). Необходимо существенно урезать доходы хозяев (собственников), менеджеров и до минимума сократить коррупцию. Этим самым можно будет увеличить поступления, как в бюджет, так и в пенсионный фонд в 1,5-2 раза и повысить зарплату рабочих в 2-3 раза. Следует заметить, что во всех цивилизованных государствах хозяевам (собственникам) достается 1-2, максимум 5% от прибыли и зарплата рабочим выплачивается в 5-10 раз больше, чем в Украине. Например, собственнику автомобильной компании «Форд» (США) достается 0,3% от прибыли. Так что давайте, дорогие украинские хозяева (собственники), переходить на цивилизованный путь развития.

Во-вторых, чтобы существенно увеличить доходы населения, необходимо принять соответствующие законы в Верховной Раде. Так, например, необходимо законодательно ввести почасовую оплату труда для всех работающих. При этом она должна составлять не

менее 25 грн в час. Предприятия, не соблюдающие соответствующий закон, передавать в госсобственность или штрафовать.

В-третьих, государству следует взять под жесткий контроль промышленные предприятия, которые сокращают свой персонал. Этим предприятиям не только давать кредиты, но и обеспечить заказами. Однако если и после этого продолжаются увольнения, то их передавать в государственную собственность.

В-четвертых, поднять престиж организаций, учреждений, институтов, от которых зависят жизнедеятельность и будущее каждого человека и всей нации — здравоохранение, образование, жилищно-коммунальная сфера, культура, наука и др.

Существенную роль в улучшении жизнедеятельности населения страны играют потребительские цены на товары, услуги, оплата ЖКХ, жилье. Поэтому снижение их существенно / положительно повлияет на обеспечение социально-экономическую политику государства.

Рыночный механизм снижения цен в Украине не работает — значит необходимо вмешательство государства на процесс регулирования цен. Давайте посмотрим. В какой цепочке при формировании цен идет существенное их завышение. Известно, что цена состоит из затрат. Возьмем самый ходовой товар — хлеб. Затраты при выращивании зерновых — 10%, зернотрей-дерам достается — 10%, мукомолам — 20%, и наценка розничной торговли составляет — 40%. Это просто бесчеловечно, когда торгово-посреднические структуры закладывают свои затраты в несколько раз завышенные. Например, в советское время, когда торговля была государственной, то торговая наценка на хлеб составляла 1-2%, максимум на белый — 3%. Сейчас какой бы рекордный урожай страна не получила, на хлеб идет ежегодное повышение цен. Больше всего от завышения цен страдает самая обездоленная прослойка населения, так как это единственный продукт, который они могут приобретать. Или хотя бы взять лекарства и лекарственные препараты. Во время государственной собственности посредническая цена на них составляла 2-3%, максимум — 5%. Сейчас Украина вымирает, а посреднические наценки достигают 500%. Поэтому не мудрено, что в городах на каждом углу возникают аптеки. Еще бы, это самая доходная отрасль.

Или взять услуги жилищно-коммунального хозяйства. По расчетам специалистов, в Украине население страны ежегодно переплачивает за услуги ЖКХ 12 млрд гривен. И, к сожалению, переплата идет не на обустройство этой отрасли, так как она находится в самом ужасном состоянии, а в карман чиновникам.

И еще об очень злободневной теме — ценах на жилье. Миллионы граждан не могут приобрести себе квартиру, а строительные компании на каждом квадратном метре стараются получить прибыль до 300500%. Опыт показал, что уговаривать бизнесменов, взывать к их совести — бесперспективно. Государству необходимо принять жесткие меры по регулированию ценовой политики.

И наконец. Кто выведет страну из кризисного состояния? В Украине нет ни одной партии с сильной и реальной идеологией, чтобы она могла вывести страну из кризисного состояния.

Но в Украине есть силы, которые обладают реальной властью, у них имеются и знания, и умения, и

авторитет, и деньги. Это руководители всех государственных уровней и директорский корпус. Но для них нужно создать соответствующие условия, заинтересованность, выработать соответствующую систему, подготовить законодательную базу и даже заставить. Это все должны сделать Президент, правительство, Верховная Рада.

Следует обратить серьезное внимание на кадровую политику. Ведь известно, что кадры решают все. Именно от них зависит будущее развитие нашего государства. А какая у нас сейчас кадровая политика? Да никакая. Готовим специалистов в вузах, а повышение квалификации почти отсутствует. В связи с вводом платного обучения и открытием приватных вузов, требовательность к подготовке специалистов гораздо снизилась. Оборудование, лабораторная, научная база устарели и не отвечают требованиям современного научно-технического прогресса.

Следует отметить серьезные перекосы в подготовке специалистов. Сейчас чуть ли не все вузы стали готовить специалистов по распределению готовой продукции, а именно: юристов, бухгалтеров, экономистов, банкиров.

Приватные вузы так же исключительно готовят тех же специалистов. Инженерно-технические специальности сейчас не в почете. Нехватка этих специалистов уже очень остро сказывается. Резко увеличился травматизм на производстве. Если раньше за 1 млн угля погибал один шахтер, то сейчас шестеро шахтеров лишаются жизни. Резко снизилась также производительность труда. У нас самая высокая материалоемкость, энергоемкость и низкое качество выпускаемой продукции. Следует спросить, кто на производстве будет сейчас и на перспективу следить за техникой безопасности, повышать производительность труда, качество выпускаемой продукции, снижать материалоемкость продукции и пр.

Ведь на промышленных предприятиях, производящих продукцию, инженерно-технических работников гораздо больше требуется, чем других специалистов.

Еще совсем недавно, всего-то лишь 26 лет тому назад, гордо и уважительно звучали рабочие профессии: сталевар, проходчик, монтажник, токарь, строитель... Без людей всех этих профессий не может существовать ни одно общество. Развиваясь, оно совершенствует жизнь. Но без сталевара не создать автомобиль, без строителя не обретешь жилье. Без швеи и портных голым останешься. И чем будут торговать продавцы в магазинах и предприниматели на рынках, если не будет тех, кто своим трудом создает все условия для жизни, в которых человек зовется Человеком.

Украине нужны, и прежде всего они, талантливые руководители, на всех уровнях и чтобы возглавляли предприятия также способные люди. Именно такие менеджеры, которые в этих труднейших и, казалось бы, невероятных условиях должны находить выход и пути развития своих систем. Ведь мы знаем целый ряд исторических примеров, где талантливые руководители достигали успехов и побед.

Выводы. И так, чтобы Украину вывести из системного кризиса, следует Верховной Раде, Президенту, правительству провести в стране целый ряд срочных мероприятий.

1. Выработать национальную идею перспективного развития страны с учетом всех сторон ее жизне-

деятельности (политической, социальной, экономической и др.)

2. Разработать комплексную экономическую программу на ближайшие 2-3 года по выходу Украины из кризиса.

3. Создать при Президенте Украины Мозговой центр из состава ученых и бывших практических высококвалифицированных менеджеров (патриархов управленческих структур) для выработки стратегических решений по выходу страны из кризиса.

4. Формирование команд высококвалифицированных ТОП-менеджеров, которые возьмут на себя всю ответственность по реализации программ выхода из кризиса. Подобрать команду профессионалов.

5. Под патронатом правительства необходимо создать в стране несколько крупных консалтинговых фирм, которые возьмут на себя инвестирование вновь открываемых предприятий отраслей промышленности. Эти фирмы не только должны сконцентрировать в себя инвестиционный капитал, но и обладать командой специалистов-профессионалов по созданию и развитию вновь открываемых предприятий.

6. Выработать единую идеологию в процессе перспективного развития страны и самое главное сформировать организационное взаимопонимание, согласованность между правительством, бизнесом и народом.

7. Главная ответственность за реализацию реформ должна лежать на исполнительных структурах, в которых должна быть определена персональная ответственность руководителей по всем направлениям с указанием сроков выполнения каждой поставленной задачи.

8. Экономическая программа должна быть стратегически расписана не только по годам, максимум на 2-3 года, но и по кварталам. Она должна быть всенародно обговорена и принята к исполнению правительством. В этой программе должна быть указана не только финансово-материальное обеспечение, но и организационное, идеологическое, политическое и др.

9. Настало время подумать об изменении политического курса страны. Приоритетом должна стать власть народа (народовластье). Одновременно следует предложить новый экономический курс, направленный на поднятие благосостояния украинского народа.

10. Создать комитеты народного контроля в каждом поселке, городе, области, стране. Избирать их следует всенародно на 3 года свободным волеизлиянием. Основная задача народных контролеров следить за расходованием финансовых, материальных ресурсов, а

также контролировать выполнение законов исполнительной властью. То есть, контроль над исполнительной властью должен быть не только со стороны государства, но и народа.

11. Создать Общественный комитет по спасению Украины, в которую бы вошли представители общественности (интеллигенции, видные общественные деятели, профсоюзные лидеры и др.), основная цель которого, объединить украинский народ, все патриотические силы и вывести страну из кризиса. Иначе нерешительность, бездарность, затягивание экономических реформ приведет страну к гибели.

12. Общественный комитет должен разработать такую идеологию реформ, где в первую очередь, должны реализоваться задачи ликвидации не только разрухи, но и бедности в стране.

13. Поднять роль государственных органов в управлении страной и вместе с Общественным комитетом объявить чрезвычайное положение по экономическому спасению страны.

14. Объединив усилия руководства, общественности и энергетический потенциал украинского народа вместе солидарно вывести страну из кризиса.

Список использованных источников

1. Волошин В.С. Концептуальные основы экономической программы по выходу Украины из кризиса / В.С. Волошин, Н.Г. Белопольский, О.В. Кленин // Вюник Приазовського державного техшчного уш-верситету. Серiя: Економiчнi науки. — Марiуполь. — 2015. — Вип. 30.

2. Коломойцев В.Е. Формування щеологп «Нового курсу» Президента США Ф.Д. Рузвельта (Подо-лання кризи: досвщ виконавчо! влади США) / В.Е. Коломойцев. — Луганськ: Вид-во Схщноукрашського державного ушверситету. — 1997. — С. 42.

3. Еженедельник «Аргументы и факты». — № 33 (678).

4. Еженедельник «Аргументы и факты». — № 5 (791).

5. Скляров В.П. Об энергетическом потенциале Украины / В.П. Скляров // Зеркало недели. — № 3 (344).

6. Малешко А.Н. О перспективах развития сельского хозяйства в Украине / А.Н. Малешко // Зеркало недели. — № 3 (378).

7. Петренко В.П. О воровстве на шахтах / В.П. Петренко // Вечерний Донецк. — 2009. — 29 сент.

8. Тюменев В.К. О будущем Украины / В.К. Тю-менев // Вечерний Донецк. — 1999. — 13 авг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.