Научная статья на тему 'О системе подготовки юристов в Японии и ее целях'

О системе подготовки юристов в Японии и ее целях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2106
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ЮРИСТОВ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ДЛЯ ЮРИСТОВ / ДОСТУП К ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В ЯПОНИИ / ЮРИДИЧЕСКАЯ СТАЖИРОВКА / ШКОЛЫ ПРАВА / TRAINING OF LAWYERS / QUALIFICATION EXAMINATION FOR LAWYERS / ACCESS TO THE LEGAL PROFESSION IN JAPAN / LEGAL TRAINEESHIP / LAW SCHOOLS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хирао Кодзи

Подготовка юристов в Японии имеет определенные особенности. Доступ к юридической профессии обусловлен демонстрацией знаний, умений и компетенций на специальном квалификационном экзамене, являющемся государственным испытанием, направленным на проверку наличия у соискателя знаний и способностей к выполнению будущих обязанностей. Сдача экзамена обязательна для получения профессии адвоката, прокурора или судьи. В Японии сейчас применяется новый единый квалификационный экзамен, заменивший предыдущий вариант. Если предыдущий экзамен мог сдавать любой, то новый квалификационный экзамен позволяется сдавать только лицам, окончившим школы права (Law Schools). Такие школы создавались на базе юридических факультетов университетов. Однако экзамен не является единственным условием, и соискателю также необходимо пройти специальную юридическую стажировку в институте, созданном при Верховном суде Японии. Прохождение стажировки служит интересам соискателя не только из-за дополнения его компетенций, но и благодаря тому, что адвокатура, прокуратура, органы судебной власти таким образом подбирают кадры. Стажировка включает в себя определенные экзамены, которые необходимо сдать для ее завершения. В случае успешного завершения юридической стажировки соискатель получает лицензию юриста. Несмотря на кажущуюся стройность системы подготовки юристов в Японии, в современном виде она не лишена ряда недостатков. Автор статьи, как практикующий адвокат, прекрасно видит существующие проблемы и поэтому дает свое видение системы, учитывая опыт ранее существовавшего квалификационного экзамена и последствия проведения нового испытания, а также обращаясь к особенностям юридической стажировки и опыту существования школ права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of lawyers training in Japan and its purposes

The process of training lawyers in Japan has certain characteristics. Access to the legal profession is due to the demonstration of knowledge, skills and competencies in a special qualifying examination. This is a state test aimed at checking the competitor`s knowledge and ability to fulfill future duties. Passing the exam is required to obtain the profession of a lawyer, prosecutor or judge. In Japan, now applies a newly unified qualification exam, replacing the previous version. If earlier anyone could take the previous exam, then under the system of the new qualification exam, only those who graduated from Law School were allowed to take it. Such Law Schools were created on the basis of law faculties of universities. However, the exam is not the only condition, and the applicant also needs to undergo a special legal internship at the institute created under the Supreme Court of Japan. Passing an internship serves the interests of the applicant not only because of the addition of his competencies, but also because the bar, the prosecutor`s office, and the judiciary are similarly selecting their own cadres. The internship includes certain exams that you must pass to complete it. In case of successful completion of the legal internship, the applicant is licensed by a lawyer. Despite the apparent harmony of the system of training lawyers in Japan, in the modern form, it is not devoid of a number of problems. The author as a practicing lawyer perfectly sees the existing issues and therefore gives his vision to the system, taking into account the experience of the pre-existing qualification exam and the consequences of the new test, and also referring to the peculiarities of the legal internship and the experience of the existence of Law Schools.

Текст научной работы на тему «О системе подготовки юристов в Японии и ее целях»

УДК 340

Вестник СПбГУ Право. 2018. Т. 9. Вып. 4

О системе подготовки юристов в Японии и ее целях

Хирао Кодзи

Юридическая фирма Фусагава-Хирао,

Япония, 060-0002, Хоккайдо, Саппоро, 9-я улица, 4

Для цитирования: Хирао, Кодзи. 2018. «О системе подготовки юристов в Японии и ее целях».

Вестник Санкт-Петербургского университета. Право 4: 593-604. https://doi.org/10.21638/

spbu14.2018.410

Подготовка юристов в Японии имеет определенные особенности. Доступ к юридической профессии обусловлен демонстрацией знаний, умений и компетенций на специальном квалификационном экзамене, являющемся государственным испытанием, направленным на проверку наличия у соискателя знаний и способностей к выполнению будущих обязанностей. Сдача экзамена обязательна для получения профессии адвоката, прокурора или судьи. В Японии сейчас применяется новый единый квалификационный экзамен, заменивший предыдущий вариант. Если предыдущий экзамен мог сдавать любой, то новый квалификационный экзамен позволяется сдавать только лицам, окончившим школы права (Law Schools). Такие школы создавались на базе юридических факультетов университетов. Однако экзамен не является единственным условием, и соискателю также необходимо пройти специальную юридическую стажировку в институте, созданном при Верховном суде Японии. Прохождение стажировки служит интересам соискателя не только из-за дополнения его компетенций, но и благодаря тому, что адвокатура, прокуратура, органы судебной власти таким образом подбирают кадры. Стажировка включает в себя определенные экзамены, которые необходимо сдать для ее завершения. В случае успешного завершения юридической стажировки соискатель получает лицензию юриста. Несмотря на кажущуюся стройность системы подготовки юристов в Японии, в современном виде она не лишена ряда недостатков. Автор статьи, как практикующий адвокат, прекрасно видит существующие проблемы и поэтому дает свое видение системы, учитывая опыт ранее существовавшего квалификационного экзамена и последствия проведения нового испытания, а также обращаясь к особенностям юридической стажировки и опыту существования школ права.

Ключевые слова: подготовка юристов, квалификационный экзамен для юристов, доступ к юридической профессии в Японии, юридическая стажировка, школы права.

1. Введение

Правовая реформа, которая началась в Японии в 1999 г., заметно изменила систему подготовки юристов. К сожалению, нельзя не отметить некоторые проблемы данной реформы. В этой статье мы хотим познакомить русских коллег с основами японской системы подготовки юристов (судьи, прокурора, адвоката) и разъяснить суть и результат реформы подготовки юристов и ее цели.

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2018 https://doi.org/10.21638/spbu14.2018.410

2. Основное исследование

2.1. Система подготовки юристов в Японии

Единый квалификационный экзамен для юристов. Согласно п. 1 ст. 1 Закона о едином квалификационном экзамене для юристов, единым квалификационным экзаменом для юристов является государственный экзамен, который определяет, есть ли у желающих стать судьей, прокурором, адвокатом необходимые юридические знания и способности их применения. В Японии все желающие стать судьей, прокурором, адвокатом обязаны сдать экзамен для юристов, который проводят раз в год. Предмет квалификационного экзамена состоит из публичных законов (конституция и административное право), гражданских законов (гражданское право, коммерческое право, гражданское процессуальное право), криминальных законов (уголовное право, уголовное процессуальное право) и др. Экзаменующиеся могут выбрать один предмет из следующих: банкротство, налоговое право, право интеллектуальной собственности, экономическое право, трудовое право, международное право.

Юридическая стажировка. Лицу, сдавшему квалификационный экзамен, позволяется поступить в Институт юридических исследований и стажировок и пройти там юридическую стажировку в качестве государственного юридического стажера. Институт является государственным институтом Верховного суда; стажировку в нем могут проходить не только государственные юридические стажеры, но и судьи, и судебные служащие (Supreme Court of Japan, n. d.).

Юридическая стажировка состоит из лекций в институте и практической стажировки в суде, прокуратуре и адвокатских фирмах, которые находятся по всей Японии. В качестве чиновников Верховного суда государственные юридические стажеры несут обязанность соблюдения конфиденциальности, и им официально запрещается совмещать стажировку с иной деятельностью (ст. 2, ст. 3 нормативного правового акта Верховного суда «О юридическом стажере»)1.

Преподавателями института выступают квалифицированные и опытные судьи, прокуроры, адвокаты, которые преподают стажерам основы гражданского и уголовного судопроизводства, практики прокуратуры и адвокатуры, гражданского и уголовного права.

Теория о разделении обязательности доказывания фактов2, которую преподают в институте, является основной в сфере гражданского процесса нашей страны, а также дает возможность судьям и адвокатам найти общий язык. На практической стажировке, участвуя в рассмотрении дела, стажеры осваивают необходимые навыки, этику юриста и т. д.

Например, в случае судебной стажировки им дают особое место в комнате судьи и в зале судебного заседания, они наряду с судьями участвуют в рассмотрении дела и упражняются в составлении судебных постановлений, решений и т. п. Кроме того, во время коллегиального рассмотрения дела им предоставляется

1 Supreme Court of Japan. "Regulations on Trainee Judges (Supreme Court Decision N 15)". Accessed May 8, 2018. http://www.courts.go.jp/saikosai/sihokensyujo/sihosyusyu/tokutyo_kensyusei/index.html.

2 Эта теория, упрощенно говоря, посвящена тому, кто и что должен доказывать в гражданском процессе. В Японии от юристов требуют осуществлять профессиональную деятельность на основе этой теории.

исключительное право наблюдать дискуссию между судьями-председателями и другими судьями.

В случае прокурорской стажировки они официально, хотя и под контролем и руководством прокурора, проводят допрос подозреваемых, составляют протокол уголовного дела и таким образом включаются в уголовный процесс до представления заключения обвинения. Разумеется, в зале судебного заседания они участвуют в рассмотрении уголовного дела наряду с прокурором.

В случае адвокатской стажировки стажеры участвуют в заседании с клиентами, тренируются в написании искового заявления и других документов, наряду с адвокатами участвуют в рассмотрении гражданских и уголовных дел. Вместе с адвокатами они вправе встретиться с подозреваемыми или подсудимыми в следственных изоляторах.

Таким образом, при практической стажировке стажеры вправе наблюдать деятельность судьи, прокурора и адвоката, и юристы практически руководят стажерами. Практическая стажировка считается самым важным и ключевым звеном в ходе подготовки юристов, это шанс3 понять роль, мысли и этику юристов, которые стоят по разные стороны юридического процесса. В период юридической стажировки стажеры определяют направление своей работы после выпуска и то, кем они станут: судьей, прокурором или адвокатом. Основываясь на информации от преподавателей, судей и прокуроров, Верховный суд и прокуратура выбирают кандидатов в судьи и прокуроры из стажеров, т. е. для суда и прокуратуры юридическая стажировка — рекрутинговое место. Завершив юридическую стажировку и сдав последний экзамен, соискатель получает лицензию юриста.

Реформа юстиции. По сравнению с количеством юристов в России, в Японии юристов категорически мало (см. табл. 1). В 2016 г. в Японии работало 2755 судей, 1930 прокуроров, 37 680 адвокатов. В Японии только адвокату позволяется заниматься юридическими делами, поэтому нельзя работать без адвокатской лицензии. Но кроме этой лицензии существуют лицензии для налоговой инспекции (77 174), лицензии для регистрации юридического лица, земли (22 488), для регистрации патента (11 650). Ранее адвокаты занимались в основном разрешением споров (Japan Federation of Certified Public Tax Accountants' Associations, n. d.).

Поскольку давно назрела потребность увеличения числа юристов, еще в 1961 г. Временный комитет реформирования юстиции заявил, что «должно быть увеличено количество юристов, обращено особое внимание на качество подготовки юристов для того, чтобы обеспечить правильное функционирование закона и хорошую юридическую помощь населению, так как признается очевидным, что в Японии не хватает юристов» (Министерство юстиции, б. д. a). До 1990-х гг. число лиц, сдав-

3 Автор настоящей статьи сдал Единый квалификационный экзамен для юристов в 2002 г., прошел стажировку в 2003 г., стал адвокатом в 2004 г. В настоящее время я уверен, что благодаря практической стажировке научился глубоко разбираться в образе мыслей судей и прокуроров, и этот опыт пригодится в адвокатской практике. Стажируясь в прокуратуре, я мог заниматься уголовными делами (подозрение в грабеже, насильственные действия сексуального характера и др.), причем подозреваемые отрицали свою вину. Как правило, юридическим стажерам позволяют заниматься только простыми делами (например, дело о приеме наркотиков, в котором подозреваемый признал свою вину). То, что я мог заниматься сложными делами, — в некотором роде исключение. Мне кажется, что, поскольку мой начальник ранее работал преподавателем, у него было глубокое понимание важности стажировки для молодого юриста.

Год Количество судей Количество прокуроров Количество адвокатов

1991 2022 1172 14 080

1992 2029 1174 14 329

1993 2036 1184 14 596

1994 2046 1190 14 809

1995 2058 1229 15 108

1996 2073 1270 15 456

1997 2093 1301 15 866

1998 2113 1325 16 305

1999 2143 1363 16 731

2000 2213 1375 17 126

2001 2243 1443 18 243

2002 2288 1484 18 838

2003 2333 1521 19 508

2004 2385 1563 20 224

2005 2460 1627 21 185

2006 2535 1648 22 021

2007 2610 1667 23 119

2008 2685 1739 25 041

2009 2760 1779 26 930

2010 2805 1806 28 789

2011 2850 1816 30 485

2012 2850 1839 32 088

2013 2880 1847 33 624

2014 2944 1877 35 045

2015 2944 1896 36 415

2016 2755 1930 37 680

* Источник: Белая книга адвокатуры — 2016 (Палата адвокатов Японии, б. д.).

ших квалификационный экзамен, колебалось от 400 до 500 (см. табл. 2). В силу необходимости увеличения числа юристов, количество лиц, сдавших экзамен, постепенно росло, и в 1999 г. оно достигло 1000. Однако вновь признается, что пока их недостаточно (Prime Minister of Japan and His Cabinet, n. d.).

Таблица 2. Статистика экзаменационного испытания в Японии (1989-2007 гг.)*

Год Количество соискателей на квалификационном экзамене Количество лиц, сдавших альтернативный экзамен Количество лиц, сдавших письменный экзамен Количество лиц, сдавших квалификационный экзамен Процент лиц, сдавших ква-лификацион-ный экзамен

1989 21 308 4020 523 506 2,37

1990 20 975 3814 506 499 2,38

1991 20 609 4576 616 605 2,94

1992 21 431 4603 634 630 2,94

1993 17 714 4557 759 712 4,02

1994 19 408 4941 759 740 3,81

1995 21 272 4854 753 738 3,47

1996 21 921 5239 768 734 3,35

1997 23 592 5681 763 746 3,16

1998 26 759 6140 854 812 3,03

1999 29 890 5717 1038 1000 3,35

2000 31 729 6125 1026 994 3,13

2001 34 117 6764 1024 990 2,90

2002 41 459 6457 1244 1183 2,85

2003 45 372 6986 1201 1170 2,58

2004 43 367 7438 1536 1483 3,42

2005 39 428 7637 1454 1464 3,71

2006 30 248 3820 542 549 1,81

2007 23 306 2219 250 248 1,06

* Подготовлено автором с использованием информации Министерства юстиции Японии (Министерство юстиции, б. д. б). В 2006 и 2007 гг. совместно проводились старый и новый экзамены.

2.2. Предыдущий единый квалификационный экзамен для юристов

До тех пор, пока не ввели новые правила, экзамен мог сдавать кто угодно неограниченное количество раз. Предыдущий экзамен состоял из трех ступеней: альтернативный экзамен, письменный экзамен, устный экзамен. Письменный экзамен состоял из шести предметов, в число которых входили: конституция, гражданское право, уголовное право, коммерческое право, гражданское процессуальное право, уголовное процессуальное право. В течение двух часов по каждому предмету задавали два вопроса, чтобы определить уровень юридических знаний, логику, способности к применению и т. д.

Процент успешно сдавших предыдущий квалификационный экзамен равнялся 2-3 %. Особенно трудным был письменный экзамен, потому что от соискателя требовались не только юридические знания, но и знание техники сдачи экзамена. С учетом экзаменационного уклона была необходима особая тренировка, чтобы уложиться в ограниченное время, и очень трудно было проявить такие качества, основываясь только на лекциях юридического факультета. Таким образом, в 1970-х гг. появились частные школы; в них адвокаты или лица, сдавшие экзамен, тренировали студентов, готовя учебные тексты, в которых резюмировались мнения известных профессоров и анализировались версии по каждому важному прецеденту. Благодаря этим текстам, изданным частными школами, студенты могли более эффективно понимать и осваивать юридические знания по сложным, широким научным аспектам, и стало возможно справиться со сложными экзаменами по праву. Но появление частных школ вело к единообразному юридическому образованию. В результате оказалось, что количество единообразных заданий экзамена увеличивалось, а соискатели ставили технику экзамена на первое место. Кроме того, из-за значительной трудности экзамена возраст лиц, сдавших экзамен, и количество пересдач экзамена неуклонно росли. Например, в 2001 г. средний возраст лиц, сдавших экзамен, был 27,42 лет, количество пересдач — примерно пять (Министерство юстиции, б. д. a). Таким образом, требовалось принять меры по увеличению количества лиц, сдавших экзамен в более молодом возрасте.

2.3. Введение нового единого квалификационного экзамена для юристов

В 1999 г. правительство Японии образовало Комиссию по реформированию юстиции (орган, основанный кабинетом министров; в нем принимали участие Верховный суд, Министерство юстиции, Палата адвокатов Японии). Задачами Комиссии стали обсуждение и выработка новой реформы юстиции. В своем заключении в 2001 г. Комиссия пришла к выводу, что до 2010 г. необходимо увеличить количество лиц, сдавших экзамен, до 3000. Этим должен был заниматься Институт подготовки юристов, связанный с юридическим образованием школ права (Law Schools), с Единым квалификационным экзаменом для юристов и с юридической стажировкой Верховного суда. На основе этого заключения правительство изменило закон о едином квалификационном экзамене для юристов в 2004 г. и ввело новый экзамен. Сначала открылись школы права в университетах, которых находились во всех префектурах, от Окинавы до Хоккайдо (только выпускникам школы права позволялось сдавать экзамен), и было ограничено количество пересдач квалификационного экзамена (соискатель получал возможность сдавать до пяти раз за пять лет). Однако не все университеты открыли школы права. Период юридической стажировки сократился до года, потому что в результате введения школ права часть образовательной информации, которую ранее давал Институт исследований и стажировок Верховного суда, теперь предоставляется школам права.

Школы права. По закону только лицо, окончившее бакалавриат, может поступить в школу права4. Школа права предлагает два курса: курс для бакалавра юри-

4 Japan's e-Government, n. d. "The Statute on the Common Qualification Examination for Lawyers (new)". Accessed May 8, 2018. http://elaws.e-gov.go.jp/search/elawsSearch/elaws_search/lsg0500/detaiMaw Id=324AC0000000140&openerCode=1.

дического факультета — два года, курс для бакалавра других факультетов — три года. Кроме профессоров юридических факультетов, в качестве преподавателей-практиков представлены судьи, прокуроры, адвокаты; также проводятся лекции, отражающие практическую юридическую карьеру. Расходы на обучение в школах права за год в среднем — 1-2 млн иен.

Резервный экзамен. Поскольку расходы на обучение в школах права очень высоки, лица, желающие стать юристами, несут тяжелое финансовое бремя. Чтобы предоставить каждому желающему шанс сдать экзамен независимо от его финансового положения, правительство ввело резервный экзамен. Резервный экзамен определяет уровень знаний у лиц, не окончивших школы права, и их степень соответствия знаниям и умениям выпускников. Резервный экзамен включает альтернативный экзамен, письменный экзамен, устный экзамен. Таким образом, лицам, сдавшим резервный экзамен, стали позволять сдавать новый единый квалификационный экзамен для юристов без окончания школы права.

2.4. Проблемы нового квалификационного экзамена

Процент лиц, сдавших экзамен, оказался гораздо меньше, чем предполагалось. Несмотря на то что на систему школ права возлагались большие ожидания, сначала возникло много вопросов. Как упоминалось выше, в рамках системы предыдущего экзамена кто угодно мог сдавать экзамен много раз, но при системе нового квалификационного экзамена это позволялось только лицам, окончившим школу права. При системе нового квалификационного экзамена предполагалось, что ограничение количества поступивших в школы права сократит количество соискателей на едином квалификационном экзамене и повысит процент сдавших. По вышеупомянутому заключению комиссии система нового единого квалификационного экзамена и школ права создавалась с расчетом на 3000 лиц, которые сдадут квалификационный экзамен; количество сдавших квалификационный экзамен должно составлять 70-80 %. Однако экзамен, при введении которого предполагалось не качество, а только количество лиц, сдавших его, разумеется, должен был оказаться неудачным. Количество сдавших квалификационный экзамен оказалось более низким, чем предполагавшееся: 2006 г. — 48,3 %, 2007 г. — 40,2 %, 2014 г. — 22,6 %, 2017 г. — 27,1 % (см. табл. 3).

Уменьшение количества соискателей на вступительном экзамене в школы права. Сначала соискатели рассчитывали на то, что квалификационный экзамен станет легче, чем раньше, т. е. 70-80 % выпускников школ права смогут сдать его. Вышеупомянутое количество сдавших единый квалификационный экзамен было неприятной неожиданностью, тем более что эта тенденция продолжалась и огорчала соискателей.

Кроме того, еще одно обстоятельство способствовало падению количества желающих поступить в школы права. При новом квалификационном экзамене резко увеличилось количество лиц, сдавших этот экзамен, но не увеличилось количество нанятых новых судей и прокуроров, возросло только количество адвокатов. Из-за этого стало не хватать рабочих мест, и обеспечить занятостью всех новых адвокатов стало трудно. В Японии достаточно сложно освоить профессиональные адвокатские навыки сразу после получения лицензии юриста, поэтому приходится

Таблица 3. Статистика нового экзаменационного испытания в Японии (2006-2017 гг.)*

Год Количество лиц, сдававших квали-фикацион-ный экзамен Количество лиц, сдавших альтернативный экзамен Количество лиц, сдавших квалификационный экзамен Процент лиц, сдавших квалификационный экзамен Средний возраст лиц, сдавших квалификационный экзамен

2006 2091 1684 1009 48,3 28,87

2007 4607 3479 1851 40,2 29,2

2008 6261 4654 2065 33,0 28,98

2009 7392 5055 2043 27,6 28,84

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2010 8163 5773 2074 25,4 29,07

2011 8765 5654 2063 23,5 28,5

2012 8387 5339 2102 25,1 28,54

2013 7653 5259 2049 26,8 28,37

2014 8015 5080 1810 22,6 28,2

2015 8016 5308 1850 23,1 29,1

2016 6899 4621 1583 22,9 28,3

2017 5697 3937 1543 27,1 28,8

* Подготовлено автором с использованием информации Министерства юстиции Японии (Министерство юстиции, б. д. б).

повышать профессиональный уровень под руководством квалифицированных и опытных адвокатов (как нам кажется, в России ситуация схожая).

Из-за нехватки рабочих мест новые адвокаты рискуют не получить шанс на трудоустройство. Этот факт, несмотря на финансовые расходы при обучении и сдачу нового квалификационного экзамена, ставил студентов школ права в трудное положение. Кроме того, прекращение выдачи зарплаты5 юридическим стажерам привело к падению привлекательности системы нового квалификационного экзамена и школ права. Ранее юридические стажеры имели статус чиновников Верховного суда, и до 2011 г. суд выплачивал им зарплату. Но в результате преобразования системы подготовки юристов резко увеличилось количество юридических стажеров, поэтому школы права стали лишь частично финансироваться правительством и финансовое бремя возросло.

Итак, государство изменило закон о суде в 2004 г. и с 2011 г. прекратило выдавать зарплату юридическим стажерам. Однако, как мы отмечали ранее, в течение юридической стажировки стажерам в принципе запрещено работать. Таким образом, из-за значительных расходов на обучение в школе права, неуверенности в наличии свободных мест для новых адвокатов, прекращения выплаты зарплаты юридическим стажерам количество желающих стать юристами снизилось, и даже

5 Во время стажировки автор получал месячную зарплату в размере 178 002 йены.

действительно талантливые студенты стали избегать единого квалификационного экзамена. Так, в 2004 г. было зарегистрировано 72 800 соискателей в школы права, но их количество продолжало снижаться до 13 924 чел. в 2013 г. и, в конце концов, до 8159 чел. в 2017 г. (Министерство образования, культуры, спорта, 01.04.2017). Падение количества сдающих вступительный экзамен, вероятно, ведет к снижению качества не только соискателей, но и юристов.

Популярность резервного экзамена. Результаты резервного экзамена представлены в табл. 4. Процент сдавших резервный экзамен возрос с 1 % до 4 %. Также выяснилось, что резервный экзамен очень труден. Количество соискателей на его сдачу обратно пропорционально количеству соискателей на сдачу вступительного экзамена в школы права. Нужно также обратить внимание на то, что среди лиц, выдержавших резервный экзамен, больше тех, кто сдал квалификационный экзамен. Среди соискателей, окончивших школы права, количество сдавших сохраняется в пределах 20 %, но из количества соискателей, прошедших резервный экзамен, каждый год квалификационный экзамен сдают около 60 %. Можно предположить, что большинство студентов-отличников сдают резервный экзамен, избегая тяжелого финансового бремени школ права, в результате формируется слой компетентных молодых юристов, прошедших этот трудный экзамен, и в конце концов процент сдавших квалификационный экзамен станет относительно высоким.

Таблица 4. Результаты резервного экзамена в Японии (2011-2016 гг.)*

Год Количество соискателей на сдачу резервного экзамена Количество лиц, сдавших резервный экзамен Процент сдавших резервный экзамен Количество соискателей на сдачу квалификационного экзамена Количество сдавших квалификационный экзамен Процент сдавших квалификационный экзамен

2011 6477 116 1,79 - - -

2012 7183 219 3,05 85 58 68,24

2013 9224 351 3,81 167 120 71,86

2014 10 347 356 3,44 244 163 66,8

2015 10 334 394 3,81 301 186 61,79

2016 10 442 405 3,88 344 235 61,52

* Информация подготовлена Министерством образования Японии (Министерство образования, культуры, спорта, б. д.).

Прекращение набора в школы права и их закрытие. Вначале произвольно было основано 111 школ права, поскольку при этом предполагался высокий процент тех, кто сдаст квалификационный экзамен. Основывать школы права было позволено даже юридическим факультетам университетов или институтов, которые никогда ранее не выпускали лиц, сдавших предыдущий квалификационный экзамен. Но действительность оказалась не столь радужной. В конце концов, некоторые школы права выпустили всего несколько лиц, сдавших квалификационный экзамен, или

не смогли даже этого. Естественно, число поступающих в такие школы права снижалось. Кроме того, общее количество поступающих в школы права сократилось, и во многих из них снизилось установленное число студентов. В такой ситуации Верховный суд и прокуратура прекратили направлять судей и прокуроров в школы, которые не показывали положительного результата. В связи с этим для части школ права даже само существование стало затруднительным; в результате было решено, что к 2018 г. 18 школ прекратят набор студентов, а 17 — закроются (Министерство образования, культуры, спорта, 12.09.2017).

3. Выводы

По нашей оценке, правовая реформа подготовки юристов, которая началась в 1999 г., завершилась неудачей. Необходимо либо упразднить школы права, либо отказаться от условия сдачи единого квалификационного экзамена по их окончании и сделать его независимым. Нам кажется, что школы права бесполезны и по времени, и по усилиям, и по средствам, затрачиваемым лицами, желающими стать юристами. Представляется, что высокий процент сдавших квалификационный экзамен среди тех, кто сдал резервный экзамен, доказал: школы права потеряли свое значение.

Также представляется нерациональным позволять лицам, окончившим школы права, сдавать квалификационный экзамен до пяти раз за пять лет, тогда как ранее этот экзамен можно было сдавать без ограничения. Если закрытие школ права продолжится в таком темпе, это вынудит соискателей, живущих в провинции, переселяться в большие города, где находятся школы права, и трудно будет обеспечить равенство между ними. При старом квалификационном экзамене была возможность готовиться к нему, продолжая свою работу. Сейчас это нереально, потому что при новом квалификационном экзамене нужно в рабочие дни посещать школы права.

С учетом высокой стоимости школ права, очень трудно удовлетворить потребность в разнообразном юридическом персонале. По анализу Министерства внутренних дел и связи, с 2005 по 2010 г. государство потратило из бюджета 52 730 000 000 йен (Ministry of Internai Affairs and Communications, n. d.). За этот период 25 825 чел. окончили школы права, и 12 381 чел. из них сдал единый квалификационный экзамен (Министерство внутренних дел и коммуникаций, б. д.). Следовательно, государство потратило 4 260 000 иен на одного сдавшего квалификационный экзамен. Однако бюджетные средства были потрачены и на 13 444 чел., не сдавших квалификационный экзамен, что составляет 27 450 227 299 йен. Эту сумму можно было бы использовать на зарплату юридических стажеров. В итоге школы права стали бременем для бюджета.

Нам достаточно тяжело признать, что преобразование системы подготовки юристов в Японии завершилось неудачей. Но есть и одна хорошая новость: в 2017 г. восстановлена система зарплаты юридических стажеров. Многие молодые адвокаты выступали в поддержку восстановления системы зарплаты юридических стажеров. В результате был изменен закон о суде и с 2017 г. юридические стажеры стали снова получать зарплату. Все мы, японские юристы, искренне желаем, чтобы новое поколение вступало в мир с ясной перспективой.

Библиография

#Ш4Л^1йГО¥Ш9^ЙЛ^#ЖЙ!ЙШШЯ^01.04.2017[Министерство образования, культуры, спорта, 01.04.2017. «Статистика заявителей и учащихся»]. Accessed May 8,2018. http://www.mext. go.jp/b_menu/shingi/chukyo/chukyo4/041/siryo/__icsFiles/afieldfile/2017/05/19/1386006_002.pdf.

— £—Ж [Министерство образования, культуры, спорта, б. д. «Статистика судебного экзамена»]. Accessed May 8, 2018. http://www.mext.go.jp/b_menu/ shingi/chukyo/chukyo4/012/siryo/_icsFiles/afieldfile/2015/12/07/1364841_03.

12.09.2017 [Министерство образования, культуры, спорта, 12.09.2017. «Статистика приема юридической школы и числа участников»]. Accessed

May 8, 2018. http://www.mext.go.jp/b_menu/shingi/chukyo/chukyo4/041/siryo/_icsFiles/afieldfi

le/2017/10/04/1396934_016.pdf. __

ЙвШЙ^Ш^ЗЯЬЙУ^Й^ЙГОЙЙЬ [Министерство внутренних дел и коммуникаций, б. д. «Пересмотр расходов на юридическую подготовку»]. Accessed May 8, 2018. http://www.soumu. go.jp/main_content/000158227.pdf.

аЩ^ШЩЮШШ [Министерство юстиции, б. д. a. «Статистика претендентов на повторную сдачу квалификационного экзамена и успешно сдавших кандидатов»]. Accessed May 8, 2018. http://www.moj.go.jp/content/000057099.pdf.

[Министерство юстиции, б. д. б. «О результатах квалификационного экзамена»]. Accessed May 8, 2018. http://www.moj.go.jp/jinji/shihoushiken/jinji08_00026.html.

[Ассоциация адвокатов Японии (JFBA), б. д. «Результаты экзамена»]. Accessed May 8, 2018. https://www.nichibenren.or.jp/library/ja/jfba_info/statistics/data/white_pa-per/2016/1-3-4_tokei_2016.pdf.

Japan Federation of Certified Public Tax Accountants' Associations (JFCPTAA), n. d. "Membership by regional association". Accessed May 8, 2018. http://www.nichizeiren.or.jp/cpta/about/enrollment/.

Ministry of Internal Affairs and Communications (MIC), n. d. "Evaluation of policies to expand the legal professional population and reform of the legal education system". Accessed May 8, 2018. http://www. soumu.go.jp/menu_news/s-news/000056940.html.

Prime Minister of Japan and His Cabinet, n. d. "Report of the Commission on the Reform of Justice of 12 June 2001". Accessed May 8, 2018. https://www.kantei.go.jp/jp/sihouseido/report/ikensyo/iken-3.html.

Supreme Court of Japan, n. d. "The Legal Training and Research Institute of Japan". Accessed 8 May, 2018. http://www.courts.go.jp/english/institute_01/institute/index.htmlfT2_1.

Статья поступила в редакцию 9 мая 2018 г., рекомендована в печать 15 августа 2018 г.

Контактная информация: Хирао Кодзи — furuichi53@yahoo.co.jp

The system of lawyers training in Japan and its purposes

Hirao Kouji

Fusagawa-Hirao Law office, 4, 9 st., Sapporo-shi, Hokkaido, Japan, 060-0002

For citation: Hirao, Kouji. 2018. "The system of lawyers training in Japan and its purposes". Vestnik of

Saint Petersburg University. Law 4: 593-604. https://doi.org/10.21638/spbu14.2018.410 (In Russian)

The process of training lawyers in Japan has certain characteristics. Access to the legal profession is due to the demonstration of knowledge, skills and competencies in a special qualifying examination. This is a state test aimed at checking the competitor's knowledge and ability to fulfill future duties. Passing the exam is required to obtain the profession of a lawyer, prosecutor or judge. In Japan, now applies a newly unified qualification exam, replacing the previous version. If earlier anyone could take the previous exam, then under the system of the new qualification exam, only those who graduated from Law School were allowed to take it. Such Law Schools were created on the basis of law faculties of universities. However, the exam is not

the only condition, and the applicant also needs to undergo a special legal internship at the institute created under the Supreme Court of Japan. Passing an internship serves the interests of the applicant not only because of the addition of his competencies, but also because the bar, the prosecutor's office, and the judiciary are similarly selecting their own cadres. The internship includes certain exams that you must pass to complete it. In case of successful completion of the legal internship, the applicant is licensed by a lawyer. Despite the apparent harmony of the system of training lawyers in Japan, in the modern form, it is not devoid of a number of problems. The author as a practicing lawyer perfectly sees the existing issues and therefore gives his vision to the system, taking into account the experience of the pre-existing qualification exam and the consequences of the new test, and also referring to the peculiarities of the legal internship and the experience of the existence of Law Schools.

Keywords: training of lawyers, qualification examination for lawyers, access to the legal profession in Japan, legal traineeship, Law Schools.

References

Kaku-houka-daigakuin no heisei 29 nendo nyugaku-sha senbatsu jissi jokyoto [Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology, 01.04.2017. "Statistics of Applicants and Students"]. Accessed

May 8,2018. http://www.mext.go.jp/b_menu/shingi/chukyo/chukyo4/041/siryo/_icsFiles/afieldfi

le/2017/05/19/1386006_002.pdf (In Japanese) Shiho shiken yobi shiken gokaku-sha-to ni kansuru deta ichiran [Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology, n. d. "Data List on Judicial Exam Preliminary Exams"]. Accessed May 8, 2018.

http://www.mext.go.jp/b_menu/shingi/chukyo/chukyo4/012/siryo/__icsFiles/afieldfile/2015/12

/07/1364841_03. (In Japanese) Kaku hoka daigakuinno nyu-gaku teiin oyobi jitsu sha su-no suii [Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology, 12.09.2017 "Trends in Entrance Capacity of Each Law School and Number of Applicants"]. Accessed May 8, 2018. http://www.mext.go.jp/b_menu/shingi/chukyo/chukyo4/041/

siryo/_icsFiles/afieldfile/2017/10/04/1396934_016.pdf (In Japanese)

Kyushihoshiken dai. Gokakushasu-to no suii [Ministry of Justice, n. d. "Trends in the Number of Applicants for Secondary Examination and Number of Successful Candidates in the Former Bar Examination"]. Accessed May 8, 2018. http://www.moj.go.jp/content/000057099.pdf. (In Japanese) Hoso yosei ni kakaru kosuto oyobi koteki shien no minaoshi [Ministry of Internal Affairs and Communications, n. d. "Revision of Legal Training Costs and Public Support"]. Accessed May 8, 2018. http://www.soumu.go.jp/main_content/000158227.pdf. (In Japanese) Shiho shiken no kekka ni tsuite [Ministry of Justice, n. d. "About the results of the bar exam"]. Accessed

May 8, 2018. http://www.moj.go.jp/jinji/shihoushiken/jinji08_00026.html. (In Japanese) Shiho shiken no kekka ni tsuite [Japan Federation of Bar Association, n. d. "On Question of the Results"]. Accessed May 8, 2018. https://www.nichibenren.or.jp/library/ja/jfba_info/statistics/data/white_ paper/2016/1-3-4_tokei_2016.pdf. (In Japanese) Japan Federation of Certified Public Tax Accountants' Associations (JFCPTAA), n. d. "Membership by

regional association". Accessed May 8, 2018. http://www.nichizeiren.or.jp/cpta/about/enrollment/. Ministry of Internal Affairs and Communications (MIC), n. d. "Evaluation of policies to expand the legal professional population and reform of the legal education system". Accessed May 8, 2018. http://www. soumu.go.jp/menu_news/s-news/000056940.html. Prime Minister of Japan and His Cabinet, n. d. "Report of the Commission on the Reform of Justice of 12 June

2001". Accessed May 8, 2018. https://www.kantei.go.jp/jp/sihouseido/report/ikensyo/iken-3.html. Supreme Court of Japan, n. d. "The Legal Training and Research Institute of Japan". Accessed May 8, 2018. http://www.courts.go.jp/english/institute_01/institute/index.htmlfT2_1.

Received: May 9, 2018 Accepted: August 15, 2018

Author's information:

Hirao Kouji — furuichi53@yahoo.co.jp

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.