Научная статья на тему 'О системе органов внутренних дел, обеспечивающих конкуренцию в Российской Федерации'

О системе органов внутренних дел, обеспечивающих конкуренцию в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
434
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА / КОНКУРЕНЦИЯ / МОНОПОЛИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / FEDERAL ANTIMONOPOLY SERVICE / COMPETITION / MONOPOLY / INTERNAL AFFAIRS BODIES / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клименков Илья Николаевич

В статье проанализирована система органов внутренних дел, обеспечивающих конкуренцию в Российской Федерации. Необходимость анализа этой системы обусловлена целями формирования сбалансированной конкурентной среды и исключения картельных сговоров в Российской Федерации. Кроме того, в ходе взаимодействия с Федеральной антимонопольной службой России обеспечивается реализация свойственным органам внутренних дел полномочий по проведению оперативно-розыскной деятельности, уголовного преследования, в том числе за нарушение антимонопольного законодательства. В работе рассмотрены основные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел в сфере обеспечения конкуренции, и сделан вывод об основных направлениях реализации их компетенции в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Клименков Илья Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About system of internal affairs bodies providing competition in the Russian Federation

The article analyzes the system of internal affairs bodies providing competition in the Russian Federation. The need to analyze the system of internal affairs bodies ensuring competition in the Russian Federation is due to the goals of creating a balanced competitive environment and eliminating cartel conspiracies in the Russian Federation, which complement the competence of the Federal antimonopoly service of Russia to ensure competition, which only internal affairs authorities have the powers to conduct operational investigative activities , criminal prosecution, including for violation of antitrust laws. The paper considers the main regulatory legal acts regulating the activities of internal affairs bodies in the field of ensuring competition and concludes on the main directions for the implementation of the competence of internal affairs bodies in this area.

Текст научной работы на тему «О системе органов внутренних дел, обеспечивающих конкуренцию в Российской Федерации»

УДК 343.2/.7 ББК 67.73

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10190

о системе органов внутренних дел, обеспечивающих конкуренцию

W W _ _

в российской федерации

Илья Николаевич КЛИМЕНКОВ, начальник 24-го отдела Управления «Б» ГУЭБиПК МВД России

E-mail: iklimenkov@mvd.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.11 — судебная деятельность,

прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

Аннотация. В статье проанализирована система органов внутренних дел, обеспечивающих конкуренцию в Российской Федерации. Необходимость анализа этой системы обусловлена целями формирования сбалансированной конкурентной среды и исключения картельных сговоров в Российской Федерации. Кроме того, в ходе взаимодействия с Федеральной антимонопольной службой России обеспечивается реализация свойственным органам внутренних дел полномочий по проведению оперативно-розыскной деятельности, уголовного преследования, в том числе за нарушение антимонопольного законодательства.

В работе рассмотрены основные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел в сфере обеспечения конкуренции, и сделан вывод об основных направлениях реализации их компетенции в данной сфере.

Ключевые слова. Федеральная антимонопольная служба, конкуренция, монополия, органы внутренних дел, законодательство.

Annotation. The article analyzes the system of internal affairs bodies providing competition in the Russian Federation. The need to analyze the system of internal affairs bodies ensuring competition in the Russian Federation is due to the goals of creating a balanced competitive environment and eliminating cartel conspiracies in the Russian Federation, which complement the competence of the Federal antimonop-oly service of Russia to ensure competition, which only internal affairs authorities have the powers to conduct operational investigative activities , criminal prosecution, including for violation of antitrust laws. The paper considers the main regulatory legal acts regulating the activities of internal affairs bodies in the field of ensuring competition and concludes on the main directions for the implementation of the competence of internal affairs bodies in this area.

Keywords. Federal antimonopoly service, competition, monopoly, internal affairs bodies, legislation.

Обеспечение конкуренции является одной из приоритетных задач при формировании экономической безопасности в Российской Федерации. Уполномоченным органом исполнительной власти в данной сфере является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)1. Однако у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по проведению оперативно-розыскной деятельности2, уголовного преследования (предварительного следствия) за нарушения антимонопольного законодательства. При этом возникают ситуации,

когда антимонопольный орган выявил правонарушение, провел по нему комплекс мероприятий и направил материал по компетенции в органы внутренних дел. Такой алгоритм действий не всегда является эффективным, постольку антимонопольные органы ограничены в возможностях по выявлению и доказыванию неправомерного поведения.

Так, документы и предметы, имеющие доказательственное значение, после проведения проверочных мероприятий ФАС России, как правило, уничтожаются злоумышленниками неза-

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020

медлительно (в настоящее время антимонопольный орган наделен правом получения только копий документов, электронных носителей и т.п.), а изъятыми копиями зачастую невозможно подтвердить умысел и вину физических и должностных лиц в уголовном процессе.

В связи с изложенным в целях формирования сбалансированной конкурентной среды и исключения картельных сговоров необходимо изучить систему органов внутренних дел, осуществляющих взаимодействие с ФАС России по обеспечению конкуренции свойственными только им полномочиями по проведению оперативно-розыскной деятельности, уголовного преследования, в том числе за нарушение антимонопольного законодательства.

Российское законодательство не дает четкого определения термину «органы внутренних дел»3. На уровне федерального законодательства также отсутствует единый перечень публичных субъектов (органов исполнительной власти, организаций), относящихся к органам внутренних дел.

К числу органов внутренних дел в различные периоды времени в Российской Федерации относились (либо в настоящее время относятся): Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба исполнения наказаний, Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации и частично Федеральная служба безопасности Российской Федерации4. Все вышеперечисленные органы внутренних дел относятся к федеральным органам исполнительной власти.

Из всех перечисленных органов внутренних дел полномочиями по проведению оперативно-розыскной деятельности, уголовного преследования, в том числе за нарушение антимонопольного законодательства, наделено только МВД России и его структурные подразделения5.

МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее — сфера внутренних дел), а также правоприменительные функции по федераль-

ному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел6.

В аспекте обеспечения конкуренции МВД России осуществляет следующие полномочия:

1) нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, если эти вопросы не являются предметом регулирования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) определяет порядок реализации прав и обязанностей полиции, если этот порядок не является предметом регулирования федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

3) определяет основные направления деятельности органов внутренних дел;

4) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в сфере внутренних дел, а также анализ оперативной обстановки, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел;

5) разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению;

6) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-разыскную деятельность;

7) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам;

8) выявляет, предупреждает, пресекает, раскрывает и расследует тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящие транснациональный или межрегиональный характер, либо преступления, вызывающие большой общественный резонанс;

9) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации эк-спертно-криминалистическую деятельность;

10) организует производство по делам об административных правонарушениях, которые отнесены к компетенции органов внутренних дел.

С учетом специфики осуществления такой деятельности, как обеспечение конкуренции,

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020

которая является частью экономической безопасности Российской Федерации, а также содержания ст. 178 УК РФ7 непосредственное осуществление мероприятий, направленных на обеспечение конкуренции в Российской Федерации, осуществляют подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России.

Так, в структуре МВД России создано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУЭБиПК МВД России)8.

Главное управление в установленном порядке осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с подразделениями системы МВД России, соответствующими подразделениями правоохранительных органов, государственных и муниципальных органов, общественными объединениями и организациями, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями.

Главное управление в установленном порядке совместно с территориальными органами МВД России обеспечивает эффективность деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции территориальных органов МВД России.

Основными задачами ГУЭБиПК МВД России являются: организация и участие в формировании основных направлений государственной политики по вопросам деятельности Главного управления; обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования по вопросам деятельности Главного управления; организация предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений экономической и коррупционной направленности, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; определение приоритетных направлений по вопросам деятельности Главного управления; принятие в пределах своей компетенции мер по реализации государственной политики по вопросам деятельности Главного управления; координация по поручению курирующего заместителя Министра деятельности территориальных органов МВД России и подразделений центрального аппарата МВД России по вопросам деятельности Главного управления; организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений экономической безопасности.

Можно выделить следующие основные функции ГУ ЭБиПК МВД России в сфере обеспечения конкуренции в Российской Федерации:

1) осуществление комплексного анализа эффективности мер, принимаемых территориальными органами МВД России, их структурными подразделениями по реализации основных направлений государственной политики, отнесенных к компетенции Главного управления;

2) определение приоритетных направлений совершенствования служебной деятельности территориальных органов МВД России, их структурных подразделений по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления;

3) анализ и мониторинг оперативной обстановки в установленной сфере деятельности, разработка мер по оперативному реагированию на ее изменение, а также подготовка проектов стратегических решений по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления, на основе проводимого анализа прогнозов изменения оперативной обстановки;

4) осуществление оперативно-розыскной деятельности в полном объеме;

5) участие в проведении оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий;

6) проведение совместно с подразделениями экономической безопасности оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений экономической и коррупционной направленности;

7) разработка, организация и проведение в установленном порядке специальных операций и оперативно-профилактических мероприятий по вопросам деятельности Главного управления;

8) организация и участие в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений экономической и коррупционной направленности, в том числе совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящих транснациональный или межрегиональный характер либо вызывающих большой общественный резонанс, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших при финансировании целевых программ и национальных проектов, сопровождении крупнейших инвестиционных проектов, размещении заказов для государственных и муниципальных нужд; в бюджетной сфере и при ограничении конкуренции;

9) осуществление в пределах своей компетенции оперативного сопровождения уголовных дел;

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020

10) организация и проведение исследований финансово-хозяйственных документов и ревизий в целях выявления, пресечения и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений экономической и коррупционной направленности, в том числе совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящих транснациональный или межрегиональный характер либо вызывающих большой общественный резонанс;

11) принятие в пределах своей компетенции мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической и коррупционной направленности;

12) документирование преступлений экономической и коррупционной направленности9.

На уровне субъектов Российской Федерации обеспечение конкуренции осуществляется подразделениями ЭБиПК территориальных органов МВД России, которые в данной сфере осуществляют следующие функции10:

1. Определение приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности подразделений ЭБиПК территориальных органов МВД России районного уровня.

2. Выявление, предупреждение и раскрытие преступлений по линиям:

■ борьбы с коррупцией, в том числе в выборных органах государственной власти, федеральных органах исполнительной власти, в органах власти субъектов Российской Федерации, в негосударственном секторе экономики, госкорпорациях, внебюджетных фондах и общественных организациях, при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд;

■ защиты бюджетных средств, в том числе по линии налогообложения;

■ противодействия легализации денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем.

3. Принятие в пределах компетенции мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической и коррупционной направленности.

4. Осуществление в пределах компетенции оперативного сопровождения уголовных дел, возбужденных по материалам Управления, либо в рамках поручений следственных подразделений.

При этом подразделения ЭБиПК территориальных органов МВД России непосредственно осуществляют оперативно-розыскную и профи-

лактическую деятельность на приоритетных направлениях борьбы с преступлениями экономической и налоговой направленности на соответствующей территории.

Необходимо отметить, что ограничение конкуренции как уголовно наказуемое деяние представляет собой заключение между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере (ст. 178 УК РФ)11.

УПК РФ относит производство предварительного следствия по ст. 178 УК РФ к компетенции следователей органов внутренних дел Российской Федерации12.

Расследование преступлений, в том числе ограничивающих конкуренцию, является одной из задач МВД России.

Реализация данной задачи возложена на Следственный департамент МВД России, который является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве13.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

МВД России и его структурные подразделения (ГУ ЭБиПК МВД России, а также подразделения ЭБиПК территориальных органов МВД России) в сфере обеспечения конкуренции осуществляют оперативно-розыскную деятельность в полном объеме в данной сфере. Участвуют в проведении оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий в данной области. Проводят совместно с подразделениями экономической безопасности оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, направленных на ограничение конкуренции. Разрабатывают, организуют и проводят в установленном порядке специальные операций и оперативно-

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020

профилактические мероприятия по вопросам противодействия ограничению конкуренции.

Помимо осуществления оперативно-розыскной деятельности в сфере обеспечения конкуренции в Российской Федерации МВД России через реализацию полномочий Следственного департамента и его структурных подразделений осуществляет уголовное преследование (предварительное следствие), чем реализует достаточно широкий спектр мер по обеспечению конкуренции в Российской Федерации.

1 Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе: Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 331 (в ред. от 30.11.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 02.08. 2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

3 О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ (в ред. от 16.12.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

4 Винокуров В.А. Толкование понятия органов внутренних дел в современной России // Административное право и процесс. 2019. № 3. С. 13—16.

5 О полиции: Федеральный закон РФ от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 02.112.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

6 Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.12.2016 г. № 699 (в ред. от 25.12.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

7 Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 02.08.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

8 Об утверждении положения о Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 16.03.2015 г. № 340 // URL: https://xn—b1aew.xn—p1ai/mvd/structure1. (Дата обращения: 08.01.2020)

9 Там же.

10 Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации...

11 Уголовный кодекс РФ.

12 Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

13 Об утверждении положения о Следственном департаменте Министерства внутренних дел Российской Феде-

рации: Приказ МВД России от 01.07.2011 г. № 780 // URL: https://xn—b1aew.xn—p1ai/mvd/structure1/ (Дата обращения: 08.01.2020)

Библиографический список

1. Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 02.08.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ: Федеральный закон РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. от 04.11.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

3. О полиции: Федеральный закон РФ от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 02.112.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

4. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 30.11. 2011 г. № 342-ФЗ (в ред. от 16.12.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

5. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 02.08.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

6. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.12.2016 г. № 699 (в ред. от 25.12.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

7. Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе: Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 331 (в ред. от 30.11.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»

8. Об утверждении положения о Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 16.03.2015 г. № 340 // URL: https://xn— b1aew.xn—p1ai/mvd/structure1. (Дата обращения: 08.01.2020)

9. Об утверждении положения о Следственном департаменте Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 01.07.2011 г. № 780 // URL: https://xn—b1aew.xn— p1ai/mvd/structure1/ (Дата обращения: 08.01.2020)

10. Винокуров В.А. Толкование понятия органов внутренних дел в современной России // Административное право и процесс. 2019. № 3. С. 13—16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.