2 Очерк деятельности Общества для распространения коммерческих знаний с 1889 по 1899 год. СПб., 1899. С. 7.
3 Львова Д.А. Профессиональные объединения бухгалтеров: история создания и деятельности. М., 2005. С. 50.
4 Гопфенгаузен И.Д. Общественное положение бухгалтеров в России // Счетоводство. 1895. № 3. С. 42-43.
5 Там же. С. 44.
6 Пятнадцатилетие Общества счетоводов: 1892— 1907: Труд Совета общества. СПб.; М. № 8—9. С. 40.
7 Первый Всероссийский съезд бухгалтеров: Институт бухгалтеров в России, социальная секция: Открытие съезда. М., 1909. С. 96.
8 Там же. С. 50.
9 Львова Д.А. Указ. соч. С. 99.
10 Съезды // Коммерческая школа и жизнь. 1912. С. 137.
11 Соколов В.Я. Профессиональные общества бухгалтеров Санкт-Петербурга // Бухгалтерский учет в Санкт-Петербурге: 1703—2003. СПб., 2003. С. 325.
12 Львова Д.А. Указ. соч. С. 85—86.
УДК 34.342.1 Е.А. ЮМАЕВ
ББК 67 аспирант Омского государственного технического университета
e-mail: [email protected]
О СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Обоснована необходимость актуализации представлений о системе обеспечения безопасности Российской Федерации. Сформулированы требования к системе, определены ее основные компоненты. Высказано предложение о наделении Министерства регионального развития Российской Федерации координирующими и контролирующими функциями в области обеспечения экономической безопасности.
Ключевые слова: система безопасности, государство, экономическая безопасность.
Исследование вопроса формирования и совершенствования системы обеспечения безопасности Российской Федерации не теряет своей актуальности. Связано это с непрерывно меняющимися внешними и внутренними условиями, высокой динамикой институциональных преобразований в нашем государстве. Категория «безопасность» требует постоянного переосмысления, поскольку главной задачей, стоящей перед специалистами этой отрасли знаний, является выработка упреждающих мер, способных нивелировать негативное действие внешних и внутренних угроз. То же верно и для представления о системе обеспечения безопасности.
В научной литературе под системой понимается группа элементов, связанных друг с другом, в совокупности составляющих целостность. Каждый элемент оказывает определенное воздействие на состояние всей целостности1. Безопасность гражданина, общества, государства является системной характеристикой. Одни объекты способны угрожать, другие — отражать имеющиеся
угрозы. Понятие «безопасность» подразумевает необходимость защиты широкого комплекса социальных, экономических, культурных и других ценностей общества, обеспечение указанным сферам возможности устойчивого развития.
Безопасность имеет отношение практически ко всем сферам жизни. По этой причине федеральный закон «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 придает ей системный характер. В соответствии с названным правовым актом к субъектам обеспечения безопасности отнесены: органы власти (законодательные, исполнительные, судебные), государственные и негосударственные объединения и организации, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности, законодательство, регулирующее указанную сферу2. Все вместе они образуют систему обеспечения безопасности Российской Федерации. Каждый элемент данной системы имеет свой строго очерченный круг полномочий.
По нашему мнению, важнейшими характеристиками системы обеспечения безопаснос-
© ЕА. Юмаев, 2009
ти должны быть ее гибкость, адаптивность, целостность и — что особенно важно — высокая скорость отклика на любые проявления внешних и внутренних вызовов и угроз.
В советский период была заложена тенденция, когда ответственность за обеспечение того или иного вида безопасности возлагалась на разные ведомства. Рассредоточение функций обеспечения безопасности среди множества структур с конституционно-правовой точки зрения в совокупности с отсутствием достаточного количества мер, концепции по обеспечению безопасности закономерно вызвало рост количества угроз и снижение общего уровня защищенности. На современном этапе важно привести в единую систему весь имеющийся комплекс сил и средств обеспечения безопасности, ликвидировать пробелы и повторы в функциях различных структур обеспечения безопасности, нормативных правовых актах, регулирующих данную сферу отношений3.
Система обеспечения безопасности Российской Федерации, по нашему мнению, содержит три важнейших структурных компонента (рис.). В состав первого включены:
государственные политические и общественные институты, документы, регулирующие отношения в сфере безопасности, единый народнохозяйственный комплекс, человеческий капитал, природные ресурсы и природные условия. Второй компонент включает виды безопасности, которые непрерывно должны контролироваться на предмет возникновения угроз, третий — уровни обеспечения безопасности. Порядковый номер не отражает большую или меньшую важность каждого компонента. Сбой в работе любого из них может привести систему к хаосу вплоть до разрушения или саморазрушения. Таково свойство системы, тем более столь мощной, как система обеспечения безопасности государства.
Первый структурный компонент системы обеспечения безопасности Российской Федерации может быть обозначен, по нашему мнению, как «государственные силы и средства обеспечения безопасности». Необходимо отметить, что некоторые субъекты сами представляют собой самостоятельную сложную подсистему обеспечения безопасности. В первую очередь это касается Пра-
Система обеспечения безопасности Российской Федерации
— 1-й структурный компонент -> Институты: ---------------------
- Президент РФ;
- Правительство РФ;
- Федеральное собрание РФ;
- Совет безопасности РФ;
- судебная система РФ;
- Генеральная прокуратура РФ;
- Государственный совет РФ;
- Центральный банк РФ;
- Российская академия наук;
- уполномоченный по правам человека
> Документы: ---------------------
- основополагающие нормативные правовые акты по вопросам безопасности;
- послания Президента РФ Федеральному собранию РФ;
- Национальный план борьбы с коррупцией;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.;
- приоритетные национальные проекты
—о Единый -----------------------------
народнохозяйственный комплекс - Человеческий капитал ■ Природные ресурсы и природные условия
2-й структурный компонент
- Виды безопасности: -
национальная --------------
■ оборонная (военная)-
экономическая-------
общественная--------
социальная----------
геополитическая---------------
• международная экономическая-
минерально-сырьевая-----------
экологическая-----------------
■ информационная и др. -
2-й компонент
тт
<■
3-й структурный компонент
- Уровни регулирования: —
►федеральный уровень--------
регулирования безопасности ►регулирование безопасности— на уровне федерального округа
►регулирование безопасности----
на уровне субъекта Российской Федерации
►регулирование безопасности----
на уровне муниципального образования
3-й компонент
т~к
Важнейшие структурные компоненты системы обеспечения безопасности Российской Федерации
Известия ИГЭА. 2009. № 3 (65)
вительства РФ, Федерального собрания РФ, судебной системы РФ, системы РАН.
Первый структурный компонент одновременно является федеральным уровнем обеспечения безопасности. Аналогичные системы обеспечения безопасности можно построить для федерального округа, субъекта РФ и муниципального образования. Отличие будет состоять в количестве субъектов регулирования безопасности, документов, регулирующих эту сферу, круге полномочий, очерченных нормативными правовыми актами.
Одним из важнейших событий 2008 г. в сфере безопасности стало утверждение идеи особой важности обеспечения экономической безопасности, что является основным условием обеспечения безопасности Российской Федерации. Это неоднократно было отмечено в выступлениях В.В. Путина. В результате резко возросла актуальность вопроса появления на федеральном уровне органа власти, который сосредоточит основные контролирующие и координирующие функции в области обеспечения экономической безопасности. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в этой сфере значительно возрастает роль Государственного совета РФ. Так, принципиально важное заявление о необходимости подготовки Стратегии развития России до 2020 г., направленной в первую очередь на повышение экономической безопасности, Президент России сделал именно на заседании Госсовета 8 февраля 2008 г. Однако Госсовет РФ не является постоянно действующим, поэтому не может быть выбран в качестве координирующего органа.
Целесообразным, по нашему мнению, стало бы наделение полномочиями в сфере обеспечения экономической безопасности Министерства регионального развития РФ. Допускаем, что данный вопрос носит дискуссионный характер. В качестве координирующей структуры может быть выбрано, например, Министерство экономического развития РФ или Министерство финансов РФ. Предложение о наделении функциями по обеспечению экономической безопасности именно Министерства регионального развития РФ высказано исходя из следующего соображения: основная угроза экономической безопасности России кроется в наличии асимметрии в развитии
субъектов РФ, муниципальных образований отдельно взятого субъекта. Наиболее «близким» к субъектам РФ и муниципалитетам подразделением федерального правительства является именно Минрегион РФ. Это министерство больше всех остальных занимается вопросами территориального развития, следовательно, проблему обеспечения экономической безопасности России, разделенной на множество неравномерно развитых территорий, необходимо поручить именно ему.
В заключение следует отметить, что система обеспечения безопасности Российской Федерации является сложной и многокомпонентной, и это несколько повышает ее уязвимость и снижает возможности быстрого реагирования на внешние и внутренние угрозы. Целесообразно придание предложенной системе обеспечения безопасности официального, юридически оформленного статуса. Одновременно необходимо выделить структуру, ответственную за государственную политику в области обеспечения экономической безопасности. С нашей точки зрения, ею может стать Министерство регионального развития РФ. Требуется активизировать работу по уточнению функций в области экономической безопасности различных компонентов системы, что повысит ее прозрачность и гибкость. Особое внимание необходимо уделить актуализации действующих нормативных правовых актов, регулирующих сферу обеспечения безопасности. Некоторые основополагающие документы приняты более 10 лет назад и не отвечают сегодняшним реалиям. Четкое понимание того, какие компоненты задействованы в обеспечении безопасности, какова роль каждого из них в этом процессе, позволит значительно повысить эффективность системы обеспечения безопасности Российской Федерации, ликвидировать угрозы, преодолеть негативные тенденции в экономике нашей страны.
Примечания
1 Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России: учеб. пособие. М., 2003. С. 28.
2 Административно-правовые основы обеспечения безопасности в Российской Федерации: учеб. пособие. Омск, 1997. С. 8—9.
3 Шуберт Т.Э. Национальная безопасность России: конституционно-правовые аспекты. Сравнительно-правовое исследование. М., 2001. С. 45.
Известия ИГЭА 2009. № 3 (65)