УДК 34 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10064
О системе нотариата в Российской Федерации
About the Notary System in the Russian Federation
Мамука Иванович НИКИТИН,
младший научный сотрудник НИИ образования и науки
E-mail: mamuka [email protected]
Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации о системе нотариата обосновано несколько суждений: нотариат является правоприменительным органом, содействующим правоохране; отнесение нотариата к правоохранительным органам недопустимо ввиду отсутствия в его деятельности принуждения; нотариат может рассматриваться как система, представленная двумя звеньями: вышестоящее — Федеральная нотариальная палата и нижестоящее — нотариальная палата субъекта Российской Федерации.
Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, федеральный закон РФ, «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 г., нотариат, нотариальная палата, субъект Российской Федерации, Федеральная нотариальная палата
Предмет данной статьи — система нотариата в Российской Федерации. Первоначально о состоянии теории относительно системы нотариата.
Так, A.B. Дударев высказал следующее суждение: «В юридической литературе господствует мнение о том, что российский нотариат должен строиться на единой организационной основе — в форме независимого нотариата латинского типа, являющегося институтом гражданского общества»1.
Ю.В. Пожарская при рассмотрении «истории нотариата в Германии в периоды Позднего Средневековья, Нового и Новейшего времени. В России — с момента употребления в 1729 году термина «нотариус» до настоящего времени» высказала следующее обобщающее суждение: «С нашей точки зрения, российский нотариат — это система организации нотариальной деятельности, связанной с совершением и свидетельствова-нием актов, обеспечивающих правовую защищенность граждан и договорную свободу на терри-
Abstract. In the article on the basis of the analysis of legal literature and the legislation of the Russian Federation on the notarial system several judgments are substantiated: a notary is a law enforcement body cooperating with the law enforcement authorities; no-tarization with law enforcement agencies is unacceptable due to the lack of coercion in his activity; a notary can be considered as a system represented by two links: the higher notary association — the Federal Notary Association and the lower notary association — the notary association of a subject of the Russian Federation.
Key words: Russian Federation, legislation, normative legal act, Federal law of the Russian Federation, «Fundamentals of legislation of the Russian Federation on notaries» of February 11, 1993, notary, notary association, subject of the Russian Federation, Federal Notary Association
тории Российской Федерации»2; «На основании проведенного исследования предлагаются следующие определения терминов «нотариат» и «нотариус»: нотариат — это система организации нотариальной деятельности, связанной с совершением и свидетельствованием актов, обеспечивающих правовую защищенность граждан и договорную свободу на территории Российской Федерации. Нотариус — должностное лицо, имеющее высшее юридическое образование, прошедшее стажировку продолжительностью не менее трех лет, не имеющее факта привлечения к уголовной ответственности с прекращением дела по нереабилитирующим обстоятельствам и уполномоченное государством придавать составляемым им документам юридическую силу, руководствуясь в процессе своей деятельности правовыми и нравственными нормами»3.
Авторы-единомышленники Н.Г. Тараканова и C.B. Родина на основе положений «нотариальной реформы 1866 г.» высказали суждение, что «судьба страны распорядилась так, что потребо-
валось более столетия, чтобы нотариат как полноценное, самостоятельное учреждение возродился вновь, а вместе с этим вновь стали актуальными и те задачи, которые пытались разрешить наши соотечественники во второй половине XIX — начале XX в.»4.
Представляются убедительными суждения уже достаточно известного ученого-правоведа В.Н. Галузо об отнесении нотариата к правоприменительным органам, содействующим правоох-ране («Для характеристики правоприменительных органов, содействующих правоохране, на наш взгляд, целесообразно использовать термин «правоприменение». Несмотря на его достаточную известность и широкое распространение, понятие «правоприменение» в юридической науке до сих пор не определено. Более того, в советских и российских юридических энциклопедиях и словарях термин «правоприменение» практически не употребляется. Приведенное определение понятия «правоприменение» использовано нами в данном учебнике. Это позволило соотнести понятия «правоприменение» и «пра-воохрана» как родовое и видовое понятия. Соответственно, правомерен, по нашему мнению, вывод о том, что всякий правоохранительный орган является правоприменительным органом, но не всякий правоприменительный орган следует рассматривать в качестве правоохранительного органа. Перечень правоохранительных органов является исчерпывающим. Перечень же правоприменительных органов достаточно широк, и его установление не является задачей автора данного учебника. Мы лишь ограничились выделением группы правоприменительных органов, содействующих правоохране. В свою очередь, правоприменительные органы, содействующие правоохране, подразделены на две подгруппы: государственные правоприменительные органы, содействующие правоохране; негосударственные правоприменительные органы, содействующие правоохране. К государственным правоприменительным органам, содействующим правоох-ране, отнесены налоговые и иные финансовые органы, судебно-экспертные учреждения, нотариальные органы, органы записи актов гражданского состояния. К негосударственным правоприменительным органам, содействующим правоох-ране, нами отнесены органы судейского сообщества, третейские суды, товарищеские суды, адвокатура, частный нотариат, частные детективные и охранные службы, негосударственные судебно-экспертные учреждения»)5.
Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий относительно должности
нотариуса предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации о нотариате.
В первую очередь обращаем внимание на нормативный правовой акт с трудно определяемым местом в системе нормативных правовых актов6 — «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 г.7
В главе 6 (ст. 24—32) указанного нормативного правового акта фактически представлена система нотариата в Российской Федерации. Правда, и название глав, и ее структуризация несовершенны и поэтому нуждаются в видоизменении8. В частности, глава начинается со ст. 24 «Нотариальная палата»: «Нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Членами нотариальной палаты могут быть также лица, сдавшие квалификационный экзамен, но не являющиеся нотариусами. Нотариальные палаты образуются в каждом субъекте Российской Федерации. Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Деятельность нотариальной палаты осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и своим уставом. Нотариальная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Имущество нотариальной палаты не облагается налогом на имущество предприятий. Устав нотариальной палаты принимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений». О нотариальном органе с наивысшим объемом полномочий речь идет в ст. 29 «Федеральная нотариальная палата»: «Федеральная нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение нотариальных палат республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, основанное на их обязательном членстве. Федеральная нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою деятельность на принципах самоуправления. Деятельность Федеральной нотариальной палаты осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом. Федеральная нотариальная палата может осуществлять предпринимательс-
2019 / № 2 Образование. Наука. Научные кадры
33
кую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Имущество Федеральной нотариальной палаты не облагается налогом на имущество предприятий. Устав Федеральной нотариальной палаты принимается собранием представителей нотариальных палат и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений».
Необходимость применения системного подхода к познанию нотариата побуждают и подзаконные нормативные правовые акты о нотариате: приказ Минюста РФ от 17 июня 2014 г. № 128 «Об утверждении Требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата»9 («1. Утвердить прилагаемые Требования к содержанию реестров единой информационной системы нотариата»).
Таким образом, нотариат может рассматриваться как правоприменительный орган, содействующий правоохране, наделенный исключительными полномочиями и представляющий систему нотариальных органов.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, нотариат является правоприменительным органом, содействующим правоохране.
Во-вторых, отнесение нотариата к правоохранительным органам недопустимо ввиду отсутствия в его деятельности принуждения.
В-третьих, нотариат может рассматриваться как система, представленная двумя звеньями: вышестоящее — Федеральная нотариальная па-
лата и нижестоящее — нотариальная палата субъекта Российской Федерации.
1 Дударев A.B. Система латинского нотариата: к вопросу об «идеализации» модели и ее перспективах // Российская юстиция. 2008. № 12.
2 Пожарская Ю.В. Понятие и роль нотариата в российской и германской правовых системах // Современный юрист. 2013. № 2. С. 36—43.
3 Пожарская Ю.В. Современные подходы к определению понятия и сущности института нотариата в правовых системах России и Германии // Нотариус. 2013. № 7. С. 38—43.
4 Тараканова Н.Г., Родина C.B. Нотариат в системе правовых учреждений дореволюционной России: провинциальный акцент // Нотариус. 2010. № 4. С. 31—35.
5 Галузо В.Н. Правоохранительные органы: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. С. 24—25.
6 О системе нормативных правовых актов в РФ подробнее см.: Галузо В.Н. Систематизация законода-тель-ства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28— 30; Он же. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27—30.
7 См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357.
8 К сожалению, на это не обращается внимание в юридической литературе, специально посвященной организации и деятельности нотариата (см. об этом, например: Идрисова ЛА., Ярлыкова Е.Л., Юдина A.B. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 44621 (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс», 2013).
9 См.: Российская газета. 2014. 20 июня.