Научная статья на тему 'О системе мер в области борьбы с терроризмом'

О системе мер в области борьбы с терроризмом Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

1498
328
Поделиться

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Горбунов Юрий Сергеевич

Предлагается система мер в области борьбы с терроризмом, включающую совершенствование национального законодательства, международно-правовой базы и механизмов сотрудничества государств и взаимодействия их компетентных органов, расширение возможностей органов федеральной службы безопасности, усиление системы надзора за законностью деятельности компетентных органов и др.

A series of steps in the sphere of fight against terrorism

In this article the author offers a series of steps in the sphere of fight against terrorism, which includes improvements in the national legislation, the international law and mechanisms for the cooperation between states and their responsible authorities, development of the power of the Federal Security Service, reinforcement of legality controls over actions of responsible authorities etc.

Текст научной работы на тему «О системе мер в области борьбы с терроризмом»

Ю.С. Горбунов

О СИСТЕМЕ МЕР В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ

Предлагается система мер в области борьбы с терроризмом, включающую совершенствование национального законодательства, международно-правовой базы и механизмов сотрудничества государств и взаимодействия их компетентных органов, расширение возможностей органов федеральной службы безопасности, усиление системы надзора за законностью деятельности компетентных органов и др.

В соответствии с федеральными законами «О противодействии терроризму» и «Об органах федеральной службы безопасности» основным субъектом борьбы с терроризмом является ФСБ России. Компетенция других министерств и ведомств Российской Федерации определена соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами. Функция координации их деятельности возложена на Национальный антитеррористический комитет и входящий в его состав Федеральный оперативный штаб (в части планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями), а также оперативные штабы на территории субъектов Российской Федерации.

На основе анализа отечественного и зарубежного опыта борьбы с терроризмом автор предлагает следующую систему мер, направленных на повышение ее эффективности:

1. Совершенствование национального законодательства в сфере борьбы с терроризмом:

1.1. Предоставление компетентным органам, осуществляющим борьбу с терроризмом, дополнительных полномочий, необходимых для эффективного, своевременного и адекватного противодействия террористическим угрозам и связанных с ограничением прав и свобод граждан Российской Федерации, а также граждан иностранных государств и лиц без гражданства, находящихся на территории России. Такие ограничения, как известно, вводятся в соответствии с нормами международного права. Они закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Руководящих принципах Совета Европы в области прав человека и борьбы с терроризмом 2002 г.

Таким образом, речь может идти о временных мерах по ограничению прав и свобод, вводимых на основании федеральных законов на строго определенной территории при проведении контртеррористических операций, или об аналогичных мерах при осуществлении оперативно-розыскной или контрразведывательной деятельности.

Одним из направлений может быть законодательно закрепленное упрощение процедуры получения при проведении контртеррористических операций разрешения на организацию оперативно-розыскных и оперативно-технических мероприятий, связанных с ограничением конституционных прав граждан, другим - рас-

ширение правовых оснований использовать весь арсенал разрешенных средств при расследовании преступлений, связанных с террористической и экстремистской деятельностью.

В целях своевременной фиксации следов преступления целесообразно внести изменения в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в части, касающейся предоставления субъектам оперативноразыскной деятельности права проводить весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий в отношении преступлений, связанных с экстремистской и террористической деятельностью, а также преступлений в сфере компьютерной информации.

1.2. Предоставление компетентным органам, осуществляющим борьбу с терроризмом, дополнительных полномочий, необходимых для эффективного, своевременного и адекватного противодействия террористическим угрозам и не связанных с ограничением прав и свобод граждан Российской Федерации, а также граждан иностранных государств и лиц без гражданства, находящихся на территории России.

1.3. Совершенствование национальной нормативной правовой базы в области борьбы с терроризмом путем:

- признания терроризма особым видом преступности, представляющим исключительную опасность для государства, преступлением против основ конституционного строя, посягающим на безопасность государства, общества и личности, выделив в УК все террористические составы преступлений в самостоятельный раздел VIII1 «Преступления против безопасности личности, общества и государства», определив нормативно для целей уголовного законодательства понятия «личная», «общественная» и «государственная» безопасность;

- признания деяний (финансирование заведомо террористической организации, вербовка, вооружение, обучение и использование террористов, организация незаконного вооруженного формирования для совершения террористической акции) специфическими формами приготовления, организации, подстрекательства и пособничества, внеся соответствующие дополнения в УК, предусмотрев ужесточение санкций за подобное содействие. При этом в качестве отягчающих вину обстоятельств рассматривать факт установленной организационной связи физического лица с террористической организацией;

- установления, что террористический акт образуют предусмотренные УК преступления, когда они преследуют террористические цели, а в число объектов возможных террористических посягательств, с учетом замечаний, сделанных выше, включить физическое лицо. Рассматривать при этом террористический акт

как сложное преступление, имеющее два объекта преступных посягательств. Первичный объект - личные и (или) общественные отношения (объект воздействия -физическое лицо, их группа или организация, материальный объект), вторичный - отношения в области обеспечения государственной безопасности (объект устрашения и (или) управления (тот или те, кто могут принять решение и совершить действие (бездействие), необходимое террористам);

- установления, что если в случае доказательства в процессе судебного разбирательства террористических целей преступного посягательства физическое лицо признается террористом (когда речь идет о террористических актах) или организация признается террористической (когда речь идет о террористической деятельности или деятельности террористического характера), то это будет являться отягчающими вину обстоятельствами. Можно ввести также общую норму, устанавливающую конкретные пределы ужесточения соответствующих мер пресечения;

- распространения юрисдикции Российской Федерации в отношении преступлений, в том числе террористического характера, совершенных ее гражданами и (или) лицами без гражданства, постоянно проживающими на ее территории, за пределами территории Российской Федерации путем внесения изменений в ст. 12 УК Российской Федерации;

- дополнения ст. 207 УК (заведомо ложное сообщение об акте терроризма) частью второй, предусмотрев в ней за угрозу совершения террористических действий ответственность до пяти лет лишения свободы, изменив ответственность и наименование ст. 207 УК;

- внесения изменения в ст. 2051 УК в целях приведения ее диспозиции в соответствие с положениями ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» и обязательствами, принятыми при ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма, в части, касающейся криминализации вербовки и подготовки террористов;

- введения института заочного осуждения по преступлениям экстремизма и терроризма;

- криминализации новых проявлений террористической (в частности, биотерроризма, кибертерроризма) и экстремистской деятельности, имплементации соответствующих норм международного права и усиления ответственности за преступления, связанные с террористической деятельностью;

- установления уголовной ответственности за: не-предоставление информации об известных или готовящихся тяжких или особо тяжких преступлениях, связанных с террористической деятельностью; воспрепятствование законному доступу сотрудников органов федеральной службы безопасности при исполнении ими своих служебных обязанностей на борт плавательного средства или судна, находящегося во внутренних или территориальных водах Российской Федерации;

- взаимной унификации национального законодательства с государствами, которые тесно сотрудничают с Россией в области противодействия терроризму;

- разрешения на основе взаимности и в соответствии с международными соглашениями ношения, хра-

нения и применения оружия и специальных средств на территории Российской Федерации сотрудниками охраны дипломатических представительств и руководителей иностранных государств, а также иных должностных лиц во время визита таких руководителей в Российскую Федерацию;

- урегулирования правовых вопросов и внутригосударственных процедур, связанных с принятием решения о направлении специальных антитеррористических формирований Российской Федерации с оружием, боеприпасами и специальными средствами в иностранные государства для оказания помощи этим государствам в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

- уточнения полномочий ФСБ России и МО России в сфере охраны госграницы по проблеме низколетящих целей;

- ужесточения контроля за оборотом специальных технических средств, разработанных, приспособленных или запрограммированных для негласного получения информации;

- уточнения правового механизма использования Вооруженных сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

- создания единой общегосударственной системы регистрации и учета преступлений и лиц, их совершивших, путем внесения изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 г. № 27 «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом» в части, касающейся ведения единого федерального списка признанных в судебном порядке экстремистских и террористических организаций;

- наделения Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации властными полномочиями по принятию управленческих решений при проведении контртеррористических операций;

- внесения изменения в Федеральный закон «О федеральной службе безопасности», изложив ст. 15 в следующей редакции: «Взаимодействие органов федеральной службы безопасности со специальными службами, с правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств, государственно-подобных образований и международных организаций может устанавливаться на основании договоров Российской Федерации, а также джентльментских (устных) соглашений», что будет отражать требования практики в области взаимодействия с иностранными партнерами и расширит возможности ФСБ России на канале партнерских отношений в области борьбы с терроризмом;

- формирования ведомственной системы анализа и контроля за результатами взаимодействия органов федеральной службы безопасности с зарубежными партнерами;

- уточнения ведомственных и межведомственных нормативных актов (МО России, МВД России, Мин-

транса России, Мининформсвязи России, ФСБ России) в связи с принятием Федерального закона «О противодействии терроризму» и Указа Президента Российской Федерации № 116 (в частности по вопросам о правовом режиме контртеррористической операции, условиях и основаниях ее проведения, порядка применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом, пресечения террористических актов в воздушной среде, внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, при обеспечении безопасности национального морского судоходства и других) о взаимодействии, проведении и организации контртеррористических мероприятий, порядке привлечения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к проведению контртеррористических операций.

1.4. Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы участия, социальной защищенности и преференций сотрудников органов федеральной службы безопасности, лиц, оказывающих содействие таким органам в борьбе с терроризмом, судьям, иным участникам уголовного процесса, а также членам их семей:

- урегулирование вопросов, связанных с освобождением от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления и способствовавших раскрытию преступлений, связанных с террористической деятельностью, путем исключения из ч. 2 ст. 75 УК России слов «при наличии условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи»;

- освобождение физических лиц, помогающих предотвращению террористического акта, а также лиц, оказывающих содействие органам безопасности, от уплаты налогов с получаемого вознаграждения и обязанности декларировать данные суммы;

- совершенствование правовых гарантий социальной и иной защиты непосредственным участникам борьбы с терроризмом, включая судей и свидетелей, лицам, оказывающим содействие компетентным органам, а также членам их семей.

2. Совершенствование международно-правовой базы и механизмов сотрудничества государств и взаимодействия их компетентных органов в борьбе с терроризмом:

- расширение сотрудничества с иностранными государствами и взаимодействие с их компетентными органами в области выработки как региональных соглашений о противодействии экстремизму, сепаратизму и терроризму, так и двусторонних соглашений о проведении совместных следственных, оперативнорозыскных и оперативно-технических действий и мероприятий;

- преследование террористов, скрывшихся с места преступления, на территории иностранного государства, а также по вопросам установления упрощенного порядка их выдачи;

- определение порядка пересечения границы, ввоза, вывоза, ношения, хранения и применения огнестрельного оружия и специальных средств сотрудниками компетентных органов иностранного государства;

- создание международных групп по координации усилий в сфере борьбы с терроризмом и пресечения его финансирования, центров обмена информацией между компетентными органами;

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области борьбы с терроризмом;

- разработка договорно-правовых форм защиты интересов ФСБ России в частности и партнеров в целом;

- проведение совместных антитеррористических учений и скоординированных мероприятий.

Эффективной формой представляется разработка совместных программ и планов по конкретным направлениям согласованной деятельности.

При заключении с иностранными государствами договоров, затрагивающих вопросы борьбы с преступностью, а также проблемы правовой помощи, предусматривать в этих договорах положения о сотрудничестве в противодействии финансированию терроризма (прозрачность финансовых потоков, ограничение банковской тайны и т.п.).

Вместе с тем одними специальными мерами вести борьбу с терроризмом неэффективно. Отечественный и мировой опыт показывают, что специальные меры борьбы с террористами должны быть тесно увязаны с общими мерами, направленными в первую очередь на лишение террористов симпатии и поддержки общества и населения конкретных регионов, за счет принятия своевременных и адекватных мер в социальной, экономической, политической и идеологической сферах, включая информационно-пропагандистскую

3. В этой области Российская Федерация могла бы выступить инициатором:

- пересмотра соответствующих положений закрытых региональных конвенций в области борьбы с терроризмом в плане возможности их открытия для присоединения к ним заинтересованных государств;

- отхода от принятия ни к чему не обязывающих деклараций и заявлений в области борьбы с терроризмом. Слишком долгий путь проходят положения деклараций, пока не превратятся в общепризнанные нормы международного права. Важно сосредоточиться на принятии более прагматичных решений в этой области на межгосударственном, межправительственном и международном межведомственном уровнях, которые должны соответствовать целям и принципам, закрепленным в Уставе ООН.

4. Расширение возможностей органов федеральной службы безопасности за счет:

- повышения эффективности борьбы с терроризмом на комплексном, упреждающем, линейно-объектовом подходах к решению этой проблемы с приоритетом выявления руководителей и активистов экстремистских и террористических организаций;

- выявления террористической деятельности на ее ранних этапах и этапах образования террористических и экстремистских групп, для чего следует законодательно закрепить обязанность всех государственных органов оперативно предоставлять в ФСБ России все ставшие им известные сведения о террористической деятельности;

- создания передвижных мобильных пунктов управления контртеррористическими операциями в регионах;

- совершенствования существующих, разработки новых или закупки и внедрения новейшей антитерро-ристической и иной специальной техники, расширения возможности ее использования применительно к задачам борьбы с терроризмом;

- широкого внедрения технических средств в повседневную практику деятельности органов федеральной службы безопасности;

- контроля за потоками информации в Интернете, которая может быть использована в качестве шифрованной связи, в том числе в целях ликвидации сайтов, пропагандирующих экстремизм и терроризм, оправдывающих и восхваляющих их;

- подготовки специалистов-переговорщиков, в том числе способных психологически воздействовать на террористов в нужных для органов федеральной службы безопасности целях;

- разработки новых средств защиты от биологических, химических, ядерных и радиологических материалов, которые могут быть использованы террористами, а также поддержания на должном уровне национального стратегического резерва.

5. Воспитание и обучение населения в сфере борьбы с терроризмом:

- разработка, утверждение и реализация программ обучения населения действиям в условиях совершения террористического акта и проведения контртеррористической операции;

- ознакомление населения с основными признаками подготовки террористических актов в целях повышения его бдительности.

6. Совершенствование координации компетентных органов в борьбе с терроризмом:

- повышение эффективности действующих и создание новых механизмов координации деятельности компетентных органов, участвующих в борьбе с терроризмом;

- обучение руководителей территориальных органов всех уровней по организации и осуществлению неотложных мер по пресечению террористических актов;

- специализация следователей и судей по делам терроризма;

- проведение учений, тренировок, соревнований по пресечению посягательств на критически важные объекты и изделия.

7. Информационно-пропагандистская составляющая борьбы с терроризмом:

- широкое информационно-пропагандистское сопровождение всех мероприятий по борьбе с терроризмом в Российской Федерации;

- разоблачение и компрометация сепаратистских, террористических и экстремистских организаций, тоталитарных сект и иных религиозных структур, чья деятельность наносит ущерб безопасности Российской Федерации.

8. Упреждающее финансирование компетентных органов, участвующих в борьбе с терроризмом.

9. Усиление системы надзора за законностью деятельности компетентных органов, участвующих в борьбе с терроризмом.

Реализация предложенного комплекса мер, определяющего все компоненты борьбы с терроризмом (предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений), позволит минимизировать последствия террористических актов и вести конкретную работу по профилактике терроризма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеев Ю.И. Основные тенденции современного терроризма // Современный терроризм: состояние и перспективы. М.: Эдиториал УРСС,

2000.

2. Ващенко Ю.В. Опыт борьбы с терроризмом за рубежом // Преступность и правовое регулирование борьбы с ней. М.: Криминологическая

Ассоциация, 1996.

3. Дьяков С.В. Государственные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства и государственная преступ-

ность. М.: Норма, 1999.

4. Петрищев В.Е. Правовые и социально-политические проблемы борьбы с терроризмом // Государство и право. 1998. № 3.

5. Проблемы борьбы с терроризмом в России на современном этапе: Сборник научных докладов. Владимир: Владимирский филиал Рязанского

института права и экономики МВД России, 1996.

6. Пчелинцев С.В. Борьба с международным терроризмом и ограничения прав и свобод граждан: правовые аспекты // Президентский контроль:

Информационный бюллетень. 2006. № 4. С. 24-32.

7. Романов Н.А. Политический экстремизм как угроза безопасности страны. М.: ИСПИ РАН, 1997.

8. Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. М.: Щит-М, 2000.

9. Сальников В.П. Законодательство Российской Федерации и проблемы борьбы с терроризмом // Защита и безопасность. 1998. № 4.

10. Терроризм: современные аспекты. М.: Академия управления МВД России, 1999.

11. Хастингс Т. Международный терроризм // Материалы международной конференции «Международный терроризм: новые измерения». М.,

1997.

12. Хлобустов О.М., Федоров С.Г. Терроризм: реальность сегодняшнего состояния / Под ред. Е.И. Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 2000.

13. Черниченко С.В. Международное право: современные теоретические проблемы. М., 1993.

Статья представлена научно-редакционным советом журнала, поступила в научную редакцию «Юридические науки» 9 января 2007 г.