Научная статья на тему 'О символике меча в культуре средневековых германцев'

О символике меча в культуре средневековых германцев Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1030
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЧ / СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА / КУЛЬТУРА / САКРАЛЬНОСТЬ / МАГИЯ / SWORD / MEDIEVAL EUROPE / CULTURE / SYMBOL / MAGIC / RELIGION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шехурин Д. Ю.

Рассматривается символика меча в культуре германских земель. Показана трансформация представлений о роли меча на протяжении веков. Меч представлен как предмет, наделённый личностными качествами и особыми магическими свойствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Symbolism of a sword in German medieval culture

Symbolism of a sword in German culture is considered. Transforming imaginations of a sword's role of over past centuries is revealed. A sword is represented as an object invested personal qualities and special magical behaviors.

Текст научной работы на тему «О символике меча в культуре средневековых германцев»

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 1. С. 315-318.

УДК 130.2 Д.Ю. Шехурин

О СИМВОЛИКЕ МЕЧА

В КУЛЬТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГЕРМАНЦЕВ

Рассматривается символика меча в культуре германских земель. Показана трансформация представлений о роли меча на протяжении веков. Меч представлен как предмет, наделённый личностными качествами и особыми магическими свойствами.

Ключевые слова: меч, средневековая Европа, культура, сакральность, магия.

В европейском средневековье символ становится одним из общекультурных принципов, важной составляющей картины мира, центральной идеей которой для средневекового человека была идея бога. В средневековом мировосприятии «идея была столь же реальна, как и предметный мир, поэтому конкретное и абстрактное почти не разграничивались. <...> В любом событии человек мог видеть знамение свыше и сам создавал символы с целью влияния на исход событий» [1].

Средневековая символика находила разнообразные способы выражения: и в слове и в предмете, в различных формах их отображения. Среди используемых предметных символов значимое место занимает оружие, и прежде всего меч.

Принципиальное отличие меча от любого другого оружия в европейской истории заключается в многозначности (полисемантичности) его как символа. Меч всегда служил символом воинственности, героического начала, силы, правосудия. Меч - атрибут римского бога Марса, выступающего в качестве охранителя мирного труда.

Подобно другим видам оружия, меч символизирует власть. Наделенный особой силой, соединяющей дух с материей, меч становится символом завершенности и долга: меч короля Франции, посвящавший рыцарей, символизировал вертикальную ось, связывающую небо и землю, и указывал монарху на его долг быть воистину справедливым; выполнение последнего позволяло ему поддерживать вечный порядок вещей [2].

История европейского меча начинается примерно с эпохи Меро-вингов, т. е. с середины VI в. н.э. Однако первые упоминания о появлении меча у германцев относятся к III в. н.э. Это был тяжёлый однолезвийный, как правило двуручный, меч под названием Скрамсакс. Выглядел он как очень большой нож, так как создан был в результате развития древнего оружия германцев - ножа Сакс. Но прямой обоюдоострый меч Спата, меч в современном понимании, появился у германцев в V веке н. э. [3].

В то время и в тех условиях такой меч был трудоёмким в изготовлении и потому дорогим оружием, доступным лишь избранным. Именно в эпоху Меровингов, когда произошло классовое расслоение в германских племенах, меч становится достоянием высшего сословия. Простолюдинам же под угрозой суровой кары запрещалось владеть мечом. Как атрибут исключительно высшего сословия меч становится символом состоятельности и «благородного» происхождения.

У многих народов древности меч служил не только оружием, но и символом личной свободы (например, представленные Тацитом описания мужских инициаций германцев) и сильнейшим оберегом и предметом, который при необходимости мог стать магическим инструментом.

© Д.Ю. Шехурин, 2012

Меч в сознании людей наделялся магическими свойствами. Сам материал, из которого изготовлялся меч или нож, обладал определенной магией. Дополнительные магические свойства придавала оружию и сама его форма: как посох, меч или нож использовались для направления магической энергии, свободно «стекающей» по клинку. В сакральной традиции оружие часто украшалось магическими символами, как о том говорит, например, Скирнир в одной из песен «Старшей Эд-ды» о мече бога Фрейра [4]:

Видишь ты меч В ладони моей,

Изукрашенный знаками?..

(Поездка Скирнира, 23) На многих мечах и наконечниках копий, датируемых началом - серединой прошлого тысячелетия, мы можем видеть разнообразные магические символы, в том числе руны. Очень часто вместе с магическими изображениями мы находим на клинках начертанное рунами имя самого оружия. Среди имен оружия встречаются такие: Кап'а - «Нападатель» или «Пронзающий» (Германия, III век), Оао1Б -«Лаятель» (т. е. «тот, кто лает»), «ЭогШ» -«Могучий-в-Храбрости» и т. д. Известны также предметы, на которых одна надпись соединяет заклинание и собственное имя предмета. Так, на клинке одного из раннесредневековых мечей можно видеть руническую надпись, гласящую: «Да не щадит никого Марр», здесь Марр также является именем меча [5].

Во множестве легенд и сказаний Германии, Англии, Франции, начиная примерно с IX в., также упоминается о мечах, имеющих собственное имя и свои, подчас уникальные, свойства. Таковы, например, меч Роланда, выкованный кузнецом Ма-дельгером из Регенсбурга, называвшийся «Дюрандаль», меч Карла Великого - «Жу-айоз», меч короля Артура - «Эскалибур» и т. д.

Создалось весьма своеобразное, исключительное отношение к мечу - не только как к предмету, оружию, а как к артефакту, способному наделять своего владельца определёнными качествами.

Меч для его владельца зачастую являлся амулетом. И так же как амулет, германский меч (в отличие от римского) нередко покрывался узорами, имевшими, как минимум, двоякое значение. С одной стороны, богатство украшения меча свидетельствовало о богатстве и знатности его владельца, а с другой - узоры имели сакральное значение. До XIII в. богатыми узорами и украшениями покрывались да-

леко не все мечи. Зачастую великолепно изготовленный клинок снабжался довольно грубым эфесом.

О мечах раннего периода ^-У! вв.) в Германии сохранилось очень мало сведений. По всей видимости, мечи, если и украшались, то исключительно германской религиозной символикой. Исключением могли быть лишь мечи, изготовленные на Востоке по заказу германских правителей. В связи с христианизацией германских племён в декоративных узорах постепенно стала появляться христианская символика, зачастую перемешанная с языческой [6].

Во многих традициях меч наделялся способностью защищать от злых духов. Аналогичным образом в христианстве нечестивость и ересь изводилась не только огнем, но и мечом.

Почтенное отношение к мечу переносилось и на его создателя. Кузнец был человеком, которого уважали, почитали и нередко считали обладателем магической силы. К примеру, всем мечам, изготовленным в одном из крупнейших оружейных центров - городе Пассау, приписывались магические свойства. Общепризнанным было мнение, что кузнецы-оружейники Пассау являются магами, и, если на клинке меча выбито клеймо в виде Волка, считалось, что этот меч способен убить врага с одного удара, никогда не промахивается, защищает хозяина от любой опасности и т. п. Оружейники Пассау поддерживали свою магическую репутацию. На клинки ставили клеймо с изображением Волка, помещенного и на гербе города. Это подчёркивало своего рода магическую безликость создателей меча [7].

В ранних легендах сохранились упоминания о могущественных мифических кузнецах. Например, в Сказании о Дитрихе Бернском есть эпизод, когда Дитрих

- сын короля Дитмара, на охоте поймал карлика-цверга, оказавшегося искуснейшим кузнецом. В качестве выкупа карлик посулил собственноручно выковать магический меч под названием Нагельринг. В другом эпизоде этого же сказания Витеге

- сын легендарного кузнеца Виланда (в скандинавских легендах известного как Вёлунд), решил сразиться с Дитрихом. Получив от отца выкованный им меч, названный Мимунг, Витеге чуть не сразил этим мечом Дитриха (спасло его лишь вмешательство Хильдебранта) [8].

О дохристианских влияниях на сакральный образ меча известно крайне мало, но то, что они имели место, - несомненно. В легендах VI-IX вв. повсеместно

О символике меча в культуре средневековых германцев

317

упоминаются мифические существа - великаны, нибелунги, маги и т. п. Важно отметить, что языческая и полуязыческая вера в магию, в то, что в мече живёт своего рода демон со своей собственной душой, прекрасно уживалась с христианским вероисповеданием самих рыцарей.

Во времена крестовых походов на клинках мечей выбивались изображения креста и отрывки из молитв. К примеру, известный немецкий историк оружия

В. Бехайм приводит высказывание монаха из Сен-Галлена: «Надлежит мечу быть, во-первых в ножнах из дерева, во-вторых, обёрнутым в кожу, в-третьих - в белейшее, светлым воском навощённое полотно, так, чтобы он, с блистающим посередине крестиком, надолго был сохранён для уничтожения язычников» [9].

С поверьями относительно магических свойств меча был связан еще один интересный момент. Владелец меча чрезвычайно гордился тем, что его меч изготовлен сверхъестественными существами

- магами, великанами, гномами, а не простым человеком. В этом, по-видимому, кроется одна из причин того, что вплоть до XII в. почти неизвестны имена реально существующих мастеров, но известно множество мифических.

Другая причина отсутствия имён мастеров - в особенностях средневекового христианского мировоззрения: всё, что исполнено руками человека, на самом деле создано Богом посредством мастера, и поэтому роль человека незначительна и недостойна упоминания. Мастера предпочитали в качестве марки ставить вымышленные или полувымышленные имена, нежели собственные.

Только с эпохи Возрождения, когда возросла роль человеческой личности, стали появляться имена мастеров. В качестве примера можно привести знаменитую мануфактуру в Рейнской области Германии, в которой в IX-XII вв. изготовляли мечи с клеймом иЬРБЕКИТ. Мастера этой мануфактуры из поколения в поколение ставили на клинках это клеймо, обозначавшее, возможно, имя основателя предприятия [10]. Однако за всё время существования этой гигантской и знаменитейшей мануфактуры неизвестно ни одного имени мастера.

Существует идея, согласно которой меч в сознании средневекового человека является олицетворением креста. Надо заметить, что крест является древнейшим знаком и встречается у всех без исключения народов мира. И так же как в христианстве, у многих народов крест был

атрибутом богов. Так было в Ассирии, Персии, Индии. В качестве примера можно привести молот Тора, который изображался как Т-образный крест [11]. Пожалуй, только к XII в. рыцарский меч приобрёл ярко выраженную крестообразную форму, благодаря усилению и увеличению поперечной перекладины - гарды. Дело в том, что с V по VII вв. мечом наносились исключительно рубящие удары и острие клинка было закруглено, а гарда практически отсутствовала. Лишь к XII в., благодаря опыту Крестовых походов и появлению фехтовальных школ, стал применяться колющий удар и клинки начали обретать отчётливо заострённую форму. Одновременно с этим стало уделяться внимание защите руки - появилась выраженная гарда и соответственно символичная крестообразная форма меча.

К мечу относились как к живому существу, как к товарищу, другу, на которого можно рассчитывать в минуту опасности. Вот как описывает это датская баллада «Меч-мститель»:

Педер стоит в углу двора Ему с мечом говорить пора.

Меч мой, славу свою обнови Хочешь ли ты искупаться в крови?

Ты за меня, мой меч, постой,

Нет у меня родни другой [12 ]. Знаменательно существование так называемого «Меча правосудия» (нем.

Richtswert), наиболее ранний из которых датируется XIII в. Он значительно шире традиционного меча и закруглен у острия. На Мече правосудия нередко можно увидеть надписи и символы, сообщавшие о его назначении. На клинках изображались виселица, машина для четвертования, распятие, страдающая Богоматерь и прочее. Иногда указывалось имя палача и дата. Нередко среди надписей на клинке помещались строки из Библии или нравоучительные стихи. Однако как орудие правосудия меч к середине XVII в. обычно исполнял символическую роль.

Меч являлся также атрибутом ритуальности. Подтверждением тому служит знаменитый обряд посвящения в рыцари, когда правитель дотрагивается клинком меча до плеча коленопреклоненного вассала. Этот ритуал может отождествляться с обрядом крещения, тем более что в легендах этот ритуал соотносится во времени с Крестовыми походами.

Таким образом, можно выделить следующие элементы сакральности, связанные с символикой меча: его чудесное, чаще всего божественное, происхождение -сам бог вручает его герою; меч имеет лич-

ностную характеристику, что подчеркивается наречением его именем собственным; меч «испытывает потребности», «выдвигает претензии», даже «навязывает свою волю», т. е. самовыражается как своего рода личность; меч свят и настолько священен, что на нем приносят присягу.

Примерно с XV в. рыцари уже реже участвуют в сражениях. Всё чаще на поле боя выступают наёмные войска. Постепенно снижается роль меча как оружия, он всё больше становится символом рыцарства. Более того, с конца XV столетия ландскнехты - наёмная пехота, простолюдины, стали носить особые короткие мечи, так называемые «меч ландскнехта», а также знаменитые, в рост человека, двуручные мечи, которые назывались «Bidenhander» (нем.). Такие мечи зачастую богато украшались и стоили очень дорого.

К XVII столетию рыцарский меч вытесняется шпагой. Становясь всё легче и удобней, шпага как непременный атрибут дворянства с середины XVII в. является уже гражданским оружием и применяется лишь для защиты чести. Вслед за тем шпага превратилась в костюмную принадлежность, а потом и вовсе исчезла из обихода (в конце XIX в.). С тех пор восприятие меча-шпаги не связывается с ре-

альным оружием, но воспринимается как атрибут ушедшей эпохи или как символ определенных духовных устремлений и личностных качеств.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

[2] Жюльен Н. Словарь символов. Челябинск : Урал Ltd, 1999. С. 248-249.

[3] Бехайм В. Энциклопедия оружия. СПб. : Оркестр, 1995. С. 133-136.

[4] Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях. СПб. : Наука, 2006. С. 43.

[5] Вебер Э. Руническое искусство. СПб. : Евразия, 2002. С. 109-111.

[6] Блюм М. Клейма свидетельствуют // Оружие. 1998. Апрель. С. 14-16.

[7] Кулинский А. Н. Немецкое холодное оружие: в 2 т. Т. 1. СПб. : Атлант, 2007. С. 216-397.

[8] Дитрих Бернский // Мифы и легенды народов мира. Т. 2. Средневековая Европа. М., 2000.

С. 534.

[9] Бехайм В. Энциклопедия оружия. СПб. : Оркестр, 1995. С. 182.

[10] Атрибуция и описание холодного и некоторых видов ручного метательного оружия и штыков: метод. рекоменд. / ВИМАИВиВС. СПб., 2007.

[11] Лайбле Т. Меч. Большая иллюстрированная энциклопедия. М. : Омега, 2008. С.12.

[12] Скандинавская баллада. Л. : Наука, 1978. 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.