шать у себя на месте сообщения о ходе выполнения школами этих актов, обеспечить улучшение санитарного состояния школ района и т. д. Перечисленные мероприятия безусловно улучшат санитарное состояние школ и других детучрезкдений.
Вокруг задачи оздоровления школ проведена мобилизация общественности в лице санитарных уполномоченных из членов месткомов и групп вомов, о порядке работы которых госсанинспекция разработала специальное положение. Общественный санитарный уполномоченный из коллектива данного детучреждения, зная все мелочи школьной жизни, сможет более активно способствовать ее оздоровлению. По этому поводу мы имеем договоренность с крайоно и крайпрофсоветом и .развиваем эту работу совместно с ними.
Вопросы нового школьного строительства — актуальнейшие в работе школьной санитарной инспекции — решаются нами в плоскости обязательного предварительного санитарного контроля над каждым об'-ектом. Президиум крайисполкома специальным постановлением обязал горсоветы и рики согласовывать все площадки ново-строящихся школ с гоосанинспевцией. До сих пор это, казалось бы бесспорное, право госсанинеиевции плохо ила совсем не осуществлялось. Теперь школьной санитарной инспекцией это требование поставлено четко и постановлением крайисполкома авторитетно поддержано.
В начале учебного года со стороны ОНО и большинства городских школ имелась тенденция перевести школьное питание -на буфетную систему, отменив горячие завтраки даже в тех школах, где имелась .площадь для столовых и кухонь. Краевая школьно-санитарная инспекция перенесла указанный вопрос в президиум краиисиол'-вома, и /после выяснения мнений крайоно, крайвнуторга и врайпотребсоюза, президиум крайисполкома гынес решение, обязывающее эти организации широко раз-
вернуть горячие завтраки в городских школах (в сельских местностях горячие завтраки были сохранены с самого начала).
Мы считаем необходимым подчеркнуть это в связи с тем, что некоторые работники здравоохранения считают, что школьно-санитарная инспекция должна заниматься исключительно чистотой школьных зданий и надзором за строительством. Нам представляется, что в центре работы школьно-санитарной инспекции должен быть ребенок, дли которого создается здоровая материальная среза. Поэтому школьно-санитарная инспекция, кроме контроля над санитарным состоянием школ, должна приглядеться и к положению с борьбой с детскими инфекциями и ставить в нужпых случаях вопросы об улучшения этой работы; тщательно наблюдать За выполнением установленного режима в школе, организацией питания и т. д. В таком аспекте школьно-с-анитарная инспекция будет действительным государственным контролем всюду, где живут, учатся, отдыхают и лечатся дети и подростки.
Это определяет и следующее требование о назначении на долл{.иости школьных санитарных инспекторов опытных врачей, знающих гигиену и эпидемиологию. Краевой школьный санитарный инспектор должен быть кроме того и хорошим, теоретически подготовленным администраторш. Наиболее квалифицированные работники детского здравоохранения должны итти на столь почетную работу, как швольно-саеи-тарная инспекция. Соответственно этому должна быть построена и система подготовки и переподготовки школьно-санитарных инспекторов: краткосрочные 15—20-дневные курсы для более опытных работников для ознакомления со всем новым в области школьной гигиены и эпидемиологии, и 2—3-месячные курсы для более молодых, которые доллсны усовершенствоваться в отдельных разделах школьной гигиены и эпидемиологии.
Д-р А. Я. Гуткин (Ленинград)
О школьном оборудовании
Ленинградский институт ОЗДиП. Директор проф. В. Н. Иванов
К началу текущего учебного года- школьники Ленинграда получили 36 новых светлых и благоустроенных школ. К будущему учебному году будет выстроено еще 99 школ, лучших по планировке и лишенных тех недостатков, которые еще присущи школьным зданиям строительства 1935 г. В ближайшие три года в Ленинграде будет построено в общем 275 школ; это значит,
что за короткое время будет изменен весь строительный школьный фонд нашего города.
Нам кажется своевременным поставить перед нашей промышленностью и перед советской общественностью вопрос и о новом рациональном оборудовании школы, в котором доллсен быть использован опыт лучших наших школ и привилегированных
-«аристократических» школ Зап. Европы и США.
Основный предметом классного обихода является п а р т а, деревянная, обязательно с черной доской, тяяселая и громоздкая. Шаг вперед в этом отношении сделала одна только 1-я опытная школа (на Петрогр. наб.), где доски парт в младших классах окрашены светлой краской; однако все остальные «качества» парт остались прежними.
Из интересных новых типов парт нам хотелось бы отметать парту, принятую Франкфуртским городским строительным контролем аз качестве нормальной (сист. архит. Шготте). Парта эта состоит' из стальных никелированных труб с деревянными сиденьями, доской и полкой. Особенностью стула является его вращающаяся на горизонтальной оси спинка, что позволяет придавать ей наклон, соответствующий наклону лопаток школьников. Ножки стула имеют плавные закругления, чем исключается порча поверхности пола. Полка стола не имеет внешних боковых Стенок, дно ее не доходит до передней стенки, оставляя широкую щель, и потому не образует утлрв, где могла бы скопляться трудно удаляемая пыль. Такую парту очень легко содержать в чистоте, при массовом изготовлении она не обходится дороже обычной деревянной парты, а срок ее вксплоатации ¡во много раз больше.
Далее: мы тратим массу средств на ежегодно обновляемую масляную окраску стен, причем небольшой отставший кусок масляной краски заставляет перекрашивать всю панель. Большинство иностранных архитекторов считает, что лучшим материалом для обработки -стен является линкру-с т а, представляющая собой тонкий, плотный, неломкий линолеум различных цветов. Стены оклеиваются лиякрустой толь-* ко на высоту роста школьников. Линкруста долговечна, превосходно моется, дезинфицируется (а сколько средств приходится тратить на окраску или оклейку стен классов после дезинфекции!), имеет красивую фактуру и может быть изготовлена, любых оттенков и рисунков. Относительно экономности, гигиеничности, красоты и практичности лннкрусты сходятся мнения и архитекторов и врачей. Ее рентабельность и легкость изготовления на наших заводах не подлежат сомнению.
Третьим элементом внутреннего оформления школы является расцветка школьных помещений, которая согласно данным целого ряда научных исследований и практических наблюдений оказывает несомненное влияние на психику подрастающего поколения. В лучших
школах Зап. Европы иолы оклеиваются линолеумом разных цветов (пол актового зала Ро'мерштадской школы, например, покрыт светлоголубым линолеумом). Дополнением к этому служит роспись стен в коридорах, этой основной магистрали детских рекреаций, которая представляет собой этнографические картины, карты недр страны, географические рельефы стран света и пр. При искусном выполнении этих росписей такие «пособия» приводят в конце-концов к запоминанию отдельных географических точек, районов и т. п. Первую попытку расцветки степ, потолков, углов, проемов и пр. произвела по указаниям Ленинградского института ОЗДиП упомянутая выше 1-я опытная школа. Опыт этот признан всеми педагогами очень удачным, и расцветка помещений этой школы служит в Ленинграде единственным демонстрационным материалом и для студентов.
Последнее постановление ЦК партии о школьных пособиях, дающее образец внимания к «мелочам» школьного обихода, следует, нам кажется, -понимать не только буквально, но и как призыв вообще к развитию и лучшему оформлению учебных пособий. Исходя из этой точки зрения, мы считали бы целесообразным заняться и таким важнейшим предметом школьного оборудования, как классная доска.
Классные доски у нас бывают или слишком высокие, или недостаточные по размеру, или сделанные из несоответствующего материала, так что мел плохо ложится и плохо вытирается. Пора наладить изготовление для школьных досок специального черного линолеума' или материала, покрытого аспидной краской, а доски делать такой длийы, чтобы на ней одновременно могли работать не один, а десяток учеников: одни пишут, другие рисуют, третьи вычисляют. Кроме обычного мела — и не в комках, а в палочках — пора приступить к изготовлению разноцветных мелков, что очень оживляет работу, особенно рисунки школьников, и Помогает об'яснениям педагога. Пора перейти и к изготовлению ме-лодержателей, губок с особыми ручками для стирания мела и т. п. Пора, наконец, начать и изготовление пылесосов и специальных щеток для механической уборки школьных помещений.
Мы коснулись лишь некоторых главных моментов оборудования школы. Однако даже и это немногое показывает, какую* большую роль играет оборудование в школе и как сравнительно нетрудно обеспечить им пашу школу. Что слулшт сотням «избранных» за рубежом, должно слулсить миллионам детей трудящихся нашего социалистического отечества.