Научная статья на тему 'О семье однодворцев-переселенцев XIX века по архивным материалам'

О семье однодворцев-переселенцев XIX века по архивным материалам Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1272
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДНОДВОРЦЫ / СИБИРЬ / АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ / СЕМЬЯ / ВОРОНЕЖСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ODNODVORTSY MIGRANTS (ONE-HOUSEHOLDER) / SIBERIA / ARCHIVAL SOURCES / FAMILY / VORONEZH REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чернова И.В.

Рассматривается структура, численность и история семей однодворцев по материалам архивов г. Тобольска, Воронежа и Санкт-Петербурга. Основным источником являются данные государственной статистики и делопроизводственные материалы XIX в., позволяющие провести сравнительный анализ указанных характеристик семей однодворцев в Сибири и в местах выхода. Кроме того, данное исследование даст возможность локализовать и выявить причины переезда однодворцев в Сибирь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Чернова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family of odnodvortsy migrants XIXth century basing on archival materials

The article is devoted to the structure, size and history of the family of odnodvortsy migrants (one-householder) on materials of archives of Tobolsk, of Voronezh and of Saint Petersburg. The main source of national statistics and of clerical materials of the XIX century. A comparative analysis it shows the characteristics of these families odnodvortsy migrants (one-householder) in Siberia and in the places of exit. In addition, this study will make it possible to locate and identify the causes of the single odnodvortsy migrants (one-householder) moved to Siberia.

Текст научной работы на тему «О семье однодворцев-переселенцев XIX века по архивным материалам»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2016. № 1 (9). С. 32-35. УДК 908:392.3

И. В. Чернова

О СЕМЬЕ ОДНОДВОРЦЕВ-ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ XIX ВЕКА ПО АРХИВНЫМ МАТЕРИАЛАМ*

Рассматривается структура, численность и история семей однодворцев по материалам архивов г. Тобольска, Воронежа и Санкт-Петербурга. Основным источником являются данные государственной статистики и делопроизводственные материалы XIX в., позволяющие провести сравнительный анализ указанных характеристик семей однодворцев в Сибири и в местах выхода. Кроме того, данное исследование даст возможность локализовать и выявить причины переезда однодворцев в Сибирь.

Ключевые слова: однодворцы; Сибирь; архивные источники; семья; Воронежская губерния.

I. V. Chernova

FAMILY OF ODNODVORTSY MIGRANTS XIXth CENTURY BASING ON ARCHIVAL MATERIALS

The article is devoted to the structure, size and history of the family of odnodvortsy migrants (one-householder) on materials of archives of Tobolsk, of Voronezh and of Saint Petersburg. The main source of national statistics and of clerical materials of the XIX century. A comparative analysis it shows the characteristics of these families odnodvortsy migrants (one-householder) in Siberia and in the places of exit. In addition, this study will make it possible to locate and identify the causes of the single odnod-vortsy migrants (one-householder) moved to Siberia.

Keywords: odnodvortsy migrants (one-householder); Siberia; archival sources; family; Voronezh region.

История формирования любой переселенческой группы тесно связана с историей семьи. При этом процесс переселения неизбежно накладывает свой отпечаток на ее характеристики: состав, структуру, численность. Однако проследить вызванную этим процессом трансформацию семейной структуры довольно сложно.

Для этого необходимо прежде всего обратиться к материалам, освещающим первоначальное состояние однодворческих семей на местах выхода. Их анализ и сопоставление с информацией с нового места жительства позволяет обозначить условия формирования семей, их окружение и специфику. При этом для сопоставления необходимо выбирать соотносимые источники. Таковыми, на наш

взгляд, являются ревизские сказки 1830-х -1850-х гг., так как они составлялись для каждой из социальных групп отдельно и содержали подробное описание количественных и качественных параметров семей однодворцев на местах выхода. Основным их недостатком в случае с переселенцами можно считать отрывочность сведений - если семейство выбывало, то в ревизии часто учитывалось лишь мужское население.

Важной подготовительной частью работы стало обозначение исследуемой совокупности, выявление пофамильного состава и основных характеристик семей однодворцев на территории Западной Сибири. И здесь неоценимую помощь, помимо ревизских сказок, нам могут оказать материалы

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-31-01018 «Однодворцы в Западной Сибири: стратегии социокультурной адаптации локальных групп».

© Чернова И. В., 2016 32

Всероссийской переписи населения 1897 г., а также информация из прошений, подаваемых переселенцами, в которых они в том числе приводили и сведения о своих семьях.

Для их сбора на протяжении 2015 г. И. В. Черновой и А. А. Крих были проведены две историко-архивные экспедиции в Тобольск и Воронеж. В материалах Государственного учреждения Тюменской области «Государственный архив в г. Тобольске» (далее - ГУТО ГАТ) были выявлены ревизские сказки об однодворцах за 1834 г. Территориально они охватывают Казанскую и Лу-зинскую волости Омского уезда, Омский округ и Нижнеалабужскую волость Петропавловского округа [1]. Кроме того, был проанализирован материал по населенным пунктам Ишимского округа, в которых оказались переселенцы из уездов Воронежской губернии, где до первой половины XIX в. превалировало однодворческое население [2]. Как свидетельствуют опубликованные материалы, в их число можно включить Воронежский уезд, Коротоякский, Нижнедевицкий, Землянский и с некоторыми оговорками Задонский уезд [3, с. 43]

Основная сложность при сопоставлении разнородных источников состояла в том, что в материалах переписи 1897 г. однодворцы уже не выделялись в отдельную категорию, а записывались чаще всего как «государственные крестьяне» / «крестьяне». На основе разработанных генеалогических методик были составлены перечни фамилий, представители которых могли оказаться в числе сибирских переселенцев - однодворцев. В Петропавловском округе в указанный список были включены Безугловы, Хорошиловы, Шихов-цовы, Субботины, Климовы, Санины, Юро-вы, Ефимовы, Черных, Поповы и несколько других фамилий [4]. В Ишимском округе в силу невозможности установить принадлежность к группе однодворцев по сибирским материалам мы включили в состав исследуемой совокупности представителей всех семей - переселенцев из Задонского уезда Воронежской губернии, образовавших поселок Задонский и деревни МалоПриютную и Больше-Приютную [5]. В их числе носители таких фамилий, как Беляев, Коровкин, Страхов, Старых, Трухачев, Ме-щериков, Фролов и др. [6].

Кроме того, для уточнения мест выхода переселенцев были привлечены дополнительные источники - делопроизводственные материалы Министерства государственных имуществ, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве (далее -РГИА). В одном из документов, датированном 1828 г., в частности, содержался список населенных пунктов, жители которых - казенные поселяне - изъявили желание переселиться в Омскую область. Интересно, что большая часть из них располагались на территории Нижнедевицкого уезда Врорнеж-ской губернии, отличающегося преобладанием группы однодворцев в социальной структуре населения. Как следует из «Реестра казенным поселянам, переселяющимся из Воронежской губернии в Омскую область», приведенном в данном деле, желание переселиться из Воронежской губернии в Сибирь высказали жители таких сел и слобод Нижне-девицкого уезда, как Хорошилово (66 душ), Архангельскаго (29 душ), Городища (63 души), пригородных слобод города Нижнедвиц-ка (76 душ), Везнового (85 душ), Новой Оль-шанки (69 душ), Турова (43 души), Синих Липцов (70 душ) и ряда других, а также села Верхней Хавы (49 душ), Большой Приваловки (15 душ), Деревни Перовки (14 душ). Общее число казенных поселенцев, упомянутых в указанном реестре, составило 758 душ [7].

Материалы Петропавловского округа показывают нам, что в 1830-е гг. после переселения в Сибирь однодворцы находились в поиске мест проживания. В частности, как следует из архивных материалов в 1830 г. большое число однодворцев, включенных в ревизию по Нижнеалабужской волости, самовольно переселились («бежали») в Оренбургскую губернию (41 семья из 45). Несколько семей (Никитины, Жулины, Моси-нец и Санины) было отчислено в деревню Половинную Омского округа [8]. Что касается характеристики семейного состава и структуры, то имеющиеся материалы показывают преобладание двухпоколенных семей, в которые входят родители и их дети. Возраст глав семей колеблется в пределах 16-50 лет, в составе которых преобладают мужчины в возрасте 30-40 лет (22,22 %), на втором месте - возрастная категория 5060 лет (13,3 %), а на третьем - 40-50 лет

И. В. Чернова

(11,1 %) [9]. К сожалению, имеющиеся материалы не дают возможности проанализировать численность семей.

В Ишимском округе мы наблюдаем несколько иную ситуацию. В поселке Задонском, в котором 100 % населения на момент проведения переписи 1897 г. составляли переселенцы из Задонского уезда Воронежской губернии, преобладают сложные трехпоко-ленные семьи, где помимо родителей, детей и внуков совместно проживают взрослые братья / сестры с семьями. В ряде случаев в состав семьи входят такие категории, как «нахлебник», «гость» или «приведенный с матерью сын». Они также являются переселенцами из Задонского уезда. Их наличие может свидетельствовать о поддержании тесных связей с местом выхода. Кроме того, фиксируется один случай перехода мужа в семью жены. Средняя численность семей составляет 6-7 человек [10]. Судя по всему, здесь мы наблюдаем последствия разделов описанных исследователями больших патриархальных неразделенных семей, широко распространенных в Воронежской губернии [11]. Для вычленения группы однодворцев указанные материалы были сопоставлены с данными ревизских сказок с мест выхода. При их отборе основное внимание уделялось материалам 1830-1850-х гг., т. е. периоду начала активного переселения однодворцев в Сибирь.

В ходе работы в Государственном архиве Воронежской области был проведен выборочный анализ ревизских сказок по Ниж-недевицкому уезду и сплошное исследование материалов по Задонскому уезду Воронежской губернии за 1835-1858 гг. В данном уезде объектами исследовательского интереса стали следующие населенные пункты: с. Курино, Новобогоявленское, д. Трухачев-ка, Подгорная, Балахна [12]. Пофамильный состав перечисленных населенных пунктов был сопоставлен с материалами учета населения из Государственного архива в Тобольске. В результате удалось выявить несколько семей, прослеживаемых и в воронежских, и в сибирских материалах. Их анализ свидетельствует о том, что однодворцы старались выехать семейными кланами. Яркий пример -семьи Татаринцева Андрея Агеева (Агееви-ча) и Евдокима Фионова, в 1826 г. выбывшие

из деревни Подгорной на поселение в Петропавловский уезд Тобольской губернии. В состав первой помимо главы семьи входили жена, две дочери, два сына, а также дети младшего сына. Вторая отличалась более сложной внутренней структурой: в ней обозначены, помимо главы, его сын, 3 племянника, взрослый брат с женой, дочерью и тремя сыновьями [13]. Из деревни Балахны в Петропавловский уезд Омской области в указанный период выбыло семейство Федора Поспелова. В числе переселенцев обозначены также его жена, две дочери, сын, брат и племянник [14]. В числе переселившихся в Петропавловский округ Тобольской губернии также перечислены семьи Якова Ермолова, Федора Пименова, Иосифа Фри-лова и др. Кроме того, в источнике есть любопытные сведения о возвращении из переселенцев семьи Карнея Радионова Татаринцева, умершего в 1831 г. Они косвенно могут свидетельствовать о том, что в ходе переселения не все однодворцы смогли адаптироваться к новым условиям [15].

Подводя итоги, отметим, что в 18301850-х гг. структура и численность семей однодворцев претерпела изменения в связи с переселением в Сибирь, в частности, наблюдается сокращение числа патриархальных неразделенных семей. Однако переселенцы из Воронежской губернии сохраняют сложную многопоколенную семейную структуру до конца XIX в. На указанные процессы, судя по всему, влияют процессы адаптации. В числе переселенцев преобладают семьи, возглавляемые зрелыми мужчинами в возрасте 40-60 лет, включающие женщин и детей, что свидетельствует о сильных внутрисемейных связях. Кроме того, на протяжении XIX в. однодворцы сохраняют взаимоотношения с родственниками на местах выхода.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив в г. Тобольске» (далее - ГУТО ГАТ). Ф. И154. Оп. 8. Д. 410, 411, 415, 2069.

2. Там же. Ф. И417. Оп. 2. Д. 1175. 51 л.

3. Проторчина В. М. Расселение воронежских однодворцев в ХУШ веке // Труды Воронежского государственного университета. - Воронеж, 1958. - Т. 51. - Вып. 1. - С. 35-47.

4. ГУТО ГАТ. Ф. И154. Оп. 8. Д. 411. 74 л. ; Д. 415. 241 л.

5. ГУТО ГАТ. Ф. И417. Оп. 2. Д. 1216. 205 л. ; Д. 1222. 120 л.; Д. 1175. 51 л.

6. Там же.

7. РГИА. Ф. 1285. Оп. 1. Д. 200. 14 л.

8. ГУТО ГАТ. Ф. И154. Оп. 8. Д. 415. Л. 137 об.-141.

9. Там же.

10 Там же. Ф. И417. Оп. 2. Д. 1175. 51 л. 11. Крестьянские семьи Воронежского уезда по переписи 1897 года / сост. К. К. Федяевский.

- СПб. : Типография Ф. Вайсберга и П. Гер-шунина, 1905. - 21 с.

12. Государственный архив Воронежской области (далее - ГАВО). Ф. И18. Оп. 1. Д. 280. 805 л.

13. Там же. Л. 360 об., 368 об.-369.

14. Там же. Л. 697 об.-698.

15. Там же. Л. 369 об.-370.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.