Научная статья на тему 'О саморазвитии продуктивной компетентности специалистов образования'

О саморазвитии продуктивной компетентности специалистов образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДУКТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочарова Елена Петровна, Артюх Алла Константиновна

В статье рассматривается саморазвитие продуктивной компетентности у специалистов образования. Подчеркивается главный признак фундаментального образования его продуктивность, роль акмеологической теории в совершенствовании образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочарова Елена Петровна, Артюх Алла Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О саморазвитии продуктивной компетентности специалистов образования»

ПЕДАГОГИКА

УДК 378

Е. П. Бочарова, А. К. Артюх

О САМОРАЗВИТИИ ПРОДУКТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается саморазвитие продуктивной компетентности у специалистов образования. Подчеркивается главный признак фундаментального образования - его продуктивность, роль акмеологической теории в совершенствовании образовательного процесса.

Ключевые слова: продуктивная компетентность, саморазвитие, профессиональное мастерство, фундаментальное образование.

The self-development of productive competence among the specialists in education. ELENA P. Bocharova, ALLA K. Artyukh (Far Eastern State Technical University, Vladivostok).

The article deals with self-development of productive competence among the specialists in education. Productivity is treated as the main indicator of fundamental education, the role of acmeological theory in improving the educational process being emphasised.

Key words: productive competence, self-development, professional mastership, fundamental education.

Современность характеризуется перемещением конкуренции государств в сферу образования. Подлинно фундаментальным является образование, специалисты которого вооружены знанием истории его развития в мире и стране, теорией, технологиями, способами измерения продуктивности созидательной деятельности участников образовательного процесса - руководителей, преподавателей, учащихся.

Главный признак фундаментального образования -его продуктивность. Знания, компетентность, мастерство - это физические, психические, акмеологические новообразования в свойствах личностей участников образовательного процесса.

Вершинных уровней продуктивности достигают лишь те, чьи природные потенциалы, способности и духовные потребности познания согласуются с требованиями к ним избранной профессии.

Знание законов фундаментального образования, обеспечивающих прогноз последствий от реализации принимаемых педагогических решений на практике, позволит студентам и преподавателям развивать свою компетентность, учитывая, что в образовании все официально признанные науки выполняют роль учебных дисциплин, средств развития природного потенциала участников образовательного процесса. В образовании

необходим прогноз последствий в системе отношений, компетентности, поведении учащихся. Овладевают таким прогнозом лишь носители вершинного уровня профессионализма. В процессе саморазвития продуктивной компетентности у специалистов образования развиваются интуиция, способности, чувствительность к объекту, процессу, результатам своей деятельности.

Продуктивная компетентность, по Н.В. Кузьминой [2], - физическое, психическое, акмеологическое новообразование, развивающееся в процессе решения задач, связанных с применением знаний на практике, извлечения из практики новых знаний, их обобщения, интеграции из разных источников в новое компетентное знание о новых способах решения предстоящих задач. Мастерство и компетентность интегрируются в продуктивной компетентности.

Оценка качества созидаемых продуктов позволяет делить самих созидателей по уровням продуктивности, выделяя высоко-, средне-, и малопродуктивных. Теория и технологии созидательной деятельности в конкретных сферах практики являются средствами обучения мастерству. Методы изучения образовательной ситуации, формулирования и решения задач, подчиненных созиданию духовных продуктов в свойствах

БОЧАРОВА Елена Петровна, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой иностранных языков Дальневосточного государственного технического университета (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток);

АРТЮХ Алла Константиновна, аспирантка, преподаватель кафедры иностранных языков Дальневосточного государственного технического университета (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток).

© Бочарова Е.П., 2011 © Артюх А.К., 2011

120

ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ • № 2 • 2011

О саморазвитии продуктивной компетентности специалистов

Е.П. БОЧАРОВА, А.К. АРТЮХ

участников образовательного процессе, - путь к овладению мастерством.

Важнейший постулат психологии: психика формируется в деятельности. Основные виды деятельности: игра, учение, труд (по С.Л. Рубинштейну [4]), общение, познание, труд (по Б.Г. Ананьеву [1]).

Психология исследует лишь психические процессы, состояния и свойства человека. Категория продукта, созидаемого средствами образования, - акмео-логическая. Ее нет в педагогике (науке о воспитании, образовании, обучении детей и подростков).

Образование адресовано развитию человека. Вполне закономерно утверждение С.Л. Рубинштейна [4], что продукт - не предмет психологии.

Образование создано как средство и социально-информационная среда развития человека - созидателя, носителя, преемника, защитника культуры. Психика -высшая форма саморегуляции человека и животных.

Созидательная функция фундаментального образования - формирование новообразований в личности средствами информационных, коммуникационных, технологических воздействий и организации взаимодействий учащихся с объектами деятельности и познания, а также друг с другом. Его средствами созидается, по Н.В. Кузьминой [2], три вида продуктов:

1. Духовные. В свойствах участников образовательного процесса (руководителей, преподавателей, учащихся) как индивидов, личностей, субъектов деятельности; в форме физических, психических, акмео-логических новообразований, обеспечивающих продуктивное решение предстоящих задач.

2. Духовно-материализованные. По ним участники образовательного процесса судят о мере усвоения учебной информации, ее понимании, общении и переносе, способности к интеграции знаний из разных источников, репродуктивном или творческом владении ею.

3. Материальные. В форме статей, тезисов, учебных планов, учебников, наглядных пособий, изобретений, технологий, обеспечивающих обмен опытом, преемственность в образовании.

Эти продукты, удовлетворяющие заранее сформулированным требованиям, создавались на протяжении истории образования.

Экспериментально доказано (В.Н. Максимова, В.Н. Софьина [3; 5]), что изучение специалистами меры продуктивности своей деятельности развивает их компетентность.

В центре национальной системы образования (НСО) - человек на протяжении жизни как природное и социальное существо, развивающееся под влиянием и средствами образования в пространстве НСО. Люди в нем выполняют разные ролевые функции: обучающих, обучаемых, руководящих, оценивающих, управляющих. Продуктивность национальной системы образования зависит как от уровня природной одаренности, способностей, потребностей участников образовательного процесса, так и от уровня мастерства специалистов образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 339 с.

2. Кузьмина Н.В. Акмеологическая концепция развития продуктивной компетентности специалиста. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 59 с.

3. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования. СПб.: ОГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. 328 с.

5. Софьина В.Н. Управление развитием профессиональной компетентности специалистов. Санкт-Петербург, 2005. 43 с.

2011 • № 2 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.