Научная статья на тему 'О САМОРАЗВИТИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА: ПЕРСПЕКТИВА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

О САМОРАЗВИТИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА: ПЕРСПЕКТИВА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационная деятельность / будущий специалист / стратегия эффективного саморазвития / критерии / innovative activity / future specialist / strategy of effective self-development / criteria

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.В. Пац, Н.Н. Танаева

Показана обусловленность педагогического аспекта исследования инновационной деятельности будущего специалиста взаимосвязью «мир – человек». Определена значимость инновационной деятельности будущего специалиста в рамках его профессии. Выделены составляющие стратегии эффективного саморазвития. Представлена взаимосвязь стратегии эффективного саморазвития с формированием свойств инновационности будущего специалиста. Рассмотрены критерии эффективного саморазвития будущего специалиста, включающие как формальные, так и неформальные оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SELF-DEVELOPMENT OF A FUTURE SPECIALIST: THE PROSPECT OF INNOVATIVE ACTIVITY

The author shows the conditionality of the pedagogical aspect of the research of innovative activity of a future specialist by the "world – man" relationship. The importance of innovative activity of a future specialist within his profession is determined. The components of the strategy of effective self-development are highlighted. The interrelation of the strategy of effective self-development with the formation of the properties of a future specialist's innovativeness is presented. The criteria of effective self-development of a future specialist, including both formal and informal assessments, are considered.

Текст научной работы на тему «О САМОРАЗВИТИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА: ПЕРСПЕКТИВА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

О САМОРАЗВИТИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА: ПЕРСПЕКТИВА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М.В. Пац, канд. филос. наук, доцент Н.Н. Танаева, студент

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (Россия, г. Пенза)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-10-1-157-159

Аннотация. Показана обусловленность педагогического аспекта исследования инновационной деятельности будущего специалиста взаимосвязью «мир - человек». Определена значимость инновационной деятельности будущего специалиста в рамках его профессии. Выделены составляющие стратегии эффективного саморазвития. Представлена взаимосвязь стратегии эффективного саморазвития с формированием свойств иннова-ционности будущего специалиста. Рассмотрены критерии эффективного саморазвития будущего специалиста, включающие как формальные, так и неформальные оценки.

Ключевые слова: инновационная деятельность, будущий специалист, стратегия эффективного саморазвития, критерии.

Инновационная парадигма, идущая на смену знаниевой парадигме, трактует деятельность субъекта образования, будущего специалиста в рамках инновационной цивилизации в широком поле взаимосвязей «мир - человек», когда саморазвитие субъекта (человека) становится основой эволюционного движения общества. Так в фокус внимания попадает педагогический аспект исследования как система символов, норм и правил.

Рассмотрение инновационной деятельности будущего специалиста приобретает сегодня особую значимость в рамках его будущей профессии. Общим вне зависимости от сфер деятельности выступает желание экспериментировать, искать новое, умение предвидеть результаты своих действий, обеспечивать устойчивую обратную связь с коллегами, создавать инструменты информирования о принятии решений [1].

В основе инновационной деятельности лежит понимание целей системы и их принятие, попытка найти баланс в решении сложных проблем, что выступает также сущностным основанием стратегии эффективного саморазвития будущего специалиста, составляющими которой являются:

- фундаментальные знания, рассматриваемые как ключевые элементы и базис любого научного исследования (идеи, понятия, теории, гипотезы и др.);

- задачи, включающие процесс осмысления (понимание проблем, рассмотрение противоречий, построение классификаций и др.);

- построение индивидуального плана развития в контексте общей образовательной программы (выделение реперных точек внутри общего плана: сложности, требующие особой проработки, препятствия, требующие преодоления, фокусировка на темах, предлагаемых преподавателем и выделение предметов изучения , обладающих личностной значимостью);

- задание, содержащее сравнительный анализ возможностей, предлагаемых курсом, разработанным в своем университете и курсами других университетов с оценкой сильных и слабых сторон каждого из них, с учетом требований потенциальных работодателей;

- творческие задания, где студент и преподаватель могли бы работать совместно над общей темой, творческие мастерские, дающие возможности обратной связи, позволяющие в неформальной обстановке приобрести опыт и навыки [2].

Обучение эффективному саморазвитию соотносится с формированием:

- навыков критического мышления, включающих анализ разных точек зрения на один вопрос, выработку собственного оценивания, креативность;

- навыков планирования, прогностики;

- навыков рефлексии, позволяющих продвинуть далее свои достижения, оценить и исправить недостатки. Сама по себе рефлексия - процесс креативный, позволяющий увидеть процесс саморазвития в целом;

- навыков практического мышления, привлечение специалистов-практиков, применение кейс-стади, анализ и критическое оценивание практики;

- навыков командной работы (с участием работы в неформальных группах, профессиональных сообществах, сообществах практиков и возможностью оценивания как работы всей группы, так и собственного вклада в деятельность коллектива) [3];

- уверенности в собственных силах, получаемой в процессе коллегиального обсуждения тем, ответственности за выполняемую работу, полезности работы, что усиливает интерес к ней и способствует дальнейшему интеллектуальному и креативному продвижению субъекта.

- мобильности в соответствие с желанием работодателей принимать на производство выпускников, обладающих инновационной направленностью, готовых легко перестраиваться, проходить переобучение, способных к самореализации в современной быстро меняющейся ситуации.

Так каждая составляющая стратегии эффективной саморазвития соотносится с формированием свойств инновационности будущего специалиста в процессе осуществления аналитической, практической, творческой деятельности [4].

Обучение эффективному саморазвитию предполагает:

- гибкое построение курсов обучения, включающее инновационные формы преподавания: дистанционное, мобильное

обучение и др.; дающее возможность студентам совмещать обучение с частичной профессиональной занятостью; пользоваться педагогическим сопровождением.

- применение как итогового оценивания результатов творческих заданий, выставок, презентаций; комментирование творческих работ, включение внешних рецензий в общий результат оценивания [5].

Наличие разных видов оценивания -показатель значимости творческой работы и признанности ее кругом заинтересованных лиц. Изменение оценивающих показателей дает возможность расширить спектр заданий (написание докладов, критических статей и др.) и привлечь новых участников деятельности, ориентированных на новое.

Обобщенные критерии эффективного саморазвития, включающие как формальные, так и неформальные оценки предполагают:

- способность решения проблем;

- способность обобщения;

- трансграничность решений;

- инновационную направленность;

- критическую направленность;

- коммуникативную направленность;

- высокое качество формы и содержания созданного продукта;

- готовность к принятию рисков.

Таким образом, важность фундаментальных дисциплинарных знаний, знаний методологических, предполагающих осведомленность о новых методиках и способах деятельности, обоснована необходимостью решения творческих проблем, навыков приобретения знаний, расширения сферы их применения и возможностей получения профессиональных консультаций, увеличивающихся в настоящее время вместе с горизонтальным ростом профессиональной среды единомышленников.

Библиографический список

1. Подымова Л.С., Духова Л.И. Инновационная образовательная среда как средство развития профессионализма педагога // Высшее образование сегодня. - 2018. - № 1. -С. 7-11.

2. Пац М.В. О понятиях «Инновации» и «Инновационность субъекта» в гуманитарном знании: аспект высшего профессионального образования // Образование и саморазвитие. -2014. - № 4 (42). - С. 142-146.

3. Пац М.В. Фрактальный подход к актуализации профессиональной познавательной активности будущих педагогов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2012 - № 12. - С. 013-018.

4. Monica Edwards-Schachter, The nature and variety of innovation // International Journal of Innovation Studies. 2018. - Vol. 2, Iss. 2. - URL: https://doi.org/10.1016/j.ijis.2018.08.004.(https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S20 96248718300249)

5. Пац М.В. Субъектный фокус педагогической инноватики. Контекст образовательной среды вуза // Мир университетской науки: культура, образование. - 2023. - №6. - С. 29-34.

ON SELF-DEVELOPMENT OF A FUTURE SPECIALIST: THE PROSPECT OF INNOVATIVE ACTIVITY

M.V. Pats, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor Penza State University of Architecture and Construction (Russia, Penza)

Abstract. The author shows the conditionality of the pedagogical aspect of the research of innovative activity of a future specialist by the "world - man" relationship. The importance of innovative activity of a future specialist within his profession is determined. The components of the strategy of effective self-development are highlighted. The interrelation of the strategy of effective self-development with the formation of the properties of a future specialist's innovativeness is presented. The criteria of effective self-development of a future specialist, including both formal and informal assessments, are considered.

Keywords: innovative activity, future specialist, strategy of effective self-development, criteria.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.