Научная статья на тему 'О ряде психологических аспектов риторики для дагестанской студенческой поликультурной аудитории'

О ряде психологических аспектов риторики для дагестанской студенческой поликультурной аудитории Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
129
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТОРИКА / RHETORIC / ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF ORATORY / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ АУДИТОРИЯ / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / DAGESTAN STUDENT MULTICULTURAL AUDIENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ваджибов Малик Джамалутдинович, Хаметова Фарида Шакировна

В статье описываются некоторые психологические аспекты ораторской речи в связи с поликультурной речевой средой, характеризующей студенческую аудитории Республики Дагестан. При этом определяется специфическая уместность использования тех или иных риторических приёмов и средств в зависимости от конкретной психологической ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ваджибов Малик Джамалутдинович, Хаметова Фарида Шакировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Some of the Psychological Aspects of Rhetoric for Dagestan Student Multicultural Audience

This article describes some of the psychological aspects of oratorical speech for students of the Dagestan multicultural audience. This is determined by the specific relevance of the use of certain rhetorical means, depending on the particular psychological situation.

Текст научной работы на тему «О ряде психологических аспектов риторики для дагестанской студенческой поликультурной аудитории»

26. Амзаракова, И. П. К проблеме системного описания тропов (на материале русского и немецкого языков) / И. П. Амзаракова, И. В. Пекарская // Вопросы исследования и преподавания иностранных языков: межвузовский тематический сборник. Вып. 4. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2003. - С. 3-16.

27. Амзаракова, И. П. К проблеме систематизации элокутивных средства в межкультурном контексте (на примере эпитета) / И. П. Амзаракова, И. В. Пекарская // Актуальные проблемы изучения языка и литературы: мат-лы III Всероссийской научной конференции. Абакан, 25-27 ноября 2003 г. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2003. - С. 190-195.

28. Амзаракова, И. П. Межкультурный контекст проблемы системного описания тропов (на материале русского и немецкого языков) / И. П. Амзаракова, И. В. Пекарская // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Серия 5. Филология: Языкознание. Вып. 5. Серия 6. Филология: Литературоведение. Вып. 2 / отв. ред. дфилн, проф. И. В. Пекарская. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2003. - С. 81-86.

29. Амзаракова, И. П. Развитие межкультурной компетенции через изучение элокутивов: к постановке проблемы системного сопоставительного обучения тропеической прагматике в русском и немецком языках / И. П. Амзаракова, И. В. Пекарская // Развитие межкультурной компетенции через изучение иностранных языков: потенциал, методы, проблемы: мат-лы Международного семинара, 23-26 октября 2006 г. - Совет Европы, Московский государственный лингвистический университет, Иркутский государственный лингвистический университет. - Иркутск: ИГЛУ, 2006. - С. 78-80.

30. Пекарская, И. В. Речеведение: учебно-методический комплекс по дисциплине. - в 7 ч. Ч. 3. - Сопоставительная стилистика. Проблемы теории элокуции: учебное пособие / И. В. Пекарская, Е. С. Грищева, В. Г. Карпов, В. А. Савченко, Е. А. Шпомер; под общей ред. И. В. Пекарской. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2014. - 396 с.

31. Кобец, Е. В. Коммуникативно-прагматическая специфика политического дискурса (на материале речей А. И. Лебедя) / Е. В. Кобец: автореф. дис. ... канд. наук. - Абакан, 2012. - 245 с.

32. Грищева, Е. С. Современный политический дискурс в контексте коммуникативной и языковой прагматики: монография и системный словарь-справочник языка политика / Е. С. Грищева, Е. В. Кобец, И. В. Пекарская, Е. А. Шпомер / под ред. И. В. Пекарской. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2012. - 336 с.

33. Шпомер, Е. А. Коммуникативные неудачи в диалогическом общении в соотнесённости с коммуникативными законами и типами языковой личности (на материале немецкого языка) / Е. А. Шпомер. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 2011. -292 с.

© Амзаракова И. П., Пекарская И. В., 2015

УДК 8138: 159.9

О РЯДЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РИТОРИКИ ДЛЯ ДАГЕСТАНСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ

ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ АУДИТОРИИ

М. Д. Ваджибов, Ф. Ш. Хаметова

Дагестанский государственный университет

В статье описываются некоторые психологические аспекты ораторской речи в связи с поликультурной речевой средой, характеризующей студенческую аудитории Республики Дагестан. При этом определяется специфическая уместность использования тех или иных риторических приёмов и средств в зависимости от конкретной психологической ситуации.

Ключевые слова: риторика, психология, психологический аспект, поликультурная студенческая аудитория, Республика Дагестан.

В эпоху глобализации преподаватель-лектор как оратор должен быть креативной, творческой личностью, которая поступает всегда целесообразно в зависимости от той или иной коммуникативной ситуации, помогает человеку самому выбрать правильное, нужное ему решение. Оратор обязан оказывать в числе прочих и психологическую помощь тому, кто пришёл на встречу, будь это лекция, беседа, семинар, коллоквиум, консультация и пр. Заявленное обусловлено тем, что риторическая деятельность многоаспектна, как многоаспектна сама дисциплина риторика. В тесной связи с теорией и практикой красноречия находятся прежде всего логика, этика, эстетика как философские науки и сама философия, а также языкознание, психология, педагогика, физиология, актёрское мастерство и многие др. Постижение как минимум основ этих наук, применение их законов в публичной речи являются важным делом оратора. В силу этого, как полагают лингвисты В. П. Антонов, И. В. Пекарская, риторика является комплексной дисциплиной, в которой важными считаются и филологический, и речеведческий, и психологический, и философский, и педагогический аспекты. См. данную трактовку риторики, предложенную названными авторами: «...риторика представляет собой многоаспектную (филолого-философо-психолого-педагогическую) комплексную дисциплину, занимающуюся вопросами теории и практики эффективного общения (в том числе и речевого - устного и письменного)» [1, с. 6].

Известно, что расцвет риторики приходится на переломные этапы в развитии общества, когда народ нуждается в сильном лидере, способном улучшить положение государства и народа, поддержать стабильность в стране, внушить людям убеждение в правильности выбранного пути государственного обустройства, вселить в них уверенность в будущем и т. д. В то же время «риторика - дитя демократии: возникновение риторики и периоды её расцвета связаны с развитием или оживлением демократических тенденций в жизни общества; когда отпадает необходимость в людях, умеющих говорить, умеющих убеждать с помощью публичной речи, умеющих звать за собой, риторика становится ненужной, вредной и опасной» [2, с. 199]. Недаром дядя Платона Критий (460403 гг. до н. э.), став главой афинских тиранов, запрещает преподавание красноречия.

Полагаем, правы В. П. Антонов, И. В. Пекарская, которые в связи со сказанным задаются вопросом-утверждением: «Не по этой ли причине и в молодом Советском государстве не долговечна была «эра» риторики?» [2, с. 199]. В обоснование авторы приводят факты об открытии в 1918 году Института живого слова в Петрограде и Государственного института в Москве, а также новых факультетов при действовавших тогда вузах, задачей которых становится задача подготовки пропагандистов и агитаторов. «Однако просуществовали они недолго и вскоре были закрыты», - заключают авторы статьи.

В настоящее время наступил именно такой сложный период, когда и в мире, и в нашей стране происходят быстрые изменения, когда в связи с разными миграционными процессами представители разных культур, верований, взглядов, ментальности оказываются в тесном соседстве. Сближению людей различных культур способствует также Всемирная паутина - Интернет. Кроме того, в нашей стране, как и в любом другом полиэтническом обществе, исторически сложилось так, что разные народы живут бок о бок, обогащая национальные культуры друг друга. Проявить себя в соответствии с подходящими правилами в такой обстановке может только тот, кто красноречив и является человеком слова. Безусловно и то, что не навредить произнесённым словом себе и другим, быть целесообразным и эффективным в речевом общении может только тот, кто владеет словом (языком) на должном уровне, кто знаком с правилами и законами эффективной речевой коммуникации, у кого сформированы риторические умения и навыки. Поэтому ценным считаем научение студента, получающего знания в условиях поликультурного образовательного пространства, выступать публично с целью оказания положительного воздействия на собеседника и/или аудиторию, в том числе и в ситуациях различных форс-мажорных обстоятельств.

Цель данной работы - рассмотреть ряд психологических аспектов публичной (ораторской) речи, характеризующих поликультурную студенческую аудиторию Республики Дагестан.

Достаточно часто в самых разных жизненных ситуации возникают такие моменты, в том числе и в условиях работы со студентами, когда в слове оратора-психолога люди нуждаются больше, чем просто соучастие или в проявлении сочувствия окружающих. В таких условиях коммуникативные (речевые) поступки ритора, безусловно, должны характеризоваться действенностью, целесообразностью, эффективностью - иначе быть риторически оправданными. Недаром в специальной литературе утверждается, что речь говорящего должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика [3, с. 35], где в роли заказчика выступают слушатели (в нашем случае - многонациональная, поликонфессиональная молодёжная аудитория).

Именно в таких непростых коммуникативных ситуациях проявляется подлинное речевое (шире - риторическое) мастерство оратора, в том числе и вузовского преподавателя, который, вне всякого сомнения, должен обладать риторическими знаниями и демонстрировать риторические умения. В перечень речеведческих знаний и умений вузовского преподавателя-оратора входит и психологическая подготовленность, то есть владение им соответствующей культурой, которая заключается в выполнении требований, предъявляемых психологией и к содержанию, и к форме публичного выступления, и к личности оратора, и к особенностям той или иной студенческой аудитории. Оратор должен обладать определёнными знаниями как по общей, так и по возрастной и социальной психологии, а также уметь использовать их на практике. Другими словами, психологическая культура оратора представляет собой единство знаний, отражающих закономерности психической деятельности человека, и умений применять эти знания в конкретных условиях работы с людьми [4, с. 55].

При применении данных знаний желательно пользоваться примерами, которые интересны студенческой аудитории и в которых компетентен сам оратор-преподаватель, а также проявляются особенности местного колорита, специфических особенностей того или иного национального региона. Важно учитывать, что оратор должен действовать согласно тому, что «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». Иначе говоря, этическая сторона вопроса также должна являться психологически оправданным элементом выступления. Однако не всякий пример, характеризующий своеобразие той или иной социальной, национальной или религиозной принадлежности слушателей, их гендерных признаков, возраста, происхождения, профессии, интересов и т. д., может быть приведён во время выступления [5, с. 42]. Всегда следует обращать внимание на ментальные особенности конкретной аудитории.

Риторика, вне всякого сомнения, основывается на многих положениях психологии, пользуется её рекомендациями (см., например: [6, с. 81-154; 7, с. 403-414; 8, с. 226-285 и др.]), но следует помнить, что сами по себе психологические приёмы не являются средством для преодоления тех или иных трудностей в ораторской деятельности [4, с. 54]. Приведём в связи со сказанным слова польского психолога, специалиста в области политической пропаганды Леслава Войтасика: «Психология ничего не заменяет в пропаганде, она лишь помогает правильно организовать эту деятельность и повышает её эффективность» [9, с. 54]. Следовательно, вузовский педагог уже по определению обязан быть оратором и должен знать, как организовать свою речевую деятельность (публичное выступление), учитывая сложившуюся психологическую ситуацию. Подтвердим сказанное следующими словами учёного-лингвиста В. П. Москвина: «В XXI веке преподаватель не только транслятор и ком-

ментатор знаний и информации, но и педагог, психолог, артист и оратор! Нужно принимать во внимание профессиональные потребности сегодняшнего дня...» [10, с. 294].

В первую очередь оратор вообще и вузовский преподаватель в частности должен хорошо знать психологическую характеристику аудитории и собственные возможности. Прежде чем прийти к незнакомой для него аудитории и держать перед ней речь, он должен определить состав слушателей, их интересы, возраст, пол, национальную принадлежность и т. д. Возможно, по тем или иным качественным характеристикам оратор и аудитория не могут вступить в контакт. Однако у вузовского преподавателя нет альтернативы: в силу специфики своей профессии и учебной нагрузки он не может выбирать комфортный для себя состав слушателей (студентов).

В риторическом выступлении существенным является поддержание взаимопонимания между оратором и аудиторией в течение всего коммуникативного акта. Сам коммуникативный акт мы рассматриваем как взаимодействие оратора и аудитории, в ходе которого обязательно предполагается применение риторических элементов не только с целью удовлетворения соответствующих интересов слушателей, но и поддержания психологического комфорта в процессе речевого общения [11, с. 63-65]. Вот как об этом пишут, в частности, И. В. Демидов, Б. И. Каверин: «Психологический интерес аудитории к выступлению пробуждается тогда, когда она сознаёт его полезность для себя, когда удовлетворяются те или иные потребности человека. Последние же, как известно, могут формироваться, а также изменяться под влиянием выступления. Следовательно, перед оратором стоит комплексная психологическая задача: исходя из первичных интересов аудитории, удовлетворяя их, опираясь на них, вызвать новые побуждения и интересы, находящиеся пока вне поля зрения слушателей. Поэтому оратору очень важно для успеха выступления овладеть вниманием аудитории и управлять им» [12, с. 198]. А последнее (овладение вниманием аудитории в целях успешного общения) весьма нелёгкая задача, особенно когда перед тобой неоднородная с точки зрения этнической принадлежности слушателей студенческая аудитория. Именно такой аудитории адресовано учебное пособие «Риторика», в котором приоритетно учитываются психологические особенности дагестанского студенческого поликультурного коллектива [13, сс. 62, 86, 181 и др.].

Отметим, что интерес - это проявление положительного, эмоционально окрашенного отношения к объекту или явлению, вызывающее стремление познать его [14, с. 146], а внимание - это форма психической активности, которая проявляется в её направленности и сосредоточенности на том или ином объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.) [14, с. 61]. Отмеченное необходимо знать для того, чтобы правильно распределить элементы публичной, в нашем случае - академической, речи. По образному выражению К. Д. Ушинского, внимание представляет собой дверь в сознание человека, и, приоткрыв её в начале выступления, оратор стремится держать её открытой на протяжении всей речи, прибегая для этого к специальным приёмам [4, с. 58], в том числе и психологическим, добавим мы. Данная мысль основоположника русской педагогической науки стала хрестоматийной и, по нашему убеждению, она должна стать руководством к действию по применению целесообразных и эффективных как риторических, так и психологическим приёмов. Данное высказывание особенно актуально во время проведения риторических тренингов [13, сс. 57, 70 и др.], применение которых продуктивно в дагестанской студенческой поликультурной аудитории (их мы условно называем «риторико-психологическим» тренингом»). Такой вид работы может быть использован на любом практическом занятии по речеведческой дисциплине.

Оратору нельзя забывать - и особенно по отношению к этнически неоднородной аудитории - своеобразную психологическую аксиому о том, что через определённые промежутки времени у слушателей наступают кризисы внимания. Первый кризис внимания имеет место на 15 -20 минуте выступления, а второй - на 30-35 минуте. Поэтому оратор с самого начала выступления должен способствовать тому, чтобы в течение астрономического часа не наступил кризис внимания. Если же кризиса внимания не удаётся избежать, то выступающий должен каким-то образом отвлечь, развлечь, заинтересовать аудиторию [15, с. 26], изучением и постижением чего мы и занимаемся на практических занятиях, предлагая студентам разнообразные упражнения [16, сс. 47, 50, 53 и др.].

Психология предлагает также хорошо известное многим опытным ораторам методическое правило, согласно которому речь необходимо начинать так называемой начальной паузой. Н. А. Михайличенко, автор известных пособий по риторике, так мотивирует необходимость этого типа паузы: «Она нужна для того, чтобы собрать внимание аудитории, дать ей рассмотреть оратора, обеспечить ей возможность подготовиться к восприятию речи. Оратору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение, сосредоточиться. Паузой можно заинтриговать слушателей, а её отсутствием, внезапным началом речи - ошеломить их. В обоих случаях это особый психологический приём, цель которого - приковать внимание, пробудить интерес» [4, с. 58]. Заметим, что этот приём весьма важен для выступающих, держащих речь перед разноэтнической аудиторией.

Во время выступления, если оратор уже замечает, что кризис внимания наступает раньше времени, можно пользоваться и психологической паузой, так как прямые призывы быть внимательными не всегда эффективны. Суть психологической паузы, по И. В. Демидову и Б.И. Каверину, состоит в отвлечении оратором внимания слушателей от основной темы на очень короткое время [12, с. 209].

«Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели - это одновременно и зрители, пишут Л. А. Введенская и Л. Г. Павлова. - Оратор только появляется на трибуне, а слушатели уже оценивают его, обмениваются друг с другом критическими замечаниями» [17, с. 296]. Поэтому любое публичное выступление является воздействием оратора на психику слушателя и наоборот. «Что же привлекает в ораторе зрительное внимание слушателей?» - зададимся, вслед за указанными авторами, и мы. «Конечно, в первую очередь его внешний вид», - считают Л. А. Введенская и Л. Г. Павлова. Однако вспомним известную, пожалуй всем, народную мудрость: «По одёжке встречают, по уму провожают». Конечно, при встрече с незнакомым человеком в глаза прежде всего бросается его внешний вид (одежда, причёска, обувь и т. д.), для человека, выступающего публично, важны владение необходимыми знаниями, манера изложения материала, используемые им невербальные средства, знание психологии аудитории и многое другое, что способно повлиять на слушателей, которые одновременно являются и зрителями (см., например об этом: [17, с. 296]).

Особо заметим, что отличное знание психологии помогает оратору решить такие проблемы, как организация и поддерживание внимания слушателей, установление контакта между оратором и аудиторией, учитывание особенностей процесса передачи, усвоения и переработки информации, социально-психологических особенностей различных аудиторий, определение психологических свойств личности оратора и др. (см. об этом: [12, с. 194-195; 4, с. 55]). Разнообразные психологические аспекты публичных выступлений рассматривает И. А. Стернин в учебном пособии «Практическая риторика», которые способствуют достижению эффективности таких выступлений. Помимо отмеченного, автор данного пособия освещает особенности невербального речевого воздействия, специфику поведения оратора в аудитории, вопросы психологической и физической подготовки оратора к выступлению, а также другие вопросы, которые, разумеется, актуализируют практические действия оратора [18, с. 11], которые, в том числе, небесполезны в поликультурной студенческой аудитории.

Обратим внимание на то, что если оратор хочет, чтобы его выступление прошло успешно, то он должен строить речь таким образом, чтобы она запомнилась аудитории. При этом очень важно построение речи, учитывающее так называемое правило рамки (закон края), согласно которому в памяти слушателей остаются надолго первые и последние слова, шаги, действия, взгляды, упражнения, игры и т. д. Речь можно начинать нетрадиционно: вспомнить какой-нибудь анекдот, связанный с темой выступления, привести поучительную пословицу или притчу, рассказать маленькую историю и пр. Оратор должен в совершенстве владеть материалом, ибо частичное знание оратором предмета своей речи даёт возможность аудитории думать о нём как о некомпетентном специалисте. Если же оратор допустил какую-либо ошибку и заметил её, то он должен тут же извиниться перед аудиторией и исправить себя. Аудитория в таких случаях бывает снисходительна и склонна простить ошибку, понимая, что в данной ситуации может оказаться любой, потому что налицо определённое психологическое воздействие. Человек, который допустил ошибку и не хочет признаться в этом, не может быть оратором не только для публики, но даже и для одного человека, так как такой оратор сразу же теряет доверие. Незнание же материала (содержания речи) не выдерживает никакой критики.

Результативно в студенческой аудитории только то выступление, во время которого юноши и девушки не только доброжелательны, но и заинтересованы в речи оратора. Кстати, подчеркнём, что мнения слушателей или зрителей в большинстве случаев не совпадают. Поэтому для оратора главное при первом выступлении найти среди слушателей такого человека, которому нравится манера его речи.

Нам думается, что самым важным психологическим моментом является то, как объективно оценивает оратор своё выступление после его завершения. При анализе только что произнесённой речи ритор может понять, какие приёмы оказались удачными, а какие - неудачными. Важным является не то, что скажут во время публичной речи, а то, каково будет мнение аудитории об ораторе после его выступления, какие впечатления от речи останутся в памяти студента-слушателя. Возможно, оратору путь к трибуне будет заказан из-за неудачного сообщения, которое не понравилось данной аудитории. Правда, это не значит, что оратор больше не может выступать публично: есть другие аудитории и возможности. Кстати, если оратор знает, что аудитория настроена против него враждебно, то нет необходимости выступать перед такой аудиторией, ибо выступление, возможно, будет сорвано. Для того чтобы избежать каких-то срывов, оратор должен быть не только прекрасным психологом и знатоком своего предмета, но и знать теоретические основы психологии и риторики, знать, какими нитями связаны эти две дисциплины, ибо между ними действительно устанавливаются теснейшие связи: «.. .риторика и психология взаимосвязаны, взаимозависимы, дополняют друг друга» [19, с. 61].

Очень важным моментом с точки зрения и риторики, и психологии, и педагогики является требование, имеющее отношение к завершению выступления: завершить выступление необходимо вовремя, чтобы оставить

возможность аудитории задавать вопросы и подумать над озвученными проблемами. Возможно, у слушателей возникнет желание встретиться с оратором ещё раз, поскольку с его стороны могло что-то остаться недосказанным.

Речь оратора в какой-то степени должна быть тайной для аудитории, а сам оратор должен быть актёром. Вообще, сама дисциплина риторика является непредсказуемой, и поэтому каждый шаг оратора, каждое его действие, каждое слово должны стать какими-то новыми открытиями для студенческой (в том числе и поликультурной) аудитории. Правда, если помнить ещё одно мудрое изречение о том, что почти всё новое - это хорошо забытое старое, то и это «старое» надо преподнести аудитории таким образом, чтобы она восприняла его как новое. Для этого необходимо находиться в постоянном поиске тех наиболее продуктивных путей, которые окажутся альтернативой традиционным, трафаретным выражениям и действиям.

По опыту своей работы знаем, как непосредственно организуются психологические тренинги, в которых используются риторические законы, правила, приёмы и средства. В статье С. В. Меньшениной «Тренинг как эффективная форма повышения риторической грамотности» читаем: «.тренинги часто проводят представители актёрской профессии, психологи, включающие в работу психологические, сценические методики, которые направлены на отработку формальных методов и приёмов в публичном выступлении» [20, с. 134]. Другой автор (Н. А. Ипполитова) обоснованно утверждает: «Методика риторики, как и любая другая методика, опирается на психологию, которая изучает закономерности психики, обеспечивающие взаимодействие человека со средой» [21, с. 197]. При этом существенным, однако, является определение, какая среда (монокультурная или поликультурная) окружает конкретную личность, индивидуум.

В «Аргументативной риторике» В. П. Москвина целая глава посвящена так называемым приёмам психологического манипулирования, что, естественно, даёт нам основание предполагать, что знания из области психологии можно использовать в риторических выступлениях не только как позитивное средство, но и как негативный фактор достижения цели или целей. Для этого достаточно указать на то, что названный автор пишет о том, что «.слабое место адресата может стать объектом не только психологической аттракции, но и психологического давления. Именно поэтому мы полагаем необходимым подразделить все манипулятивные уловки, применяемые в процессе аргументации, на два инструментальных класса: 1) приёмы психологического давления на оппонента, когда последний вынужден принять определённую линию поведения поневоле; 2) приёмы психологической аттракции - добровольного привлечения его к этой линии поведения. В первом случае инструментом воздействия является кнут, во втором - пряник» [22. с. 370]. При работе со студентами в поликультурном социуме необходимо всё это учитывать, но, что очень важно, пользоваться - в силу специфики аудитории - только так называемым «пряником».

Оратор обязан знать психологические особенности своей аудитории, что поможет и помогает при установлении контакта, который обеспечивает успех публичного выступления. Правда, данная задача является нелёгкой, потому что «ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно всё предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни» [17, с. 302]. Несмотря на это, приходится констатировать, что Л. А. Введенская и Л. Г. Павлова в своё пособие включают такие параграфы, как «Знание психологии слушателей» [17, с. 295-297], «Что такое контакт с аудиторией» [17, с. 290] и др., в которых предлагают рекомендации, как должен вести себя оратор в различных психологических ситуациях. И. Н. Кузнецов описывает методику установления контактов, которая предполагает последовательное прохождение пяти этапов: снятие психологических барьеров; нахождение совпадающих интересов; определение принципов общения; выявление качеств, опасных для общения; адаптацию к партнёру и установление контакта [23, с. 102-116]. Следование данной методике также важно при работе со студентами поликультурной аудитории.

Итак, в настоящей статье нами предпринята попытка осветить вопрос об учёте специфически уместного использования тех или иных риторических средств и приёмов в зависимости от конкретной психологической ситуации по отношению к поликультурной студенческой аудитории. Кроме того, важным является знание того, как освещается вопрос о связи риторики и психологии в современной науке, ибо «.риторика характеризуется многогранностью, универсальностью, поскольку опирается на различные науки, в том числе и на психологию, на её законы и правила» [19, с. 62].

Библиографический список

1. Антонов, В. П. Риторики как наука и предмет обучения (проблемы определения в ретроспективе и перспективе) / В. П. Антонов, И. В. Пекарская // Актуальные проблемы языка и литературы на рубеже веков: мат-лы Всерос. конф., 25-27 сентября 2001 г. В 2-х вып. Вып. II. - Абакан: ООО «Диалог Сибирь-Абакан», 2001. - С. 3-8.

2. Антонов, В. П. Проблемы определения риторики как науки и предмета обучения (краткий обзор взглядов на риторику в их ретроспективе и перспективе) / В. П. Антонов, И. В. Пекарская // Язык, культура, коммуникация: аспекты взаимодействия: науч.-метод. бюллетень; под ред. И. В. Пекарской. Вып. 1 - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2003. - С. 192-210.

3. Михальская, А. К. Основы риторики. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А. К. Михальская. - 2-е изд., с измен. - М.: Дрофа, 2001. - 496 с.

4. Михайличенко, Н. А. Риторика: учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля / Н. А. Михайличен-ко. - М.: Новая школа, 1994. - 96 с.

5. Ваджибов, М. Д. О некоторых психологических аспектах в риторике / М. Д. Ваджибов // Вестник Дагестанского государственного университета. Гуманитарные науки. История. Педагогика. - Вып. 3. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005. - С. 42-45.

6. Анисимова, Т. В. Современная деловая риторика: учеб. пособие / Т. В. Анисимова, Е. Г. Гимпельсон. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 432 с.

7. Введенская, Л. А. Риторика для юристов: учеб. пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Изд. 9-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. -586 с.

8. Руднев, В. Н. Риторика. Деловое общение: учеб. пособие / В. Н. Руднев. - М.: КНОРУС, 2013. - 352 с.

9. Войтасик, Леслав. Психология политической пропаганды / Леслав Войтасик. - URL: http://world-books.biz/sotsialnaya-psihologiya/propaganda-17951.html (дата обращения: 15.10.2015).

10. Смирнова, И. А. Профессионально ориентированная риторика как главный фактор речевой компетентности будущего специалиста / И. А. Смирнова // Риторика в новом образовательном пространстве: мат-лы XVI Международной научной конференции (Санкт-Петербургский государственный горный институт, 1-3 февраля 2012 г.). - СПб.: Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», 2012. - С. 294-295.

11. Биякаев, Р. И. Элементы риторики в современной психологии: прецеденты или традиция для дагестанской студенческой аудитории? / Р. И. Биякаев, М. Д. Ваджибов // Культура русской речи в условиях многоязычия: мат-лы II Международной научно-практической конференции (Махачкала, 18-19 мая 2015 г.) / отв. ред. М. Д. Ваджибов. - Махачкала: Изд-во ДГУ, 2015. - С. 63-65.

12. Демидов, И. В. Ораторское искусство: учебное пособие для вузов / И. В. Демидов, Б. И. Каверин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 255 с.

13. Ваджибов, М. Д. Риторика: учебное пособие для студентов-бакалавров гуманитарных специальностей / М. Д. Ваджибов. - Махачкала: Издательство ДГУ, 2012. - 194 с.

14. Дьяченко, М. И. Психологический словарь-справочник / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. - 576 с.

15. Ваджибов, М. Д. Отражение некоторых аспектов психологической культуры оратора в современной отечественной риторике / М. Д. Ваджибов // Вестник Дагестанского научного центра Российской академии образования. Ежеквартальный научный журнал. - Махачкала, 2011. - № 2. - С. 25-29.

16. Ваджибов, М. Д. Риторика: учебное пособие для бакалавров гуманитарных специальностей / М. Д. Ваджибов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Махачкала, 2014. - 262 с.

17. Введенская, Л. А., Культура и искусство речи. - Современная риторика / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - 2-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 1995. - 576 с.

18. Стернин, И. А. Практическая риторика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. А. Стернин. - М.: Академия,

2003. - 272 с.

19. Ваджибов, М. Д. Отражение вопроса о связи риторики и психологии в материалах международных конференций по ораторскому искусству (2009-2015 гг.) / М. Д. Ваджибов // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2015. - N° 4. - С. 61-69.

20. Меньшенина, С. В. Тренинг как эффективная форма повышения риторической грамотности / С. В. Меньшенина // Риторика и культура речи: наука, образование, практика: мат-лы XIV Международной научной конференции (1-3 февраля 2010 г.) / под ред. Г. Г. Глинина. - Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2010. - С. 133-136.

21. Ипполитова, Н. А. Методика преподавания риторики как науки / Н. А. Ипполитова // Современная риторика в общественно-речевой и педагогической практике (XVII; 2013; Москва): мат-лы XVII Международной научно-практической конференции, 30 января - 1 февраля 2013 г.) / ред.-сост. В. И. Аннушкин. - М.; Ярославль: Ремдер. 2013. - С. 194-200.

22. Москвин, В. П. Аргументативная риторика: теоретический курс для филологов / В. П. Москвин. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 637 с.

23. Кузнецов, И. Н. Риторика, или Ораторское искусство: учебное пособие для студентов вузов / И. Н. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,

2004. - 431 с.

© Ваджибов М. Д., Хаметова Ф. Ш., 2015

УДК 81'38

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ЯЗЫКОВОЙ ОБРАЗНОСТИ В КНИЖНЫХ СТИЛЯХ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Е. В. Лобанова

Научный руководитель — И. В. Пекарская, доктор филологических наук Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье охарактеризованы современные процессы, характерные для стилистической системы современного русского языка. Анализ проводится на базе текстов книжных стилей и средств усиления речевой прагматики (силы речевого воздействия). Описаны специфика формирования узкофункциональных коммуникативных орнаментальных приёмов и возрастающая роль полифункциональности как следствия жанровой и стилевой контаминации. Функциональные особенности выразительных средств языка представлены, в их практическом применении в официально-деловом, публицистическом и литературно-художественном стилях.

Ключевые слова: узкофункциональные приёмы, полифункциональность, стереотипы, клише, «речевая неряшливость», выразительность речи, комплексы языковых средств.

Современная стилистическая система русского языка, в том числе с точки зрения функционирования средств усиления речевой прагматики, традиционно включает в себя две группы функциональных стилей -книжные (научный, официально-деловой, публицистический, литературно-художественный, стоящий особняком, в силу возможности использования данным стилем не только нейтрального фонда, но и маркированных элементов других стилей) и разговорный [1, с. 175]. Существуют и другие интерпретации стилистической системы, например, деление всего языкового многообразия на художественную речь, разговорную речь и функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический [2, с. 38]. Но независимо от оснований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.