Научная статья на тему 'О роли живописи в формировании эстетической модели средового дизайна'

О роли живописи в формировании эстетической модели средового дизайна Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
445
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВОЗНАНИЕ / ДИЗАЙН / DESIGN / ЖИВОПИСЬ / PAINTING / СРЕДОВОЙ ПОДХОД / ENVIRONMENTAL APPROACH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Смекалов Игорь Владимирович

В статье конкретизируются морфо-аксиологические аспекты роли живописи в проектной культуре средового дизайна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article clarifies morpho-axiological aspects ofpainting role in environmental design culture

Текст научной работы на тему «О роли живописи в формировании эстетической модели средового дизайна»

И. В. Смекалов

О РОЛИ ЖИВОПИСИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СРЕДОВОГО ДИЗАЙНА

В статье конкретизируются морфо-аксиологические аспекты роли живописи в проектной культуре средового дизайна. Ключевые слова: искусствознание, дизайн, живопись, сре-довой подход.

The article clarifies morpho-axiological aspects ofpainting role in environmental design culture. Keywords: design, painting, environmental approach.

Сейчас наблюдаются тенденции стилевого переосмысления форм и содержания дизайнерской деятельности, уничтожения границ между визуальной, функциональной, композиционной и стилистической сторонами проектного творчества. Современный дизайн соответствует не только технической, но и художественной концепциям среды жизнедеятельности. Различные творческие тенденции изобразительного искусства остаются основой, определяющей развитие выразительного языка дизайна среды. Закономерно, что теоретик дизайна К. М. Кантор характеризует искусство и прежде всего его изобразительные виды как «исток и модель», «образец» для дизайна среды, особо отмечая «способность искусства отразить в микрокосме одной вещи — живописного холста, например, — весь макрокосм» (5, с. 250). Согласно К. М. Кантору, целостность, достигаемая искусством в «среде фантазии и созерцания», должна в процессе развития дизайна, стать «реальностью материальной практики» (5, с. 250). Сложный средовой объект дизайна воспринимается как художественно-образный ансамбль, в котором находит своё разрешение задача синтеза искусств. Воплощение синтеза архитектуры, дизайна и изобразительных видов искусства — «средовое искусство» (термин О. И. Гениса-ретского (1)), представляется реальной перспективой развития пространственных искусств.

Если в проектировании эпохи функционализма отразилась графичная (линейно-геометрическая) тенденция искусства, то в настоящее время, когда отмечается стилевой плюрализм, когда каждый автор выбирает приёмы, соответствующие своему внутреннему дыханию, именно живопись и живописность как метод организации пространства должны осмысливаться дизайнерами как идеология среды. Основные концептуальные характеристики дизайна среды проникнуты ощущением подвижности, динамичности, гибкости, оттеночности предметно-пространственного мира. Открытые средовые системы дизайна предполагают многовариантность, функциональное и художественное развитие, пространственную гибкость, взаимопроникновение, «перетекание» различных пространственных планов, визуальное включение общих ориентиров в разные ячейки пространства и т.д. При этом всё большее значение при проектировании отводится световой и цветовой среде. Свет и цвет («живописная полифония») рассматриваются в дизайне среды как формообразующие средства, во многом определяющие его эмоциональное воздействие на человека.

Живопись — это традиционная форма искусства, со своей выработанной системой пространственных и пластических ценностей, особая культура мышления, культура оценки. По мысли исследователя метафорической образности в дизайне Е. В. Жердева, проектировщик, постигая язык изобразительного искусства, «невольно интерпретирует его в формообразовании утилитарных вещей» (2, с. 23). Изобразительное искусство как форма моделирования пространства, предполагает не строгое очерчивание идеи, но осмысление общих процессов, актуальных для современного дизайна. Осмысление дизайнером ценностей живописи обогащает

/ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ май-июнь 3 (29) 2009 г.

проектный замысел, корректирует его, во многом определяя качественные показатели проекта. В связи с этим особенно актуален анализ различных морфо-аксиоло-гических аспектов роли живописи в проектной культуре средового дизайна, выступающей в качестве одной из основ методологии формирования эстетической модели средового дизайна.

1. Живопись как сценарий проектирования. Воздействие живописи на дизайн определяется не в качестве предмета точного копирования приёмов искусства, но как умение дизайнера вписаться в стиль, с учетом специфики восприятия этнических, региональных особенностей и т.д. Живопись раскрывается как приглашение к движению по определенному художником сценарию (плану, проекту), как импульс для самосознания личности, как посредник между человеком и пространством.

2. Живопись как эстетический идеал для проектирования. Дизайн среды обретает понимание произведения живописи как идеала (ментального, эстетического, художественного, образного) для проектирования. До настоящего времени в дизайне господствует подражательность по отношению к искусству. Вместе с тем именно изучение опыта живописи способствует развитию у дизайнера навыков самостоятельного творчества. Средовая концепция дизайна, насыщаясь импульсами живописи, аккумулирует духовное и интеллектуальное богатство искусства.

3. Духовность, целостность, гармоничность в живописи и дизайне среды. Дизайн, понимаемый широко, подразумевает гармонию жизни. Поэтому духовность, целостность, гармоничность, присущие искусству, являются также неотъемлемыми характеристиками проектной культуры. Живопись раскрывается как особая форма духовности. Опираясь на традиции живописи, дизайн среды утверждает эмоционально-образную составляющую проектирования, гармонизирует мироощущение человека.

4. Образность. Средовой ансамбль, в котором воплотился художественный образ, связывается с понятием «средовой образ». Красота как продукт эмоционального и ментального творчества согласуется со средовым образом. Образная выразительность живописи, способности не только интуитивно схватывать суть явления, но и в то же время анализировать средовое пространство определяют воспитательное значение этого искусства для дизайна.

5. Живопись как культура среды. Средовой дизайн и живопись связывает понятие пространственной среды. Именно средовые ценности (атмосфера среды) и в дизайне и в живописи преображают объект (картину), превращают отвлеченную конструкцию в художественное событие. Живопись — это формула среды, модель её организации. Специфика искусства живописи как уникального способа познания мира, общения со зрителем и воспитания его чувств связана с художественным выражением изменчивых взаимоотношений материальных предметов и той пространственной среды, в которой они существуют. По мнению исследователя изобразительного искусства А. М. Кантора, «в многообразных соотношениях предмета и среды мировоззрение художника, его эмоциональное восприятие мира, его поэтическое ощущение жизни выражаются с особой глубиной и богатством эстетических переживаний» (4, с. 4). В искусстве художников-живописцев, утверждающих ценности среды, прослеживается алгоритм проектности — структурная, проектная по духу основа творчества. Широкий спектр исторических воплощений пред-метно-средового взаимодействия раскрывается в таких терминах из арсенала «импрессионистической» линии развития искусства живописи, как «межпредметное пространство», «живопись окружения», «атмосферические планы в области формы», «активное ничто» и т.д. Принципиальный «живописный динамизм» как выражение четвёртого измерения (времени), взаимопроникновение «внутреннего и внешнего», света и цвета, самих пространственных форм друг в друга позволяет говорить о средовом подходе как о явлении, концептуально сближающем дизайн

среды и живопись. По мысли теоретика проектирования А. В. Иконникова, «новый (средовой) тип восприятия (видения) мира с опережением реализован именно в станковой живописи и монументальном искусстве (3). Перед дизайнером среды, анализирующим явления средового подхода в живописи, раскрываются большие возможности совершенствования.

6. Индивидуализация проектирования и живопись. Для современного дизайна особенно актуально стремление к индивидуализации проектирования. Среда раскрывается в дизайне как продолжение темы конкретной личности в пространстве. Живопись — это визуальное отражение личности художника. Качество художественного произведения связывается с индивидуальностью автора, его личностным видением (восприятием) реальности. Через осознание принципов организации средового пространства в живописи дизайнер способен глубже охарактеризовать средовое пространство человека — то, как человек видит, ощущает себя (внутреннее звучание среды). Мир живописи способен предельно сужаться (интимизиро-ваться), но может, наоборот, разворачиваться как «духовное окно в космос». Дизайн, утрачивая импульс духовности, неизбежно теряет главную идею своего развития.

Перед дизайном сейчас остро стоят задачи возрождения культурных традиций, развития целостности, системности художественной образности. Через ощущение себя в контексте художественной образности дизайн способен преодолеть сегодняшнее раздробленное, мозаичное состояние культуры. Успешное решение поставленных задач обеспечат ясное понимание проектировщика всей совокупности общих с изобразительным искусством морфологических, образно-стилевых, концептуальных, композиционных закономерностей организации произведения, а также его умение сознательно использовать эти закономерности в своем творчестве.

Вырабатывая целостный взгляд на проблему воплощения средовой концепции дизайна, проектировщик закономерно обращается к искусству живописи, её истории, традициям, ценностям. Он открывает для себя духовные, моральные характеристики, присущие живописи.

Дизайн среды, таким образом, раскрывается как коррелят ценностных характеристик искусства, а живопись становится инструментом формирования эстетической модели средового дизайна, культуры среды (прообраза средового искусства будущего), эстетического идеала для проектировщика; инструментом индивидуализации проектирования или сценарий проектирования; связующим элементом при трансляции на дизайн художественности (духовности, целостности, гармоничности, средовой образности).

Примечания

1. Генисаретский О. И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна: автореф. дисс____доктора искусствоведения / О.И. Генисаретский. — М., 1987.

2. Жердев Е. В. Метафора в дизайне: теория и практика: автореф. дисс. ... доктора искусствоведения / Е.В. Жердев. — М.: ВНИИТЭ, 2002.

3. Иконников А. В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве /А.В. Иконников. — М.: Ком. Книга, 2006.

4. Кантор А. М. Предмет и среда в живописи / А.М. Кантор. — М.: Советский художник, 1981.

5. Кантор К. М. Искусство как исток и модель экологически обоснованного дизайна / К.М. Кантор // Дизайн: сборник материалов. — М., 1996. — Вып. IV.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.