Научная статья на тему 'О роли врача и педагога в регулировании нагрузки учащихся'

О роли врача и педагога в регулировании нагрузки учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О роли врача и педагога в регулировании нагрузки учащихся»

бульоне с 15'% ЫаС1 выросли 53 из 68 патогенных штаммов стафилококков и всего 3 из 21 штамма воздушных Стафилококков* Таким образом,, намечается возможность ориентировочной диференциации патогенных штаммов от непатогенных уже на первичном посеве.

Нами в настоящее время испытывается новая диференциально-инги-биторная среда — 5°/о1 кровяной агар с 6—7%' ЫаС1 (предложенная Гамовой). Среда эта дает возможность избирательно выделять стафилококков и одновременно обнаружить их гемолитические свойства.

Внедрение указанных сред в практику бактериологических исследований продуктов подтвердило целесообразность употребления избирательных сред с повышенной концентрацией хлористого натрия для выделения стафилококков.

Из 10 образцов продуктов, доставленных на исследование в связи с тремя разновременными случаями пищевых отравлений, в 7 образцах методом посева на бульон с 7,5—10,5% №С1 были выделены стафилококки, в то время как при параллельных посевах на сахарный бульон и агар стафилококков обнаружить не удалось. Все выделенные штаммы золотистого стафилококка были проверены на наличие коагулазы и ге-мотоксина и дали положительные результаты.

|В ы в о д ы

1. Выделение стафилококков из пищевых продуктов, исследуемых по поводу пищевою отравления, желательно производить пользуясь-избирательными средами. В качестве таковых рекомендуем мясо-пептон-ный агар и мясо-пептонный бульон с повышенным содержанием хлористого натрия (7,5—10% для бульона и 6—7,5%' для агара).

2. Пригодность этих концентраций хлористого натрия необходимо-предварительно проверить в каждой лаборатории применительно к иг* ходным средам.

3. Рост стафилококков на питательном агаре, приготовленном из. сухого агара или бульона ЦИЭМ и на бульоне Хоттингера с разными концентрациями хлористого натрия, происходит хуже, чем на мясо-пеп-тонном агаре или мясо-пептонном бульоне с теми же концентрациями этой соли.

-й- -А- -йг

К. Н. Попов

О роли врача и педагога в регулировании нагрузки

учащихся1

Режим дня имеет исключительно важное значение не только для. охраны здоровья детей, но и как один из наиболее действенных методов воспитания человека. Режим дня (конечно, если он правильно организован) приучает ребенка к аккуратности, к порядку, к умению использовать свое время, способствует правильному развитию и укреплению-организма.

Режим должен быть гибким и может видоизменяться в деталях, в зависимости от индивидуальных особенностей семьи. Если взрослые-члены семьи возвращаются с работы в девять часов вечера, то ребенок без особого ущерба может ложиться спать не в девять часов, а в девять, часов 15 минут; лишать его радости встречи с родителями было бы жестоко и вовсе не требуется существом дела. Важен правильно организованный режим, передвижка же его на несколько минут в ту ила другую сторону не имеет существенного значения. Говорить об этом приходится потому, что в жизни нередко наблюдается неправильное отно-

1 В порядке обсуждения. Ред.

шение к этому со стороны всех участников воспитания (педагогов, врачей, родителей, старших учащихся). Формализм не может быть оправдан ни в каком деле, тем более в таком, как создание нормальных условий для воспитания и развития ребенка.

В этом вопросе педагог и врач должны работать в полном контакте, руководствуясь тем примерным режимом дня, который принят министерствами просвещения и здравоохранения.

В настоящей работе мы не ставим себе задачи рассмотрения всех элементов режима дня (сон, отдых, питание и т. п. ). Мы остановимся только на одной его стороне — на учебной работе, главным образом дома, так как по количеству затраченного времени учебная работа в школе одинакова для всех учащихся (высоко одаренных, способных и малоспособных, с замедленным развитием). Разница в нагрузке на учащегося в школе зависит только от интенсивности воздействия педагогов на детей (опять-таки на целый класс). Педагоги так же различны, как и учащиеся — одни очень спокойно ведут занятия и дети у них спокойны, другие эмоциональны, сильно действуют на учащихся и, конечно, сильнее их утомляют (и сами сильнее утомляются). Другое дело вне школы. Один ребенок дома почти не готовит уроков. Ему достаточно того, что он слышал в классе. Другому необходимо дополнительно затратить дома какое-то количество времени, чтобы окончательно усвоить материал.

Многочисленные наблюдения (и заявления) родителей и лиц, имеющих отношение к школе, свидетельствуют о том, что значительная часть учащихся крайне перегружена. Родители жалуются на перегрузку, начиная с III класса. Особенно много говорят о перегрузке в IX классе. На приготовление уроков в младших классах рекомендуется затрачивать следующее количество часов в день: I класс — 30 минут, II класс — 45 минут, III класс — 45 минут, IV класс—1 час. Таким образом, все как будто обстоит благополучно. В действительности же нарушение режима начинается уже с первого класса. В первом классе на каждый день второго полугодия приходится около 2—3 страниц материала, на овладение которым требуется не менее IV2—2 часов. Ученик должен два-три раза прочитать в хрестоматии более одной страницы и один-два раза рассказать содержание прочитанного — на это при темпе чтения в I классе уходит не менее часа, затем надо решить задачи или сделать примеры, что занимает минут 30, и, наконец, надо написать упражнение, на что также уходит не меньше 30 минут. На съезде деятелей по народному образованию в 1914 г. было принято решение о том, что учащимся I—II класса можно давать только одно задание на дом, а именно чтение.

В IV классе нагрузка на день выражается уже 5 страницами, на усвоение которых нужно не менее 2х/г часов, по 30 минут на страницу, так как часть материала требует запоминания (география, история, естествознание), записи (задачи и упражнения), изучения карты, рассматривания карты и картин (история), составления схем и таблиц (естествознание) . Много времени требует решение задач. Таким образом, мы видим, что уже в младших классах нагрузка домашней работой очень велика.

Что же можно сказать о старших классах?

В IX классе на день в среднем приходится 21 страница в учебниках (не считая учебника по черчению, его вообще нет). Материал этого года обучения очень сложный (физика, химия и т. д.). Чтобы усвоить материал гуманитарных предметов (литература, история), нужно чаще всего только читать учебник или автора в подлиннике. Но по физике, математике, химии надо не только читать, необходимо решать задачи, зарисовывать приборы, составлять схемы, таблицы и т. д. Если даже считать, что на усвоение одной страницы требуется не более 15 минут (21 страницах 15 минут), и то потребуется б'Д часов, а так как неко-

торые работы требуют значительно больше времени (чертеж), то мы не ошибемся, если будем считать, что приготовление домашних заданий занимает 6 часов в день (фактически же многие затрачивают больше). При пяти уроках в школе это составляет 11 часов в день, тогда как для взрослого принята норма в 8 часов. Взрослые работают 8 часов в день, и совершенно естественно, что дети и подростки должны работать меньше: 6—77s часов в день. Но тогда за вычетом работы в школе (5 часов) на домашнюю работу остается всего 1—27а часа, в зависимости от возраста.

К сожалению, точных фактических данных по этому вопросу почти нет. Имеются чаще всего только многочисленные заявления. Чтобы покончить с этим, необходимо организовать серьезное изучение этого вопроса; сделать это не трудно, так как в школе имеются и педагоги, и врачи. Возглавить это дело должны обе академии (медицинских и педагогических наук), так как обе они заинтересованы в правильном решении вопроса. Для изучения должны быть отобраны дети со средними способностями. На одного врача или педагога не должно приходиться много детей — достаточно взять 3—5 человек. Если в этой работе примут участие по 1 ООО врачей и педагогов, то и в этом случае будет охвачено свыше 5 ООО учащихся.

Основная причина перегрузки детей заключается в излишнем количестве учебного материала в учебниках. Для иллюстрации этого положения приведу такой пример. По русскому языку за семь лет мы имеем около 2 300 часов и должны изучить около 60 печатных листов, что< дает больше полустраницы на один урок.

В дореволюционной русской школе русский язык изучался также семь лет с числом часов тоже около 2 300, но объем материала, несмотря на старую орфографию (ъ, aro, ого, ые, ыя и многое другое) составлял всего около 18—20 печатных листов, что давало на один урок меньше 73 страницы.

Необходимо остановиться еще на одном вопросе, связанном с перегрузкой учащихся. Мы имеем в школе урок одинаковой продолжительности в 45 минут для всех возрастов. Когда я сам был учителем, я перешел! в I—IV классе на уроки продолжительностью в 35 минут. Вместо 4 уро^ ков по сорок пять минут (4X45= 180:60 = 3 часа) я давал 5 уроков по 35 минут (5 Х 35 = 175 : 60 = 2 часа 55 минут). Это мероприятие давало много выгод. При длительности урока в 35 минут учащиеся меньше утомлялись, больше отдыхали. Они имели не три перемены, а четыре при той же продолжительности общего времени. Уроки продолжительностью, в 35 минут имели и другие положительные стороны. Они давали возможность чаще применять разные виды занятий, так как число занятий; в школе увеличивалось с 24 до 30. Особенно целесообразна была такая продолжительность урока при занятиях с несколькими классами, когда учащиеся половину времени ведут самостоятельную работу. Обычно» при самостоятельной работе при уроке продолжительностью в 45 минут подавляющая масса учеников выполняет работу в 30—35 минут. Несколько человек выполняют эту работу в 20—25 минут и несколько человек не успевают сделать эту работу и за 45 минут. Это чаще всего — учащиеся отстающие, и с ними целесообразнее вести работу дополнительно. Урок при продолжительности в 35 минут можно ввести во все*, начальных школах и младших классах семилетней и средней школы, когда классы располагаются по этажам. Это мероприятие должно заинтересовать и педагогов, и врачей.

Мы не думаем, что в школе имеется только одна «болезнь» — перегрузка учащихся. Это, конечно, «болезнь» очень серьезная, но, наряду с ней, имеются и другие пороки, например, недостаточное развитие внимания. При проверке 26—35 специально проведенных письменных работ в школе выявилось, что из общего числа ошибок 2/з связаны с недоста

точным развитием внимания (описки, пропуски, перестановки, недотшсы-вание букв), а внимание имеет большое значение при приготовлении уроков.

Если учащийся внимательно слушал на уроке объяснение материала нового задания, то ему легче будет усвоить этот материал дома.

Ъ Ъ Ъ

А. Я. Зильбер

Школьный врач и физическая культура

Появление на страницах журнала „Гигиена и санитария" статьи проф. С. Е. Советова „Назревшие вопросы в работе школьного врача" вызвало у медицинских и педагогических работников, связанных в своей повседневной работе со школой, заслуженный интерес и естественное желание помочь в решении одной из серьезнейших, еще не разрешенных проблем: вопроса о работе школьного врача. Особую остроту приобретает этот вопрос на периферии.

Школьная гигиена как отрасль советской медицины имеет огромные достижения. Столько, сколько сделано в Советском Союзе для сохранения и улучшения здоровья детей и подростков, не сделано и не может быть сделано ни в какой другой стране. Но, несмотря на необычайные успехи в этой большой работе, приходится констатировать, что организационная неразбериха все еще имеет место в ряде областей школьной гигиены и, в частности, в требующем немедленного разрешения вопросе о работе школьного врача.

Особенно требует внимания дело медицинского контроля над физической культурой и спортом в школе.

Опыт работы по медицинскому контролю над занимающимися физической культурой и спортом студентами Крымского педагогического института подтвердил, что подавляющее количество студентов первого курса, бывших в числе „освобожденных" в школе, с успехом занимаются физической культурой и спортом в институте и что их. освобождение от физкультуры в школе ни на чем не основано (кроме, пожалуй, своеобразной „перестраховки" со стороны школьных врачей, которые действовали по принципу „как бы чего не вышло").

Работа школьных врачей по руководству и надзору за занятиями учащихся физической культурой в большинстве крымских школ весьма недостаточна. На каждого школьного врача возложено наблюдение за таким большим количеством учащихся, что он не имеет возможности своевременно провести их медицинский осмотр, а это приводит к недопустимому явлению, при котором дети и подростки иногда занимаются физической культурой и даже спортом без медицинского контроля.

Большое значение имеет также отсутствие руководства со стороны главных врачей детских поликлиник, в системе которых школьные врачи работают.

Руководство работой школьного врача должно осуществляться только санитарно-эпидемиологической станцией. Кому, как не ей, отвечающей за здоровье населения, нужно поручить руководство работой, обеспечивающей здоровье детей, делом медицинского контроля над занимающейся физической культурой и спортом учащейся молодежью.

Несколько слов о подготовке школьных врачей в наших медицинских институтах. Последняя программа по гигиене отводит школьной гигиене весьма скромное место. В частности, ознакомление студентов с вопросами врачебно-санитарно-гигиенического контроля над физической культурой не получило достаточного отражения ни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.