Библиографический список
1. Кравченко К.А., Шаляпин О.В. Методические особенности обучения рисунку натюрморта в педагогическом вузе. Философия образования. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2016; 1(64): 195 - 202.
2. Шаляпин О.В. Педагогика портретного искусства (педагогические принципы портретного образа в системе подготовки художника-педагога). Диссертация ... доктора педагогических наук. М., 2011.
3. Оспанов Б.Е. Развитие композиционной грамоты на занятиях по академическому рисунку у студентов начальных курсов педагогических вузов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Омск 2006.
4. Кравченко К.А., Шаляпин О.В. Развитие декоративного восприятия у студентов на занятиях спецрисунком в магистратуре. Сибирский педагогический журнал. Научное периодическое издание. Новосибирск, 2013; 5: 114 - 117.
5. Кравченко К.А. Формирование декоративного восприятия студентов художественного колледжа на занятиях по рисунку. Диссертация . кандидата педагогических наук. Омск, 2009.
References
1. Kravchenko K.A., Shalyapin O.V. Metodicheskie osobennosti obucheniya risunku natyurmorta v pedagogicheskom vuze. Filosofiya obrazovaniya. Novosibirsk: Izdatel'stvo SO RAN, 2016; 1(64): 195 - 202.
2. Shalyapin O.V. Pedagogika portretnogo iskusstva (pedagogicheskie principy portretnogo obraza v sisteme podgotovki hudozhnika-pedagoga). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. M., 2011.
3. Ospanov B.E. Razvitie kompozicionnojgramoty na zanyatiyah po akademicheskomu risunku u studentovnachal'nyh kursovpedagogicheskih vuzov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk 2006.
4. Kravchenko K.A., Shalyapin O.V. Razvitie dekorativnogo vospriyatiya u studentov na zanyatiyah specrisunkom v magistrature. Sibirskij pedagogicheskijzhurnal. Nauchnoe periodicheskoe izdanie. Novosibirsk, 2013; 5: 114 - 117.
5. Kravchenko K.A. Formirovanie dekorativnogo vospriyatiya studentov hudozhestvennogo kolledzha na zanyatiyah po risunku. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2009.
Статья поступила в редакцию 06.03.17
УДК 378
Kuznetsov D.A., postgraduate, teacher of physical education, Vsevolozhsk Education Center, North-Caucasian Federal
University (Vsevolozhsk, Russia), E-mail: a412@bk.ru
ON THE ROLE OF EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF A PERSONALITY. The article deals with some aspects of parenting that have a significant influence on the acquisition of a child as a growing person of social experience, including the experience of physical development and perfection, an aesthetic attitude towards life, work and educational activities, moral relations. The author concludes that education, like no other activity, involves the consistency and dialogue of its participants. The rejection of the pupil of the personality of the teacher automatically leads to the rejection of the proposed standards. The children's community organized for educational purposes (the team) is a special form of social, developing through the dialogue of native cultures, search jointly adopted values and traditions, role play, self-organization, access to the expanding social space.
Key words: education, developing personality, dialogues in upbringing, axiological safety.
Д.А. Кузнецов, учитель физической культуры, Всеволожский центр образования, соискатель ФГАОУ ВО «СевероКавказский федеральный университет», г. Всеволожск, Е-mail: a412@bk.ru
О РОЛИ ВОСПИТАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ РАСТУЩЕЙ ЛИЧНОСТИ
В статье рассмотрены некоторые аспекты воспитания, оказывающие существенное влияние на приобретение ребёнком как растущей личностью общественного опыта, включающего в себя опыт физического развития и совершенствования, эстетического отношения к жизни, трудовой и познавательной деятельности, нравственных отношений. Автор делает выводы о том, что воспитание, как никакая другая деятельность, предполагает совместность и диалогичность её участников. Неприятие воспитанником личности воспитателя автоматически ведёт к неприятию предлагаемой им нравственной нормы. Детское сообщество, организуемое в воспитательных целях (коллектив), есть особая форма социального, развивающаяся через диалог носителей культур, поиск совместно принимаемых ценностей и традиций, ролевую игру, самоорганизацию, выход в расширяющееся социальное пространство.
Ключевые слова: воспитание, растущая личность, диалогичность воспитания, аксиологическая безопасность.
Глубинные истоки личностных функций индивида И.С. Кон [1] как один из создателей историко-культурной и этнопсихологической теории личности видел в культурном окружении, созидающем личность.
Исследование специфики личностной природы человека привели М.М. Бахтина к созданию так называемой диалогической теории личности. По М.М. Бахтину [2], постижение мира личности требует иной, гуманитарной методологии. Теория М.М. Бахтина фактически приводит к открытию специфических функций личности. Первая - это обеспечение позиции «Я-для себя», т.е. своеобразной самодетерминации. Вторая функция личности -обеспечение целостности ее внутреннего мира, пронизанного единством смысла. Третьей функцией личности следует считать ее ответственность. Взятие человеком ответственности на себя за собственные деяния, а часто и за то, в чем непосредственно не участвовал, - важнейшая функция и предназначение личности. Таким образом, в своих представлениях о личности М.М. Бахтин противостоит упрощенно понимаемым системному, структурно-функциональному, ролевому и другим (зачастую утилитарно-прагматическим) подходам к личности.
К сказанному следует добавить, что личность не развивается вне значимого Другого. При этом, развиваясь как личность, человек развивает и формирует свою собственную природу,
присваивает и создаёт предметы культуры, обретает круг значимых других, проявляет себя перед самим собой. В педагогике личность является целью воспитания. Эта цель ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. Наличие разных направлений воспитания связано с приобретением ребёнком общественного опыта, включающего в себя опыт физического развития и совершенствования, опыт эстетического отношения к жизни, опыт трудовой деятельности, опыт познавательной деятельности, опыт нравственных отношений.
В качестве основных задач физического развития и совершенствования детей исследователи [3] выделяют: тренировку двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма. Решение этой задачи в домашних условиях и в образовательном учреждении осуществляется посредством выполнения разнообразных физических упражнений. Кроме того, физическое развитие включает в себя контроль режима отдыха и медицинскую профилактику заболеваний.
В целом физическое воспитание направлено на формирование основ физической культуры ребёнка. Основными ценностями при этом выступают здоровье, его охрана и укрепление
посредством активного отдыха и занятий физической культурой.
К сказанному следует добавить необходимость развития ва-леологического сознания, которое заключается в понимании ребёнком сущности здоровья как основы психического развития человека. Поскольку телесное неразрывно связано с духовным, то аксиологический аспект здоровья ребёнка может проявляться в ощущении полноценности здоровья, чувства радости бытия, психофизической готовности к преодолению внешних и внутренних препятствий, эмоционально-эстетическом переживании красоты человеческого тела и духа [4]. Именно аксиологический аспект физического воспитания способствует выработке у ребёнка идеального представления о физическом совершенстве и красоте человеческого тела, здорового образа жизни. Смысловые установки на сохранение здоровья как ценности обеспечивают формирование потребности в сохранении здоровья, в организованной физической деятельности, прочно вводит физкультуру и спорт в повседневный образ жизни.
С другой стороны, физическое воспитание формирует аксиологическую устойчивость ребёнка, оно позволяет ему дать оценку таким фактам, которые отрицательно влияют на здоровье человека: алкоголизм, курение, малоподвижный образ жизни, неправильное питание, неблагополучная психологическая атмосфера.
Главными задачами трудового воспитания детей являются: развитие добросовестного отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление опыта выполнения трудовых действий [4]. Для решения этих задач могут использоваться разные приемы и средства: организация совместного труда воспитателя и воспитанника; объяснение значимости определенного вида труда на пользу семьи и общества (в том числе коллектива детей); моральное поощрение труда и проявления творчества в труде; знакомство с трудовыми традициями семьи, школьного коллектива, страны; организация работы детей по интересам - моделирование, театральная деятельность, детский туризм, охрана природы и др.; выработка трудовых навыков при выполнении конкретных операций (например, простейших ремонтных работ); выставки творческих работ и т.п.
В процессе трудового воспитания важным является осознание ребёнком, что нет грязного, унижающего человеческое достоинство труда, а есть унизительное отлынивание от него, что всякий нужный людям труд почетен и уважаем.
Побуждающим ребёнка к труду фактором становится постепенно укрепляющееся сознание возможности и необходимости обеспечивать собственным трудом свои нужды. Положительное стимулирующее влияние на детей оказывают чистота и порядок, красота окружающей обстановки.
Целью эстетического воспитания выступает развитие эстетического отношения к окружающей действительности [4]. Оно предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного и может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Воспитательное значение имеет эстетическая организация труда, привлекательное оформление комнат, интерьеров посещаемых ребёнком учреждений.
Эстетическое отношение по своей природе также аксиоло-гично, ибо оно есть форма ценностного сознания, и проявляется в способности человека осознавать ценностную связь с культурой. Именно аксиологически детерминированное эстетическое сознание фиксирует значение для человека природной, социальной, культурной реальности.
Художественная ценность произведений искусства, вбирающая эстетические качества, позволяет систематизировать ценности в образ, который может стать для ребёнка идеалом.
Эстетическое отношение характеризуется аксиологическими категориями прекрасного - безобразного, возвышенного -низменного. Эстетические чувства носят оценочный характер, что приближает их к аксиологической оценке, позволяет ребёнку пережить ценности мира и бытия: счастья, радости, восторга и сострадания.
Таким образом, сформированность эстетического сознания позволяет ребёнку видеть ценности мира как реально существующей красоты в обществе, природе, деятельности человека, его труде.
Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей ребёнка, интереса к познанию окружающего мира и себя. Оно предполагает: развитие памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов; формирование культуры учебного и интел-
лектуального труда; стимулирование интереса к книге; развитие таких личностных качеств, как воля, самостоятельность, способность к творчеству и др.
Задачи умственного воспитания решаются специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами, вовлечением детей в процесс творческого поиска, экспериментирования.
Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъектную нравственность только благодаря их чувственному освоению ребёнком [5].
Нравственное воспитание начинается с раннего детства, когда ребёнок испытывает свои первые жизненные впечатления. А.С. Макаренко считал [6], что «главные основы воспитания» закладываются до 5 лет, а затем продолжается «обработка человека». Конечно, не следует буквально понимать, что к пяти годам завершается формирование нравственно целостной личности. Однако А.С. Макаренко совершенно прав, подчеркивая, что к пяти годам образуется сумма жизненно важных привычек, составляющих основу поведения человека.
Задачи и содержание нравственного воспитания определяются посредством этических требований общества:
- накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, общественных местах);
- разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как: внимательное и заботливое отношение к людям; честность, терпимость, скромность и деликатность; организованность, дисциплинированность и ответственность, чувства долга и чести, уважение человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.
В процессе нравственного воспитания ребёнка могут применяться такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека.
В целом нравственное воспитание заключается в том, что оно должно соединить в единый процесс желание воспитателя приобщить воспитанника к своим ценностям, поскольку он считает их истинными, предпочитает всем другим, и одновременно стремление воспитанника как полноценного субъекта самостоятельно и свободно строить свою систему ценностей, свое мировоззрение. Такая же диалектика связывает необходимый в аксиологической ситуации «индивидуальный подход», как принято говорить в педагогике, подобный индивидуальному подходу в идеальных формах общения - дружбе и любви, со стремлением сделать мои ценности всеобщими, объединить группу этими ценностями. Наконец, столь же диалектически связываются в данном процессе переживание и понимание ценностных позиций, эмоциональное и рефлективное отношения к ценностям другого и своим собственным, что превращает ценностное отношение в целостно-духовное, а не одностороннее - либо рациональное, либо эмоциональное, либо мечтательно-фантазирующее. Понятно, что воспитание как целенаправленное формирование ценностного сознания личности - деятельность несравненно более сложная, нежели процесс передачи знаний и требует особых качеств от воспитателя.
Уже в раннем детстве у ребёнка в процессе общения с родителями, старшими братьями и сестрами, с воспитателем, друзьями вырабатывается установка на приобщение к ценностям «Значимого Другого», опредмеченным в его делах и творениях, поступках и книгах, вещах, вовлекаемых в этот процесс (скажем, уважение к вещи как концентрация труда, творчества, мастерства, вкуса или поклонение вещи как символу богатства, социального положения, престижа формируется в ходе оперирования ею в процессе общения). Эта установка противоречиво сочетается с сознанием необходимости учиться, т. е. усваивать сообщаемую ему информацию. У каждого индивида на разных этапах жизни соотношение этих установок меняется, но обе существуют постоянно, в единстве и противоборстве.
Таким образом, общение становится способом приобщения к ценностям другого, оказываясь основным способом формирования и развития мировоззрения личности, её системы ценностей как основы нравственности.
Педагог в нравственном воспитании детей призван обеспечить их аксиологическую безопасность, что проявляется в научении ребёнка аксиологическому оцениванию различных социальных явлений. Он должен в ситуации аксиологического плюрализма научиться отстаивать в своей деятельности гуманистические принципы.
Решение всей системы воспитательных задач осуществляется с помощью методов, приемов и средств. К числу наиболее распространенных методов воспитания в рамках лично-ориентированной парадигмы следует отнести: метод убеждения (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждения), методы упражнений (групповая деятельность в форме поручений, требований, состязания, показ образцов и примеры,
Библиографический список
создание ситуаций успеха), методы оценки и самооценки (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).
В заключение отметим: воспитание, как никакая другая деятельность, предполагает совместность и диалогичность её участников. Неприятие воспитанником личности воспитателя автоматически ведёт к неприятию предлагаемой им нравственной нормы. Детское сообщество, организуемое в воспитательных целях (коллектив), есть особая форма социального, развивающаяся через диалог носителей культур, поиск совместно принимаемых ценностей и традиций, ролевую игру, самоорганизацию, выход в расширяющееся социальное пространство.
1. Кон И.С. Открытие «Я». Москва: Прогресс, 1983.
2. Бахтин М.М. К философии поступка. Философия и социология науки и техники. Москва, 1986.
3. Педагогическая антропология. Ставрополь, 2005.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. Москва, 1998.
5. Таранова Т.Н., Горовая В.И. Культура. Образование. Культурация. Москва, 2003.
6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8-ми т. Москва, 1983; Т. 4.
References
1. Kon I.S. Otkrytie «Ya». Moskva: Progress, 1983.
2. Bahtin M.M. K filosofii postupka. Filosofiya isociologiya naukii tehniki. Moskva, 1986.
3. Pedagogicheskaya antropologiya. Stavropol', 2005.
4. Lihachev B.T. Pedagogika. Kurs lekcij: uchebnoe posobie dlya studentov ped. ucheb. zavedenij i slushatelej IPK i FPK. Moskva, 1998.
5. Taranova T.N., Gorovaya V.I. Kul'tura. Obrazovanie. Kul'turaciya. Moskva, 2003.
6. Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochineniya: v 8-mi t. Moskva, 1983; T. 4.
Статья поступила в редакцию 20.02.17
УДК 376.2
Malihina E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: e.v.malihina@mail.ru
PROFESSIONAL WORK OF PRESCHOOL INSTITUTIONS TEACHERS TO ESTABLISH SPECIAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN GROUPS FOR CHILDREN WITH SPEECH DEFECTS. The article is dedicated to an analysis and formulation of provisions that reflect the requirements of professional activity of teachers of preschool institutions in the creation and improvement of educational environment in groups for children with speech disorders. In the definition of this activity the author goes from the analysis of the concept of educational environment and the characteristics of its structural components. The work substantiates the idea that the teaching environment in groups for children with speech disorders should be focused on informative-speech development of pupils. In conclusion the research outlines the requirements of teachers on the creation and improvement of special educational environment. This article may be of interest to specialists of preschool education, as well as those, who are involved in teachers' training.
Key words: educational environment, cognitive development, language development, professional activity, integrated approach, federal state educational standard.
Е.В. Малыхина, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
Е-mail: e.v.malihina@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО СОЗДАНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Статья посвящена анализу и разработке положений, отражающих содержание профессиональной деятельности педагогов дошкольных учреждений по созданию и совершенствованию образовательной среды в группах для детей с нарушениями речи. К определению содержания данной деятельности автор идёт от анализа понятия образовательной среды и характеристики её структурных компонентов. Обосновывается мысль о том, что образовательная среда в группах для детей с речевыми нарушениями должна быть направлена на познавательно-речевое развитие воспитанников. В заключении раскрываются требования к деятельности педагогов по созданию и совершенствованию специальной образовательной среды. Данная статья может быть интересна специалистам дошкольного образования, а также лицам, занимающимся подготовкой педагогических кадров.
Ключевые слова: образовательная среда, познавательное развитие, речевое развитие, профессиональная деятельность, комплексный подход, федеральный государственный образовательный стандарт.
Вариативность современной системы образования выражается в применении инновационных личностно-ориентированных технологий педагогической деятельности. Все они направлены на то, чтобы способствовать переводу образовательных учреждений в режим развития. Достижение данного перехода возможно, если создаются условия, как для раскрытия творческого потенциала детей, так и для инициативы педагогов и образовательного учреждения в целом.
В настоящее время в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Приказом Министерства обра-
зования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Настоящий стандарт устанавливает нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной Программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Ее содержание включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Организация психолого-педагогической работы