Научная статья на тему 'О роли учителя в преодолении затруднений учащихся по освоению ФГОС начальной школы'

О роли учителя в преодолении затруднений учащихся по освоению ФГОС начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
801
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ / НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / УЧИТЕЛЬ / STUDENTS / ELEMENTARY CLASSES / INDIVIDUAL APPROACH / THE FEDERAL STANDARD / THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поварова Людмила Васильевна

В статье раскрываются пути решения проблемы обучения учителей начальных классов, выявлению затруднений учащихся в период обучения в соответствии с требованиями федеральных стандартов. Особое внимание обращено на освоение психофизиологических особенностей детей в развитии индивидуального подхода учителей к их обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поварова Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the role of teachers in overcoming the difficulties students on mastering the GEF primary

The article describes the ways to solve the problem of training of primary school teachers, to identify difficulties students during the training period in accordance with the requirements of the Federal standards. Special attention is paid to the development of psycho-physiological characteristics of children in the development of the individual approach of teachers to their teaching.

Текст научной работы на тему «О роли учителя в преодолении затруднений учащихся по освоению ФГОС начальной школы»

УДК 373.31

Л. В. Поварова

О роли учителя в преодолении затруднений учащихся по освоению ФГОС начальной школы

В статье раскрываются пути решения проблемы обучения учителей начальных классов, выявлению затруднений учащихся в период обучения в соответствии с требованиями федеральных стандартов. Особое внимание обращено на освоение психофизиологических особенностей детей в развитии индивидуального подхода учителей к их обучению.

The article describes the ways to solve the problem of training of primary school teachers, to identify difficulties students during the training period in accordance with the requirements of the Federal standards. Special attention is paid to the development of psycho-physiological characteristics of children in the development of the individual approach of teachers to their teaching.

Ключевые слова: учащиеся, начальные классы, индивидуальный подход, федеральный стандарт, учитель.

Key words: students, elementary classes, individual approach, the Federal standard, the teacher.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации приказом № 373 от 6 октября 2009 года (зарегистрирован Минюстом России 22.12.09, регистрация № 17785). Введение Стандарта во всех образовательных учреждениях Российской Федерации, реализующих образовательные программы начального общего образования и имеющих государственную аккредитацию, осуществляется с 1 сентября 2011 г.

Вопросы введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на уровне муниципального образования и отдельных школ решаются по-разному, что позволяет взглянуть на проблемы, связанные с введением стандартов, с разных сторон. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью их реализации является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с нею в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе, хотя сами знания и умения рассматривают-

© Поварова Л. В., 2014

ся как непременный ресурс развития личности, которым необходимо овладеть.

Ко всем детям на уровне начального общего образования предъявляются одинаковые требования, но дети имеют различный уровень подготовки к школе и состояние здоровья. Не все могут освоить Федеральные стандарты в общепринятые сроки.

С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию личности на основе учебной деятельности, организация которой тесно связана с проблемой развития речи. Иными словами формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи. Учитель начальных классов должен вовремя и всесторонне помочь решить проблемы речевых нарушений. Когда у ребенка правильно поставлены звуки языка, он уже правильно произносит их и пишет - это ему даёт возможность успешно усваивать общеобразовательную программу [1, с. 21].

Дети, часто болеющие и пропускающие занятия, имеют пробелы в знаниях. Они тоже нуждаются в помощи учителя. Он помогает в восполнении пробелов в знаниях, и в дальнейшем это способствует улучшению усвоения общеобразовательной программы.

В первые классы поступают дети, которые на уроках часто отвлекаются, невнимательные, гиперактивные. Данным учащимся тоже необходима помощь и учителя, и психолога. С ними дети учатся быть внимательными, уметь концентрироваться на выполнении заданий, не отвлекаться.

В последние годы в школы поступают дети из ближнего зарубежья, дети, у которых в семье два языка, а иногда и не говорящие на русском языке родители. У данной категории учащихся возникают большие трудности в усвоении ФГОС. Им также необходима помощь учителя для пополнения словарного запаса и в усвоении материала школьной программы.

Устная речь должна соответствовать нормам родного языка, но под воздействием различных условий возникают разнообразные речевые нарушения. Исследования А. В. Ястребовой, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, Л. Н. Ефименковой, Л. Ф. Спировой, Т. П. Бессоновой и многих других убедительно доказывают, что трудности в овладении учащимися начальных классов общеобразовательной школы чтением и письмом часто возникают из-за нарушений речевого развития. Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение недостатков устной и письменной речи у учащихся [2, с. 21].

Для преодоления затруднений учащихся в условиях освоения ФГОС в начальной школе учитель должен:

- своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;

- корректно определять особые образовательные потребности детей с затруднениями в условиях освоения ФГОС в начальной школе;

- осуществлять индивидуально-ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с учетом их особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей;

- организовывать индивидуальные, групповые и развивающие занятия для детей с нарушением психических процессов (внимание, памяти);

- оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей по проблемам преодоления затруднений в условиях освоения ФГОС в начальной школе [1, с. 17].

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся [2, с. 21].

Неуспеваемость отрицательно влияет на формирование личности ребенка. Это ведет к школьной, а в дальнейшем и социальной дезадаптации. При преодолении затруднений учащихся учитель должен формировать личность на основе требований к ФГОС по всем предметам. Программа преодоления речевых затруднений предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Если ребенок получает помощь учителя в преодолении затруднений, то он становится успешным при освоении ФГОС в начальной общеобразовательной школе.

Как свидетельствует анализ практики, работа учителя начальной школы обеспечивает своевременное выявление детей с трудностями обучения. Эта работа включает определение особых образовательных потребностей детей с трудностями, требует выстраивание особенной организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

Выявленные учителем проблемы обязывают его создавать условия, способствующие освоению такими детьми основной образовательной программы начального общего образования. Учитель с этим успешно справляется, если следует принципам индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). Важна здесь и профессиональная квалификация учителя, который должен обеспечить разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и (или)

групповых занятий для детей с нарушением психических процессов (внимание, память). Большое значение имеет и деятельность школы по повышению квалификации самих учителей в работе с детьми, имеющими разные проблемы в освоении учебного материала; организуют систематические тренинги для педагогов по освоению приёмов работы с такими детьми [2, с. 10-12]. Каждая школа предусматривает реализацию системы мероприятий по социальной адаптации детей, оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с трудностями по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание работы учителя начальной школы определяют следующие принципы:

•соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка;

•системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с трудностями, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

•непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению;

•вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

•рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с трудностями выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с трудностями в специальные (коррекцион-ные) образовательные учреждения (классы, группы).

Работа учителя начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:

•диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с трудностями, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

•работа учителя обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и недостатков психических процессов внимания и памяти детей с трудностями в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

•консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с трудностями и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

•информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатков в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками [4, с. 48-61].

В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других - формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т. д. Эти рекомендации учителя начальной школы обсуждают с логопедом, психологом, медицинским работником и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов работы. Уделяется внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение своевременных лечебно-оздоровительных мероприятий.

Список литературы

1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие. -Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

2 Баннов А. Учимся думать вместе: материалы для тренинга учителей. - М.: Интуит. Ру, 2007. - С. 10-12.

3. Безруких М.М. Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса. Педагогический университет. - М.: Первое сентября, 2006. - С. 48-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.