Научная статья на тему 'О роли судебной власти в сфере защиты прав человека'

О роли судебной власти в сфере защиты прав человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5629
597
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / СУД / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВО / ПРАВОСУДИЕ / СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА / СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ / CONSTITUTION / HUMAN RIGHTS / COURT / JUDICIAL AUTHORITY / JUDICIAL SYSTEM / STATE / JUSTICE / JUDICIAL PROTECTION / JUDGMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернов Анатолий Евгеньевич

Рассмотрены основы судебной системы, принципы независимости и самостоятельности судебной власти как механизмы эффективной защиты прав и свобод человека в современном мире. Актуальность статьи определена современным состоянием судебной сферы, ее проблемными аспектами для развития судебной отрасли не только внутри страны, но и за ее пределами. Цель данной статьи раскрыть эффективность и качество функционирования судебной власти, изучить международно-правовые стандарты в сфере защиты прав человека. Автором делаются некоторые теоретические выводы, которые могут быть использованы в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ROLE OF THE JUDICIARY IN PROTECTING HUMAN RIGHTS

The relevance of the article defined the modern state judicial sphere, its problematic aspects for the development of the judicial branch, not only domestically, but also abroad. The purpose of this article to reveal the efficiency and quality of the functioning of the judiciary, to study international legal standards in the field of human rights protection. The author makes some theoretical conclusions, which can be used in practice. Abstract. In the article, from the standpoint of theoretical science, considered the Foundation of the judicial system, the principles of independence of the judiciary, as the mechanisms for the effective protection of human rights and freedoms in the modern world.

Текст научной работы на тему «О роли судебной власти в сфере защиты прав человека»

Таким образом, мы приходим к выводу, что дальнейшее укрепление и развитие судебной системы в прибалтийском регионе возможны благодаря обеспечению верховенства конституций и соблюдению демократических основ правосудия.

Литература

1. Новые конституции стран СНГ и Балтии: сб. док. М.: Манускрипт, 1997. Вып. 2. 672 с.

2. ЧиркинВ.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.: Зерцало, 1998. 448 с.

ЧЕРНОВ АНАТОЛИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ - аспирант кафедры конституционного и муниципального права, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары (chernovE@cdep.ru).

CHERNOV ANATOLIY - post-graduate student of Constitutional and Municipal Law Chair, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.

УДК 342.56:341.231.14(470) ББК Х71 (2 Рос)

А.Е. ЧЕРНОВ

О РОЛИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Ключевые слова: конституция, права человека, суд, судебная власть, судебная система, государство, правосудие, судебная защита, судебное решение.

Рассмотрены основы судебной системы, принципы независимости и самостоятельности судебной власти как механизмы эффективной защиты прав и свобод человека в современном мире. Актуальность статьи определена современным состоянием судебной сферы, ее проблемными аспектами для развития судебной отрасли не только внутри страны, но и за ее пределами. Цель данной статьи - раскрыть эффективность и качество функционирования судебной власти, изучить международно-правовые стандарты в сфере защиты прав человека. Автором делаются некоторые теоретические выводы, которые могут быть использованы в практической деятельности.

A. CHERNOV

ON THE ROLE OF THE JUDICIARY IN PROTECTING HUMAN RIGHTS

Key words: constitution, human rights, court, judicial authority, judicial system, state, justice, judicial protection, judgment.

The relevance of the article defined the modern state judicial sphere, its problematic aspects for the development of the judicial branch, not only domestically, but also abroad. The purpose of this article to reveal the efficiency and quality of the functioning of the judiciary, to study international legal standards in the field of human rights protection. The author makes some theoretical conclusions, which can be used in practice. Abstract. In the article, from the standpoint of theoretical science, considered the Foundation of the judicial system, the principles of independence of the judiciary, as the mechanisms for the effective protection of human rights and freedoms in the modern world.

Современное общество невозможно представить без прав человека, основанных на принципах свободы и равенства. Они закреплены в Конституции Российской Федерации, конституциях других демократических государств, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ряде других актов. Права человека являются высшей ценностью, а их уважение, соблюдение и защита входят в прямые обязанности государства. В практике реализации этой государственной функции принимают участие все ветви власти, но центральное место отводится судебной системе. Безусловно, судебная защита прав человека может стать эффективной лишь при условии создания самостоятельности судебной власти и реальной независимости судей. Обсуждая эту проблему, В.В. Ершов подчеркивает, что независимость суда в правовом государстве не является самоцелью судей, а в конечном итоге служит обязательным, жизненно важным условием обеспечения прав и свобод граждан [2. С. 76-77].

Согласно ст. 120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Независимость судей является основным условием функционирования самостоятельной судебной власти, призванной обеспечить беспристрастное правосудие и максимально полно защитить права и свободы человека. Основным критерием самостоятельности судебной власти, как отмечает В.П. Кашепов, является «ее способность

обеспечить действительную безопасность личной свободы гражданина, осуществить эффективную защиту его прав и свобод» [3. С. 4].

Некоторые ученые отмечают тот факт, что положение судебной власти в современном обществе в некоторой степени является противоречивым, что означает проявление ее силы и слабости. Полагаем, что сила судебной власти должна основываться, прежде всего, на неукоснительном соблюдении закона. Такое отношение к судебной власти существует в странах с устоявшимися демократическими традициями, где прочно укоренился принцип верховенства права и законности. В свою очередь, становление судебной власти в России отражает некоторые процессы формирования правового государства. Такое государство предполагает состояние защищенности прав и свобод человека и гражданина, гарантированные основным законом страны, однако в силу объективных причин государство не может нормально развиваться и выполнять свои задачи и функции без определенного правового механизма, и в первую очередь - судебного.

В соответствии с Конституцией РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти и реализует свои полномочия посредством правосудия. Здесь нельзя не отметить мнение автора, который выражает собственный взгляд на существующую теорию: «о разделении властей можно с уверенностью говорить только тогда, когда судебная власть отделена (полностью или частично) от исполнительной и законодательной властей и пользуется достаточной независимостью» [1. С. 9].

Однако самостоятельность судебной власти в системе разделения властей не исключает ее взаимодействия и с другими ветвями власти. В прямом смысле слова исполнительная власть не обладает легальными полномочиями тем или иным путем влиять на сферу судебной власти. При этом в реальности эффективность и качество функционирования судебной власти оказываются в зависимости от направленности действий и решений органов исполнительной власти. В большинстве случаев исполнительная власть осуществляет подготовку судебных кадров, обеспечивает организационную, материальную базу судов и т.д. Вместе с тем законодательная власть фактически определяет границы правовой сферы, т.е. круг правоотношений, подлежащих судебной защите.

В содержательном плане самостоятельность судебной власти означает невмешательство в ее функционирование других ветвей власти, а независимость суда выражается в принятии судьей решения на основе закона с последующим его правовым обоснованием. Как подчеркивает В.А. Терехин, «определяющим и самым важным звеном в единой цепи процессуальной независимости правосудия, а также независимости судов и судебной власти при их процессуальном проявлении выступает фигура судьи... Независимость судей является основным условием функционирования самостоятельной и авторитетной судебной власти, способной обеспечить объективное и беспристрастное правосудие, эффективно защищать права и свободы человека» [7. С. 43].

С позиций общетеоретической науки еще раз подчеркнем о том, что самостоятельность судебной власти предполагает наделение судей как ее носителей особым статусом, а судебные решения - силой закона.

Многие авторы рассматривают судебную власть как обладание в силу закона правоприменительными полномочиями в правовой сфере жизни общества и осуществление этих полномочий в соответствии с процессуальными законами в формах конституционного, гражданского, уголовного, административного, арбитражного судопроизводства специальными государственными органами - судами, образующими единую систему органов судебной власти Российской Федерации, в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, охраны от всяческих посягательств на конституционный строй, политическую и экономическую систе-

мы права и законные интересы граждан, государственных органов и других организаций [8. С. 431]. Несомненно, указанная позиция заслуживает внимания и одобрения.

Сегодня права человека стали объектом не только национального, но и международно-правового регулирования, что выражается в создании международных органов контроля за выполнением государствами взятых на себя обязательств по обеспечению международных принципов и норм, регулирующих основные права и свободы человека. Страны СНГ в 1995 г. подписали Конвенцию о правах и свободах человека, а в целях контроля создали Комиссию по правам человека СНГ. В соответствии с Уставом СНГ, Комиссия является консультативным органом СНГ и наблюдает за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя государствами-членами СНГ.

Следует подчеркнуть возрастание всеобщей роли международных судебных институтов и влияния судебной власти внутри каждого государства.

Опыт последних лет показывает, что «положение с правами человека в России, как и в других странах СНГ, крайне неблагоприятно. Иногда законодательство защищает интересы не социально малообеспеченных слоев населения, а тех, кто активно влияет на позиции законодателя, лоббирует свои интересы, о чем свидетельствует ряд положений Трудового, Жилищного, Лесного, Земельного кодексов и т.д. Правоприменительная практика, в особенности в сфере управленческих структур, свидетельствует о неуважении к человеку, его правам и законным интересам, а также к закону...» [6. С. 214]. Особенно актуально эта проблема стоит в России и в странах бывшего СССР. В этой связи следует обратить внимание на то, что в России нарушение прав человека носит массовый характер, вследствие чего страдают разные категории граждан. К сожалению, приходится признавать и тот факт, что на сегодняшний день в стране всё ещё отсутствует уважение к человеку и его правам, так как деформация правосознания, происходившая десятилетиями, в широком смысле слова дает представление о незащищенности и неуверенности человека в правоотношениях с участием органов государственной власти. Полагаем, что важнейшей юридической гарантией закрепленных прав является именно судебная защита, предусмотренная ч. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ1.

Функционирование реальных механизмов защиты прав человека является одним из отличительных признаков правового государства, создание которого провозглашено на конституционном уровне во всех странах-членах СНГ. В большинстве стран Содружества по нормам конституции президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ, ст. 40 Конституции Казахстана, ст. 93 Конституции Узбекистана и т.д.).

Принципиально важными и значимыми являются различные формы судебной защиты прав и свобод, поскольку с их помощью создаются необходимые условия в целях реализации гражданами своих законных прав.

В современном мире, когда проблема прав человека вышла далеко за пределы конкретного государства, возникла необходимость в создании универсальных международно-правовых стандартов их защиты. Необходимо обратить внимание на то, что наряду с национальными средствами защиты прав и свобод человека существуют и международные механизмы, которые установлены в соответствующих международных документах по правам человека. В этом направлении достаточно серьезным нормативным актом является Всеобщая декларация прав человека 1948 г., в которой закрепляются обязанности государств по обеспечению прав своих граждан на высшем уровне.

1 Конституция Российской Федерации: принята всенарод. голосовании 12.12.1993 г.) (с поправками) [Электронный ресурс] // Гарант: информ.-прав. портал. URL: http://constitution.garant.ru.

В ст. 125 Конституции Азербайджана предусмотрено, что судебная власть в стране осуществляется посредством конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства и других форм, установленных законом. Следует также отметить, судебную власть в стране осуществляют: Конституционный суд, Верховный суд, Экономический суд, общие и специализированные суды Азербайджанской Республики. Верхнюю ступень в системе иерархии органов судебной системы занимает Конституционный суд Азербайджанской Республики.

Применительно к России основной закон страны закрепляет следующую норму: «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Аналогичные по сути нормы содержатся в конституциях других стран (ст. 61 Конституции Республики Беларусь, ст. 41 Конституция Киргизии, ст. 55 Конституции Украины). В качестве альтернативного способа правовая система России предусматривает возможность человека обратиться в Европейский суд по правам человека для защиты нарушенного права на условиях исчерпанности всех внутригосударственных средств защиты, предусмотренных национальным законодательством.

Таким образом, можно полагать, что роль и значение судебной власти зависят от того, в какой мере ее функционирование реально влияет на положение человека в обществе, на взаимоотношения личности и власти внутри каждого конкретного государства.

В литературе высказаны различные точки зрения относительно роли судебной власти в правозащитном механизме страны. Как отмечается, «при всей важности и социальной значимости судебной власти, ее различных сторон и проявлений в конституциях и специальных законах большинства стран, все же особое внимание уделяется ее нормативно-правовой регламентации, а точнее - ее конституционно-правовым основам» [4. С. 129].

В свете вышеизложенного, более правильной и логичной представляется следующая позиция: «судебная власть возможна и эффективна лишь в контексте теории разделения властей, исключающей излишнюю концентрацию власти и гарантирующей гражданам подлинную свободу» [5. С. 4].

В заключение следует сказать о том, что, во-первых, правовое демократическое государство должно признавать приоритет прав человека, поскольку в общественном сознании и понимании права и свободы граждан всегда занимали важное место, во-вторых, судебная власть наделена тем объемом полномочий, который не имеет ни одна из ветвей власти, и, в-третьих, чем выше роль суда и правосудия в целом, тем большей самостоятельностью и независимостью обладает судебная власть в механизме государственного аппарата.

Литература

1. БаренбоймП.Д. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера. М.: РОССПЭН, 2013. 288 с.

2. Ершов В.В. Статус суда в правовом государстве. М.: Изд-во РПА МЮ РФ, 2012. 206 с.

3. Кашепов В.П. Судебная защита прав и свобод граждан. М.: Норма, 2012. 255 с.

4. Конституция Российской Федерации: принята на всенарод. голосовании 12.12.1993 г.) (с поправками) [Электронный ресурс] // Гарант: информ.-прав. портал. Ш1_: http://constitution.garant.ru.

5. Павловский В. Конституционно-правовые основы судебной власти // Право и жизнь. 2002. № 51(8). С. 128-149.

6. Петрухин И.Л. Судебная власть. М.: ТК Велби, 2013. 720 с.

7. Соленцова О.Н. Международное сотрудничество в области прав человека // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 10. С. 214.

8. Терехин В. А. Самостоятельность судебной власти и независимость судебной власти как гарантия прав граждан // Государство и право. 2010. № 8. С. 42-50.

9. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М.: Издание г-на Тихомирова М.Ю., 2002. 526 с.

ЧЕРНОВ АНАТОЛИИ ЕВГЕНЬЕВИЧ. См. с. 300.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.