Научная статья на тему 'О роли студенческих строительных отрядов в перевоспитании "трудных" подростков в 1970-е годы (на материалах Краснодарского края)'

О роли студенческих строительных отрядов в перевоспитании "трудных" подростков в 1970-е годы (на материалах Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОТРЯДЫ / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / "ТРУДНЫЕ" ПОДРОСТКИ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОВЕТСКИЙ СОЮЗ / ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / ТРУДОВОЙ СЕМЕСТР / СТУДЕНЧЕСТВО / ПЕРЕВОСПИТАНИЕ / ШЕФСТВО / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / STUDENT CONSTRUCTION BRIGADES / KRASNODAR REGION / "TROUBLE" TEENAGERS / LABOUR EDUCATION / SOVIET UNION / YOUTH EDUCATION / LABOUR SEMESTER / STUDENTSHIP / RE-EDUCATION / PATRONAGE / JUVENILE DELINQUENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капшук Антон Юрьевич

Актуальность темы перевоспитания «трудных» подростков в студенческих строительных отрядах связана с тем, что сегодня в Российской Федерации до сих пор сохраняется большое количество несовершеннолетних правонарушителей. Для решения этой проблемы необходимо учитывать исторический опыт их перевоспитания и профилактики антисоциального поведения детей и подростков. В Советском Союзе большую роль в этом играли студенческие строительные отряды, которые являлись одной из форм трудового воспитания молодежи. Новизна исследования заключается в том, что автор изучает этот процесс на опыте строительных отрядов Краснодарского края. В рамках исследования в научный оборот было введено около десяти архивных дел, хранящихся в Центре документации новейшей истории Краснодарского края. Цель статьи изучение педагогического опыта трудового перевоспитания несовершеннолетних в студенческих строительных отрядах в 1970-е годы на примере Краснодарского края. Задачи исследования: рассмотреть причины привлечения «трудных» подростков к работе студенческих строительных отрядов; ознакомиться с процессом развития их участия в ССО в Краснодарском крае в 1970-е годы; выявить основные результаты влияния трудового воспитания в стройотрядах на перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей. В статье автор рассматривает причины привлечения подростков в строительные отряды, а также историю развития трудового воспитания несовершеннолетних. В этих целях используются историко-генетический и сравнительно-исторические методы. Несмотря на то, что исследования по этому направлению проводятся с начала существования строительных отрядов, на данный момент в историографии тема изучена достаточно слабо. Основным материалом для исследования являются разнообразные источники, в том числе: стенографические отчеты съездов ВЛКСМ, печатные средства массовой информации, документы краевого штаба студенческих строительных отрядов и другие. По мнению автора статьи, несмотря на отдельные недоработки, в целом педагогический опыт ССО в 1970-е годы подтвердил успешность использования коллективного труда в качестве метода перевоспитания «трудных» подростков. Подтверждением этого служит тот факт, что больше половины всех воспитанников по окончании трудовых семестров снимались с профилактического учета в инспекции по делам несовершеннолетних, некоторые из них устраивались на работу или поступали в учебные заведения, то есть начинали нормальную жизнь в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Капшук Антон Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF STUDENT CONSTRUCTION BRIGADES IN REEDUCATION OF "TROUBLE" TEENAGERS IN THE 1970-S (ON MATERIALS OF THE KRASNODAR REGION)

The relevance of this topic is related to the fact that a large number of juvenile offenders remain today in the Russian Federation. To solve this problem, it is necessary to take into account the historical experience of their reeducation and the prevention of the antisocial behavior of children and teenagers. Student construction brigades were one of the forms of youth labor education in the Soviet Union. The novelty of the study lies in the fact that the author studies this process on the experience of construction brigades of the Krasnodar Region. As a part of the study, about ten archival files were kept in scientific circulation, which are stored in the Documentation Center of the Contemporary History of the Krasnodar Region. The purpose of the article is to study the pedagogical experience of labor reeducation of juveniles in student construction brigades in the 1970s, using the example of Krasnodar Region. Research objectives: to consider the reasons for attracting “difficult” teenagers to work in student construction brigades; to become familiar with the process of developing their participation in these organizations in the Krasnodar Region in the 1970s; to identify the main results of the impact of labor education in construction brigades on the re-education of juvenile offenders. In the article, the author considers the reasons for attracting teenagers to construction brigades, as well as the history of the development of labor education of juveniles. For this purpose, historical-genetic and comparatively historical methods are used. Despite the fact that research in this area has been carried out since the beginning of the existence of construction brigades, at the moment it is studied in historiography rather poorly. The main material for the study includes a variety of sources: verbatim records of the Komsomol congresses, print media, documents of the regional headquarters of student construction brigades, and others. According to the author of the article, despite some shortcomings, the overall experience of these brigades in the 1970s confirmed the success of using collective labor as a method of reeducating «trouble» teenagers. This confirms that at the end of labor semesters, more than half of all «trouble» were removed from the register in the juvenile affairs inspectorate, some of them got jobs or entered educational institutions.

Текст научной работы на тему «О роли студенческих строительных отрядов в перевоспитании "трудных" подростков в 1970-е годы (на материалах Краснодарского края)»

Отечественная история National History

DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-4-74-83

УДК 94(47).07(470.62)

КАПШУК Антон Юрьевич

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия redrebel-5@yandex.ru

О РОЛИ СТУДЕНЧЕСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОТРЯДОВ В ПЕРЕВОСПИТАНИИ «ТРУДНЫХ» ПОДРОСТКОВ В 1970-Е ГОДЫ (НА МАТЕРИАЛАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Актуальность темы перевоспитания «трудных» подростков в студенческих строительных отрядах связана с тем, что сегодня в Российской Федерации до сих пор сохраняется большое количество несовершеннолетних правонарушителей. Для решения этой проблемы необходимо учитывать исторический опыт их перевоспитания и профилактики антисоциального поведения детей и подростков. В Советском Союзе большую роль в этом играли студенческие строительные отряды, которые являлись одной из форм трудового воспитания молодежи. Новизна исследования заключается в том, что автор изучает этот процесс на опыте строительных отрядов Краснодарского края. В рамках исследования в научный оборот было введено около десяти архивных дел, хранящихся в Центре документации новейшей истории Краснодарского края. Цель статьи - изучение педагогического опыта трудового перевоспитания несовершеннолетних в студенческих строительных отрядах в 1970-е годы на примере Краснодарского края. Задачи исследования: рассмотреть причины привлечения «трудных» подростков к работе студенческих строительных отрядов; ознакомиться с процессом развития их участия в ССО в Краснодарском крае в 1970-е годы; выявить основные результаты влияния трудового воспитания в стройотрядах на перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей. В статье автор рассматривает причины привлечения подростков в строительные отряды, а также историю развития трудового воспитания несовершеннолетних. В этих целях используются историко-генетический и сравнительно-исторические методы. Несмотря на то, что исследования по этому направлению проводятся с начала существования строительных отрядов, на данный момент в историографии тема изучена достаточно слабо. Основным материалом для исследования являются разнообразные источники, в том числе: стенографические отчеты съездов ВЛКСМ, печатные средства массовой информации, документы краевого штаба студенческих строительных отрядов и другие. По мнению автора статьи, несмотря на отдельные недоработки, в целом педагогический опыт ССО в 1970-е годы подтвердил успешность использования коллективного труда в качестве метода перевоспитания «трудных» подростков. Подтверждением этого служит тот факт, что больше половины всех воспитанников по

окончании трудовых семестров снимались с профилактического учета в инспекции по делам несовершеннолетних, некоторые из них устраивались на работу или поступали в учебные заведения, то есть начинали нормальную жизнь в обществе.

Ключевые слова: студенческие строительные отряды, Краснодарский край, «трудные» подростки, трудовое воспитание, Советский Союз, воспитание молодежи, трудовой семестр, студенчество, перевоспитание, шефство, несовершеннолетние правонарушители

Для цитирования: Капшук А.Ю. О роли студенческих строительных отрядов в перевоспитании «трудных» подростков в 1970-е годы

(на материалах Краснодарского края). Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Том. 11. № 4. С. 74-83. doi: 10.17748/2075-9908-2019-11-4-74-83.

Anton KAPSHUK

Kuban State University

Krasnodar, Russia redrebel-5@yandex.ru

THE ROLE OF STUDENT CONSTRUCTION BRIGADES IN REEDUCATION OF «TROUBLE» TEENAGERS IN THE 1970-S (ON MATERIALS OF THE KRASNODAR REGION)

The relevance of this topic is related to the fact that a large number of juvenile offenders remain today in the Russian Federation. To solve this problem, it is necessary to take into account the historical experience of their reeducation and the prevention of the antisocial behavior of children and teenagers. Student construction brigades were one of the forms of youth labor education in the Soviet Union. The novelty of the study lies in the fact that the author studies this process on the experience of construction brigades of the Krasnodar Region. As a part of the study, about ten archival files were kept in scientific circulation, which are stored in the Documentation Center of the Contemporary History of the Krasnodar Region. The purpose of the article is to study the pedagogical experience of labor reeducation of juveniles in student construction brigades in the 1970s, using the example of Krasnodar Region. Research objectives: to consider the reasons for attracting "difficult" teenagers to work in student construction brigades; to become familiar with the process of developing their participation in these organizations in the Krasnodar Region in the 1970s; to identify the main results of the impact of labor education in construction brigades on the re-education of juvenile offenders. In the article, the author considers the reasons for attracting teenagers to construction brigades, as well as the history of the development of labor education of juveniles. For this purpose, historical-genetic and comparatively historical methods are used. Despite the fact that research in this area has been carried out since the beginning of the existence of construction brigades, at the moment it is studied in historiography rather poorly. The main material for the study includes a variety of sources: verbatim records of the Komsomol congresses, print media, documents of the regional headquarters of student construction brigades, and others. According to the author of the article, despite some shortcomings, the overall experience of these brigades in the 1970s confirmed the success of using collec-

tive labor as a method of reeducating «trouble» teenagers. This confirms that at the end of labor semesters, more than half of all «trouble» were removed from the register in the juvenile affairs inspectorate, some of them got jobs or entered educational institutions.

Keywords: student construction brigades, Krasnodar Region, «trouble» teenagers, labour education, Soviet Union, youth education, labour semester, studentship, reeducation, patronage, juvenile delinquent

For citation: Kapshuk A. The role of student construction brigades in reeducation of «trouble» teenagers in the 1970-s (on materials of the Krasnodar region). Historical and Social-Pedagogical Studies. 2019. Vol. 11. No.4. PP. 74-83. doi: 10.17748/2075-9908-2019-11-4-74-83. (In Russ., abstract in Eng.).

В последние годы количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, в Российской Федерации уменьшается. Но их общее число все равно остается большим. Например, в 2017 г. преступления совершили 42 504 человека, не достигших 18-летнего возраста [1, с. 92]. Поэтому по-прежнему актуальным остается перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей, исправление вредных для общества навыков и привычек, профилактика антисоциального поведения детей и подростков. В связи с этим уместно рассмотреть опыт применения различных педагогических методов воздействия на них. Большое внимание перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей уделяли в СССР. В это время широкое распространение получила теория трудового воспитания молодежи. Большую роль в перевоспитании «трудных» подростков играли студенческие строительные отряды (ССО), в том числе и на территории Краснодарского края.

Цель данной статьи - изучить педагогический опыт трудового перевоспитания несовершеннолетних в студенческих строительных отрядах в 1970-е годы на примере Краснодарского края.

Историю изучения исследуемой темы можно разделить на два периода. К первому можно отнести исследования 1970-1980-х годов. Работы этого периоды в основном посвящены изучению истории ВЛКСМ. Они лишь частично затрагивают историю студенческих строительных отрядов. Наиболее полно историю ССО рассматривает Е.Ф. Артемьев в работе «Студенческие отряды и коммунистическое воспитание молодежи. История, опыт патриотического движения студенческой молодежи (1959-1975 гг.)». Рассматривая разные направления деятельности ССО, автор исследует и процесс вовлечения «трудновоспитуемых» подростков в работу студенческих строительных отрядов.

Второй период интереса исследователей к изучаемой теме возникает уже в 2000-2010-е годы. Среди работ современного времени можно выделить статью А.С. Бахтиной и Е.А. Попко «Социализация трудных подростков путем вовлечения их в общественную деятельность строительных отрядов». Авторы изучают и анализируют методики работы А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. На основании работ этих авторов они делают выводы об эффективности профилактики подростковой преступности путем вовлечения воспитуемых в студенческие строительные отряды. Несмотря на то, что интерес исследователей к теме сформировался еще в 1970-е годы, в целом в историографии вопрос перевоспитания «трудных» подростков изучен довольно слабо.

Сохранилась обширная база источников, отражающая организацию шефской помощи педагогически запущенным подросткам в студенческих строительных отрядах. Источники можно разделить на несколько групп. Первая из них - это опубликованные документы. В данном исследовании используется «Стенографический отчет XV съезда ВЛКСМ», позволяющий проследить основные направления работы комсомола, в том числе и роль трудового воспитания в деятельности комсомола. Проследить изменение численности Всесоюзного студенческого строительного отряда позволяет дополнение к отчету ЦК комсомола на XVIII съезде «ВЛКСМ от съезда к съезду: XVII, 23-27 апреля 1974 г. - XVIII, 25-28 апреля 1978 г.». Важную информацию о развитии студенческих строительных отрядов дают сборники документов «Документы ЦК ВЛКСМ. 1971» и «Документы ЦК ВЛКСМ. 1976». Второй группой источников являются неопубликованные документы. Они позволяют исследовать региональную специфику деятельности ССО в Краснодарском крае. В статье используются документы Краснодарского краевого штаба студенческих строительных отрядов, которые находятся в фонде № 2006 Центра документации новейшей истории Краснодарского края. Третьей группой источников является периодическая печать. В данном исследовании используются статьи из газеты Кубанского государственного университета «По заветам Ленина». Они позволяют ощутить атмосферу эпохи и получить дополнительную информацию о воспитательной деятельности краевого студенческого строительного отряда.

В статье применяются различные методы. Среди них можно выделить исто-рико-генетический метод, позволяющий исследовать причины, по которым «трудновоспитуемых» подростков стали привлекать для работы в студенческих строительных отрядах, и дающий возможность рассмотреть, как развивалась работа в ССО с воспитанниками. Сравнительно-исторический метод дает возможность сравнить, как изменялась численность воспитанников, методы работы с ними в разные годы исследуемого периода.

Советское государство с первых лет своего существования столкнулось с проблемой детской преступности. Одной из причин этого было то, что после Первой мировой и Гражданской войн появилось большое количество беспризорных детей. В 1923 г. в СССР насчитывалось около 4 млн детей-сирот. Среди них распространялись такие порочные явления, как преступность и проституция. В 1920 г. в отношении несовершеннолетних было заведено более 12 тыс. уголовных дел, а в 1925 г. - уже около 32 тыс. Государству необходимо было принимать меры по борьбе с подростковой преступностью [2, с. 13-14].

Советские педагоги много внимания уделяли разработкам методик работы с «трудными» подростками. Так, например, А.С. Макаренко считал, что личность необходимо воспитывать только в коллективе. При этом он полагал, что производительный труд является важнейшим аспектом в воспитании несовершеннолетних правонарушителей. Схожей точки зрения придерживался и другой выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский. Он считал, что труд может наиболее полно раскрыть способности ребенка. По его мнению, труд и коллектив - это неразделимые понятия: «Трудолюбие формируется в случае, если систематический труд приносит положительные эмоции от результата совместного коллективного труда». Основные составляющие воспитания, по мнению А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, это коллектив, труд, положительные эмоции и целостность воспитания личности [3, с. 141-143]. Идеи советских педагогов получили возможность не только теоретического, но и практического развития. Самыми известными примерами применения концепций трудового воспитания стали колония им. Горького и коммуна им. Ф.Э. Дзержинского, которые возглавлял

А.С. Макаренко. Выдающийся педагог, по сути, поставил социальный эксперимент, пытаясь увидеть на практике результаты своих методик. Он развивал личностные качества подростков в процессе учебной, трудовой и досуговой деятельности. В результате многие юные колонисты и коммунары порывали с преступностью и возвращались к нормальной жизни. Часто воспитанники А.С. Макаренко в своей дальнейшей жизни становились педагогами, рабочими, председателями совхозов, директорами заводов, писателями и т.п. [4, с. 186-187]. Жизнь в детской трудовой коммуне имени Ф.Э. Дзержинского в корне изменила судьбу многих «трудных» подростков. И.Д. Токарев, один из воспитанников А.С. Макаренко, вспоминал: «В коммуне я получил среднее специальное образование и рабочую профессию оптика 4-го разряда, поэтому "улица" мне больше не угрожала» [5, с. 37].

Успешный опыт трудового перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей дал основание применять данный метод воспитания и в дальнейшем. Эти идеи в 1970-е годы всецело разделяло руководство Коммунистической партии Советского Союза. Например, генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев в своей приветственной речи на XV съезде ВЛКСМ говорил о том, что в созидательном труде молодые люди обретают лучшие качества, развивают свои способности, становятся командирами и организаторами производства: «Труд и воспитание - это единый процесс» [6, с. 40]. В это время существовало большое количество форм трудового воспитания молодежи. Одной из них и являлись студенческие отряды.

На 1970-е годы пришелся активный рост движения студенческих строительных отрядов. Если в 1970 г. во Всесоюзном студенческом отряде работало около 351 тыс. бойцов [7, с. 84], то в 1977 г. - уже около 741 тыс. человек [8, с. 79] Несмотря на большие достижения в труде, основные задачи стройотрядовского движения, на наш взгляд, были воспитательными [9, с. 234]. Бойцы студенческих отрядов занимались различными направлениями воспитательной деятельности, в том числе и шефствовали над «трудными» подростками. Жизнь и труд в коллективе должны были внести свой вклад в перевоспитание несовершеннолетних.

В педагогике под термином «трудный» подросток» подразумевают ребенка, вступившего в стадию полового созревания, поведение которого не соответствует общепринятым социальным нормам [3, с. 141]. В контексте истории студенческих строительных отрядов под этим термином подразумеваются несовершеннолетние, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

Впервые они были привлечены к работе в студенческих строительных отрядах студентами Московского энергетического института в 1964 г. На место дислокации выехало 30 «трудных» подростков. После этого общее количество воспитанников во Всесоюзном студенческом строительном отряде росло. В 1966 г. их было уже больше 1000 человек, а в 1972 г. только студенты учебных заведений Ленинграда привлекли 1875 человек [10, с. 56].

Для работы с «трудновоспитуемыми» несовершеннолетними за каждой детской комнатой милиции, где они состояли на учете, закреплялись учебные заведения высшего и среднего специального образования. Например, в Краснодарском крае за детской комнатой милиции Октябрьского района г. Краснодара были закреплены Кубанский государственный университет, Краснодарское медицинское училище, Пашковский сельскохозяйственный техникум, Ленинского района - Краснодарский политехнический и Кубанский сельскохозяйственный институты, Первомайского района - Краснодарский институт культуры и Краснодарский институт физической культуры, за Армавирской - Армавирский педагогический институт, за Майкопской - Адыгейский педагогический институт [Центр до-

кументации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК) Ф.2006. Оп.14. Д.12. Л.111-112]. Обычно студенческие строительные отряды набирали подростков по месту формирования. Но были случаи, когда в ССО привлекали подростков уже по месту пребывания отрядов. Так, например, в Кущевском зональном строительном отряде в 1973 г. из 26 «трудных» подростков 16 были привлечены к трудовому воспитанию уже на местах дислокации [ЦДНИКК. Ф.2006. Оп.14. Д.96. Л.106].

Каждому линейному студенческому отряду рекомендовалось привлечь в свои ряды воспитанников в возрасте от 14 до 17 лет и проводить с ними воспитательную работу не только в рабочий, но и в подготовительный период. За каждым подростком закрепляли студента для индивидуальной воспитательной работы.

Студенту-шефу, в соответствии с «Памяткой студенту-шефу, осуществляющему шефство над подростком», требовалось изучить личность подростка, разобраться в причинах, которые толкнули его на путь правонарушений, суметь разглядеть в характере подростка «хорошее, доброе», чтобы развить эти черты и опереться на них в работе по искоренению отрицательных качеств. Для успешного воспитания необходимо было завоевать доверие подростка, воздействовать на него не только словами, но и личным примером, поощрять, отмечать даже незначительные успехи, уважать в нем личность. Нельзя было ущемлять самолюбие подростка. Уже в подготовительный период рекомендовалось побуждать подростка принимать участие в деятельности отряда: приглашать на собрания студенческого строительного отряда, привлекать к посещению лекций, давать посильные поручения в интересах отряда. В рабочий период студент-шеф должен был всегда находиться рядом с подшефным: следить, чтобы он выполнял план и чувствовал, что от качества и скорости его работы зависит успех всего отряда; учить подростка преодолевать трудности, контролировать свои поступки, быть выдержанным, выносливым, терпеливым, мужественным и смелым. Нужно было продолжать работу с подшефным и после завершения трудового семестра: влиять на него путем вовлечения в спортивные секции с учетом интересов и физических возможностей подростка, осуществлять постоянный контроль над его поведением вне школы, поддерживать связь с подшефным, его родителями, товарищами и сотрудниками детской комнаты милиции [ЦДНИКК. Ф.2006. Оп.14. Д.12. Л.112-116].

Однако, несмотря на эти рекомендации, иногда работа с подростками по окончании трудового семестра прекращалась или велась недостаточно активно. Из-за этого несовершеннолетний, который хорошо влился в коллектив и вставал на путь исправления во время работы в отряде, мог снова начать нарушать закон уже после окончания «третьего» семестра [11, с. 1]. Не всегда студенты-шефы подходили ответственно к предварительной работе с подростками: «В некоторых отрядах бывает так: двумя, тремя словами перекинулись с ребятами, заручились поддержкой родителей, посмотрели характеристики и в путь». Но были и другие примеры. Так, студенты отряда «Гренада» Кубанского государственного университета пытались заранее как можно больше узнать о своих подшефных: «В какой семье воспитываются ребята, с кем дружат, чем занимаются в свободные часы». Студентам удавалось на протяжении нескольких лет поддерживать взаимоотношения со своими подшефными, не теряя связь с ними ни на месяц [12, с. 1-2].

Рабочий день подростков был короче, чем у совершеннолетних бойцов студенческих строительных отрядов. Подростки в возрасте до 16 лет работали по 4 часа в день (24 часа в неделю), а в возрасте от 16 до 18 лет по 6 часов в день (36 часов в неделю) [ЦДНИКК. Ф.2006. Оп.14. Д.12. Л.48]. Но при этом в свободное от

работы время несовершеннолетние не были предоставлены сами себе. В различных отрядах им находили разнообразные занятия. Например, в отряде «Импульс-73» Краснодарского техникума сахарной промышленности для подшефного подростка проводили три раза в неделю занятия по русскому языку, физике и математике. В отряде «Колос-73» Армавирского ветеринарного техникума несовершеннолетние в свободное от работы время занимались общественно полезным трудом [ЦДНИКК. Ф.2006. Оп.14. Д.93. Л.74-75].

В начале 1970-х годов Краснодарский краевой штаб студенческих строительных отрядов рекомендовал привлекать к работе каждого линейного студенческого строительного отряда не менее трех воспитанников, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Но в некоторых отрядах эта работа велась недостаточно хорошо. Часто выполнить рекомендации в полной мере не удавалось. Так, например, в 1973 г. в состав Брюховецкого зонального ССО входило 6 линейных отрядов. И все вместе они смогли привлечь всего 15 подростков. При этом не все они поехали вместе с ССО на место дислокации: один подросток отказался, а двоих не пустили родители [ЦДНИКК. Ф.2006. Оп.14. Д.92. Л.52-53]. То есть к месту пребывания отряда доехали только 12 подростков (в среднем по 2 человека на отряд). В Белоглинский зональный отряд, в состав которого входило 14 линейных отрядов, было привлечено и того меньше: всего 9 подростков [ЦДНИКК. Ф.2006. Оп.14. Д.93. Л.74]. Краснодарский политехнический институт привлекал в каждый отряд по 1-2 подростка [ЦДНИКК. Ф.2006. Оп.14. Д.97. Л.37]. Хорошо обстояли дела у студенческих строительных отрядов Кубанского государственного университета: 12 линейных отрядов этого вуза смогли привлечь 36 подростков, то есть в среднем по 3 человека в отряде, как и рекомендовал краевой штаб [11, с. 1]. Часто отсутствие воспитанников в отрядах было связано с плохо организованной работой подготовительного штаба отряда. Но были и отдельные случаи, когда «трудновоспитуемых» нельзя было привлечь из-за особых условий труда, как, например, в отряде «Лира-73», где работа была связана с передвижением на железнодорожном транспорте, и руководство СМП-148 не допустило их на объект [ЦДНИКК. Ф.2006. Оп.14. Д.95. Л.109].

В 1975 г. Краснодарский краевой штаб ССО принял постановление, в соответствии с которым каждый линейный отряд должен был привлекать для работы от 3 до 5 несовершеннолетних [ЦДНИКК. Ф.2006. Оп.16. Д.99. Л.15-16]. На протяжении всех 1970-х годов численность несовершеннолетних правонарушителей, привлекаемых в студенческие отряды в Краснодарском крае, постоянно увеличивалась. В 1972 г. в строительные отряды было привлечено 67 «трудных» подростков [ЦДНИКК. Ф.2006. Оп.13. Д.80. Л.83]. В 1975 г. их было уже 176 человек [ЦДНИКК. Ф.2006. Оп.16. Д.99. Л.15-16]. К 1977 г. численность «трудных» подростков в краевом отряде выросла в 2 раза и составила 360 человек. В это время они уже привлекались не только для работ в строительных отрядах, но и в отряды других направлений работы. Непосредственно в строительных отрядах работало 220 человек, а в отрядах не строительных направлений - 140 [ЦДНИКК. Ф.2006. Оп.16. Д.525. Л.13]. И только в конце 1970-х годов общая численность привлекаемых подростков уменьшилась, составив в 1979 г. 172 человека [ЦДНИКК. Ф.2006. Оп.20. Д.100. Л.140].

В 1977 г. в студенческих строительных отрядах Краснодарского края был впервые создан отряд, состоящий из равного числа студентов и подростков. Обычно в линейных студенческих отрядах был один или несколько трудновоспитуемых. В отряде студентов и подростков (ОСИП) было 15 лучших комсомольских активистов и 15 ребят, состоящих на учете в детской комнате милиции. Отряд по-

лучил название «Дзержинец» в честь Ф.Э. Дзержинского, много сделавшего после революции для ликвидации в стране беспризорности. Опыт создания строительных отрядов студентов и подростков кубанские активисты переняли у студентов Ленинградского государственного университета [13, с. 2]. К «трудным» воспитанникам в отряде «Дзержинец» относились как к полноценным бойцам. Им давали различные ответственные поручения, они участвовали в культурно-массовой и агитационно-пропагандистской работе. По мнению командира отряда Мурата Эльдарова, эти меры себя оправдали: «Мы твердо убедились, на ребят можно положиться». После завершения трудового семестра индивидуальная работа с подростками продолжалась в течение всего года. Некоторые из них были сняты с учета в детских комнатах милиции. Многие воспитанники захотели снова поехать в строительный отряд и в 1978 г., но уже не в качестве «трудных», а как полноценные бойцы [14, с. 4].

Участие в студенческих строительных отрядах позитивно влияло на многих несовершеннолетних правонарушителей. В некоторых отрядах подростки ни разу не нарушали дисциплину. Для них часто использовалась целая система поощрений: им объявляли благодарности на линейках, их работа освещалась в стенных газетах, «молниях», боевых листках и т.д. [ЦДНИКК. Ф.2006. Оп.14. Д.95. Л.109]. Многие ребята после «трудового семестра» снимались с учета, некоторых рекомендовали к вступлению в ВЛКСМ. Например, в 1979 г. в Краснодарском краевом студенческом строительном отряде работало 172 «трудных» подростка. Из них 131 человек (около 76%) по окончании «трудового семестра» был снят с учета в инспекции по делам несовершеннолетних, а 28 (примерно 16,2%) были рекомендованы для вступления в комсомол [ЦДНИКК. Ф.2006. Оп.20. Д.100. Л.140]. На следующий год 85 подростков из 165 (примерно 65%) были сняты с учета, а 28 (около 16,9%) - рекомендованы к вступлению в ВЛКСМ [ЦДНИКК. Ф.2006. Оп.22. Д.96. Л.154]. Схожей была ситуация по всему Советскому Союзу: в 1979 г. каждый третий из 20 тыс. «трудных» воспитанников, участвовавших в работе студенческих отрядов, был снят с учета в инспекции по делам несовершеннолетних. Многие бывшие правонарушители, прошедшие школу студенческих отрядов, по окончании «трудового семестра» трудоустраивались или поступали в профессионально-технические училища и техникумы. В 1979 г. в Советском Союзе таких подростков было около 5 800 [ЦДНИКК. Ф.2006. Оп.22. Д.1. Л.6].

В заключение можно отметить, что идея трудового перевоспитания несовершеннолетних, нарушавших законы, появилась еще в 1920-е годы. Ее развивали ведущие советские педагоги, которые смогли не только обосновать ее в теории, но и проверить на практике: трудовые коммуны и колонии показали положительные результаты. В 1970-е годы труд играл важную роль в процессе воспитания молодежи, в том числе и в перевоспитании «трудных» ребят. Большая роль в этом принадлежала студенческим строительным отрядам. Шефство бойцов ССО над трудновоспитуемыми подростками поддерживалось на государственном уровне. Их привлечению в отряды содействовали в том числе и детские комнаты милиции. В самих отрядах ответственность за воспитуемого несли студенты-шефы. Они должны были работать с несовершеннолетними, начиная с подготовительного периода, и продолжать работу после окончания «трудового семестра». В соответствии с действовавшим советским законодательством рабочий день подростков было короче, чем у совершеннолетних граждан. Но и в свободное от работы время они не были предоставлены сами себе. Студенты-шефы помогали им правильно организовать досуг, совмещая его с обучением и общественно-полезной работой.

Несмотря на отдельные недоработки, в целом перевоспитание «трудных» подростков проходило успешно: многих из них снимали с учета в инспекции по делам несовершеннолетних, рекомендовали к вступлению в комсомол, в дальнейшем часть из них поступали в учебные заведения или устраивались на работу. По мере роста численности студенческих отрядов росло и число трудновоспитуемых несовершеннолетних, привлекаемых к работе в рамках «третьего семестра». На наш взгляд, опыт студенческих строительных отрядов в 1970-е годы подтвердил успешность использования коллективного труда в качестве метода перевоспитания «трудных» подростков.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Антонян Ю.М., Гончарова М.В. Состояние и причины преступности несовершеннолетних в России // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Юриспруденция. - 2018. - № 2. - С. 87-100.

2. Билим Н.Н. Проблемы ликвидации беспризорности в СССР в 1920-1930 гг. (правовой аспект) // Общество и право. - 2011. - № 1. - С. 13-16.

3. Бахтина А.С., Попко Е.А. Социализация трудных подростков путем вовлечения их в общественную деятельность строительных отрядов // Вестник науки ри. - 2017. - № 3. - С. 139-151.

4. Кузнецова О.А. Самореализация воспитанников А.С. Макаренко как подтверждение успешности социально-педагогического эксперимента // Вестник МГУКИ. - 2014. - № 3. - С. 185-188.

5. Воспитанники А.С. Макаренко. Иван Токарев / В.М. Опалихин. - Челябинск: Изд-во Челябинского ИРПО, 2013. - 316 с.

6. XV съезд ВЛКСМ. Стенографический отчет. - М.: Молодая гвардия, 1966. - 670 с.

7. Документы ЦК ВЛКСМ. 1971. - М.: Молодая Гвардия, 1972. - 408 с.

8. ВЛКСМ от съезда к съезду: XVII, 23-27 апреля 1974 г. - XVIII, 25-28 апреля 1978 г. - М.,1978. - 128 с.

9. Документы ЦК ВЛКСМ. 1976. - М.: Молодая Гвардия, 1977. - 352 с.

10. Артемьев Е.Ф. Студенческие отряды и коммунистическое воспитание молодежи. История, опыт патриотического движения студенческой молодежи (1959-1975 гг.). - М.: Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ, 1978. - 106 с.

11. Вадимова Л. Трудовому быть ударным // По заветам Ленина. - 1973. - № 25. - С. 1.

12. Тема для реферата // По заветам Ленина. - 1977. - № 2. - С. 1-2.

13. Ткаченко В. Быть отряду студентов и подростков // По заветам на. - 1977. - № 15. - С. 2.

14. Каковы планы? // По заветам Ленина. - 1978. - № 20. - С. 4.

REFERENCES

1. Antonyan Yu.M., Goncharova M.V. Sostoyanie i prichiny prestupnosti nesovershennoletnih v Rossii [Present state and causes of juvenile delinquency in Russia] Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Yurisprudenciya. 2018. № 2. Pp.87-100. (in Russ).

2. Bilim N.N. Problemy likvidacii besprizornosti v SSSR v 1920-1930 gg.(pravovoy aspekt) [Problems of liquidation of homelessness in the USSR in 1920-1930 year's. (legal aspect)] Obshestvo I Pravo. 2011, № 1. Pp.13-16. (in Russ).

3. Bahtina A.S. Popko E.A. Socializatsiya trudnih podrostkov putem vovlecheniya ih v ob-shestvennuyu deyatelnost stroitelnih otryadov [Socialization of difficult adolescents by involving them in the social activities of construction groups]Vestnik nauki Sibiri. 2017. № 3. Pp.139-151. (in Russ).

4. Kuznetsova O.A. Samorealizatsiya vospitannikov A.S. Makarenko kak podtverzhdenie uspeshnosti sorialno-pedagogicheskogo eksperimenta [The self-realization of A.S.

Makarenko's pupils as a confirms of the success of a social-educational experiment] Vest-nik MGUKI, 2014. №3. Pp.185-188. (in Russ).

5. Vospitaniki A.S. Makarenko. Ivan Tokarev. [A.S. Makarenko's pupils] V.M. Opalihin, Iz-datelstvo Chelyabinskogo IRPO: Chelyabinsk, 2013. 316 p. (in Russ).

6. XV s''ezd VLKSM. Stenograficheskiy otchot [XV congress of the VLKSM. Verbatim report.] Molodaya gvardiya, M. 1972. 408 p. (in Russ).

7. Dokumenty TsK VLKSM. 1971. [Documents of the CC VLKSM. 1971]. Molodaya gvardiya: М. 1972. 408 p. (in Russ).

8. VLKSM ot s''ezda k s''ezdu: XVII, 23-27 aprelya 1974 - XVIII, 25-28 aprelya 1978 [VLKSM from congress to congress] М.,1978. 128 p. (in Russ).

9. Dokumenty TsK VLKSM. 1976. [Documents of the CC VLKSM. 1976]. Molodaya gvardiya: М. 1977. 352 p. (in Russ).

10. Artem'yev E.F. Studencheskie otryady I kommunisticheskoe vospitanie molodyozhy. Isto-ria I opyt patrioticheskogo dvizhenya studenchiskoy molodyozhy (1959-1975 gg.). [Student groups and communist education of youth. History and experience of patriotic movement of student youth] Vysshaya Komsomolskaya shkola pri TsK VLKSM: М., 1978. 106 p. (in Russ).

11. Vadimova L. Trudovomu byt' udarnym [Labour will be a shock work]. Po zavetam Lenina. 1973. № 25. P.1. (in Russ).

12. Tema dlya referata [Theme for the essay].Po zavetam Lenina. 1977. № 2. Pp. 1-2. (in Russ).

13. Tkachenko V. Byt' otryadu studentov I podrostkov [There is going to be a squad of students and teenagers]. Po zavetam Lenina. № 15. 1977. P. 2. (in Russ).

14. Kakovy plany? [What are your plans?] Po zavetam Lenina. № 20. 1978. P. 4. (in Russ).

Информация об авторе: Капшук Антон Юрьевич, факультет истории, социологии и международных отношений, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия redrebel- 5@yandex. ru

Статья поступила в редакцию 30.05.2019 После доработки: 10.08.2019 Принята к публикации: 23.08.2019

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Kapshuk Anton, Faulty of History, Sociology and International Relations, Kuban State University, Krasnodar, Russia redrebel- 5@yandex.ru

Received: 30.05.2019

Received after reworking: 10.08.2019

Accepted for publication : 23.08.2019

The author have read and approved the final manuscript

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.