Научная статья на тему 'О роли российских ученых в становлении исторической школы в Молдавии'

О роли российских ученых в становлении исторической школы в Молдавии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
352
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МОЛДАВСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА / МОЛДАВИЯ / РОССИЙСКИЕ ИСТОРИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Царанов Владимир

Весомый вклад идеями, подготовкой кадров в процессе становления молдавской исторической школы внесли советские, в т.ч. российские, а позднее и молдавские ученые. У ее истоков стояли академики АН СССР Л.В. Черепнин, М.П. Ким, И.И. Минц, академики АН МССР Я.С. Гросул, А.М. Лазарев, чл.корр. АН МССР Н.А. Мохов, Е.М. Руссев и др. За послевоенный период вплоть до конца 80-х гг. историки Молдавии сумели глубоко и масштабно осмыслить в своих трудах весь сложный и тернистый путь истории народа нашего края. Их многочисленные исследования посвящены периодам наиболее ранней истории1, средневековью, новому и новейшему времени и составляют солидную историографию. Огромная работа в послевоенные годы проведена также по изданию многотомного корпуса документов по всем периодам истории Молдавии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О роли российских ученых в становлении исторической школы в Молдавии»

Владимир ЦАРАНОВ

О РОЛИ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ В СТАНОВЛЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В МОЛДАВИИ

Каждая цивилизованная страна, ее народ имеют свою историю и, как правило, свою научную историческую школу, которая концептуально осмысливает и выражает сложившиеся на протяжении минувших столетий исторический опыт развития народа, его национальные ценности, характерные формационные и цивилизационные закономерности и особенности их проявления. Творцами и хранителями таких школ являются наиболее яркие и талантливые ученые, мыслители, которые не только аккумулируют и систематизируют уже известные, но и добавляют к ним добытые ими самими новые знания, составляя картину прошлого человеческого бытия.

В Молдавии историческая наука имеет давние традиции, их зарождение восходит ко времени средневековья. Первые попытки анализа исторических фактов и событий с позиции бытовавших тогда представлений о развитии человеческого общества содержатся в произведениях молдавских летописцев XVII в. Г. Уреке, М. Костина, Н. Ми-леску Спэтару, И. Некулче и др. Подлинным же зачинателем исторической науки в Молдавии явился, как известно, Дмитрий Кантемир (1673-1723) - выдающийся ученый-энциклопедист и политический деятель Молдавского княжества, видный деятель культуры Молдавии и России. Вышеперечисленные историки и мыслители положили начало своеобразной исторической школы в средневековой Молдавии, отличившейся высоким для своего времени уровнем анализа и надлежащими выводами. Позднее, в XIX - начале XX в., в молдавской историографии появились также имена историков и писателей Г. Асаки, Б.П. Хашдеу, А. Защука, М. Когэлничану, А. Накко, И. Суручану,

А. Кассо, Шт. Чобану и других, внесших свой вклад в изучение истории края.

После вхождения Бессарабии в состав России традиция средневековой исторической школы на этой территории сохранилась. Однако в условиях становления новых, капиталистических отношений ученые этой школы стали анализировать развитие исторического процесса уже с учетом новых знаний о человеческом обществе, социальных и других реалий, сложившихся в Бессарабии и левобережном Приднестровье, где позднее сформировалась молдавская буржуазная нация. Между

тем, организационные, кадровые, материальные и другие возможности, а главное - методологические подходы и приемы анализа исторического материала были ограничены для более углубленного и всестороннего исследования местной истории.

По-настоящему систематически и более глубоко, на базе массовых исторических источников, с диалектико-материалистических позиций эта отрасль знаний стала развиваться лишь после Великой Октябрьской революции. Становление исторической науки на территории нынешней левобережной части республики в этот период, тесно связанное с масштабными преобразованиями всей жизни бывшей большой страны на социалистической основе, началось с создания в 1926 г. при Народном комиссариате просвещения Молдавской АССР Молдавского научного комитета, в составе которого была историческая секция. В ней развернулась работа по накоплению, систематизации и осмыслению документов и материалов по новейшему периоду истории края - борьбе за установление власти Советов, началу строительства нового общества и др. Это были первые шаги, проба сил развернутого изучения истории молдавского народа в рамках МАССР.

Важное значение для развития исторической науки имела подготовка кадров историков для республики. Большую роль в этом деле сыграли высшие учебные заведения крупных научных центров страны - Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и других городов, а также Тираспольский педагогический институт, где в 1937 г. состоялся первый выпуск специалистов-историков. С целью дальнейшего расширения научных исследований Молдавский научный комитет в 1935 г. был преобразован в Научно-исследовательский институт молдавской культуры, а в 1939 г. - в Молдавский научно-исследовательский институт истории, экономики, языка и литературы при правительстве Молдавской АССР, ставший центром по изучению истории республики. Среди наиболее важных его публикаций того времени следует назвать сборник статей «Советская Молдавия (1924-1939)» (Тирасполь, 1939); «Молдавия в великой семье республик Советского Союза» (Кишинев, 1941). Эти сборники содержали материалы как по современной истории, так и по более ранним ее периодам. В них, главным образом, в научнопопулярной форме освещалось прошлое и настоящее края.

После воссоединения молдавского народа и образования союзной Молдавской ССР (1940) возможности для развития исторических исследований в республике значительно возросли. Однако война против фашистских захватчиков и временная оккупация ими Молдавии разрушили планы и нанесли большой урон Молдавской ССР, в т. ч. и в области культуры, науки и др. Особенно быстро упомянутые возможности стали реализовываться в послевоенные годы. Опираясь на всестороннюю помощь государства, а также на учение исторического

материализма и законы диалектического развития человеческого общества, на накопленный практический опыт, прежде всего, советской исторической наукой, молдавские исследователи приступили к изучению большого круга проблем истории Молдавии с древнейших времен до современности.

Неоценимую помощь им в это трудное время оказало Советское государство. Оно реэвакуировало в Кишинев педагогический институт, открыло в 1946 г. Кишиневский государственный университет (с историческим факультетом), направило в республику квалифицированных вузовских преподавателей и исследователей по истории, которые незамедлительно включились в работу. Среди них кандидаты исторических наук, в т.ч. занимавшиеся древней и средневековой историей, -

Н.А. Мохов, Н.Б. Бреговская, РЮ. Энгельгардт, Б.Л. Модель, новой историей - А.М. Мальков, Н.В. Королев, новейшей историей -С.К. Брысякин, А.В. Симонов и др. Они вели преподавательскую работу в Кишиневском госуниверситете и Кишиневском пединституте, а также занимались научными исследованиями. Многие из них затем защитили докторские диссертации, приобщая к исследовательской работе своих молодых коллег и студентов.

Уже в первое послевоенное десятилетие заметно возросло число подготовленных кадров по истории, в т. ч. исследователей. Они проходили обучение в Кишиневском госуниверситете и Кишиневском пединституте, а также в вузах за пределами республики. Большое значение в развитии научных исследований по истории имели созданные в Молдавии академические научные учреждения - Молдавская база АН СССР (1946 г.), с 1949 г. - Молдавский филиал АН СССР.

В этот ответственный и важный период становления и развития исторической науки в Молдавской ССР большую роль сыграла помощь ведущих научных центров страны, многих известных корифеев советской исторической науки: академиков В.П. Волгина, Б.Д. Грекова, В.И. Пичеты, позже - академиков М.П. Кима, И.И. Минца, А.В. Че-репнина и многих других. Они внесли ценный вклад в формирование научных направлений исторических исследований, подготовку высококвалифицированных кадров историков для республики, в рецензирование и редактирование их трудов и проч.

Эффективной формой подготовки кадров историков высшей квалификации для научных учреждений Молдавии, как, впрочем, и для других республик, была аспирантура или соискательство в головных академических научных учреждениях АН СССР. Систематическое начало этому было положено в первые послевоенные годы и протекало оно по нарастающей. Так, археологи проходили подготовку в Институте археологии АН СССР у академика Б.А. Рыбакова, докторов исторических наук Г.Б.Федорова, А.И. Мелюковой, Т.С. Пассек и других.

Там же защитили свои кандидатские диссертации представители из Молдавии П.П. Бырня (позже доктор наук), В. А. Дергачев (позже доктор наук), В.С. Бейлекчи, И.А. Борзияк, И.Г. Хынку, И.А. Рафало-вич, Г.Ф. Чеботаренко, Н.А. Кетрару, В.И. Маркевич и др.

Многие представители Молдавии в разные годы прошли высокую профессиональную школу в Институте истории АН СССР. По проблемам средневековой истории это происходило у акад. А.В. Черепнина, чл.-корр. В.Т. Пашуто, а также у д.и.н. В.Д. Королюка и др. У них пополняли свои знания Е.М. Руссев (позже чл.-корр. и директор Института истории АН МССР), д.и.н. Ф.А. Грекул, чл.-корр. АН МССР П.В. Советов, чл.-корр. АН МССР Д.М. Драгнев и др. Благотворное влияние на формирование молдавских ученых по проблемам новой истории оказали акад. Н.М. Дружинин, акад. А.М. Панкратова, акад. М.В. Нечкина, акад. И.Д. Ковальченко, проф. К.В. Сивков и др. Они были научными руководителями, кураторами, наставниками молдавских ученых: Я.С. Гросула (впоследствии чл.-корр. АН СССР, акад. АН МССР, первого президента АН Молдавии), докторов исторических наук В.Я. Гросула, И.Ф. Иоввы и др. Академики И.И. Минц, П.В. Волобуев и другие постоянно оказывали ценную поддержку нашей республике в подготовке высококвалифицированных специалистов (доктора исторических наук А.С. Есауленко, А.Ю. Скворцова и др.) по вопросам истории борьбы трудящихся нашего края за установление Советской власти, участвовали в редактировании ряда трудов по этой проблематике и др.

Огромное влияние на подготовку ученых-историков высокой квалификации для республики по проблемам истории советского общества, а также на формирование актуальных научных направлений оказали акад. М.П. Ким и его научная школа, акад. Ю.А. Поляков, д.и.н. В.П. Данилов и многие другие. Они не только работали с аспирантами и соискателями, но и постоянно участвовали в редактировании многих научных публикаций молдавских коллег. Среди их учеников и последователей можно назвать чл.-корр. АН МССР В.И. Царанова, д.и.н. Л.Е. Репиду, кандидатов исторических наук Л.Е. Бульмагу, Б.Г. Бомешко, чл.-корр. АНМ В.И. Пасата и многих других.

В Институте этнографии АН СССР у академика Ю.В. Бромлея, к.и.н. М.Я. Салманович и других прошли в свое время научную подготовку известные в Молдавии специалисты-этнографы чл.-корр. АНМ

В.С. Зеленчук, д.и.н. Н.А. Демченко, к.и.н. С.Л.Нестерова и др.

Целый отряд высокого уровня историков-исследователей по проблемам истории некоторых балканских стран был подготовлен академиками Н.С. Державиным и Ю.А.Писаревым, докторами исторических наук В.Н. Виноградовым, С.К. Никитиным, И.С. Достян, В.Н. Коно-беевым и другими в Институте славяноведения и балканистики АН

СССР. Среди их учеников и последователей молдавские исследователи доктора исторических наук Е.Е. Чертан, Н.Н Червенков, кандидаты наук И.И. Мещерюк, К.А. Поглубко, Л.И. Степанова, И.Д. Забу-нов, К.Л. Жигня и др.

Формирование корпуса исследовательских кадров историков высшей квалификации в вышеупомянутых научных учреждениях корифеями советской исторической науки происходило разными путями, в разное время и в разнообразных формах. Это, прежде всего, как указывалось выше, традиционно осуществлялось через аспирантуру, когда молодые соискатели ученой степени сдавали конкурсные вступительные экзамены, утверждали темы своих диссертационных работ, слушали углубленные лекции наиболее опытных коллег и участвовали в научных семинарах по истории, философии, приобретали знания, как минимум, по двум иностранным языкам, готовили научные рефераты, сдавали кандидатские экзамены, участвовали в обсуждении научной продукции членов подразделений, к которым они были прикреплены , и т.п. Необходимые научные познания и навыки соискатели получали также на заседаниях при обсуждении рукописей завершенных исследований, научной продукции на различных институтских уровнях, в т.ч. на ученых советах.

В головных научных институтах ежегодно проходило, как правило, по несколько научных конференций. Для многих сотрудников и аспирантов это были настоящие праздники знаний. На них выступали прежде всего наиболее яркие и известные историки большой страны. Знакомство с их докладами, выступлениями в дискуссиях, узнавание наиболее видных из них в лицо не проходило бесследно, положительно влияло на профессиональную подготовку молодых.

Немаловажную роль в становлении молодых ученых нашей республики сыграло личное общение их с ведущими учеными головных институтов страны. Общение, консультации с ними, обсуждение своих первых результатов на научном поприще, поддержка или дружеская оценка ими лучших начинаний молодого исследователя оставляли глубокий след в его сознании. Весь этот процесс обучения и общения со старшими и более опытными коллегами сообщал соискателю новые знания по научным проблемам, учил их новым подходам к изучению и всестороннему анализу конкретного исторического фактажа, умению делать надлежащие объективные выводы, свободно, предметно и убедительно вести научные дискуссии, излагать свои научные мысли и анализируемый материал в научных публикациях. В результате аспирантского обучения соискатель научной степени был всесторонне подготовлен и, как правило, успешно осуществлял написание своей научной диссертации. Затем нередко он готовил докторскую диссертацию, а также свою научную смену.

С течением времени, причем в сравнительно короткий исторический срок, с помощью Советского государства в республике сформировалось достаточное количество хорошо подготовленных специалистов по основным научным направлениям истории. Это позволило им плодотворно заниматься научными исследованиями, в том числе генерировать новые научные идеи. Своими глубокими разработками с привлечением научной молодежи они восстановили, а точнее, сформировали заново, на другом, более высоком научно-методологическом уровне молдавскую историческую школу, научные достижения которой охватили все основные периоды истории Молдавии, а также историю некоторых балканских стран. Это было большим завоеванием молдавской исторической науки. Весомый вклад идеями, подготовкой кадров в процессе становления молдавской исторической школы внесли советские, в т.ч. российские, а позднее и молдавские ученые. У ее истоков стояли академики АН СССР Л.В. Черепнин, М.П. Ким, И.И. Минц, академики АН МССР Я.С. Гросул, А.М. Лазарев, чл.-корр. АН МССР Н.А. Мохов, Е.М. Руссев и др.

За послевоенный период вплоть до конца 80-х гг. историки Молдавии сумели глубоко и масштабно осмыслить в своих трудах весь сложный и тернистый путь истории народа нашего края. Их многочисленные исследования посвящены периодам наиболее ранней истории1, средневековью2, новому3 и новейшему4 времени и составляют солидную историографию. Огромная работа в послевоенные годы проведена также по изданию многотомного корпуса документов по всем периодам истории Молдавии.

Успешный научно-исследовательский процесс неизбежно сопровождался нарастающим количеством публикаций исторической литературы. К примеру, в 1950 г. Молдавский академический институт, объединявший историков, издал лишь один тематический сборник статей «Феодальные отношения в Молдавии в период XIV-XVШ веков». В то время это было большим событием в научной жизни коллектива. В 1976-1980 гг. Институтом истории АН Молдавии были опубликованы и сданы в издательства уже 94 работы общим объемом более 1,5 тыс. авторских листов, в т.ч. 54 монографии, 18 сборников статей и документов, 22 брошюры. Все это позволило ученым подготовить и издать на высоком научном уровне ряд обобщающих трудов, таких как «История Молдавии (с древнейших времен до наших дней)» в двух и одном томе, выдержавших несколько изданий, первый том шеститомной истории республики, четырехтомная «История народного хозяйства (с древнейших времен до 1975 г.)», «История Кишинева» и других городов Молдавии, многочисленные школьные учебники, серии научно-популярной литературы и т. д.

Исследования молдавских историков были известны не только в своей республике, но и во всем Советском Союзе, а также далеко за его пределами. Об этом убедительно свидетельствуют, в частности, положительные рецензии на их труды, цитируемость их работ зарубежными специалистами, отклики на их выступления на различных авторитетных зарубежных научных форумах, запросы зарубежных библиотек и авторов на публикации молдавских историков и др. Результаты научных изысканий историков Молдавии нашли отражение в многотомной «Истории СССР», других обобщающих и специальных работах по отечественной истории, а также некоторых стран Юго-Восточной Европы.

Итак, основы научных исследований по истории Молдавии планомерно и в достаточно широких масштабах в соответствии с возникшими реальными возможностями стали закладываться лишь после Великой Октябрьской революции, сначала в рамках автономной, затем союзной Молдавской республики. Главная работа в этом направлении была проделана в трудные послевоенные годы, когда советский народ залечивал раны от недавно прошедшей тяжелой и кровопролитной войны, развязанной фашистской Германией против СССР, преодолевал последствия временной, но разрушительной оккупации агрессорами территории нашего края.

Именно благодаря огромной помощи Советского государства материально-финансовым и средствами, преподавательскими кадрами высокой квалификации, необходимой учебной и научно-методической литературой в Молдавии уже в первые послевоенные годы была организована подготовка специалистов-историков. Благодаря этой помощи республика смогла в короткий срок своими силами, а также силами ведущих высших учебных заведений большой страны подготовить необходимое количество нужных ей преподавательских и научно-исследовательских кадров высшей квалификации, которые обеспечили осуществление широким фронтом научных изысканий, создание молдавской научной исторической школы, труды которой получили широкое признание в стране и за ее пределами.

В последние годы историческая наука подверглась суровым и небывалым испытаниям, понесла огромный урон - утеряны большинство профессионально зрелых кадров среди исследователей, многие научные направления, и, что самое прискорбное, разрушена творческая научная среда, создававшаяся годами, практически разгромлена молдавская историческая школа. Под влиянием внешних и некоторых внутренних политических сил многие исследователи стали заниматься изучением не реальной картины исторического прошлого нашего края, а мифотворчеством, «разоблачительством» истории прошлого. К сожа-

лению, этим заняты многие молодые исследователи, воспитываясь, тем самым, на ложных принципах разрушения, а не созидания. К еще большему сожалению, мифотворчество проникло в школьные учебники, студенческие аудитории, принося труднооценимый ущерб и вред учебному процессу и воспитанию молодежи и общества в целом.

В связи с этим впереди предстоит большая работа истинных ученых, государственных структур и всего общества по преодолению пагубных последствий так называемых реформ в исторической науке, возвращению былой известности трудам молдавских историков, восстановлению доброго имени молдавской исторической школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бырня П.П. Молдавский средневековый город в Днестровско-Прутском междуречье. Кишинев, 1984.; ДергачевВ.А. Молдавия и соседние территории в эпоху бронзы. Кишинев, 1986; Полевой Л.Л. Раннефеодальная Молдавия. Кишинев, 1985; и др.

2. Мохов Н.А. Молдавия эпохи феодализма. Кишинев, 1964; Он же. Очерки истории формирования молдавского народа. Кишинев, 1980; Советов П.В. Исследования по истории феодализма в Молдавии. Кишинев, 1972; Он же. Развитие феодализма и крестьяне Молдавии. Кишинев, 1980; Руссев Е.М. Молдавское летописание - памятник феодальной идеологии. Кишинев,1982; и др.

3. Гросул Я.С. Крестьяне Бессарабии (1812-1861 гг.). Кишинев, 1956; ГросулЯ.С., БудакИ.Г. Крестьянская реформа 60-70-х годов XIX в. в Бессарабии. Кишинев, 1956; Будак И.Г. Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX в. в Бессарабии. Кишинев,1956; МунтянМ.П. Экономическое развитие дореформенной Бессарабии. Кишинев, 1972; Анцупов И.А. Сельскохозяйственный рынок Бессарабии в XIX в. Кишинев, 1981; Жуков В.И. Города Бессарабии (18611900). Кишинев,1975.

4. Победа Советской власти в Молдавии. Коллектив авторов. М., 1978; Грекул А.В. Формирование и развитие молдавской социалистической нации. Кишинев, 1955; ЛазаревА.М. Воссоединение молдавского народа в единое Советское государство. Кишинев,1965; Он же. Молдавская советская государственность и бессарабский вопрос. Кишинев, 1974; Стратиевский К.В. Социалистическая реконструкция и развитие промышленности и сельского хозяйства МАССР. Кишинев,1974; Царанов В.И. По пути индустриализации. Кишинев, 1975; Он же. Очерки советской цивилизации. Кишинев, 2007; Афтенюк С., Елин Д., Коренев А., Левит И. Молдавская ССР в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941-1945 гг. Кишинев,1970; АнтонюкД.И. Наука и культура Советской Молдавии. Кишинев,1974; Братский союз - основа расцвета советских республик. Сборник статей. Кишинев,1982; Гросул Я.С., Мохов Н.А. Историческая наука Молдавской ССР. М., 1970; и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.