Научная статья на тему 'О роли российских телеканалов и интернет-сайта Минобороны РФ 1) в формировании имиджа Вооруженных Сил РФ в операции "по принуждению Грузии к миру"'

О роли российских телеканалов и интернет-сайта Минобороны РФ 1) в формировании имиджа Вооруженных Сил РФ в операции "по принуждению Грузии к миру" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
107
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЕ ТЕЛЕКАНАЛЫ / ИНТЕРНЕТ-САЙТ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ / ИМИДЖ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ / ОПЕРАЦИЯ "ПО ПРИНУЖДЕНИЮ ГРУЗИИ К МИРУ" / THE PEACEKEEPING OPERATION "FORCED GEORGIA TO PEACE" / RUSSIAN TELEVISION / INTERNET SITE OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF RUSSIA / IMAGE FORMATION OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Прудников Лев Алексеевич

В статье автор дает характеристику понятия "имидж Вооруженных Сил Российской Федерации"; определяет специфику его формирования в современных условиях; приводит результаты формирования имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации российскими телеканалами и интернет-сайтом Минобороны РФ в ходе миротворческой операции "по принуждению Грузии к миру".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Прудников Лев Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of Russian television and an the Ministry of De- fence of the Russian Federation Internet site in image formation of Armed Forces of the Russian Federation during "peace enforcement" operation

In this article, the author describes the concept of the image of the Armed Forces of the Russian Federation, the specificity of its formation in the modern world. He cites the results of image formation of the Armed Forces of the Russian Federation, Russian television and the Internet site of the Ministry of Defense of Russia in the peacekeeping operation "forced Georgia to peace".

Текст научной работы на тему «О роли российских телеканалов и интернет-сайта Минобороны РФ 1) в формировании имиджа Вооруженных Сил РФ в операции "по принуждению Грузии к миру"»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2009. № 4

Л.А. Прудников, канд. полит. наук, докторант кафедры военно-гуманитарных наук Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации

О РОЛИ РОССИЙСКИХ ТЕЛЕКАНАЛОВ И ИНТЕРНЕТ-САЙТА МИНОБОРОНЫ РФ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ В ОПЕРАЦИИ "ПО ПРИНУЖДЕНИЮ ГРУЗИИ К МИРУ"

В статье автор дает характеристику понятия "имидж Вооруженных Сил Российской Федерации"; определяет специфику его формирования в современных условиях; приводит результаты формирования имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации российскими телеканалами и интернет-сайтом Минобороны РФ в ходе миротворческой операции "по принуждению Грузии к миру".

Ключевые слова: российские телеканалы, интернет-сайт Министерства обороны РФ, имидж вооруженных сил РФ, операция "по принуждению Грузии к миру".

In this article, the author describes the concept of the image of the Armed Forces of the Russian Federation, the specificity of its formation in the modern world. He cites the results of image formation of the Armed Forces of the Russian Federation, Russian television and the Internet site of the Ministry of Defense of Russia in the peacekeeping operation "forced Georgia to peace".

Key words: Russian television, Internet site of the Ministry of Defense of Russia, image formation of the Armed Forces of the Russian Federation, the peacekeeping operation "forced Georgia to peace".

Современная военно-политическая обстановка и динамично меняющаяся мировая информационная среда четко указывают на то, как должны развиваться отношения между Вооруженными Силами РФ и гражданским обществом. Как показывает многовековой опыт, отношение общества к вооруженным силам определяет морально-психологическое состояние военнослужащих, а значит, и боеготовность войск, эффективность решения поставленных перед ними задач. В этой связи формирование положительных имиджей ведущих государственных институтов является характерным признаком деятельности активных политических игроков, способных изменить общественное мнение в выгодном для них направлении.

История свидетельствует, что каждое государство стремится утвердить в сознании населения страны и других народов выгодные ему представления о своих вооруженных силах. Во время вой* Прудников Лев Алексеевич — [email protected]

ны сражающиеся стороны преувеличивают силу своей армии, представляя ее непобедимой и одновременно создавая негативный образ армии неприятеля как обреченной на поражение. Образ, целенаправленно формируемый в общественном сознании, называется имиджем.

Понятие "имидж" конституировалось у нас недавно, придя из английского языка, и имело отношение в основном к области политики. По мнению социологов, понятие "имидж" означает образ, представление, целенаправленно и активно формируемые в массовом сознании с помощью различных средств (массовой информации и др.) о каком-либо субъекте (политическом или государственном деятеле, общественной организации, партии, государственной структуре) с целью укрепить или ослабить его престиж, авторитет и репутацию, обеспечить рост доверия или, напротив, недоверия к нему1.

А.И. Кравченко рассматривает имидж как совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе2. Отличное от предыдущего понимание имиджа у социолога Э. Гоффмана, который считает, что "имидж — это искусство управлять впечатлением. А управляют, как правило, средства массовой информации, т.е. публицисты, писатели, специалисты-имиджмейкеры, деятели массовой культуры. По сути массовый человек оперирует не мифами-идеями, понятиями, историями, символами в чистом виде, а впечатлениями от мифов, т.е. мифо-имиджами"3.

Существует три группы имиджей, так или иначе исходящих от "человека массы", задающих ему координаты ориентаций и действий. Это личностные, мировоззренческие и социальные имиджи. Имидж Вооруженных Сил РФ как института государства соответствует категории социальных имиджей. Они формируются на основе представлений индивида о политике, проводимой в стране, власти, обществе, деятельности государственных институтов.

Результаты исследования О.А. Малакановой указывают на то, что имидж у государственного института существует всегда, независимо от того, занимается он его созданием или нет, и только 22,7% экспертов полагают, что имидж — это признак такого института, который занимается его формированием целенаправлен-

1 Социологическая энциклопедия. М., 2003. С. 350—351

2 КравченкоА.И. Введение в социологию. М., 1995. С. 109.

3 Формирование масс: Природа общественных связей и технологии "паблик рилейшнз": Опыт историко-социологического исследования. Калининград, 2001. С. 207.

но. Но и те и другие признают, что имидж института государства складывается объективно, как результат осуществления им своих функций и создается субъектом с помощью специальных технологий (68,2%)4.

Большинство ученых, ведущих разработки в области имидже-логии, сходятся во мнении, что имидж:

а) всегда эмоционально окрашен и обращен к эмоциям;

б) всегда предметен и принадлежит либо личности, либо организации;

в) обращен к социальным установкам и стереотипам, а также опирается на ожидания личности или группы;

г) носит символический характер.

По мнению автора, имидж Вооруженных Сил Российской Федерации представляет собой относительно устойчивые, целостные восприятия населения и его отдельных социальных групп (в том числе военнослужащих) социального характера, назначения и функций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также их состояния, соответствия своему предназначению в конкретных исторических условиях5.

В содержательном плане имидж армии включает две составляющие: эмоциональную и рациональную. Механизм формирования имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации, основанный в свою очередь на механизмах восприятия личностью окружающей действительности, имеет собственную специфику. С помощью психологических, политических и социальных механизмов имидж Вооруженных Сил Российской Федерации внедряется в массовое сознание. Далее возникшие в сознании индивида ассоциации, связанные с восприятием имиджевой информации о Вооруженных Силах РФ, дополняют уже имеющийся в сознании имидж российской армии новыми характеристиками.

В такой ситуации очень важными являются критерии, которыми пользуются для оценки деятельности российской армии различные социальные группы. Смещая акцент восприятия на наиболее важные и особенно значимые образы Вооруженных Сил Российской Федерации, общественное мнение избирательно подходит к оценке российской армии. Дорисовывая имидж армии красками личного опыта, человек уже не в состоянии определить, где кончается правда и начинается вымысел. Ведь имидж Вооруженных Сил

4 См.: Малаканова О.А. Имидж политического института как предмет социологического исследования: Дис. ... канд. социол. наук. Самара, 1999. С. 26.

5 Прудников Л.А. Политические технологии как фактор формирования имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. Воен. ун-т. М., 2004. С.10.

Российской Федерации представляется ему его собственным (и притом верным) отражением реальности.

Наряду с этим имидж Вооруженных Сил Российской Федерации, оказавшись сформированным в массовом сознании российской и зарубежной общественности, неизбежно приобретает политическую окраску. Прежде всего потому, что Вооруженные Силы России, являясь государственным институтом, во все времена перманентно находились в фокусе политических интересов и целей разнообразных политических игроков.

Современная история войн и вооруженных конфликтов красноречиво доказывает, что без грамотно спланированной и четко организованной работы по формированию положительного имиджа вооруженных сил не может быть успеха ни в одной военной операции. Общественность Российской Федерации всегда испытывала потребность в информации о том, как действует армия в сложной боевой обстановке, как она решает поставленные руководством страны и Минобороны Российской Федерации задачи.

Сегодня все экспертное сообщество и особенно средства массовой информации подводят итоги и дают оценки относительно результатов вероломной агрессии Грузии против Южной Осетии. Публикации целого ряда российских средств массовой информации обращают внимание на то, что анализ информационной ситуации вокруг операции "по принуждению Грузии к миру" указывает на скорейшую подготовку и реализацию государственной системы мер по защите в информационном пространстве положительного имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации.

Информационная ситуация вокруг миротворческой операции в Южной Осетии в августе 2008 г. показала, что информационные продукты, активно транслируемые российскими и зарубежными средствами массовой информации, превратились во влиятельный компонент международных отношений. В сложившихся условиях отношение России и ведущих мировых держав стали целиком и полностью зависеть от способности и умения средств массовой информации интерпретировать военные события. Необходимо признать как данность факт проигрыша российских субъектов политики в деятельности по формированию положительного имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации у зарубежной аудитории. Гораздо эффективнее в этом смысле была деятельность М. Саака-швили, который при поддержке американских властей и нанятого пиар-агентства смог внедрить в западное общественное сознание выгодную для Грузии информацию.

Отмеченные обстоятельства позволяют в очередной раз оценить эффективность использования США (как закулисного фигуранта в данном конфликте) мощного арсенала средств и технологий ма-

нипуляции общественным сознанием. Несмотря на то что правила независимой прессы требуют сохранять беспристрастность в освещении событий, западные средства массовой информации в процессе подготовки и передачи сообщений для общественности осознанно пренебрегали ими. Основным принципом организации информации в западных средствах массовой информации стало управление информационными потоками: информация о вторжении Грузии в Южную Осетию сообщалась в русле официальной политики США и ее союзников по натовской коалиции.

Западная общественность не верила информации о законной деятельности России по принуждению Грузии к миру, тем не менее отечественные средства массовой информации достоверно и достаточно полно информировали российских граждан о результатах боевых действий и боевых потерях в частях и подразделениях, участвующих в вооруженном конфликте.

Не секрет, что работа по мониторингу имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации ведется каждодневно и планомерно на протяжении ряда лет. Особое место в ней занимает оценка сообщений, находящихся в информационном поле средств массовой информации. Пристальное внимание при анализе информационных потоков о деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации специалисты и аналитики, как правило, уделяют телевидению как одному из влиятельнейших каналов коммуникации. Данный выбор неслучаен, так как уровень доверия населения Российской Федерации к российским телекомпаниям из года в год остается высоким. Подтверждение этому мы можем найти в отчетах по целому ряду социологических опросов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения6, а также в военно-социологических исследованиях Социологического центра Вооруженных Сил Российской Федерации7.

В коммуникативном процессе создания имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации стержневым и наиболее значимым всегда был и остается фактор, указывающий на характер деятельности Вооруженных Сил в той или иной военно-политической ситуации. В этой связи участие Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческой операции "по принуждению Грузии к миру" играет ведущую роль в формировании дискурса средств массовой информации и в то же время создает активное информационное поле для внедрения различных образов армии в российское общественное сознание. Это дает возможность утверждать, что имидж Вооруженных Сил Российской Федерации напрямую зависел

6 Тестирование отношения россиян к телевидению // Сервер Всероссийского центра изучения общественного мнения (www.wciom.ru).

7 Военно-социологические исследования: Сборник статей. 2007. № 4 (20). С. 14—15.

от успешных действий миротворческих частей и подразделений, а также приданных им частей и соединений Северо-Кавказского военного округа.

Для аргументации вышеизложенных рассуждений автор с помощью психолингвистической экспертной системы ВААЛ8 провел контент-анализ новостных пресс-релизов, размещенных на интернет-сайте Минобороны РФ, и новостных сообщений дикторов и тележурналистов ведущих телеканалов страны (Первый канал "Новости", ТК "Звезда", НТВ "Сегодня", РТР "Вести недели", РенТВ "24", и ТВЦ "События"). В качестве ключевых контентов были выбраны слова "миротворец", "миротворческий" и "миротворчество" , а также производные от них. Далее был определен временной интервал, который предполагалось изучить. Он составил двадцать дней (с 1 по 20 августа 2008 г.). Далее при помощи системы ВААЛ были получены данные, указывающие, на сколько процентов от средней частоты отклоняется частота встречаемости слов конкретной категории в данном тексте. По окончании контент-анализа были получены средние значения частоты упоминания выбранных контентов для каждого телеканала и интернет-релизов Минобороны Российской Федерации, что в последующем дало все основания для сравнения полученных результатов.

Следующим этапом в работе по анализу текстов стало применение метода семантического дифференциала9, позволившего оценить уровень восприятия общественностью действий российской армии в новой Закавказской войне. На рисунках, приведенных ниже, представлены оценки по шести шкалам семантического дифференциала (сила — слабость, позитив — негатив, активность — пассивность). Каждой из шкал соответствует своя категория контент-анализа. Нулевая оценка на каждой диаграмме — это средняя частота встречаемости слов из этой категории в общем массиве анализируемых текстов.

Результаты аналитических процедур показали, что в новостных сообщениях пресс-релизов интернет-сайта Минобороны РФ частота встречаемости в текстах негативно окрашенных слов на 16% меньше, чем в среднем по всем сообщениям российских телеканалов.

8 ВААЛ — психолингвистическая экспертная система, которая позволяет проводить социологические и социолингвистические исследования, контент-анализ текстов, мониторинг средств массовой информации (www.vaal.ru).

9 Семантический дифференциал — метод количественного и качественного исследования значений понятий (объектов) с помощью набора биполярных шкал с определенным количеством делений на каждой, задаваемых парой антонимич-ных прилагательных или другими аналогичными оппозициями. Семантический дифференциал широко применяется для исследования объектов в различных сферах деятельности: социологии, социальной психологии, психодиагностике, педагогике, психолингвистике, теории массовых коммуникаций (Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск, 2003).

Рис. 1. Показатели шкал "позитива" и "негатива" в сообщениях телеканалов и интернет-сайта Минобороны РФ (в %)

Наибольшая частота употребления позитивно окрашенной лексики в контексте миротворцев наблюдалась у Первого канала; самая высокая частота негативно окрашенной лексики — у РенТВ, а самый низкий показатель позитивных сообщений — у телеканала ТВЦ.

Рис. 2. Показатели шкал "сила" и "слабость" в сообщениях телеканалов и интернет-сайта Минобороны РФ (в %)

Частота употребления слов, относящихся к категории шкалы "сила", примерно одинакова у телеканалов и у пресс-релизов интер-

нет-сайта Минобороны Российской Федерации. Однако частота упоминания лексики, относящейся к категории "слабость", у Минобороны Российской Федерации самая низкая, а самая высокая — у телеканала НТВ. Данные результаты могут свидетельствовать об отсутствии в структурах Минобороны Российской Федерации экспертных систем, позволяющих готовить тексты с заданной силой воздействия на определенную целевую аудиторию.

Результаты, полученные по шкалам "пассивность" и "активность", говорят о том, что наряду с высоким показателем по шкале "слабость" телеканал НТВ имеет и самый высокий показатель по шкале "пассивность".

Данное обстоятельство наталкивает на размышления о том, что телеканал, принадлежащий Газпром-Медиа, при определении своей информационной политики в период проведения операции "по принуждению Грузии к миру" руководствовался негосударственными информационными подходами в выборе новостного дискурса. Среди тех, кто распространял сообщения, имеющие в своей лексике высокие показатели шкалы "активность", необходимо отметить Первый канал, интернет-сайт Минобороны РФ и телеканал ТВЦ. Такой результат позволяет констатировать, что подготовленные данными медийными структурами сообщения твердо и уверенно подтверждали выбранную руководством страны линию по военному урегулированию возникшего вооруженного конфликта и в то же время активно создавали положительный имидж российской армии.

1

1 р 1

1 1 1 1 1 \\\

— 1 '1 1 I-

ИИ ^ -

ЗВЕЗДА НТВ ПЕРВЫЙ РТР РенТВ ТВЦ МО

Активность Пассивность

Рис. 3. Показатели шкал "активность" и "пассивность" в сообщениях телеканалов и интернет-сайта Минобороны РФ (в %)

10 ВМУ, социология и политология, № 4 145

Таким образом, проведенный анализ деятельности российского телевидения и интернет-сайта Минобороны РФ может служить основанием для выдвижения предложений, касающихся корректировки деятельности государственных субъектов политики в сфере формирования имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Военно-социологические исследования. Сборник статей. № 4 (20). М., 2007.

Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 1995.

Малаканова О.А. Имидж политического института как предмет социологического исследования: Дис. ... канд. социол. наук. Самара, 1999.

Материалы с сайта создателей психолингвистической экспертной системы ВААЛ (www.vaal.ru).

Прудников Л.А. Политические технологии как фактор формирования имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. Воен. ун-т. М., 2004.

Социологическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.Н. Иванов. М., 2003.

Формирование масс: Природа общественных связей и технологии "паблик рилейшнз": Опыт историко-социологического исследования. Калининград, 2001.

Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.